Бензиновый электрогенератор – это механизм, который преобразовывает энергию от двигателя внутреннего сгорания в электроэнергию. Эти устройства применяются как автономные источники электроснабжения. Они имеют мощность до 10-15 кВт и чаще всего применяются как аварийный или резервный источник электроэнергии.
Упрощенно агрегат состоит из двух элементов – бензинового двигателя и электрического генератора, который и вырабатывает электрический ток. Эти элементы располагаются на общей раме, к которой крепятся дополнительные детали – бак для горючего, органы управления, бензиновая топливная арматура и т.п. Рама может быть открытой или закрываться съемным кожухом, который защищает бензиновую мини-электростанцию от осадков и уменьшает уровень шума.
Характеристики бензогенераторов
Бензогенераторы имеют следующие конструктивные особенности:
- с двухтактным или четырехтактным двигателем;
- с асинхронным или синхронным генератором;
- однофазные или трехфазные;
- инверторные и сварочные.
Двухтактные бензиновые двигатели имеют более простую конструкцию, и как следствие, меньший вес. Это обусловлено их принципом работы, когда поршень совершает полезную работу всего за 2 хода. В четырехтактных двигателях полезная работа производится за 4 хода поршня, что усложняет конструкцию и увеличивает вес устройства. Но эти сложности компенсируются меньшим потреблением топлива, увеличенным моторесурсом и низким уровнем шума, по сравнению с двухтактными двигателями.
Асинхронный генератор отличается простой конструкцией, его ротор (вращающаяся часть) не содержит обмоток, они вынесены в статор (неподвижную часть). Это позволяет получить надежный агрегат, хорошо защищенный от попадания внутрь пыли и жидкости. Но у такого решения есть определенный недостаток – плохая реакция на пусковые и пиковые нагрузки, возникающие при подключении потребителей, особенно таких, как пылесос, кухонный комбайн, дрель и т.п. Этих недостатков лишен синхронный генератор, который имеет обмотки как на роторе, так и на статоре. Специальная электронная схема по принципу обратной связи регулирует соотношение силы тока и напряжение между обмотками. Это позволяет синхронному генератору поддерживать равномерность параметров генерируемого тока и без последствий переносить пусковые и пиковые нагрузки. Недорогой дизельный генератор на 5 кВт – оснащение, которым в пределах производства или строительства можно запитать.
От количества фаз зависит величина выходного напряжения бензогенераторов. Однофазные модели выдают напряжение номиналом 220 В, трехфазные модели – номиналом 380 В. Как правило, трехфазные электрогенераторы имеют возможность получения 220 В путем подключения нагрузки на одну фазу. При этом нагрузка на одну фазу не должна превышать 30 % от номинальной мощности портативной электростанции. Некоторые модели могут выдавать напряжение номиналом 12 В.
Для получения выходного напряжения со стабильными параметрами применяются инверторные генераторы. У них получаемый электрический ток сначала идет в инвертор, который его преобразует в постоянный, а потом снова превращает в переменный и только потом отдает потребителям. По статистике, около 70 % времени устройства для генерации тока работают на минимальной нагрузке. Обычные генераторы для поддержания стандартной частоты тока в 50 Гц должны при любой нагрузке, в том числе и минимальной, работать с частотой 3000 оборотов в минуту. Инвертор позволяет при сохранении частоты снижать обороты до 1000 оборотов в минуту, что уменьшает потребление топлива в несколько раз. К недостаткам инверторных генераторов относится ограничение по мощности (не более 7 кВт) и сложная конструкция электротехнической части.
Сварочные генераторы предназначены для питания сварочных аппаратов. Сварочные работы характеризуются большими перепадами и крайне неравномерными скачками потребления тока. Для этого агрегат оснащается специальным регулятором силы тока и напряжения с защитой от перегрузок. Такой узел позволяет поддерживать долгий срок эксплуатации бензинового сварочного генератора без поломок.
Источник: