Цели и задачи противопожарной пропаганды
Лекция «Организационные основы обеспечения пожарной безопасности в организации»(3)
СОДЕРЖАНИЕ
1. Противопожарная пропаганда
Статьей 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ определено, что основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности на органы государственной власти, органы местного самоуправления возложены полномочия по проведению противопожарной пропаганды и обучению населения мерам пожарной безопасности.
Статья 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ определяет, что противопожарная пропаганда — это целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации.
В целях реализации положений Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ органами местного самоуправления организуется и обеспечивается проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности.
Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности является одной из форм профилактики пожаров и гибели людей при них.
Противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности по месту жительства осуществляется через:
тематические выставки, смотры, конференции, конкурсы;
средства печати — выпуск специальной литературы и рекламной продукции, листовок, памяток;
публикации в газетах и журналах;
радио, телевидение, обучающие теле- и радиопередачи, кинофильмы, телефонные линии, встречи в редакциях;
устную агитацию — доклады, лекции, беседы;
средства наглядной агитации — аншлаги, плакаты, панно, иллюстрации, буклеты, альбомы, компьютерные технологии;
работу с творческими союзами (союз журналистов, союз художников, союз композиторов и т.д.) по пропаганде противопожарных знаний.
Еще одной формой противопожарной пропаганды могут быть сходы граждан, на которых также принимаются решения по вопросам обеспечения пожарной безопасности в границах муниципального образования.
Обучение учащихся средних общеобразовательных школ и воспитанников дошкольных учреждений мерам пожарной безопасности осуществляется посредством:
— преподавания в рамках уроков ОБЖ;
— тематических творческих конкурсов среди детей любой возрастной группы;
— спортивных мероприятий по пожарно-прикладному спорту среди школьников и учащихся высших, средних специальных учебных заведений и учебных заведений начального профессионального образования;
— экскурсий в пожарно-спасательные подразделения с показом техники и проведением открытого урока обеспечения безопасности жизни;
— организации тематических утренников, тематических игр, викторин;
— организации работы в летних оздоровительных лагерях;
— создания дружин юных пожарных (ДЮП);
— оформления уголков пожарной безопасности.
Для организации работы по пропаганде мер пожарной безопасности, обучения населения мерам пожарной безопасности на территории муниципального образования руководителем органа местного самоуправления соответствующим муниципальным нормативным актом назначается ответственное должностное лицо, определяется порядок контроля и учета работы, проводимой органами местного самоуправления поселений, городских округов, руководителями организаций, учреждений, учебных и дошкольных заведений независимо от формы собственности.
Должностное лицо органа местного самоуправления, ответственное за проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности, ведет всю необходимую документацию по планированию и учету работы, контролирует ее ведение руководителями органов местного самоуправления поселений, городских округов, организаций.
Органы местного самоуправления являются основными организаторами и исполнителями мероприятий по противопожарной пропаганде и обучению населения мерам пожарной безопасности на территории муниципального образования.
Кроме этого, проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности может возлагаться на инструкторов пожарной профилактики.
На противопожарную пропаганду и обучение в местных бюджетах в обязательном порядке предусматриваются денежные средства.
Противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности проводится на постоянной основе и непрерывно.
2. Уголки пожарной безопасности.
Уголок пожарной безопасности – это конструкция, содержащая текстовой и графический материал о причинах возгораний, их последствиях и правилах поведения людей при возникновении чрезвычайной ситуации техногенного характера. Согласно действующему законодательству, стенды размещают внутри общественных зданий, на предприятиях, в учебных и лечебных учреждениях. Использование наглядного пособия позволяет на подсознательном уровне формировать у людей ответственность за поведение в быту и на рабочем месте, готовность действовать в условиях возгораний и задымлений.
В уголке должны быть вывешены плакаты по мерам пожарной безопасности, инструкция по пожарной безопасности, список добровольной пожарной дружины с их обязанностями при пожаре.
Под противопожарным стендом понимается специальная конструкция, на которой размещены текстовые, графические или фотоматериалы о пожарной безопасности. Стандартный размер − 490×770 мм, может изменяться в зависимости от объема материала. Оформление различно: графики, брошюры, яркие иллюстрации, плакаты. Однако вся информация должна иметь отношение к пожарной безопасности, и не противоречить действующим на данный момент законодательным актам РФ и предписаниям МЧС России. Все важные данные должны быть написаны крупно и разборчиво.
На предприятии
Рекомендуется придерживаться следующего содержания: схема здания и указание расположения аварийных выходов; способы эвакуации в случаи ЧС; телефоны служб чрезвычайного реагирования; порядок действия работников и персонала при извещении о возникновении пожара; правила пользования самоспасателями; описание огнетушителей: какие типы бывают, особенности их работы, и как правильно ими пользоваться; рекомендации об оказании первичной помощи пострадавшим; схема расположения средств пожаротушения; профилактические мероприятия по предупреждения огнеопасной ситуации. Стенд пожарной безопасности на предприятиях, которые отличаются повышенным уровнем пожарной опасности, может содержать информацию об особенностях производства, дополнительных мерах безопасности (автоматические установки по ликвидации возгорания, оповещатели, вспомогательное оборудование). Кроме того, в дополнительных ячейках располагаются брошюры для самостоятельного изучения. На сегодняшний день существуют 2 вида информационных стендов. Это напольные и настенные. По желанию, они могут быть стационарными или мобильными (передвижными).
Примеры оформления пожарного уголка представлены ниже.
3. Практическая отработка и закрепления теоретического материала
Под руководством преподавателя каждый из обучаемых, составляет проект уголков пожарной безопасности для своего предприятия с учетом индивидуальных особенностей. Руководитель занятия должен контролировать, соответствие разработанных проектов уголков пожарной безопасности действующим нормативным актам в области пожарной безопасности, при необходимости в носить коррективы в ходе выполнения задания .
Цели и задачи противопожарной пропаганды
Противопожарная пропаганда является одним из основных направлений в работе службы профилактики органов государственного пожарного надзора и строится с учетом современных средств и методов воздействия на различные слои и группы населения.
Если возможно проводить профилактику пожаров, связанных с недосмотром или беспечностью отдельных лиц, то предотвращение пожаров, происходящих в результате незнания людей об опасности, целиком зависит от состояния противопожарной пропаганды.
Перед противопожарной пропагандой поставлены следующие задачи: предотвращение пожаров от наиболее распространенных и специфических (характерных) причин; воспитание у людей чувства ответственности за сохранение человеческой жизни, собственности и личного имущества от огня; обучение и ознакомление работников предприятий, учреждений, организаций, населения, учащихся школ, студентов вузов с правилами пожарной безопасности; выработка у них навыков правильных действий при пожарах; выработка у них навыков работы с первичными средствами пожаротушения; воспитание грамотного отношения к окружающим элементам пожарной опасности, скрытым в технологических процессах, приборах и агрегатах, веществах и изделиях, составляющих основу производства и быта; популяризация деятельности пожарной охраны, повышение авторитета пожарной охраны, создание позитивного общественного мнения вокруг нее; освещение передового опыта и научно-технических достижений в области предотвращения и тушения пожаров [23].
Из задач вытекает стратегическая цель противопожарной пропаганды – сокращение числа пожаров, а следовательно, числа жертв и размера материального ущерба от них. Некоторые специалисты полагают, что именно в воспитании у человека с помощью различных форм пропаганды своеобразного чувства «пожарной ответственности» – воспитании, которое должно начинаться с детства и продолжаться всю жизнь, скрыт немалый резерв повышения уровня пожарной безопасности в целом.
Анализ поставленных перед противопожарной пропагандой задач, а также ряда направлений общей идеологической пропаганды, соответствующих этим задачам, позволяет сделать вывод, что тактическими целями в настоящий момент должны стать: внедрение в сознание людей понимания существования проблемы пожаров (именно проблемы, а не отдельных случаев); разъяснение каждого из аспектов этой проблемы (на общих и локальных примерах); воспитание у населения чувства опасности и ответственности; изменение традиционно сложившегося отношения к пожарным и добровольцам в сторону максимальной позитивности и престижности; повышение приоритета требований пожарной безопасности в сравнении с другими (экономическими, временными и т. п.); закладка с детского возраста (и поддержание на протяжении всей жизни) моральных устоев и социальных стереотипов отношения к пожару; планомерное стирание (а при возможности и ломка) устоявшихся негативных шаблонов и субъективной (ложной) убежденности в том, что пожаров мало, что они редки, случайны и стихийны.
Однако постановкой целей дело не может ограничиться, ибо необходимо спланировать формы и средства их достижения, а правильное планирование невозможно без оптимального распределения усилий и ресурсов. Для составления плана работы по достижению той или иной цели с учетом сбалансирования усилий можно использовать достаточно апробированный и доказавший свою эффективность научный прием, который известен как построение «дерева целей». Суть его заключается в том, что после определения ряда целей (в данном случае тактических) каждая цель (ей присваивается нулевой ранг) делится на подцели (или цели первого ранга), которые, в свою очередь, подразделяются на цели второго, третьего и т. д. рангов. В результате получается система целей с определенной ранжировкой, выглядящая, как разветвленное дерево.
Возьмем, к примеру, одну из наших тактических целей: «воспитание у населения чувства опасности и ответственности» (нулевой ранг).
Цели первого ранга – воспитание (обучение) на производстве, в семье, по месту жительства (в городской или сельской среде); второго ранга – направления для достижения целей, для решения поставленной задачи. Например, на производстве это может быть совершенствование системы обучения, улучшение инструктажей, в семье – поиск каких-то форм личной заинтересованности в соблюдении правил пожарной безопасности и стимулирования этой заинтересованности и т.д. Цели третьего ранга – формы осуществления выбранных направлений с временными допусками; четвертого ранга – средства осуществления целей.
Построение «дерева целей» – работа нелегкая и к ней надо привлекать всех участников пропагандистской деятельности (журналистов, руководителей средств массовой информации и т. д.). При этом, как правило, находятся неординарные, свежие решения.
«Дерево целей» полезно еще и тем, что позволяет сравнительно равномерно распределить имеющиеся средства и силы за счет альтернативных, но обоснованных решений. Одновременно оно дает возможность обдуманно перераспределять цели, усилия, приоритеты в зависимости от реально меняющейся обстановки и условий.
Достижение каждой из целей должно быть разбито на этапы, шаги, кампании, мероприятия и т. п., другими словами, должен быть составлен своеобразный сетевой график, каждое звено которого необходимо сопровождать обоснованными критериями оценки эффективности. Естественно, что к этой работе должны быть органично привлечены все органы противопожарной пропаганды и заинтересованные организации.
Пожарно-техническая пропаганда и агитация имеет большую силу воздействия на массы, потому что в ее основе заложена партийная идейность, направленная на дальнейшее укрепление богатства и могущества нашей Родины. Каждый человек понимает, что, чем богаче наша страна, тем лучше и зажиточнее будет его личная жизнь.
Проведение агитационно-массовой работы в этом направлении способствует воспитанию у широких масс трудящихся высокой сознательности, бережливого отношения к народному достоянию.
Важной чертой, усиливающей воздействие пожарно-технической пропаганды и агитации, является ее правдивость и конкретность. Все материалы, которые разрабатываются издательствами или другими творческими организациями республики совместно с органами пожарной охраны, базируются на конкретных, действительно имевших место, фактах. При этом в большинстве случаев, указываются причины возникновения пожаров, называются виновные. Такие конкретные материалы слушатели лучше воспринимают и запоминают.
Ясность пожарно-технической пропаганды и агитации — основное условие воздействия на широкие слои населения.
Каждый агитатор обязан постоянно помнить указание В. И. Ленина о том, что следует «говорить просто и ясно, доступным массе языком, отбросив решительно прочь тяжелую артиллерию мудреных терминов, иностранных слов, заученных, готовых, но непонятных еще массе, незнакомых ей лозунгов, определений, заключений».
В своей работе агитаторам необходимо учитывать интересы конкретной аудитории, подбирая для этого соответствующие примеры и факты, готовить наглядную агитацию.
В свете этоготребования агитаторы не должны забывать о целеустремленности и действенности в своей работе.
Общие требования, общий призыв к сохранению народного добра от пожаров агитаторы должны сочетать с задачей того промышленного предприятия, стройки, колхоза, совхоза, домоуправления, где они проводят свою работу. От общей задачи – усиление пожарной безопасности – агитатор, как правило, переходит к частной задаче, которую должен решить данный коллектив. Агитация, оторванная от конкретных задач, – не действенна, не доходчива и не целеустремленна. Работа агитатора в этом случае не принесет желаемых результатов.
В подтверждение этого можно привести рассказ члена добровольной пожарной дружины Киевского авторемонтного завода т. Шило. Делясь опытом своей работы, он говорит:
«Вот уже четыре года как я в свободное от работы время провожу в цехе беседы на противопожарные темы. За этот период были у меня и неудачи. Как-то начальник дружины поручил мне провести беседу на тему: “Соблюдение правил пожарной безопасности – залог успеха в обеспечении хорошего противопожарного состояния объекта”.
Готовился я к этой беседе добросовестно. Подобрал литературу, сделал необходимые выписки, припомнил некоторые случаи из жизни.
Но вот во время беседы вижу: один сидит, опустив голову, глаз на меня не поднимает, другие безразлично смотрят по сторонам, а кое-кто разговаривает. Чувствую – не слушают люди. Закончив выступление, я попросил товарищей высказаться. Но не нашлось ни одного желающего поддержать беседу. Позднее один из рабочих сказал мне:
– Ты говорил как будто все правильно, но вот за живое никого не задел. Скучно как-то у тебя получается. Все это мы уже раньше слышали.
Выступление мое действительно было неконкретным, оторванным от жизни цеха. Поэтому слушатели и остались равнодушными».
Противопожарная пропаганда и агитация должна носить боевой, наступательный характер. Агитировать – это не только уговаривать, убеждать, но и изобличать, бороться с косностью и пережитками прошлого, помогать людям исправиться. Наиболее злостных нарушителей противопожарных правил следует обсуждать на собраниях в коллективах, где они работают, критиковать в газетных статьях и заметках, на страницах сатирических изданий.
Важное значение в пожарно-технической пропаганде и агитации имеет организация и проведение пожарно-технического минимума и инструктажа среди рабочих промышленных предприятий, специалистов сельского хозяйства, домохозяек. В 1966 г. пожарно-техническим минимумом и инструктажем было охвачено свыше миллиона человек.
Для проведения инструктажей и пожарно-технического минимума со специалистами сельского хозяйства работниками пожарной охраны разрабатываются и издаются массовыми тиражами специальные памятки, брошюры или инструктивные беседы. Только за последнее время были изданы брошюра «Меры пожарной безопасности в животноводческих помещениях» тиражом 150 тысяч экземпляров, памятка для механизаторов сельского хозяйства и др.
Организация противопожарной пропаганды, цели и задачи
Необходимость обучения населения правилам пожарной безопасности вызывается тем, что большинство пожаров происходит в жилых домах. При этом пожары в жилых домах чаще, чем другие сопровождаются гибелью и травмами людей.
Практика показывает, что пожары в жилых домах происходят, главным образом из-за незнания и несоблюдения населением правил пожарной безопасности в быту. Именно поэтому основными причинами пожаров в жилом секторе на протяжении продолжительного времени остаются неосторожное обращение с огнем, небрежное пользование нагревательными при борами и предметами бытовой химии, нарушение правил эксплуатации электропроводок, различных токоприемников и газовых плит, детская шалость с огнем. Порядок обучения населения правилам пожарной безопасности регламентируется рядом документов, прежде всего Правилам и пожарной безопасности для жилых домов, административных зданий” общежитии,гостиниц и индивидуальных гаражей. Согласно этим правилам, ответственность за пожарную безопасность жилых домов местных Советов и ведомств, а также общежитий возлагается на управляющих домами, комендантов, начальников и главных инженеров жилищно-эксплуатационных коммунальных отделов.
Отсюда вытекает необходимость самого непосредственного участия этих категорий лиц в работе по обучению населения правилам пожарной безопасности в жилых домах. Организуя обучение населения в районах, для координации этой работы целесообразно создать специальные штабы или комиссии во главе с заместителями председателей райисполкомов. Весь жилой сектор в сельской местности разбивают на участки по сельским и поселковым Советам, а в городах по домоуправлениям, ЖКО, ЖСК, ДЭЗ, а также кварталам и уличным комитетам (для, жилых домов, принадлежащих гражданам на правах личной собственности). За каждым таким участком решением исполкома закрепляется организатор обучения. Организаторами обучения могут быть работники местных органов пожарной охраны, управляющие домами, начальники и инженеры жилишно-эксплуатационных организаций. Общественных инструкторов готовят во всех районах.
За каждым из них закрепляют определенную группу жилых домов, сельский населенный пункт (их может быть несколько, если они небольшие, это может быть часть крупного населенного пункта). В поселках и городах за инструкторами закрепляют улицы (желательно по участкам уличных комитетов), квартал, микрорайоны, домоуправления, ЖКО, ЖСК, ДЭЗ, а в больших дворax – подъезды. Последовательность обучения населения определяется специальными графиками, составляемыми организаторами обучения совместно с общественными инструкторами. Обучение вначале надо сосредоточить в тех жилых районах и домах, где наиболее часто происходят пожары и загорания.
-индивидуальное обучение в составе одной, двух или трех семей (как основная форма);
-групповые инструктивные беседы;
-проведение противопожарного инструктажа новоселов.
Собеседования инструктивного порядка с одним или несколькими жильцами лучше всего проводить непосредственно в квартирах и индивидуальных домах. Жильцам необходимо разъяснить, что обучение правилам пожарной безопасности проводится в их же интересах. Инструктор должен так строить занятия, чтобы оно не превышало 30-40 мин, проходило в форме непринужденной беседы и в порядке ответов на вопросы. Если при посещении квартиры, общежития или индивидуального дома обнаружится нарушение правил пожарной безопасности, то на это надо обратить внимание проживающих, рассказать о последствиях, к которым может привести то или иное нарушение, убедить людей принять немедленно меры к устранению недочетов. Особое внимание должно быть обращено на выполнение требований пожарной безопасности жильцами домов повышенной этажности. Проживающие в этих домах должны иметь ясное представление о тех инженерных устройствах, которые позволяют избежать при пожаре задымления лестниц, дают возможность обеспечить быструю и безопасную эвакуацию людей с верхних этажей, использовать внутренний, водопровод для тушения пожара.
Очень важно, чтобы жильцы таких домов хорошо усвоили правила поведения в случае пожара и умели пользоваться в необходимых случаях системами противопожарной защиты. Все эти вопросы должны быть тщательно разъяснены квартиросъемщикам и членам их семей в процессе обучения. Они должны быть предупреждены о недопустимости таких нарушений, как загромождение эвакуационных люков на балконах, повреждение устройств для пуска насосов-повысителей и вентиляторов, обеспечивающих подпор воздуха на лестничных клетках, снятие с дверей пружин и уплотняющих противодымных устройств и. т. д. Присутствующие на беседе должны быть зарегистрированы в журнале учета обучения населения. Ответственные квартиросъемщики и владельцы домов должны быть не только проинструктированы, но и предупреждены под роспись в журнале учета о персональной ответственности за допущенные нарушения, которые могут привести к пожару. Всех отсутствующих в момент занятий надо обязательно учесть для того, чтобы в последующем дополнительно провести с ними групповые инструктивные беседы. Для проведения групповых инструктивных бесед на противопожарные темы с членами семей, не охваченных индивидуальным обучением, рекомендуется оборудовать при домоуправлениях и на опорных пунктах милиции пожарно-технические комнаты или уголки с набором брошюр, плакатов, фотографий и других наглядных материалов.
В сельских населенных пунктах в летнее время эту работу можно проводить на улице, собирая в одном из дворов жильцов нескольких домов. Групповые инструктивные беседы рекомендуется устраивать также для людей, проживающих в общежитиях и домах гостиничного типа, где имеется возможность собрать однородную аудиторию слушателей. Владельцев индивидуальных гаражей и садовых участков также целесообразно инструктировать группами, обращая их внимание на меры пожарной безопасности. О дне и месте проведения групповой беседы население заранее информируют, вывешивая объявления. Извещение населения о дне, месте и времени про ведения обучения можно возложить на домоуправления, ДЭЗ, ДПО, членов ЮДПД.
В качестве дополнительного мероприятия к двум названным формам обучения населения может быть рекомендован противопожарный инструктаж новоселов ответственных квартиросъемщиков. Он проводится при выдаче ключей от новых квартир в домоуправлениях. Квартиросъемщиков знакомят с решениями исполкомов местных Советов в части ответственности за сохранность и содержание в исправном состоянии жилищного фонда и соблюдения противопожарных правил, разъясняют основные меры пожарной безопасности в быту и вручают памятку по этим вопросам. Независимо от формы обучения населения (индивидуальное, по квартирам или групповое) очень важно добиться максимальной убедительности излагаемого материала. Сухая, шаблонная, без характерных примеров беседа трудно воспринимается. И наоборот, собеседование, построено на фактах реальных пожаров и иллюстрированное наглядными материалами, повышает эффект восприятия.
Учитывая это, каждый общественный инспектор должен обязательно иметь в своей рабочей папке подсобный учебный и иллюстративный материал: – копию решения (или выписку из него) исполкома местного Совета народных депутатов о проведении обучения населения правилам пожарной безопасности; типовые правила пожарной безопасности для жилых домов; примерный текст беседы; набор плакатов по правилам пожарной безопасности в быту, фотографии последствий пожаров. В процесс е обучения могут быть использованы также диафильмы и магнитофильмы. Кроме того, у инструктора! должны быть различные агитационные материалы (памятки для населения, буклеты, открытки и т. п.), которые после про ведения беседы он оставляет в квартире (доме) Обучение населения по месту жительства целесообразно сопровождать широкой пропагандой мер пожарной безопасности, используя сложившиеся на практике формы и методы этой работы. Ими могут быть тематические вечера, фестивали противопожарных фильмов, выступления пожарных работников в клубах и лекториях, выпуск сатирических стенных газет, выступления через местные радиоузлы, проведение викторин в школах, показ пожарной техники и т. д.
Однако все эти мероприятия должны рассматриваться как сопутствующие. Основное же внимание должно быть уделено самому обучению. Справки о численности обученных должны представляться общественными инструкторами организаторами обучения, который один- два раза в месяц встречается с ним и составляет сведения о ходе обучения населения по своему участку, которые затем концентрируются и обобщаются в местных органах Госпожнадзора. Наиболее добросовестных и активных общественных инструкторов за высокое качество работы целесообразно поощрять денежными премиями и ценными подарками за счет средств ДПО. При этом результаты их работы в конечном итоге должны оцениваться с учетом положения дел с пожарами на тех участках, где они проводят обучение населения. Обучение населения правилам пожарной безопасности – не кратковременная кампания. Эта работа рассчитана на несколько лет, поэтому проводить ее следует планомерно и целеустремленно. Некоторые общественные инструктора в погоне за охватом обучения населения сводят свою работу только к сбору подписей об ответственности квартиросъемщиков и владельцев домов с вручением им памяток.
Такая форма работы не может быть признана правильной. Цель обучения населения – научить людей правилам пожарной безопасности в быту и в конечном счете предупредить возможность возникновения пожаров в жилых домах
Цели и задачи противопожарной пропаганды
канд. техн. наук, доцент,
по учебной и научной работе
организации «Институт безопасности труда»
Системный подход к противопожарной пропаганде и обучению мерам пожарной безопасности — важнейшая составляющая деятельности по профилактике пожаров
В основу статьи положен анализ нормативных правовых актов и нормативных документов, содержащих требования к противопожарной пропаганде и обучению мерам пожарной безопасности, роли данных мероприятий в пожарной профилактике. Внесены предложения по повышению мотивации и эффективности их проведения с учетом современного развития экономических отношений и изменений положений технического регулирования в области пожарной безопасности. Приведены основные направления обучения мерам пожарной безопасности персонала организаций и некоторые рекомендации по их реализации.
Ключевые слова: профилактика пожаров, требования пожарной безопасности, нарушение требований пожарной безопасности, меры пожарной безопасности.
Обязательность противопожарной пропаганды* и обучения мерам пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом РФ «О пожарной безопасности» [1] и «Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03) [2]. Данные мероприятия должны организовывать и проводить органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации. Например, Правительство г.Москвы ежегодно издает распоряжения об усилении пожарной безопасности в столице, в которых органам исполнительной власти, департаментам, префектурам и т.д. ставятся конкретные задачи, в том числе:
— проведение конкурсов на противопожарную тематику;
— организация ежемесячного разъяснения в образовательных учреждениях, окружных и районных средствах массовой информации требований пожарной безопасности;
— осуществление регулярных встреч с населением по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
— размещение информации по пожарной безопасности на стендах префектур, управ, подъездах жилых домов;
— распространение листовок-памяток для населения о соблюдении мер пожарной безопасности в быту и правил поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций и т.д.
* Противопожарная пропаганда — целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения.
Школьники, учащиеся и студенты должны приобретать знания, умения и навыки в области пожарной безопасности при изучении предметов и дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности», проведении внеклассных мероприятий (викторин, конкурсов, соревнований и т.п.), участии в добровольных дружинах юных пожарных и т.д.
С руководителями и ответственными за пожарную безопасность дошкольных учреждений в рамках пожарно-технического минимума изучаются рекомендации по обучению детей дошкольного возраста основам правил пожаробезопасного поведения.
Вместе с тем по данным МЧС РФ в 2008 году только в результате неосторожного обращения с огнем произошло 44,8% пожаров. Остальные причины пожаров также связаны в основном с «человеческим фактором»: нарушение правил устройства и эксплуатации электроустановок и печей, проведения огневых работ и т.д.
Количество погибших при пожарах в Российской Федерации в 2008 году составило 15165 чел., что с учетом численности населения страны существенно превышает среднестатистические мировые показатели. Так, индивидуальный пожарный риск, т.е. степень опасности, ведущей к гибели отдельного человека в результате воздействия опасных факторов пожара, в России в 3-5 раз выше, чем в большинстве других экономически развитых стран.
К сожалению, в реальности граждане часто не знают общих требований пожарной безопасности, причин возникновения пожаров, нарушают правила курения, пользования открытым огнем, оставляют под напряжением на длительное время без присмотра телевизоры, компьютеры и другие электроприемники, не принимают меры к поддержанию электрооборудования в пожаробезопасном состоянии. Доля пожаров в жилом секторе от общего числа по России в 2008 году составила 71,3%.
Практический опыт организации и проведения занятий на предприятиях показывает, что на многих из них имеют место грубые нарушения установленных нормативными документами требований. Слабые знания руководителей и должностных лиц не позволяют им организовать эффективную деятельность по предупреждению пожаров, обеспечению при их возникновении возможности быстрой и безопасной эвакуации людей, являются причиной непонимания важности деятельности в области пожарной безопасности.
Таким образом, имеет место противоречие: с одной стороны, документально сформирована система противопожарной пропаганды и обучения мерам пожарной безопасности, с другой — основная часть пожаров происходит по вине людей вследствие незнания и (или) несоблюдения требований пожарной безопасности. Соответственно можно сделать вывод, что на практике мероприятия по противопожарной пропаганде и обучению мерам пожарной безопасности часто не выполняются либо проводятся формально и несистематически.
В целях формирования систематизированных знаний, умений и навыков граждан по соблюдению требований пожарной безопасности, действиям в чрезвычайных ситуациях представляется необходимым более активно проводить противопожарную пропаганду по телевидению, прежде всего по центральным каналам. Для этого можно ввести регулярную передачу, в которой рассматривать наиболее актуальные темы по безопасности жизнедеятельности, в том числе по охране труда, пожарной и промышленной безопасности и т.д.
Необходимо повышать эффективность обучения мерам пожарной безопасности работников и мотивацию руководителей организаций по его проведению. В настоящее время в системе обучения имеются определенные недостатки, в частности:
— на занятиях не всегда раскрываются возможности положительного влияния работы в области пожарной безопасности на экономическую и социальную составляющие деятельности организации, что очень важно для руководителей;
Профилактика пожаров
Комплекс мер по предотвращению возгораний и обучению технике безопасности включает в себя профилактику пожаров и обучение технике безопасности. При этом большое внимание уделяется пожарной безопасности жилища.
Важность профилактики пожаров и охраны людей
Ее проведение поможет защитить вещи от повреждений, а главное — сохранит здоровье людей. Если соблюдать все требования пожарной безопасности, то можно избежать ущерба имущества. Снизится травматизм, уменьшится количество человеческих жертв. Такие правила:
- заботятся о сохранении окружающей среды;
- предостерегают повреждения имущества;
- способствуют созданию в коллективе атмосферы дружелюбия и доверия.
Очень важна профилактика лесных пожаров, которая содержит собственные методы.
Важно! При выборе способа предотвращения необходимо учитывать особенности помещения. Принимают во внимание класс опасности.
Как избежать возникновения пожара
В случае возникновения опасной ситуации, ее можно предотвратить. Применяют варианты:
- проведение проверки выполнения требований на предприятиях;
- проведение запланированных инспекций;
- проверка пожарной безопасности в здании;
- проведение инструктажа по технике безопасности;
- обучение навыкам, которые необходимы для работы с устройствами для тушения;
- введение должности ответственного за водоснабжение, проверку воды;
- проверка исправности огнетушителей, другого оборудования;
- соответствующее состояние эвакуационных выходов;
- установка автоматических систем пожаротушений;
- применение в местах повышенной опасности огнестойких материалов;
- правильная организация хранения и использования пожароопасных веществ.
Это важно. Проведение профилактических мероприятий по предупреждению пожаров — это информирование населения и установление технических средств.
Совместное применение этих методик дает максимальную эффективность.
Специальные технические средства
Для этого необходимо создать эффективную систему предупреждения. Иногда на производствах и в жилых домах используются:
- датчики дыма, автоматические сигнализации;
- датчики температуры, пожарные щиты;
- средства пожаротушения;
- световые, звуковые оповещатели;
- встроенная громкая связь.
Данные меры способствуют передаче сигнала тревоги, необходимой в случае возникновения пожара. Есть возможность эвакуировать людей, а также сообщить о наличии огня или задымления. В итоге — спасенные жизни и сохраненная собственность.
В настоящее время существует множество систем пожаротушения. При этом они подбираются индивидуально, все зависит от специфики каждого помещения.
Чтобы внедрить оборудование, необходимо правильно проинформировать персонал и научить их пользоваться им. В первую очередь нужно донести до людей информацию о наличии огнетушителей, сигнализации, датчиков задымления. Необходимо рассказать о звуковом и световом оповещении. Правильно организованная система информирования включает в себя:
- умение грамотно подать материал;
- ведение профилактических занятий.
- подготовка информационных материалов;
- организация семинаров, посвященных последствиям пожаров.
Это важно. Проведение занятий и семинаров по пожарной безопасности возлагается на сотрудников МЧС, ответственными за пожарную безопасность.
Обязанности гражданина, чтобы не допустить ЧС
В понятие профилактики входят сотни способов предупреждения, среди которых обучение граждан и проведение противопожарных инструктажей. На население возлагается ряд обязанностей:
- осторожность при использовании пиротехнических средств;
- запрещение розжига костров на природе;
- приведение в порядок придомовой территории;
- освобождение лестниц, эвакуационных выходов;
- наличие исправных электроприборов.
Для мусора есть отведенные места. При этом нельзя класть рядом горячие предметы и промасленную ткань в пакет.
В ресторанах, кафе, барах или любых других помещениях, в которых готовят продукты на углях, рекомендуется использовать гидрофильтр для мангала. Это устройство обеспечивает полное очищение воздуха от копоти, жира, понижает температуру угарного газа.
Кроме того, в обязанности граждан входят беседы, посвященные профилактике пожаров среди детей. Для этого:
- проводят инструктажи в школах и вузах;
- распространяют агитационные материалы.
Это дает положительные результаты — уменьшаются риски травмирования среди детей, снижается вероятность нанесения урона имуществу.
Противопожарная пропаганда проводится Госпожарнадзором.
Требования к жилым домам
При этом в соответствии с повышенными рисками возникновения пожара, для многоквартирных и частных строений существуют отдельные правила пожарной безопасности. Их использование снижает вероятность возникновения ЧС.
- владельцы квартир обязаны уметь пользоваться газовыми плитами и бытовыми приборами;
- в многоэтажном доме, где есть мусоропровод, необходимо регулярно проводить его чистку.
- места для курения оборудуют огнетушителями;
- на территории возле жилых домов запрещено разведение костров;
- назначают ответственное лицо в каждом подъезде;
- подвалы и чердаки должны быть закрыты на замок;
- организовывают четкую последовательность действий по контролю за работой огнетушителей.
Схема эвакуации позволяет выводить жителей в безопасную зону. Обеспечить путь из любой части здания на улицу. Необходимо очистить от грязи лестницы между этажами, проверить работу лифтовых подъемников.
Задачи пожарной профилактики
- Провести работы по ликвидации возможных возгораний.
- Создать ограничение на распространение пламени.
- Создать условия для вывода людей из помещения.
- В случае обнаружения очага возгорания, оперативный выезд на место происшествия, а также быстрый вызов пожарных.
Меры профилактики
Проводится профилактическая работа, которая включает в себя следующие мероприятия.
- Проверки на наличие пожарных сигнализаций.
- Наличие контроля за частотой проведения проверок.
- Проведение пожарно-технического обследования.
- Проверка противопожарных норм и правил.
- Обучение сотрудников правилам пожарной безопасности, инструктаж по применению средств тушения пожара.
- Назначить ответственного за состоянием противопожарной системы в здании.
- Наличие в здании пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре.
- Устанавливаются автоматические системы пожарной безопасности
- Использование негорючих моющих средств на опасных местах.
- Непосредственное хранение огнеопасных веществ в специальных местах.
Технические меры
Эти мероприятия, нацелены на создание эффективной системы предупреждения возгораний, которые включают в себя:
- наличие автоматической сигнализации;
- применение датчиков температурного режима и датчиков дыма;
- проведение монтажа автоматических средств пожаротушения;
- на предприятиях и в организациях, где есть пожарные щиты, применяются средства первичного пожаротушения.
Оповещение
На данный момент необходимо знать о противопожарных мерах. Это делается для того, чтобы создать правильную систему информирования, которая состоит из следующих моментов:
- серьезная учеба сотрудников, которые отвечают за качество обслуживания клиентов;
- выполнение профилактических занятий с сотрудниками пожарной охраны;
- публикация информации на сайте организации;
- создать дополнительные семинары на тему, связанную с пожарами и их последствиями.
Пропаганда безопасного поведения
Обязанности по проведению пропаганды противопожарных мер возложены на Госпожнадзор. Использует он следующие инструменты:
- организация проведения инструктажа в учебных заведениях;
- раздача агитационных материалов;
- организация семинаров и вебинаров.
Они способствуют разработке новых способов борьбы с пожаром, снизить его ущерб.
Задачи профилактической работы
Основы профилактики пожаров должны знать все. Уже в раннем детстве ребенок должен знать, что нельзя брать спички. Не оставляйте детей без присмотра взрослых.
Ограничение курения
Для курения существуют специальные безопасные зоны. Там установлены запретные знаки, пепельницы и урны.
Безопасность детей
Чтобы обезопасить себя от пожара, нужно убрать от детей спички, зажигалки. Их использование возможно только под присмотром взрослых.
Использование бытовой техники в доме
Качественная бытовая техника — это залог безопасности в доме. Если в процессе эксплуатации обнаруживается какой-либо дефект технического характера или же техническая неисправность, то необходимо такой прибор убрать. В любой момент неисправность прибора может привести к возгоранию.
Надо проверить ее на наличие обрыва, короткого замыкания и прочих неполадок. Для таких устройств, как стиральная машина, существует отдельная линия с розеткой, которая рассчитана на нагрузку устройства. Важно соблюдать общую нагрузку на розетку и не превышать ее максимальных значений.
Вентиляция
Не менее важную роль в системе вентиляции играют вентиляционные каналы. Необходимо, чтобы они были открыты.
Обязанности организаций
Основная задача профилактики пожаров — уменьшить вероятность возникновения огня. Решается она, в том числе, государственными органами власти и их представителями. Они являются ответственными за выполнение своих обязанностей, которых насчитывается немало. А именно:
- проведение профилактических мероприятий, контроль за соблюдением безопасности;
- бесплатное обучение ответственных лиц, обучение граждан;
- предупреждение возникновения огня на предприятиях, в транспорте, лесных массивах;
- контроль за выполнением рекомендаций контролирующих организаций;
- проведение монтажа информационных стендов об опасности разведения костров;
- обеспечение исправности датчиков сигнализации;
- установка информационных табличек;
- проработка путей эвакуации;
- контроль за использованием огнеупорных стройматериалов в отделке;
- участие сотрудников МЧС в ликвидации последствий пожара.
Обеспечивается и главная цель профилактики пожаров — недопущения распространения пожара
Это важно. Ответственность возлагается на руководителей и назначенных ими лиц.
С наступлением августа, когда трава становится сухой, возрастает вероятность пожаров и страшных последствий от возгорания. Это большая беда для людей, которые остаются без крыши над головой.
Причин пожара очень много. Брошенная спичка, не затушенная сигарета или не залитый водой костер. В конце лета можно увидеть выжженные территории, прилегающие к жилым домам.
На первый взгляд может показаться, что пожарники только тушат пожар. Но это не так. Для них важна профилактическая работа с населением, чтобы не допустить пожарища.
bgd_community
Безопасность жизнедеятельности
Пожарная профилактика — комплекс инженерно-технических и организационных мероприятий, направленных на обеспечение противопожарной защиты объектов народного хозяйства.
Целью пожарно-профилактической работы является поддержание в стране высокого уровня пожарной безопасности в городах, населенных пунктах, местах концентрации материальных ценностей и на объектах народного хозяйства путем приведения их в образцовое
противопожарное состояние.
Основными задачами профилактической работы являются: разработка и осуществление мероприятий, направленных на устранение причин, которые могут вызвать возникновение пожаров; ограничение распространения возможных пожаров и создание условий для успешной эвакуации людей и имущества в случае пожара; обеспечение своевременного обнаружения возникшего пожара, быстрого вызова пожарной охраны и успешного тушения пожара.
Профилактическая работа на объектах включает; периодические проверки состояния пожарной безопасности объекта в целом и его отдельных участков, а также обеспечение контроля за своевременным выполнением предложенных мероприятий; проведение пожарно-технических обследований объекта представителями Государственного пожарного надзора (Госпожнадзора) с вручением предписаний, установление действенного контроля за выполнением предписаний и приказов, изданных по ним; постоянный контроль за проведением пожароопасных работ, выполнением противопожарных требований на объектах нового строительства, при реконструкции и переоборудовании цехов, установок, мастерских, складов и других помещений; проведение бесед-инструктажей и специальных занятий с рабочими и служащими объекта по вопросам пожарной безопасности (а также с временными рабочими других предприятий и организаций, прибывших на объект) и других мероприятий по противопожарной пропаганде и агитации; проверку исправности и правильного содержания стационарных автоматических и первичных средств пожаротушения, противопожарного водоснабжения и систем извещения о пожарах; подготовку личного состава добровольных пожарных дружин и боевых расчетов для проведения профилактической работы и тушения пожаров и загораний; установку в цехах, мастерских, складах и на отдельных агрегатах систем пожарной автоматики.
Пожарно-профилактическая работа на предприятиях проводится Госпожнадзором, личным составом пожарных частей, пожарно-техническими комиссиями (ПТК), добровольными пожарными дружинами (ДПД), добровольными пожарными обществами (ДПО), отделами по технике безопасности, а также внештатными пожарными инспекторами при исполнительных комитетах местных Советов народных депутатов.
Основной метод профилактической работы — устранение выявленных в ходе проверки недочетов на месте, а при отсутствии такой возможности — в кратчайший срок. Такие мероприятия, как оборудование цехов, мастерских, складов установками пожарной автоматики, замена горючих веществ менее горючими и т. п., оформляются предписаниями или актами, которые вручаются руководителям предприятий.
Постановлением Совета Министров СССР № 1115 от 26.12.77 г. введено Положение о государственном пожарном надзоре в СССР. Изменения и дополнения в Положение о государственном пожарном надзоре в СССР внесены Постановлением Совета Министров СССР № 356 от 19.03.86г.
Органы Госпожнадзора призваны осуществлять контроль за соблюдением действующих правил и норм пожарной безопасности при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации зданий и сооружений. Основной формой пожарно-профилактической работы органов Госпожнадзора на объектах народного хозяйства, в том числе и на предприятияхбытового обслуживания населения, являются пожарно-технические обследования (ПТО), которые проводятся в целях контроля за соблюдением утвержденных в установленном порядке правил и норм, направленных на предотвращение пожаров, успешное их тушение, обеспечение безопасности людей в случае возникновения
пожара, а также на обеспечение зданий и сооружений средствами противопожарной защиты. Именно в ходе обследований устанавливается истинное состояние пожарной безопасности объектов и администрации предлагается осуществить комплекс пожарно-профилактических мероприятий.
Предприятия бытового и коммунального обслуживания, базы, склады, научно-исследовательские и проектные институты, техникумы, профессионально-технические училища и жилые дома повышенной этажности, в которых располагаются предприятия бытового обслуживания, относящиеся к объектам II группы (в зависимости от их важности и пожарной опасности — согласно Положению о Госпожнадзоре), детально обследуются закрепленными за объектом работниками Госпожнадзора не реже одного раза в год. Конкретные проверки выполнения отдельных мероприятий по предписаниям Госпожнадзора, сезонные, а также с учетом особенностей объектов и обстановки с пожарами, про-
верки противопожарного состояния отдельных цехов, зданий и сооружений могут проводиться по поручению закрепленного за объектом работника Госпожнадзора силами внештатных инспекторов, начальников ДПД и пожарно-сторожевой охраны (ПСО), актива ДПО.
К числу первоочередных пожарно-профилактических мероприятий на предприятиях бытового обслуживания относятся следующие: внедрение пожаробезопасных технических моющих средств на участках обезжиривания и очистки поверхностей деталей, агрегатов и готовой продукции; определение параметров взрыве» пожарной опасности веществ и материалов, используемых в технологических процессах; оборудование зданий и сооружений установками пожарной автома-
тики и организация их повседневного обследования; изоляция пожароопасного оборудования или вынос его на открытые площадки; использование противопожарных преград, быстродействующих клапанов (шиберов, заслонок) для предотвращения распространения пожаров в помещениях и в коммуникациях; запрещение применения горючих материалов для отделки путей эвакуации, внедрение систем противодымной защиты в пожароопасных производственных зданиях, упорядочение огневых работ и т. д.
Успешная борьба с пожарами возможна лишь там, где хорошо поставлена организационная и агитационно-массовая работа, где созданы и хорошо работают ДПД и ПТК.
ИНСТРУКТАЖ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ
Около 60 % пожаров на промышленных предприятиях происходит в результате небрежности или грубого нарушения работающими правил пожарной безопасности. Чаще всего — это курение в неположенных местах, оставление без присмотра включенных электронагревательных приборов, применение факелов и паяльных ламп для разогревания замерзших труб, двигателей тракторов и автомобилей в зимнее время и т. п.
Для устранения этих причин пожаров необходимо установить жесткий противопожарный режим и обучить рабочих и служащих правилам пожарной безопасности.
Под противопожарным режимом следует понимать совокупность мер и требований пожарной безопасности режимного характера, заранее установленных для предприятия или отдельных помещений и подлежащих обязательному выполнению всеми рабочими и служащими. Противопожарный режим охватывает такие профилактические меры, как оборудование мест для курения, ежедневная уборка помещений от пыли и горючих отходов, осмотр и закрытие помещений после окончания работы, устройство рубильников (выключателей) для обесточивания электроустановок, наличие проходов и путей эвакуации и т. п.
Обычно меры противопожарного режима не требуют значительных материальных затрат и могут быть самостоятельно выполнены администрацией и обслуживающим персоналом любого цеха, мастерской, склада или лаборатории.
Все работающие на предприятиях должны проходить специальную противопожарную подготовку в системе производственного обучения с целью изучения:
правил пожарной безопасности и инструкций о мерах пожарной безопасности;
показателей пожарной опасности хранимых, используемых и обращающихся в производстве веществ и материалов;
характеристик пожарной опасности зданий, сооружений, технологических процессов и производственного оборудования;
правил содержания и применения первичных средств пожаротушения;
последовательности действий в случае пожара.
Противопожарная подготовка (обучение) работников предприятий состоит из противопожарного инструктажа (вводного, первичного, повторного и внепланового) и занятий по программе пожарно-технического минимума. Порядок проведения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму с рабочими и служащими устанавливается соответствующим приказом или распоряжением. При проведении противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму желательно использовать технические средства программированного обучения.
Вводный инструктаж должен производиться со всеми вновь принимаемыми на работу (в том числе и временно), независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, а также с прикомандированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственную практику или обучение.
Для проведения вводного противопожарного инструктажа на предприятии выделяют помещение, оборудованное необходимыми наглядными пособиями (плакатами, схемами, макетами, натурными экспонатами, диафильмами и т. д.), иллюстрирующими соблюдение
противопожарного режима на территории предприятия, в зданиях, помещениях, на рабочих местах, а также образцами первичных средств пожаротушения, пожарного инвентаря, сигнализации и пожарной связи, имеющихся на предприятии. Вводный инструктаж разрешается проводить одновременно с инструктажем по технике безопасности.
Первичный противопожарный инструктаж должен проводиться со всеми вновь принятыми на работу переведенными из одного подразделения в другое или на выполнение новой для них работы, прикомандированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственную практику или обучение, а также со строителями, выполнящими строительно-монтажные работы на территории предприятия. Первичный инструктаж проводится на рабочем месте лицом, ответственным за пожарную безопасность подразделения (цеха, производственного участка, лаборатории, склада, мастерской и т. п.), с каждым работающим отдельно.
Повторный противопожарный инструктаж должны проходить все работающие независимо от квалификации, стажа работы и образования не реже одного раза в 6 мес. Повторный инструктаж проводится по программе первичного инструктажа с отдельными работниками или группами работников одной профессии с целью проверки и повышения уровня их знаний правил пожарной безопасности и инструкций о мерах противопожарной безопасности.
Внеплановый противопожарный инструктаж проводится в следующих случаях: при изменении правил пожарной безопасности и
инструкций о мерах пожарной безопасности; при изменении технологического процесса, применении новых исходных веществ и материалов, замене или модернизации оборудования и изменении других
факторов, влияющих на пожарную безопасность.
Журнал учета вводного противопожарного инструктажа вновь принимаемых на работу при перерывах в работе в течение 60 календарных дней. Для работ, к которым предъявляются повышенные требования пожарной безопасности, — при перерывах в работе в течение 30 календарных дней.
Первичный, повторный и внеплановый противопожарные инструктажи проводятся с учетом особенностей каждого рабочего места, цеха, установки, склада, а также подготовки инструктируемых и характера выполняемых ими работ. При инструктаже на рабочем месте изучают: пожарную опасность технологического процесса данного цеха, участка и рабочего места, противопожарный режим в цехе, воможные причины возникновения пожаров и меры по их устранению.
В ходе противопожарного инструктажа рабочие и служащие должны быть ознакомлены с действующими на предприятии противопожарными правилами и инструкциями, возможными причинами возникновения пожаров и мерами их предупреждения, производственными участками, наиболее опасными в пожарном отношении, а также с практическими действиями в случае возникновения пожара (вызов пожарной части или дружины, применение средств пожаротушения, остановка технологического оборудования, порядок эвакуации материальных ценностей). Проведение инструктажа необходимо сопровождать показом средств пожаротушения и пожарной связи, имеющихся на объекте.
Рабочих и служащих следует научить правильно пользоваться огнетушителями, внутренними пожарными кранами, приемам пуска в действие стационарных на сосов и дренчерных систем.
Лицо, проводившее инструктаж, делает запись о проведении первичного, повторного или внепланового противопожарного инструктажа в специальном журнале (образец 2). Для этого допускается использовать и имеющийся на предприятии журнал по технике безопасности.
В приказе о порядке проведения производственного обучения руководитель объекта должен определить контингент рабочих и служащих, для которых обязательно изучение пожарно-технического минимума.
Обычно он обязателен для электриков, электрогазосварщиков, истопников (кочегаров), операторов и материально ответственных лиц. В программу занятий по пожарно-техническому минимуму входит изучение мер пожарной безопасности на объекте, в цехе и на рабочем месте, вызов пожарной помощи, а также разучивание действий борьбы с пожарами при их возникновении в цехе или на рабочем месте.
По окончании прохождения пожарно-технического минимума у рабочих и служащих принимаются зачеты. Результаты зачетов оформляются соответствующим актом или ведомостью с подписями членов приемной комиссии. Лица, не сдавшие зачеты, к исполнению служебных обязанностей не допускаются.
В последние годы на многих предприятиях страны успешно проводят программированное обучение рабочих и служащих правилам пожарной безопасности, которое позволяет улучшить качество знаний и значительно сократить время обучения.
Источник: