Двери лифтовых холлов требования
Лифтовой холл: каким он должен быть?
Пассажирские лифты в жилом доме обычно размещают в едином объемно-планировочном пространстве, включающим шахту, лестнично-лифтовой холл, чтобы:
- увеличить производительность вертикального транспорта;
- установить одну схему управления для нескольких лифтов, разместив в одном машинном помещении;
- сделать эффективным техническое обслуживание грузоподъемных механизмов;
- усовершенствовать вентиляционную схему, обеспечивающую подпор воздушных потоков в шахты, лифтовые тамбуры.
Проектировщики считают рациональным размещение лифтового узла с холлом в центральной части здания, чтобы сократить расстояние между помещениями и вертикальным транспортом.
- Особенности холла для пожарных лифтов
- Двери в лифтовой холл
- Материалы изготовления и цена
Требования к лифтовым холлам
Основные нормы, регламентируются правилами:
- СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения». Обновленная версия СНиП 31-06-2009;
- СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные». Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003;
- НПБ 250-97 «Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях. Общие технические требования».
Согласно своду правил выход из кабины обеспечивается сквозь холл вертикального транспортного средства (допускается совмещение с вестибюлем, если позволяет площадь). При проектировании помещения холла учитываются конструктивные особенности: оптимальное местоположение, пожарная безопасность и габариты. Четкое соблюдение условий необходимо для безопасной быстрой эвакуации людей при возникновении чрезвычайной ситуации.
Размеры
Габариты лестнично-лифтового холла определяются на основании:
- ширины кабины, глубины;
- числа лифтов в одной линии.
Используются несколько компоновочных схем местоположения лифтового оборудования: однорядная и групповая. В одну линию разрешается размещать не более четырех штук, в группе – до восьми. Организация, эксплуатирующая подъемные машины, обязана обеспечивать их рабочее состояние, проводить регулярное техническое обслуживание, своевременно приобретать лифтовые запчасти.
Ширина
Минимальная ширина лифтового холла общественного здания составляет 2, максимальная – 5 метров. Расчет осуществляется таким образом:
- при установке лифтов в одну линию ширина тамбура принимается не ниже габарита кабины по глубине, умноженной на коэффициент 1,3. Соответственно, размер пассажирского подъемника при однорядном расположении обязан составлять: 2 метра — если глубина кабины до 1,5 м, 2,5 — когда размер равняется 1,5 — 2 м.
- для двухрядного размещения величина глубины кабины удваивается, однако не может быть более 5 метров.
Лифты с глубиной кабины равной 2100 мм и более, обязаны обладать шириной лифтового холла не менее 2,5 метра.
Глубина
Параметр имеет существенное значение, особенно для подъема/спуска больных на носилках, детских колясок. Размер прилифтовой территории от стенки шахты до противолежащей стены холла принимается не меньше максимальной величины глубины кабины. Глубина холла равна или больше:
- 1,5 м при однорядном размещении с кабиной 1,1 м, грузоподъемностью 630-1000 килограмм;
- 2,1 м для такого же расположения, но с кабиной 2,1 м;
- 1,8 и 2,5 м для двухрядного размещения лифтов с глубиной кабин 1,1 и 2,1 м;
Приведенные значения не учитывают проходимость людей, не пользующихся лифтами.
Пожарная безопасность
Интенсивное распространение огня по вертикальным коммуникациям, при использовании горючих материалов в отделке, способно достигнуть катастрофических размеров до прибытия пожарных подразделений. Поэтому отделка тамбура подъемного устройства выбирается низкой горючести. Не допускается отделка материалами класса горючести Г3 и выше, дымообразования Д3, воспламеняемости В3. Выбирая отделочные материалы, стоит использовать металл, плитку, камень, огнестойкое стекло.
Класс горючести покрытия пола, независимо от размеров помещения, не должен быть выше «умеренной».
Расположение лифтов, габариты холла, зона безопасности (безопасное место, позволяющее защитится от пожара), тщательно рассчитываются не только из соображений удобства – все параметры обязаны соответствовать требованиям безопасной эксплуатации инженерного оборудования любого сооружения.
Отдельного внимания заслуживает защита безопасных зон для МГН (маломобильные группы населения). Рекомендуется оснащать лифтовые узлы системами сигнализации предоставляющими возможность моментального оповещения о возгорании, задымлении.
Запрещается располагать рядом с холлом кладовые с легко воспламеняющимися горючими вещами, делать выходы прямо к лифтам.
Пути эвакуации
Согласно нормам СНиП 21-01-97 эвакуационным считается выход ведущий наружу из здания первого этажа сквозь фойе, коридор, лестничную клетку, с остальных этажей на лестничную клетку и лестницу третьего типа (наружное открытие).
Запрещает пользоваться лифтами и автоматическими лестницами при чрезвычайных ситуациях, а также выходами из шахт, предлифтовыми помещениями.
Эвакуация через лифтовой холл возможна лишь тогда, когда вертикальные коммуникации снабжены функцией транспортировки пожарных подразделений и отвечают требованиям к противопожарным преградам.
Пути эвакуации при чрезвычайной ситуации обязаны обозначаться на поэтажных планах строения, находиться на видном месте каждого уровня.
Освещение
Освещение лифтовых холлов осуществляется приборами общего и направленного действия: круглые сутки освещается площадка перед лифтом, а луч света одного из приборов направлен на створки вертикального транспорта. Количество поступающего света должно быть одинаковым во всех частях тамбура. Вертикальная плоскость обеспечивается качественным уровнем освещения, позволяющим отчетливо видеть кнопки подъемной машины.
В общественном здании пространство перед грузоподъемником чаще всего освещается люминесцентными лампами.
Экономить электроэнергию помогают светодиодные светильники, оборудованные датчиками с реакцией на шумы, передвижение. Срабатывая при возникновении движения, сенсор переводит оборудование в активное состояние.
Особенности холла для пожарных лифтов
Особые требования предъявляются к тамбурам для пожарных подъемных машин. Согласно ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности», грузоподъемники для пожарных могут устанавливаться как в отдельном лифтовом холле так и в общем с остальными подъемными машинами. Располагающиеся на подземном и цокольном этажах лифтовые холлы должны оснащаться системой приточной автономной вентиляции, позволяющей создать избыточное давления при возгорании. Объем подаваемого воздуха определяется при помощи расчета скорости истечения 1,3 м/c сквозь одну распахнутую дверь тамбура подъемника для шахты, учитывая одну находящуюся в открытом состоянии дверь на этаже возгорания. Холл лифта оборудуется общедомовой системой извещения о пожаре. Если происходит срабатывание системы, грузоподъемник переходит в спецрежим “пожарная опасность”.
Двери в лифтовой холл
Используемые в современных постройках модели дверей бывают разной конструкции. Все чаще можно встретить двупольную дверь с остеклением, позволяющим сделать пространство перед подъемником более светлым. Используемые в офисных постройках модели зачастую однопольные глухие (без остекления).
Противопожарная дверь лифтового тамбура отвечает следующим требованиям:
- препятствует проникновению огня
- обеспечивает беспрепятственный выход
- защищает пассажиров пребывающих внутри
- сдерживает воздействие огня на оборудование
Блоки двери в предлифтовой холл, ведущие на лестничные площадки, в коридоры общественного использования и тамбуры-шлюзы, оснащаются уплотнителями и доводчиками для надежного притвора. Нельзя ставить запоры, замки, щеколды снаружи и изнутри. Для монтажа используется противопожарная дверь с глухими полотнами, в сооружениях выше 15 метров разрешается ставить дверные блоки, оформленные армированным стеклом, способным выдержать высокие температуры. Размер окошка обязан составлять не более 25 % от площади двери.
Конструктивно изделие состоит из каркаса, произведенного из цельного холоднокатаного листа металла (возможно изготовление из полотна, профильной трубы). Улучшить огнеупорные свойства помогают следующие элементы:
- лента, расширяющаяся при нагреве
- высокой плотности базальтовая плита
- удерживающий дым специальный контур
Огнестойкость изделия находиться выше EI30. Это позволяет сдерживать распространение горения 30 минут, давая возможность локализовать очаг возгорания, произвести эвакуацию жителей при возникновении чрезвычайной ситуации. Данные модели проходят специальные испытания согласно ГОСТ 57327-2016.
Помочь безопасно покинуть помещение может конструкции дверей с системой “антипаника” устанавливающихся на маршруте экстренной эвакуации. Данная конструкция позволяет нажатием на ручку открыть дверь изнутри.
Огнестойкая дверь требуется в холле, когда кабина подъемного устройства не имеет противопожарной преграды. Если в здании установлены противопожарные двери, монтировать огнеупорные конструкции в тамбуре не обязательно.
Пожаропрочные металлоконструкции устанавливаются в тамбурах подъемников следуя нормам СП 4.13130.2013 в следующих случаях:
- в строении присутствует зона безопасности для маломобильной группы населения;
- грузоподъемник перевозит пожарные подразделения
Особые требования предъявляются к дверям для пожарных подразделений. Противопожарные нормы проектирования обязывают устанавливать дымогазонепроницаемые двери 2-го типа и перегородки противопожарные первого типа ограждающие тамбур подъемника. Сопротивление дверей дымогазопроницанию не может быть менее 1.96-105 м3/кг. Тамбуры подъемника оснащаются системами приточной вентиляции.
Материалы изготовления и ориентировочная стоимость
Материал | Класс огнеупорности (EI) | Стоимость (рублей) |
дерево | 30, 60 | от 11 000 |
металл | 30, 60, 90 | от 8 500 |
стекло | 30, 45, 60 | от 24 000 |
Приведенные цены и характеристики могут существенно отличаться у разных производителей. Данная информация носит ознакомительный характер.
Пожарная безопасность лифтов: правила и требования
При возникновении пожара внутри объекта с лифтом, возникает опасность задымления шахт, кабин, блокировки людей, находящихся в них, из-за повреждения оборудования.
Пожарная безопасность лифтов – это уровень защиты оборудования, пассажиров, грузов от огня, дыма и высокотемпературного теплового воздействия.
За ее обеспечение отвечают:
- Собственники зданий, их частей, где они установлены.
- Организации, на балансе которых находятся объекты с лифтами.
- Управляющие компании или ТСЖ.
- А также предприятия, осуществляющих установку и технический сервис оборудования.
Пассажирский лифт внутри здания
Требования пожарной безопасности
Согласно ГОСТ 33605-2015, дающего термины, определения лифтовому хозяйству, лифты – это устройства, перемещающие людей и/или грузы с одного этажа/уровня строительного объекта на другой внутри кабины, что движется по жестким направляющим с углом отклонения от вертикали не больше 15°.
- Лифты пассажирские.
- Грузопассажирские.
- Грузовые лифты.
- Для транспортировки пациентов медицинских учреждений, часто называемые больничными.
- Лифты для пожарных подразделений, позволяющие использовать их для разведки, ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Противопожарные требования к лифтам изложены во многих законодательных, нормативных документах, начиная со статей 88, 89, 140 ФЗ-123 – «Технического регламента о требованиях ПБ»:
- Предел стойкости к огневому воздействию дверей шахт – не ниже EI 30, а на объектах высотой не больше 28 м – Е 30.
- Строительные конструкции ограждения лифтов, размещенных вне лестничных отсеков, машинных отделений, за исключением размещаемых на кровле, должны отвечать параметрам огнестойких перегородок первого типа, перекрытий – третьего типа. При этом не предъявляются требования по огнестойкости к строительным элементам, разделяющим шахты, машинные помещения.
- Строительные проемы шахт, выходящие в холлы, фойе, коридоры, кроме поэтажных площадок лестниц, следует заполнять дверями, стойкостью к огню не меньше EI 30; противопожарными шторами с пределом не меньше EI 45, автоматически заполняющими проемы при обнаружении очага возгорания.
- В строительных объектах, чья высота равна/больше 28 м, шахты лифтов, не обеспеченные тамбур-шлюзами с избытком воздушного давления, холлами с системами его подпора, необходимо оснащать вентиляционными установками, создающими избыток воздушного давления в лифтовых шахтах.
- В подземных этажах строительных объектов входы в лифты должны быть защищены тамбур-шлюзами первого типа, обеспеченными при возникновении возгорания установками нагнетания избыточного воздушного давления.
- Эвакуационными путями эвакуации не следует считать лифты, коридоры объектов с выходами из лифтов; лифтовые холлы, тамбуры лифтов, если их ограждения не являются строительными преградами огню.
- На площадках этажей зданий около лифтов, используемых людьми, чья возможность передвижения ограничена, следует создавать зоны безопасности, защищенные от контакта с опасными факторами пожара, где они будут дожидаться прибытия пожарно-спасательных подразделений. К таким лифтам предъявляют требования ПБ, аналогичные для подъемного оборудования, предназначенного для транспортирования бойцов пожарных формирований.
СП 112.13330.2011, регламентирующий ПБ объектов, указывает:
- В строительном объеме лестниц, за исключением незадымляемых, следует устанавливать не больше 2 лифтов для пассажиров, что опускаются до 1 этажа здания. При этом элементы ограждения шахт следует выполнять из негорючих стройматериалов, без требований к стойкости к огню.
- Аналогичные требования предъявляются для шахт, возводимых вне строительного объема строений.
- Не допускается устраивать выходы из грузовых лифтов в лестничные отсеки строительных объектов.
Противопожарные требования к видам, устройству лифтов также установлены рядом национальных стандартов:
- ГОСТ 34442-2018 – о пожарной безопасности лифтов, регламентирующий требования к пассажирским, грузопассажирским лифтам, не предназначенным для продолжения эксплуатации при возникновении пожара внутри строительных объектов.
- Его действие распространяется на вновь устанавливаемые устройства, предназначенные для транспортировки пассажиров и/или грузов, на объектах, защищенных установками сигнализации о пожаре; а также он может использоваться в качестве нормативной базы для повышения уровня пожарной безопасности эксплуатируемых лифтов.
- ГОСТ Р 53296-2009– об установке лифтов для пожарных подразделений, которые в нормальных условиях могут эксплуатироваться для перевозки пассажиров.
Машинными отделениями лифтов называют специальные помещения, выделенные стенами/перегородками, перекрытиями с дверями/люками, предназначенные для установки одного/нескольких приводов кабин лифтов, другого лифтового оборудования. В многоквартирных домах они размещаются на верхнем, техническом этаже, а в общественных зданиях, по СП 118.13330.2012*, их допустимо размещать также в подземном этаже.
Машинные отделение лифтов и пожарная безопасность которых у многих жильцов многоэтажных домов нередко вызывает опасения, на самом деле не настолько пожароопасные помещения, ведь категория машинного помещения лифта по пожарной безопасности – В4.
Это обусловлено невысоким объемом удельной пожарной нагрузки – наличием приборов управления, электродвигателя привода лифта, электрических кабелей, проводов; небольшого количества смазочных материалов, нанесенного на элементы механизмов подъемного-опускного оборудования.
К пожароопасным помещениям строительных объектов категории В СП 12.13130.2009 относит те, что характеризуются следующими видами пожарной нагрузки – горючими, трудногорючими материалами, веществами, находящимися в твердом, пылеобразном, волокнистом, жидком состоянии, которые взаимодействуя друг с другом, водой, окислителями, включая кислород воздуха, способны только гореть.
В зависимости от общего количества, способов размещения, физико-химических свойств этих материалов, хранящихся на площадях пожароопасных помещений категории В, их подразделяют на четыре типа – от В1 до В4, которая с нормативными показателями удельной пожарной нагрузки 1–180 МДж·м -2 является наименее опасной.
Критерием определения категорий В1–В4 служит отношение удельной пожарной нагрузки к площади размещения, которая для категории В4 на любых участках пола помещения не должна быть больше 10 м 2 .
СП 5.13130 не включает в перечень объектов защиты шахту и кабину лифта, которые нет необходимости оборудовать установками сигнализации и тушения пожаров. К В4 относится только машинное отделение, потому что это помещение.
В СП 12.13130 дается методика расчетов категорий по пожарной опасности, позволяющие определить машинные отделения как помещения категории В4.
Согласно расчетам на основе методик СП 12.13130, к таким помещениям так же относятся (категории В4) :
- Электрощитовые.
- Вентиляционные камеры.
- Машинные отделения лифтов.
В связи с этим сигнализация в них не требуется.
Лифтовые холлы
Стоит еще немного рассказать отдельно про лифтовые холлы в свете требований законодательства, противопожарных норм:
- В статье 88 ФЗ-123 указывается, что цеха, имеющие категории А, Б по взрывопожарной опасности, необходимо отделять от других отсеков объекта, в том числе лифтовых холлов, преградами с тамбурами, имеющими постоянный воздушный подпор.
- СП 54.13330.2016 – в лифтовых холлах жилых многоквартирных домов необходимо устанавливать двери со светопрозрачным остеклением из армированного стекла.
- СП 118.13330 указывает, что в общественных зданиях ширина холлов лифтов для пассажиров выполняется не меньше 2 м при расположении лифтов в один ряд, а глубина лифтовой кабины не больше 1,5 м; 2, 5 м – при глубине 1, 5–2 м; 1, 3 глубины кабины, если она больше 2 м.
При расположении лифтов в два ряда ширина лифтового холла принимается не меньше удвоенной глубины кабины.
Нормы правил пожарной безопасности
«ППР в РФ» запрещают на защищаемых объектах:
- Устанавливать в лифтовых холлах объекты розничной торговли – киоски, ларьки, а также устраивать подсобные, складские помещения, организовывать хранение горючих материалов.
- Размещать в лифтовых холлах оборудование, изделия, а также производственные отходы, мусор.
Руководитель организации должен обеспечить незадымляемость лифтовых холлов, что используются как безопасные зоны для граждан, ограниченных в возможности самостоятельного передвижения. Это достигается поддержанием в исправном состоянии строительных преград огню, заполнений в них, систем противодымной защиты; наличием средств защиты дыхания, связью с помещением пожарного поста, размещением знаков ПБ, указывающих направление движения.
Довольно много противопожарных требований изложено в «Техническом регламенте о безопасности лифтов», касающихся документального сопровождения, включая наличие сертификатов пожарной безопасности, использования, технического лифтового оборудования; а также диспетчерского контроля за их работоспособностью, методах безопасной эвакуации пассажиров из кабин.
Пожарная сигнализация в лифте
Вопрос: Нужна ли пожарная сигнализация в лифте?
По нормам – ни в машинном отделении, ни в шахте лифта, ни в кабине сигнализация не нужна.
В машинном отделении, потому что это В4, о чем есть прямое указание в СП 5.13130 по сигнализации; в кабине и шахте – они нигде не упоминаются в нормах. Так что на это вопрос можно и развернуто ответить, а можно кратко – нет, не нужна.
Пожарные извещатели в кабине лифта компании производители, которые входят в систему пожарной сигнализации – это совокупность систем безопасности здания и установки обнаружения очага возгорания, смонтированной внутри лифтовой кабины. Обычно состоит из дымового пожарного извещателя в защищенном исполнении, смонтированного за подвесным потолком пассажирской кабины.
Блок управления лифтами, подключенный к системам пожарной сигнализации объекта, позволяет при срабатывании отправлять управляющий сигнал для принудительного опускания лифтовой кабины на 1 этаж здания, блокировки ее для дальнейшего использования во время пожара.
Виды сигнализации, которые устанавливают внутри строительного объекта, оснащенного лифтами, зависят от его назначения, основного вида пожарной нагрузки. Чаще всего это комплекс приемно-контрольных приборов с датчиками дыма, подсоединенных к централизованной панели управления, установленной в помещении диспетчерской (пожарного поста).
ВАЖНО: шахта лифта, по сути, является трубой, по которой открытый огонь и ядовитые дымовые газы могут чрезвычайно быстро распространиться по всем этажам строительного объекта, если не будет обеспечена комплексная пожарная безопасность лифта.
Комплекс противопожарных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности лифтов
Выделение лифтовых шахт, машинных отделений, лифтовых холлов, тамбуров противопожарными преградами с огнестойким заполнением проемов в них как на стадии проектирования, так и в процессе строительства, эксплуатации зданий.
Блокировка управляющей аппаратуры лифтового оборудования с системами сигнализации, противодымной защиты для оперативной доставки кабины лифта на первый этаж здания для эвакуации пассажиров, невозможности дальнейшего использования до ликвидации пожара.
Соблюдение противопожарного режима на путях эвакуации в зонах лифтовых холлов.
Заключение руководителями объектов договоров со специализированными предприятиями, осуществляющими технический сервис лифтового оборудования, систем пожарной автоматики.
Организация постоянного диспетчерского контроля за работоспособностью лифтов.
Обязательно ли отгараживать лифтовой холл противопожарными перегородками
6.24* Эвакуационные пути следует предусматривать с учетом 6.9; они не должны включать лифты и эскалаторы, а также участки, ведущие:
через коридоры с выходами из лифтовых шахт, через лифтовые холлы и тамбуры перед лифтами, если ограждающие конструкции шахт лифтов, включая двери шахт лифтов, не отвечают требованиям, предъявляемым к противопожарным преградам;
т.е. необходимо шахту лифта и ее двери сделаешь противопожарной преградой,
иваниваныч |
Посмотреть профиль |
Найти ещё сообщения от иваниваныч |
иваниваныч |
Посмотреть профиль |
Найти ещё сообщения от иваниваныч |
иваниваныч |
Посмотреть профиль |
Найти ещё сообщения от иваниваныч |
иваниваныч |
Посмотреть профиль |
Найти ещё сообщения от иваниваныч |
по проекту 83-го года (утерянному) |
Попробую задать вопрос в этой теме.
Сдаётся объект (3 этажа, высота до 28 м, деловой цент, выход из лифтов в общий вестибюль) с ДШ лифта E30.
Инспектор говорит нужны ДШ EI30, ссылаясь на статью 88, п16, ФЗ-123:
16. Дверные проемы в ограждениях лифтовых шахт с выходами из них в коридоры и другие помещения, кроме лестничных клеток, должны защищаться противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 30 или экранами из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее EI 45, автоматически закрывающими дверные проемы лифтовых шахт при пожаре, либо лифтовые шахты в зданиях и сооружениях должны отделяться от коридоров, лестничных клеток и других помещений тамбурами или холлами с противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа. |
2. При выходе из лифтов в коридор, лифтовый холл или тамбур, не отвечающий требованиям, предъявляемым к тамбур-шлюзам 1-го типа, двери шахт лифтов должны иметь предел огнестойкости не ниже чем EI30 (в зданиях высотой не более 28 метров допускается применять двери шахт лифтов, имеющие предел огнестойкости E30). При выходе из лифтов в коридор, лифтовый холл или тамбур, отвечающий требованиям, предъявляемым к тамбур-шлюзам 1-го типа, и при выходе из лифтов на лестничную клетку предел огнестойкости дверей шахт лифтов не нормируется. Условия размещения лифтовых шахт в объемах лестничных клеток определяются нормативными документами по пожарной безопасности. |
15. Ограждающие конструкции лифтовых шахт расположенных вне лестничной клетки и помещений машинных отделений лифтов (кроме расположенных на кровле), а также каналов и шахт для прокладки коммуникаций должны соответствовать требованиям, предъявляемым к противопожарным перегородкам 1-го типа и перекрытиям 3-го типа. Предел огнестойкости ограждающих конструкций между шахтой лифта и машинным отделением лифта не нормируется. |
Таблица 24. Пределы огнестойкости заполнения проемов в противопожарных преградах Двери шахт лифтов (при условии, что к ним устанавливаются требования по пределам огнестойкости) Предел огнестойкости: EI30 (в зданиях высотой не более 28 метров предел огнестойкости дверей шахт лифтов принимается E30) |
Сдаётся объект (3 этажа, высота до 28 м, деловой цент, выход из лифтов в общий вестибюль) с ДШ лифта E30.
Инспектор говорит нужны ДШ EI30, ссылаясь на статью 88, п16, ФЗ-123:
Цитата:
16. Дверные проемы в ограждениях лифтовых шахт с выходами из них в коридоры и другие
помещения, кроме лестничных клеток, должны защищаться противопожарными дверями с пределом
огнестойкости не менее EI 30 или экранами из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее
EI 45, автоматически закрывающими дверные проемы лифтовых шахт при пожаре, либо лифтовые шахты
в зданиях и сооружениях должны отделяться от коридоров, лестничных клеток и других помещений
тамбурами или холлами с противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа.
Вот если бы говорит был лифтовой холл, то тогда можно было бы E30 (ссылаясь на статью 140, п2, ФЗ-123):
Цитата:
2. При выходе из лифтов в коридор, лифтовый холл или тамбур, не отвечающий требованиям,
предъявляемым к тамбур-шлюзам 1-го типа, двери шахт лифтов должны иметь предел огнестойкости не
ниже чем EI30 (в зданиях высотой не более 28 метров допускается применять двери шахт лифтов,
имеющие предел огнестойкости E30). При выходе из лифтов в коридор, лифтовый холл или тамбур,
отвечающий требованиям, предъявляемым к тамбур-шлюзам 1-го типа, и при выходе из лифтов на
лестничную клетку предел огнестойкости дверей шахт лифтов не нормируется. Условия размещения
лифтовых шахт в объемах лестничных клеток определяются нормативными документами по пожарной
безопасности.
Я рассуждаю так:
статья 88, п.15 ФЗ-123:
Цитата:
15. Ограждающие конструкции лифтовых шахт расположенных вне лестничной клетки и помещений
машинных отделений лифтов (кроме расположенных на кровле), а также каналов и шахт для прокладки
коммуникаций должны соответствовать требованиям, предъявляемым к противопожарным перегородкам
1-го типа и перекрытиям 3-го типа. Предел огнестойкости ограждающих конструкций между шахтой лифта
и машинным отделением лифта не нормируется.
Далее смотрю таблицу 23 ФЗ-123: для перегородок 1-го типа тип заполнения проёма 2-ой.
Смотрю таблицу 24 ФЗ-123:
Цитата:
Таблица 24. Пределы огнестойкости заполнения проемов в противопожарных преградах
Двери шахт лифтов (при условии, что к ним устанавливаются требования по пределам огнестойкости)
Предел огнестойкости: EI30 (в зданиях высотой не более 28 метров предел огнестойкости дверей шахт лифтов принимается E30)
Соответственно, для моего случая достаточно огнестойкости ДШ лифта E30.
Хотелось бы услышать ваши мнения.
Согласно данной таблице, заполнения проёмов в ограждающих конструкциях шахт лифтов для зданий высотой не более 28 м (при условии, что к ним устанавливаются требования по пределу огнестойкости) должны иметь предел огнестойкости E30.
О необходимости отделения лифтового холла от межквартирных коридоров
1. Каковы требования к двери между межквартирным коридором и лифтовым холлом, ведущим к незадымляемой лоджии, для зданий ниже 50 м, т.е. где не требуется лифт для пожарных? Можно ли применять двери из ПВХ профиля с закаленным стеклом?
2. Можно ли не устанавливать вышеуказанную дверь вообще? (Двери лифтов имеют ЕI30, из межквартирного коридора предусмотрено дымоудаление, в шахты лифтов осуществляется подпор воздуха при пожаре).
В соответствии с п.5.4.12 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (в редакции от 09.12.2010) проход в наружную воздушную зону лестничной клетки типа Н1 допускается через лифтовой холл, при этом устройство шахт лифтов и дверей в них должно быть выполнено в соответствии с требованиями [3] (п.4.24) (примечание: в настоящий момент СП 4.13130.2009 утратил силу, в связи с этим необходимо ссылаться на требование ч.16 ст.88 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ ).
В соответствии с ч.16 ст.88 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ред. от 02.07.2013) дверные проемы в ограждениях лифтовых шахт с выходами из них в коридоры и другие помещения, кроме лестничных клеток, должны защищаться противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 30 или экранами из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее EI 45, автоматически закрывающими дверные проемы лифтовых шахт при пожаре, либо лифтовые шахты в зданиях и сооружениях должны отделяться от коридоров, лестничных клеток и других помещений тамбурами или холлами с противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа.
Соответственно, если дверные проемы в ограждениях лифтовых шахт защищены противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 30, то отсутствует необходимость в отделении лифтовых холлов от межквартирных коридоров и проходов в наружную воздушную зону лестничной клетки типа Н1 противопожарными перегородками 1-го типа. Соответственно отсутствует необходимость и в установке дверей, в том числе противопожарных, так как не требуется наличие перегородок. При этом шахты лифтов должны быть оборудованы системой создания избыточного давления воздуха в шахте лифта (ч.17 ст.88 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ).
Если дверные проемы в ограждениях лифтовых шахт не защищены противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 30, то возникает необходимость в отделении лифтовых холлов от межквартирных коридоров и проходов в наружную воздушную зону лестничной клетки типа Н1 противопожарными перегородками 1-го типа.
Исходя из типа и вида требуемой противопожарной преграды (в данном случае противопожарная перегородка 1-го типа (EI 45)) устанавливаются на основании таблиц 23 и 24 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123- ФЗ типы требуемых противопожарных дверей.
В соответствии с таблицами 23 и 24 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123 ФЗ в противопожарных перегородках 1-го типа (EI 45) должны устанавливаться противопожарные двери 2-го типа (EI 30).
В соответствии с п.8.3 и обязательным приложением «Г» СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования» двери устанавливаются в проходе, ведущем к поэтажному переходу через наружную воздушную зону к незадымляемой лестничной клетке типа Н1 (наружная дверь и дверь тамбура перед выходом наружу).
В соответствии с ч.3 ст.87 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ред. от 02.07.2013), п.5.4.4 СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» (ред. от 23.10.2013) пределы огнестойкости заполнения проемов (дверей, ворот, окон и люков), а также фонарей, в том числе зенитных, и других светопрозрачных участков настилов покрытий не нормируются, за исключением заполнения проемов в противопожарных преградах.
В соответствии с п.5.4.16 СП 2.13130.2012 в обычных лестничных клетках зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3 независимо от их высоты допускается предусматривать двери с ненормируемым пределом огнестойкости. При этом в зданиях высотой более 15 м указанные двери должны быть глухими или с
армированным стеклом.
Двери незадымляемых лестничных клеток типа Н2 и Н3 (кроме наружных дверей) должны быть противопожарными 2-го типа для зданий высотой до 50 м и 1-го типа для зданий высотой 50 м и более.
В соответствии с п.5.4.5 СП 1.13130.2009 в лестничных клетках и лифтовых холлах допускается предусматривать остекленные двери, при этом в зданиях высотой четыре этажа и более — с армированным стеклом.
Соответственно, двери, установленные в проходе, ведущем к поэтажному переходу через наружную воздушную зону к незадымляемой лестничной клетке типа Н1 (наружная дверь и дверь тамбура перед выходом наружу) могут выполняться с ненормируемым пределом огнестойкости, двери должны быть глухими или с армированным стеклом.
Белянин В.А.,
эксперт в области пожарной безопасности
О необходимости отделения лифтового холла
от межквартирных коридоров
(Источник: ИСС «КОДЕКС»)
Требования пожарной безопасности к отделке, содержанию и эксплуатации путей эвакуации.
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ
(ред. от 03.07.2016)
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
Статья 89. Требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам.
- Эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
- Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».
- К эвакуационным выходам из зданий и сооружений относятся выходы, которые ведут:
1) из помещений первого этажа наружу:
б) через коридор;
в) через вестибюль (фойе);
г) через лестничную клетку;
д) через коридор и вестибюль (фойе);
е) через коридор, рекреационную площадку и лестничную клетку;
2) из помещений любого этажа, кроме первого:
а) непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;
б) в коридор, ведущий непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;
в) в холл (фойе), имеющий выход непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;
г) на эксплуатируемую кровлю или на специально оборудованный участок кровли, ведущий на лестницу 3-го типа;
3) в соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категорий А и Б), расположенное на том же этаже и обеспеченное выходами, указанными в пунктах 1 и 2. Выход из технических помещений без постоянных рабочих мест в помещения категорий А и Б считается эвакуационным, если в технических помещениях размещается оборудование по обслуживанию этих пожароопасных помещений.
- Эвакуационные выходы из подвальных этажей следует предусматривать таким образом, чтобы они вели непосредственно наружу и были обособленными от общих лестничных клеток здания, сооружения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
- Эвакуационными выходами считаются также:
1) выходы из подвалов через общие лестничные клетки в тамбур с обособленным выходом наружу, отделенным от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа, расположенной между лестничными маршами от пола подвала до промежуточной площадки лестничных маршей между первым и вторым этажами;
2) выходы из подвальных этажей с помещениями категорий В4, Г и Д в помещения категорий В4, Г и Д и вестибюль, расположенные на первом этаже зданий класса Ф5;
3) выходы из фойе, гардеробных, курительных и санитарных помещений, размещенных в подвальных или цокольных этажах зданий классов Ф2, Ф3 и Ф4, в вестибюль первого этажа по отдельным лестницам 2-го типа;
4) выходы из помещений непосредственно на лестницу 2-го типа, в коридор или холл (фойе, вестибюль), ведущие на такую лестницу, при условии соблюдения ограничений, установленных нормативными документами по пожарной безопасности;
5) распашные двери в воротах, предназначенных для въезда (выезда) железнодорожного и автомобильного транспорта.
- В проемах эвакуационных выходов запрещается устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери, вращающиеся двери, турникеты и другие предметы, препятствующие свободному проходу людей.
- Количество и ширина эвакуационных выходов из помещений с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуируемых через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.
- Число эвакуационных выходов из помещения должно устанавливаться в зависимости от предельно допустимого расстояния от наиболее удаленной точки (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.
- Число эвакуационных выходов из здания и сооружения должно быть не менее числа эвакуационных выходов с любого этажа здания и сооружения.
- Предельно допустимое расстояние от наиболее удаленной точки помещения (для зданий и сооружений класса Ф5 — от наиболее удаленного рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода, измеряемое по оси эвакуационного пути, устанавливается в зависимости от класса функциональной пожарной опасности и категории помещения, здания и сооружения по взрывопожарной и пожарной опасности, численности эвакуируемых, геометрических параметров помещений и эвакуационных путей, класса конструктивной пожарной опасности и степени огнестойкости здания и сооружения.
- Длину пути эвакуации по лестнице 2-го типа в помещении следует определять равной ее утроенной высоте.
- Эвакуационные пути (за исключением эвакуационных путей подземных сооружений метрополитена, горнодобывающих предприятий, шахт) не должны включать лифты, эскалаторы, а также участки, ведущие:
1) через коридоры с выходами из лифтовых шахт, через лифтовые холлы и тамбуры перед лифтами, если ограждающие конструкции шахт лифтов, включая двери шахт лифтов, не отвечают требованиям, предъявляемым к противопожарным преградам;
2) через лестничные клетки, если площадка лестничной клетки является частью коридора, а также через помещение, в котором расположена лестница 2-го типа, не являющаяся эвакуационной;
3) по кровле зданий и сооружений, за исключением эксплуатируемой кровли или специально оборудованного участка кровли, аналогичного эксплуатируемой кровле по конструкции;
4) по лестницам 2-го типа, соединяющим более двух этажей (ярусов), а также ведущим из подвалов и с цокольных этажей;
5) по лестницам и лестничным клеткам для сообщения между подземными и надземными этажами, за исключением случаев, указанных в частях 3 — 5 настоящей статьи.
- Для эвакуации со всех этажей зданий групп населения с ограниченными возможностями передвижения допускается предусматривать на этажах вблизи лифтов, предназначенных для групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и (или) на лестничных клетках устройство безопасных зон, в которых они могут находиться до прибытия спасательных подразделений. При этом к указанным лифтам предъявляются такие же требования, как к лифтам для транспортировки подразделений пожарной охраны. Такие лифты могут использоваться для спасения групп населения с ограниченными возможностями передвижения во время пожара.
Требования к отделке путей эвакуации.
Для определения того, какие отделочные материалы допустимо использовать на путях эвакуации, введено понятие «Класс пожарной опасности строительных материалов» (КМ). Этот класс обычно указывается на сертификате соответствия строительного материала.
Так, в зданиях классов:
Ф1.1 — здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирного типа), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций;
Ф2.1 — театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях;
Ф2.2 — музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения в закрытых помещениях;
Ф3.4 — поликлиники и амбулатории;
Ф3.5 — помещения для посетителей организаций бытового и коммунального обслуживания с нерасчетным числом посадочных мест для посетителей;
Ф4.1 — здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций.
Вне зависимости от их этажности и высоты, допускается применять материалы классов КМ не более:
Для отделки стен и потолков
Для покрытия полов
Вестибюли, лестничные клетки, лифтовые холлы
Двери лифтовых холлов требования
Каждый день, выходя из дома, мы открываем множество дверей, даже не задумываясь о том, почему одни глухие металлические, а другие пластиковые и остекленные.
Между тем конструкция и место установки каждой из них регламентировано нормативными требованиями, большинство которых приведено в СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» и СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
В самом начале пути располагаются двери в лифтовый холл и на лестничную клетку. Они располагаются на путях эвакуации, от них многом зависит безопасность людей в чрезвычайной ситуации, и поэтому СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» накладывает на конструкцию двери определенные требования, в частности:
- п. 4.2.5 говорит о том, что ширина наружных дверей лестничной клетки и дверей из лестничной клетки в вестибюль не может быть меньше ширины марша лестницы;
- в п. 4.2.7 сказано, что двери лестничных клеток обязательно должны иметь уплотнения в притворах и доводчики;
- п. 4.2.7 требует также, чтобы двери эвакуационных выходов не были оборудованы запорами, которые могут не позволить открыть эти двери изнутри без ключа. При этом на таких дверях должны быть установлены устройства экстренного открывания в соответствии с ГОСТ 31471-2011 «Устройства экстренного открывания дверей эвакуационных и аварийных выходов. Технические условия», позволяющие обеспечить быструю и эффективную эвакуацию людей в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
Однако требования к дверям эвакуационных выходов предъявленные СП 1.13130.2011 не являются исчерпывающими.
Эвакуационные пути в многоэтажных жилых домах проходят через лифтовые холлы и лестничные клетки, поэтому основное количество дверей, к которым предъявляются специальные требования, сосредоточены здесь. Нормативные документы регламентируют:
- п. 4.2.7 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» указывает, что «Двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток в зданиях высотой более 15 м должны быть глухими или с армированным стеклом»;
- п. 5.4.16 СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» также говорит о том, что «В обычных лестничных клетках …зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3 и Ф1.4 (одно- и многоэтажные жилые дома)… высотой более 15 м… двери должны быть глухими или с армированным стеклом»;
- в то же время, в п. 7.2.3 СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные» предлагает немного другие требования к этим дверям: «В лестничных клетках и лифтовых холлах необходимо предусматривать остекленные двери с армированным стеклом. Допускается применять другие виды противоударного остекления, обеспечивающие безопасность людей и соответствующие требованиям стандартов по классу защиты.
Таким образом, СП 54.13330.2016 признает возможность замены армированного стекла другим светопрозрачным материалом, что при соответствующем обосновании позволит избавиться от необходимости использования дорогостоящего армированного стекла или стеклопакета с таким стеклом.
Для обоснования такой замены необходимо внимательно рассмотреть следующие нормативные документы:
- п. 7.2.3 СП 54.13330.2016 допускает «применять другие виды противоударного остекления, … соответствующие требованиям стандартов по классу защиты», из чего следует, что сначала необходимо определить класс защиты армированного стекла;
- п. 5.1.9 ГОСТ 7481-2013 «Стекло армированное листовое. Технические условия»
- регламентирует, что класс защиты безопасного стекла должен быть не ниже СМ1 по ГОСТ Р 54171-2010…», а определяют класс защиты также по ГОСТ Р 54171-2010 (п. 7.10 ГОСТ 7481-2013);
- классом защиты СМ1, согласно п. 5.1.6 и табл. 9 ГОСТ Р 54171-2010 должно обладать «…стекло, безопасное при эксплуатации», которое согласно п.3.7 ГОСТ Р 54171-2010 определяется как: «Стекло, обладающее свойствами выдерживать удар мягким телом, имитирующим механическое воздействие тела человека, движущегося с различной скоростью, при столкновении со стеклом».
- гл. 9.14 ГОСТ Р 54171-2010 регламентирует метод определения класса защиты стекла, безопасного при эксплуатации, который состоит в оценке стойкости многослойного стекла к механическому удару мягким телом некомпактной формы с определенной высоты, а табл. 9 этого же ГОСТа дает исходные данные для проведения испытания.
Таким образом, поручив сертифицированной лаборатории проведение несложных испытаний, можно избавиться от необходимости использования дорогостоящих армированных стекол, заменив их простыми, усиленными защитной пленкой.
Кроме безопасной эвакуации, двери должны обеспечивать беспрепятственное и безопасное перемещение маломобильных групп населения (ММГН), что регламентируется СП 59.1330.2016:
- глухие входные двери должны иметь смотровые панели, заполненные светопрозрачным и ударопрочным материалом шириной не менее 0,15 м, с нижней отметкой не более 1,0 м и верхней – не менее 1,6 м (п.6.1.5);
- прозрачные двери должны выполняться из светопрозрачного и ударопрочного материала и на них следует предусматривать яркую контрастную маркировку, декоративные рисунки, фирменные знаки и т.д. (п. 6.1.6);
- полотно двери, расположенной на путях эвакуации должно быть окрашено в цвет, контрастирующий с цветом стены (п.6.2.23).
Очень важным требованием, позволяющим ММГН свободно перемещаться по дому, является необходимость обеспечения высоты порогов всех внутренних и наружных дверей не более 14 см (п.п. 6.1.5; 6.2.4; 7,1.4).
Следует знать, что на эвакуационных путях может устанавливаться не каждая дверь. Так, п.1. ст. 89 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ, запрещает использовать в проемах эвакуационных выходов раздвижные, подъемно-опускные и вращающиеся двери, а СП 59.1330.2016 добавляет сюда и двери на качающихся петлях.
Существует также категория противопожарных дверей с регламентированной огнестойкостью, которые устанавливаются в противопожарных стенах и перегородках. Согласно табл. 24 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ, в зависимости от типа двери:
- огнестойкие;
- огнестойкие с остеклением более 25% площади полотна;
- дымогазонепрооницаемые;
- дымогазонепрооницаемые с остеклением более 25% площади полотна,
должны иметь предел огнестойкости 15, 30 или 60 минут по потере целостности (Е), теплоизолирующей способности (I), достижению предельной величины плотности теплового потока (W) и (или) дымогазонепроницаемости (S). Эти показатели должны быть подтверждены сертифицированной лабораторией и указываться изготовителем в паспорте на огнестойкие двери. Кроме этого, на двери крепится специальный металлический шильдик, где также указываются показатели огнестойкости двери.
Автор: Евгений Фейгин, инженер, г. Красноярск
Источник: