Как продавать электроэнергию государству и выгодно ли это?
Госдума приняла поправки в закон об электроэнергетике в части микрогенерации. Будет ли счастье у альтернативщиков?
11 декабря 2019 года (как раз накануне Дня Конституции ) Государственная Дума Российской Федерации в третьем чтении приняла Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части развития микрогенерации» (проект № 581324-7).
Неужели в России наконец-то будет «зелёный тариф»?
Данный закон вносит в Федеральный закон № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» такое понятие, как «объект микрогенерации», тем самым упрощая возможность установки, подключения к общей сети и продажу электроэнергии частным лицам.
Как и было указано в ранних версиях законопроекта, максимальная мощность объектов микрогенерации на территории России не может превышать 15кВт.
Что такое «объект микрогенерации»?
Объектом микрогенерации являются объекты по производству электрической энергии, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании потребителю (частному лицу или организации). Генераторами могут выступать как мощности ВИЭ (солнечные батареи, ветрогенераторы, приливные/волновые электростанции и т.д.), так и объекты традиционной энергетики (например, дизельные генераторы). А также их комбинации.
Важно: Потребители смогут продавать в общую сеть только излишки электроэнергии, которые остались после собственного потребления.
Технологическое присоединение (подключение) объектов микрогенерации может осуществляться к объектам электрического хозяйства не более 1кВ. Также на сайте Государственной Думы пояснили причины максимально мощности в 15кВт:
Предельная цифра в 15 кВт обусловлена тем, что присоединение небольших объектов генерации к общей сети имеет целью бытовое потребление и не должна угрожать безопасности самих потребителей и энергосистемы в целом. Порядок присоединения таких объектов будет упрощенным, это поможет гражданам обойтись без излишней бюрократии
В статью 37 добавили пункт 2, в котором говорится, что реализация потребителями излишков электроэнергии с объектов микрогенерации не является предпринимательской деятельностью. Следовательно, налог на доход физических лиц от такой продажи платить не нужно. Но правки в Налоговый кодекс, инициированные правительством ещё в конце 2018 года, говорят о том, что «микрогенераторов» освободят от уплаты НДФЛ только до 1 января 2029 года.
Самое ужасное напоследок
То есть, продавая электроэнергию в сеть по 1-1,5 рубля, купить её можно за 5 рублей. Так, за один «приобретённый киловатт*час» придётся отдать 3-5 «сгенерированных».
Таким образом, если разделить примерную стоимость, например, сетевой солнечной электростанции от «Хевел» на её суточную выработку, умноженную на цену оптового рынка, получим срок окупаемости в 25 лет. Что сопоставимо со сроком службы солнечных панелей и почти в два раза меньше срока службы сетевого инвертора.
Получается, что объекты микрогенерации не выгодно покупать для получения прибыли от продажи электроэнергии, так как «зелёный тариф» — то есть один из двух механизмов стимулирования потребителей, основанный на разнице между стоимостями отданной в сеть и полученной из сети электроэнергии отнюдь не в пользу потребителя.
Также не получится использовать сеть, как огромный аккумулятор — не работает второй механизм стимулирования потребителя: взаимозачёт. В этом случае у потребителя стоит двунаправленный счётчик, считающий отдельно объём отданной в сеть электроэнергии и объём полученной электроэнергии. В конце месяца подбивается баланс и, если объект сгенерировал электроэнергии больше, чем потребил, владельцу выплачивают разницу (рассчитанную как раз по оптовым ценам рынка). Если же он сгенерировал электроэнергии меньше, чем потребил, оплачивает дельту уже по розничной цене.
Что будет дальше и насколько закон рабочий
Следующим шагом, после принятия Закона Государственной Думой, является направление его для одобрения в Совет Федерации (в двухнедельный срок) и затем на подпись Президенту (также в течение двух недель). Если Президент наложит на него вето, то закон отправляется на доработку обратно в Государственную Думу.
Таким образом, шансы на то, что (в первую очередь) частным лицам получится предоставить удобные условия для развития микрогенерации и тем самым
«способствовать достижению целей, поставленных Президентом России» — Председатель Комитета по энергетике Павел Завальный
Если же пересмотра закона в части стимулирования потребителей не произойдёт, то это может негативно сказаться на системе энергетики в целом:
Дело в том, что сейчас вся генерация продает киловатт-часы по оптовой цене, а в розничную цену заложены расходы на передачу и сбыт, которые вынуждены оплачивать конечные потребители. Но потребителям это не нравится, и по мере возможностей, с развитием технологий они будут стараться уходить в собственную, частную генерацию, считают эксперты. Проблема в том, что поскольку принимаемый закон не стимулирует частников оставаться в общей сети, они будут от нее отключаться. Когда это явление станет по-настоящему массовым, именно оно может стать испытанием для энергосистемы, сказавшись, в первую очередь, на объемах передачи энергии. Чем меньше эти объемы, тем дороже сама передача, а значит, выше стоимость энергии для конечного потребителя и больше его желание найти альтернативу. Получается, оберегая энергосистему, регулятор тем самым рискует поставить ее под удар.
Источник
Всё ли так мрачно?
Если же искать позитив и в этой, казалось бы, хмурой новости, то следует обратить внимание на Постановление Государственной Думы от 11 декабря, в котором во втором пункте указано, что Правительство РФ должно до 1 июля 2020 года передать в Государственную Думу информацию о принятых нормативно-правовых актах, касающихся данного Закона. Возможно, среди них будет и законопроект о внесении правок в 35-ФЗ, касающийся более активного стимулирования частных потребителей-владельцев объектов микрогенерации. Но это не точно…
Ну а пока в России преобладают автономные солнечные электростанции и устанавливают их в основном на крышах домов или придомовых строений
Как производить продажу потребителем электроэнергии государству и есть ли в этом смысл
В западных странах уже довольно давно существует практика продажи электроэнергии, получаемой от солнца и других источников.
Идея заключается в следующем – человек устанавливает в своём доме оборудование для получения альтернативного электричества, генерирует его, пользуется им, а излишек перенаправляет в электрическую сеть с помощью двунаправленного прибора учёта электроэнергии.
Это выгодно всем: владелец домашней электрической станции имеет дополнительный доход, государство же продвигает программу «Зелёной энергетики», что довольно актуально в наше время.
В данной статье речь пойдёт о том, как это выглядит на практике и есть ли смысл вообще этим заниматься?
«Зелёный» тариф на электроэнергию
Сначала давайте разберёмся, что такое «зелёный» тариф. Это покупка государством электроэнергии у физических лиц и коммерческих структур.
Электроэнергия должна быть получено от возобновляющихся поставщиков: солнечного света, воздушных потоков, воды и прочего.
Продавая такую электроэнергию государству, человек получает дополнительный и довольно существенный доход.
На Украине такая практика уже существует, в России ещё нет, хотя всё к этому идёт.
Украина
Проект «Зелёный тариф» в государстве утверждён до две тысячи тридцатого года. И чем быстрее частные лица обзаведутся собственными электрическими станциями, тем быстрее пойдёт им оплата за продаваемая электроэнергия.
В две тысячи пятнадцатом году один киловатт произведённой электроэнергии стоил ноль целых две десятых евро, в две тысячи семнадцатом уже ноль целых восемнадцать сотых евро, в две тысячи двадцатом плата снизится до ноля целых шестнадцати сотых евро, а в две тысячи двадцать пятом году – ноль целых четырнадцать сотых евро.
Снижение стоимости, естественно, увеличивает время окупаемости оборудования.
Нужно заметить, что физическим и юридическим лицам, продающим электроэнергию государству, разрешается использовать любое импортное оборудование. Если используется украинское оборудование (не меньше 30% элементов в станции) идёт доплата в размере 10%.
Для подключения данного тарифа юридическим лицам на Украине нужно:
- Составить бизнес-план.
- Право собственности на земельный участок, где будет расположена станция.
- Составление проекта.
- Получение документа о соответствии электрической станции эксплуатационным нормам.
- Договор о подключении к линии электрического снабжения.
- Подключение юридического лица к линии.
- Утверждение «зелёного тарифа» на поставку электричества.
- Составление договора купли продажи электричества.
Для физических лиц процедура получения «зелёного тарифа» значительно проще:
- Нужно купить и произвести монтаж оборудования на своём участке.
- Предоставить и согласовать в энергетической компании схему подключения.
- Получить счёт оплаты услуг этой компании.
- Дождаться ввода станции в работу (пять дней).
- Заключить договор на продажу электричества.
Россия
В Российской Федерации о «зелёном тарифе» дебаты идут уже давно, но закон ещё не принят, хотя проекты готовы и правила утверждены. На текущий момент известно, что:
- Продажа энергии государству в Российской Федерации будет разрешена субъектам, имеющим оборудование мощностью не более пятнадцати киловатт.
- В многоэтажных домах поставлять электрическую энергию обратно в сеть с целью продажи не является возможным.
- Приобретать лишнюю энергию обязан поставщик энергоснабжения.
- Тариф будет выше оптовых расценок.
- Доход от продажи электрической энергии не будет облагаться налогом.
Звучит неплохо, осталось всё это воплотить в реальность. Процедура подключения «зелёного тарифа» в России пока не совсем ясна, как только всё прояснится, мы непременно поделимся этой информацией.
Выгодна ли продажа электроэнергии государству?
Если брать во внимание дороговизну оборудования для получения электричества и то, что продаваться будет только излишек (если он ещё будет), естественно могут появиться сомнения в целесообразности этого мероприятия.
Чтобы понять, насколько быстро вы окупите оборудование, необходим бизнес-план. Здесь лучше обратиться к специалисту, чтобы избежать ошибок при расчётах.
Что вам будет нужно приобрести:
- панели, улавливающие солнечный свет или ветряк, если планируете получать электричество от ветра;
- инвертор для сети;
- двунаправленный электрический счётчик;
- контроллер;
- аккумуляторная батарея (если энергия не уходит сразу в сеть, а будет накапливаться).
Оборудование служит, в среднем, двадцать лет, а срок окупаемости, по отзывам пользователей, составляет порядка десяти лет. На этот срок влияет тарифный план, стоимость оборудования и количество продаваемого электричества.
Соответственно, где-то лет через десять вы окупите затраты на приобретение станции и начнёте получать прибыль. Если идея заинтересовала – попробуйте. Больше шестидесяти стран по всему миру активно продвигают программу «зелёный тариф».
Есть страны, в которых владельцы таких электрических станций облагаются налогом (Германия). Это мешает широкому внедрению программы из-за дополнительных финансовых нагрузок.
На сегодня это вся информация касательно продажи электрической энергии государству и целесообразности этого занятия. Свои вопросы пишите в комментариях под статьёй или на нашем форуме. Мы обязательно на них ответим и постараемся вам помочь.
Микрогенерация. Как подключиться к сети и кому продавать электроэнергию?
Но прежде, чем рассматривать именно этот правовой акт, давайте сначала посмотрим, что нам говорить 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в части объектов микрогенерации.
Если его внимательно прочитать, то получается, что объект микрогенерации может быть установлен вместе с энергопринимающими устройствами максимальной мощностью не более 15 кВт.
Также это положение описано в других статьях федерального закона.
Вообще ограничение на максимальную мощность энергопринимающих устройств до 15 кВт. довольно странно. А что делать, например, юридическому лицу с максимальной мощностью 150 кВт., которое хочет выдавать в сеть электроэнергию? Логичнее поставить ограничение в 15 кВт. именно на выдачу в сеть, а не на максимальную мощностью энергопринимающих устройств.
Но в федеральном законе написано по-другому.
И вот какого же было мое удивление, когда я обнаружил, что в Постановлении Правительства, которое, напомню, не должно противоречить Федеральному закону именно такую логику и прописали.
Максимальная мощность энергопринимающих устройств может быть любой, главное, чтобы объект микрогенерации не выдавал в сеть больше 15 кВт. Это хорошо и логично, но противоречит Федеральному закону.
Так что правовой статус объектов микрогенерации имеющих «потребляемую» максимальную мощность более 15 кВт., а это практически все юридические лица, вызывает вопрос.
Но давайте не будем, что называется придираться к деталям и будем надеяться, что изменят федеральный закон, а не постановление правительства.
Технологическое присоединение объектов микрогенерации.
Постановлением №299 установлено, что технологическое присоединение объектов микрогенерации осуществляется:
- К сетям до 1000 В.
- После или вместе с технологическим присоединением энергопринимающих устройств.
То есть, если скажем, Ваш дом уже подключен к внешней электрической сети и Вы поставили на крышу солнечную батарею, то ее технологическое присоединение происходит после уже завершенного техприсоединения дома.
Если Вы построили дом сразу вместе с солнечной батареей, присоединить к внешней электрической сети можно и дом и батарею одновременно.
Но технологическое присоединение солнечной батареи, как объекта микрогенерации, без дома невозможно.
3) Технологическое присоединение объектов микрогенерации с использованием систем электроснабжения, предназначенных для обслуживания более одного помещения в здании, в том числе входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, не допускается.
То есть нельзя продавать электроэнергию от солнечной батареи на крыше многоквартирного дома, а если дом на одного хозяина, то можно.
Сетевая организация обязана осуществить техприсоединение объекта микрогенерации вне зависимости от наличия или отсутствия технической возможности.
Иными словами технологическое присоединение микрогенерации обязательно для сетевой организации, даже если сетевой нужно для этого проводить реконструкцию своих сетей[ПW4] .
Основная часть объектов микрогенерации отнесена к льготным категориям заявителей вместе с физицескими лицами до 15 кВт. и юридическими лицами до 150 кВт.
Это порождает еще один казус.
Физическое лицо подключающее энергопринимающие устройства максимальной мощностью от 15 до 150 кВт. не является льготником, а если тоже физическое лицо одновременно с техприсом энергопринимающих устройств подключает объект микрогенерации – то уже является.
Льготность здесь определяется не столько снижением платы за технологическое присоединение, сколько иным порядком осуществления мероприятий по технологическому присоединению. Например, физлицо подключающее 30 кВт. обязано разрабатывать проектную документацию, а физлицо подключающее те же 30 кВт. и объект микрогенерации уже не обязано. А разработка проектной документации стоит десятки тысяч рублей.
Кстати, о плате. Для объектов микрогенерации она символическая и составляет 550 рублей.
Если микрогенерация подключается вместе с энергопринимающими устройствами до 15 кВт., то плата за техприсоединение составляет 1 100 рублей.
Логично предположить, что при одновременном подключении энергопринимающих устройств свыше 15 кВт. и объектов микрогенерации плата будет рассчитываться для энергопринимающих устройств и увеличиваться на 550 рублей. Но пока эта схема не прописана. Ждем изменений в Методические указания по расчету платы за техприсоединение.
В технические условия по техприсоединению добавлено требование по обеспечению ограничения на выдачу электроэнергии во внешнюю сеть, установке устройств регулирования напряжения, а также возможности дистанционного отключения объекта микрогенерации. Можно будет выдавать в сеть не более 15 кВт. Вышеописанные устройства устанавливаются силами и за счет сетевой организации.
Кроме того, должен быть обеспечен почасовый учет на границе балансовой принадлежности объекта микрогенерации и энергопринимающих устройств потребителя, чтобы можно было в почасовом режиме определять перетоки как из внешней сети потребителю, так и выдачу потребителем во внешнюю электрическую сеть произведенной электроэнергии. Учет устанавливается представителями сетевой организации.
Если объект микрогенерации подключается без энергопринимающих устройств, максимальный срок его технологического присоединения составляет 1 месяц.
Если идет технологическое присоединение энергопринимающих устройств вместе с объектами микрогенерации, то сроки устанавливаются такие же, как если бы осуществлялся техприс только энергопринимающих устройств. То есть для большинства технологических присоединений 4-6 месяцев.
В Правилах техприсоединения теперь есть форма заявки на техприсоединение и формы типовых договоров для объектов микрогенерации, изменена форма Акта об осуществлении технологического присоединения, Акта о выполнении технических условий. В формы Актов добавлена информация об объектах микрогенерации.
В рамках технологического присоединения заключается договор по продаже электроэнергии, выработанной объектов микрогенерации, между заявителем и гарантирующим поставщиком, в зоне деятельности которого находится объект микрогенерации. Гарантирующему поставщику потребитель будет продавать излишки выработанной электроэнергии после завершения процедуры технологического присоединения.
Электроснабжение и продажа электроэнергии гарантирующему поставщику
Пожалуй, самый актуальный для потребителей вопрос: По какой цене будут продавать электроэнергию, произведенную на объектах микрогенерации?
Но не менее важен и вопрос как будет определяться объем выработки электроэнергии.
Интегральный учет
Если потребитель в отношении своих энергопринимающий устройств выбрал оплату электроэнергии в целом за месяц (одноставочный тариф для физических лиц, первая ценовая категория для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), то объем покупки электроэнергии из внешней сети или объем продажи электроэнергии определяется по сальдо-перетоку в целом за месяц.
Иными словами, в какие-то часы месяца потребление было больше, чем выработка, в какие-то выработка больше, чем потребление. Берется сумма за месяц объемов выработки, сумма за месяц объемов потребления и определяется разность из этих величин.
Если в целом за месяц объем выработки оказался больше, то потребитель «за свет» в этом месяце ничего не платит, а ему платит гарантирующий поставщик за поставленный объем электроэнергии, то есть за разницу объемов выработки и потребления.
Если в целом за месяц объем выработки меньше, чем объем потребления, то потребитель доплачивает разницу этих объемов по своему тарифу.
Интервальный учет
Если потребитель гражданин выбрал одноставочный тариф, дифференцированный по зонам суток или юридическое лицо и ИП выбрали вторую ценовую категорию – расчет происходит в целом аналогично. Только уже период берется не календарный месяц, а соответствующая зона суток.
То есть может получиться, что, к примеру, в дневные часы за месяц будет продажа электроэнергии, а в ночные – покупка.
Почасовый учет
Для физических лиц почасовый учет не применяется. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, выбравших для расчетов 3-6 ценовые категории, сальдо-переток определяется почасово.
Цена продажи электроэнергии
Цена по которой гарантирующий поставщик будет покупать электроэнергию у потребителя по объекту микрогенерации определяется:
Если перевести этот текст с официально-делового на русский, то получится, что цена продаваемой электроэнергии, как для физических лиц, так и для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не будет равна цене покупки электроэнергии.
Она определяется по цене, по которой гарантирующий поставщик приобретает на оптовом рынке электрическую энергию и мощность без учета оплачиваемой потребителями стоимости услуг по передаче и услуг по сбыту гарантирующего поставщика. А услуга по передаче – это 50-75% от конечной цены электроснабжения.
Приблизительно в ценах первого полугодия 2021 года цена продажи электроэнергии для объектов микрогенерации будет составлять:
- Для первой ценовой зоны (основная часть Европейской части РФ и Урала) – 2,1 руб/кВтч.
- Для второй ценовой зоны (Сибирь) – 1,9 руб/кВтч.
- Для неценовой зоны – 1,5 руб/кВтч.
Подробнее о территориальном делении энергосистемы РФ можно посмотреть по ссылке.
Стоимость электроэнергии по договору купли-продажи электрической энергии, произведенной на объектах микрогенерации определяется гарантирующим поставщиком:
- до 15 числа, следующего за расчетным в ценовых зонах,
- до 17 числа, следующего за расчетным в неценовых зонах.
Базовые знания о праве на свет
Кто поможет решить проблемы потребителей электроэнергии и в каких законодательных актах искать ответы на вопросы?
Мы начинаем публикацию цикла статей, в которых расскажем о правах потребителей электроэнергии и создадим алгоритм действий в наиболее острых ситуациях, таких как подключение к электросетям и увеличение мощности, отключение электричества, неучтенное потребление электроэнергии и т.д.
Откуда берутся опасения во время проверки счетчиков электроэнергии?
Почему все чаще чувство беспокойства у нас вызывает не уведомление о наличии задолженности по налогам либо штраф, а счет за электроэнергию или звонок со словами: «Добрый день. Энергоконтроль. Проверка пломб»?
Дело в том, что в этой сфере мы сталкиваемся не с государственным органом, а с коммерческими структурами, споры с которыми подлежат разрешению преимущественно в судебном порядке. А это затраты – как временные, так и финансовые. К тому же выиграем мы или нет – еще вопрос, а электроэнергию могут отключить «уже завтра».
Кому мы платим за электроэнергию?
Для начала попытаемся разобраться в рынке электроэнергии России. Упрощенно структура рынка выглядит так: производитель (генерирующая компания) создает электроэнергию и передает ее сетевой компании. Последняя, выполняя роль транспортной организации, передает ее через сложную систему сетей сбытовой компании. Именно у сбытовой компании мы и покупаем электроэнергию.
Граждане, проживающие в многоквартирных домах, обычно имеют дело с управляющими компаниями, которые выступают в роли наших представителей перед энергокомпаниями, закупая у них электроэнергию для последующей поставки нам.
Отношения с сетевыми компаниями в большинстве случаев ограничиваются вопросами подключения к электрическим сетям дома или участка, увеличения мощности, установки и эксплуатации прибора учета. В отношениях со сбытовыми компаниями мы решаем вопросы учета количества потребленной энергии, определения ее стоимости и расчета за полученные киловатты. При этом часть вопросов учета электроэнергии касается и сетевых, и сбытовых компаний. К примеру, точность, исправность работы прибора учета, сохранность пломб могут контролировать и те, и другие.
Зачем нам нужны сбытовые компании, если мы подключаемся к проводам сетевой компании и поставляет электроэнергию нам она?
Одно из обоснований – необходимость создать условия для возникновения конкуренции на рынке электроэнергетики. Дело в том, что передача электроэнергии – деятельность, которую могут осуществлять только сетевые компании, наделенные специальным статусом – субъекта естественных монополий. А реализация (сбыт) – деятельность конкурентная. Предполагалось, что если разделить эти виды деятельности, то монополистам будет сложнее навязывать свои условия потребителям. Получилось ли? Вопрос.
Кто такой гарантирующий поставщик?
С теми, кто владеет электрическими сетями и к кому обращаться, если нужно подключить электричество, мы разобрались. Это сетевые компании. Но непосредственно продает электроэнергию и выставляет счет сбытовая компания. Такая схема покупки электроэнергии действует для подавляющего большинства потребителей.
На территории каждого субъекта органы власти наделяют отдельные сбытовые компании особым статусом. Такие организации называют гарантирующими поставщиками. Главное для нас в их статусе то, что эти компании обязаны заключить договор энергоснабжения с любым обратившимся к ним лицом по установленным государством тарифам.
Обратиться можно в любую сбытовую компанию, однако надо учитывать, что гарантирующие поставщики, как правило, очень крупные компании, которые редко разоряются. Это значит, что риск потерять деньги и остаться без электроэнергии сведен к минимуму.
Однако есть плюсы и в обращении к малоизвестным перепродавцам: как правило, они более ориентированы на потребителей и часто предоставляют более выгодные условия покупки электроэнергии.
Кто поможет решить проблемы потребителей электроэнергии?
1. Федеральная антимонопольная служба и ее региональные управления осуществляют контроль по большей части вопросов взаимодействия монополистов с потребителями. Обращаемся к ним, когда:
- нам препятствуют в присоединении к электрическим сетям;
- нарушаются условия договора энергоснабжения и есть перспектива отключения электроэнергии;
- составлен акт безучетного потребления электроэнергии. Хотя не во всех случаях органы ФАС реагируют на подобные заявления.
2. Региональные энергетические комиссии – к ним обращаемся, если не согласны с тарифами на присоединение к электросетям, а также за поставляемую нам электроэнергию. Кроме того, данный орган проверяет полноту исполнения сетевыми компаниями инвестиционных программ, направленных на развитие электросетей.
3. Государственная жилищная инспекция – осуществляет надзор за исполнением законодательства в жилищной сфере. Электроэнергия – коммунальный ресурс, и если вы – физическое лицо и используете ее в бытовых целях, то именно этот орган может помочь вам избежать незаконного ограничения в энергоснабжении.
4. Ростехнадзор осуществляет контроль в сфере безопасности электроустановок (электросетей, трансформаторов и т.д.), качества электроэнергии. Для потребителя важно то, что эта федеральная служба наделена правом на дачу заключения о наличии или отсутствии возможности присоединения к электрическим сетям. Это на случай, если сетевая компания сообщает об отсутствии свободных мощностей.
О способах решения проблем потребителей электроэнергии можно будет прочитать в следующих публикациях Константина Смолокурова.
Какими нормативными актами пользуемся?
1. В вопросах присоединения к электросетям, увеличения мощности – Постановлением Правительства от 27 декабря 2004 г. № 861. Этим документом утверждены крайне важные для нас Правила недискриминационного доступа (основные принципы доступности электроэнергии), а также Правила технологического присоединения (детально определяют порядок подключения к сетям и дальнейшего взаимодействия с сетевыми компаниями).
2. В вопросах учета электроэнергии – Постановлением Правительства от 4 мая 2012 г. № 442. Данный документ определяет порядок взаимодействия потребителя с сетевой и энергоснабжающей организациями уже после осуществления технологического присоединения. Это очень важный документ, содержащий в себе, помимо прочего, понятия безучетного и бездоговорного потребления, а также порядок ограничения электроснабжения.
3. В вопросах энергоснабжения в многоквартирных домах в дополнение к первым двум документам необходимо помнить о Постановлении Правительства от 6 мая 2011 г. № 354. Его нормы рассчитаны на физических лиц, потребляющих электроэнергию для бытовых нужд.
4. Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «Об электроэнергетике» содержат общие нормы, которыми регулируются отношения, связанные с потреблением электроэнергии.
Это основные документы. Однако нередко требуется прибегать к более узким нормативным актам. К каким – зависит от возникающего вопроса, который может касаться порядка прохождения поверки прибора учета, особенностей эксплуатации энергоустановок, правильности определения тарифа и т.д.
Продажа электроэнергии государству в России и Украине: рассматриваем по полочкам
Во многих развитых странах мира действует специальная правительственная программа «зеленый тариф», стимулирующая развитие микрогенерации электроэнергии из возобновляемых источников. В чем заключается смысл этой программы, как подключиться к ней и насколько выгодно осуществлять продажу излишков солнечного или ветрового электричества? Найти ответы на эти и другие тематические вопросы можно в нашей публикации.
В ноябре российская государственная группа компаний «Интер РАО» продавала электроэнергию Украине по 1,32–1,38 грн/кВт-ч, это на 17–20% дешевле, чем продажа электроэнергии населению РФ, пишет портал ExPro
Российский государственный экспортный монополист «Интер РАО» в ноябре продавал электроэнергию в Украину дешевле, чем населению РФ, сообщает портал ExPro со ссылкой на источники на украинском рынке.
По их данным, 1–26 ноября электроэнергию в Украину из РФ импортировали по цене $55–56 за МВт-ч (1,32–1,38 грн/кВт-час) – без учета налогов, акциза и пошлины.
«Таким образом, цена на импортируемую из России электроэнергию ниже, чем тарифы для населения Москвы и Московской области РФ на 20% и 17% соответственно. Если сравнить цену на импортируемую в Украину электроэнергию с конечными тарифами для населения РФ (с НДС), то цена поставок в Украину ниже на 34–36%», – делают вывод авторы материала.
Импорт из РФ после четырехлетнего перерыва стал возможен вследствие внесения правки в принятый 18 сентября закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере использования ядерной энергии», которую инициировал глава комитета ВР по энергетике Андрей Герус.
«Українські новини» 2 октября сообщили, что первая поставка электроэнергии из России в режиме импорта была отображена на сайте НЭК «Укрэнерго» 1 октября.
По данным ExPro, среднесуточный показатель импорта электроэнергии из РФ в октябре составил 4,12 млн кВт-ч, а 1–3 ноября вырос до 12 млн кВт-ч.
Эксперт Украинского института будущего Андриан Прокип сообщал в , что в ночь на 5 ноября в объединенную энергосистему Украины из Беларуси и России импортировали 1,216 МВт, при этом впервые были ограничены мощности возобновляемых источников энергии.
Импорт электроэнергии из России
Украинские власти прекратили закупки электроэнергии в России еще в 2015 году. Импорт возобновился только в сентябре текущего года. Тогда Рада разрешила закупки из России и Белоруссии по двусторонним договорам.
После этого компания «Нафтогаз Украины» начала импорт у «Белэнерго» по долгосрочному контракту. А 4 декабря Верховная рада приняла закон о запрете импорта электроэнергии из России по двусторонним договорам.
С июля на Украине стала действовать новая модель рынка электроэнергии. Государство перестало быть единственным покупателем и продавцом, а цены стали независимыми.
Как получить зеленый тариф?
Поскольку в России еще не принята программа государственной поддержки для развития технологий использования альтернативных (возобновляемых) источников, то механизм получения зеленого тарифа еще не до конца понятен. Вполне вероятно, он не будет сильно отличаться от украинского варианта, где чтобы подключить тариф физлицу необходимо действовать по алгоритму, представленному на рисунке.
Порядок действий для получения зеленого тарифа частному лицу в Украине
Обозначения к рисунку о порядке оформления зеленого тарифа:
- Произвести закупку оборудования для солнечной или ветровой электростанции.
- Установить купленное оборудование на объекте.
- Подготовить пакет необходимых документов, после чего передать его на рассмотрение в Облэнерго. Помимо документов, подтверждающих право собственности на участок, обязательно прилагается технический проект мини электростанции, включая копии техпаспортов на все оборудование к нему. Это довольно сложный этап, и судя по отзывам соискателей, самостоятельно решить все вопросы с бюрократической машиной, мало кому удавалось.
- Открыть расчетный счет в любом банке.
- Установить специальные двунаправленные счетчики, предварительно согласовав этот процесс с Облэнерго. Двунаправленные счетчики для зеленого тарифа
- Подписание договора и акта приема-передачи с представителями Облэнерго.
После выполнения всех выше перечисленных пунктов можно осуществлять продажу электроэнергии государству.
О причинах запрета
По словам политолога, вице-президента Фонда развития современной дипломатии Дмитрия Перлина, запрет на покупку электроэнергии у России является мерой защиты собственных производителей.
По его словам, население Украины сокращается, промышленное производство снижается, в результате внутренний рынок уменьшается.
«В ситуации, когда Украина и экспортировать электроэнергию особо никому не может, ей приходится искать рынок сбыта внутри собственной страны», — рассказал эксперт в эфире радио Sputnik.
Он отметил, что украинская электроэнергия обойдется дороже российской, и потребителям внутри страны стоит ждать ее подорожания, что повлияет и на население, и на предприятия.
Как продавать электроэнергию государству?
На данный момент, пока Правительство не приняла соответствующего постановления сложно сказать, как будет организована в России поддержка развития альтернативной энергетики. Насколько известно, рассматривается два варианта:
- Система взаиморасчетов, в данном случае владелец мини электрогенератора в случае необходимости может потреблять электроэнергии из общей сети. Например, в период слабой солнечной активности мощность электростанции (на солнечных панелях) будет существенно уменьшаться, соответственно, выработки электричества будет недостаточно для собственных нужд. Если по итогам отчетного периода, сгенерированной энергии меньше, чем потребленной, то разница оплачивается по общепринятому (обычному) тарифу. При излишках электрической энергии разница зачисляется на следующий расчетный период или выплачивается в виде денежной компенсации (в зависимости от условий договора).
- Производители электроэнергии продают ее излишки государству по стоимости превышающей цены на местном энергетическом рынке. Вполне вероятно, что будет действовать ограничение на мощность солнечного и ветрового генератора (планируется 15,0 кВт). Продажа электроэнергии напрямую потребителям не предусмотрена, поскольку для этого необходимо иметь статус энергокомпании, а это накладывает совсем другие требования.
Какой из двух вариантов будет выбран, пока неизвестно.
Выгодно ли продавать электричество государству?
Поскольку у нас зеленый тариф пока не введен, обратимся к опыту соседей. Для этого мы произведем расчеты, которые покажут, насколько рентабельны такие инвестиции.
Возьмем типовую солнечную мини электростанцию на 10 кВт. Оборудование с установкой «под ключ» обойдется примерно в $12000. При тарифной сетке 0,18 евро за киловатт, с учетом расходов под собственные нужды (200 кВт), годовой доход будет порядка $1650 (для количества солнечных дней, соответствующих средней полосе), соответственно, срок окупаемости составит порядка 7,5 лет. После этого продажа электроэнергии по специальным тарифам будет приносить чистую прибыль.
Положительные и отрицательные стороны.
Введение зеленого тарифа будет, безусловно, выгодно для тех, кто владеет небольшими генерирующими установками, работающими от энергии солнца или силы ветра. В данном случае преимущества отразятся в виде дополнительной прибыли в семейный бюджет. Помимо этого внедрение зеленых технологий положительно влияет экологическую обстановку.
Что касается отрицательной стороны медали – это увеличение расходной статьи бюджета государства. Помимо этого следует учитывать, что солнечная энергетика, а также другие виды возобновляемых энергоносителей, оказались дорогим удовольствием. Сейчас Германия вынуждена покупать электроэнергию по зеленым тарифам, заключенным при стоимости киловатта 0,5 евро. При этом нынешняя стоимость (причем даже не минимальная) солнечной электрической энергии около 0,12 евро. Как видите, покупка «зеленой» электроэнергии может стать серьезным бременем для бюджета страны.
Зеленый тариф. Как продавать государству свою электроэнергию от домашней солнечной станции
Reconomica представляет обобщающую статью о солнечной энергетике. Оценка такого шага как установка своей станции, оценка плюсов станции, а также сведения о продаже электроэнергии. Выгодно это или нет?
Относительно недавно на Украине появилось такое понятие, как “зеленый тариф”. Если вкратце, это поощрительная мера от государства всем физлицам, желающим сделать реальный финансовый вклад в экологию. О том, как это работает на практике, мы попросили рассказать одного из первых пользователей системы на Украине. Кстати, аналогичный законопроект планируется принять и в России до конца 2018 года, так что мотайте на ус!
Об авторе
Здравствуйте, меня зовут Виктория. Меня давно донимал вопрос о возможности какой-либо экономии на тарифах, росту которых уже нет предела. Переход на более экономичное освещение, а также использование энергоэффективных бытовых приборов особых изменений не принесли. И вот, спустя какое-то время, я нашла самый оптимальный выход из ситуации.
Попробовав это сама, буду рада поделиться со всеми интересным способом экономии на электроэнергии, и даже заработка на ней. Да-да, именно заработка. Мне кажется, что более половины читателей данной статьи даже не подозревают, что такое возможно. В этом нет ничего странного, потому что эта альтернатива появилась относительно недавно.
Альтернативная энергетика и как на ней заработать
В наше время данный вопрос очень актуален, так как тарифы на электричество чрезвычайно высокие и уменьшаться, по-видимому, не намерены. Вы, скорее всего, слышали понятие «Альтернативная энергетика». Данное выражение имеет несколько объяснений, но все они тесно связаны с такими вещами:
Данная схема наглядно демонстрирует элементы солнечной станции
Солнечная энергия в быту
Сегодня расскажу Вам про одну из таких, а именно – Солнечная энергия.
Уже достаточно долгое время существуют солнечные батареи, которые принимают солнечные лучи и генерируют их в электричество при помощи преобразователя. Данное сопряжение батарей и преобразователя называют солнечной станцией.
Рассмотрим на моём примере. У меня среднее потребление электричества — около 2 кВт в час. Следовательно, мне требуется солнечная станция мощностью в 2 кВт, которая мне обошлась в солидную сумму — 1800$. Солнечные батареи были установлены на крыше, а преобразователь — внутри дома.
Так вот, уже прошло около четырёх лет с момента покупки станции, и она уже полностью окупила мою инвестицию в прошлом. Спросите как?
“Зеленый тариф” — что это и как к нему подключиться
В нашей стране существует такое понятие как “ (Закон от 04.06.2015 № 514-VIII), который позволяет продавать Вашу личную электроэнергию, выработанную Вашей солнечной или ветровой электростанцией. Например, моя прибыль за три года с такой станции составила более 1 720$!
Процесс оформления “Зеленого тарифа” крайне прост. Нужно всего лишь подать заявление на его подключение в Ваше энерго и немного подождать, пока его одобрят. Вся эта процедура у меня заняла примерно 2 недели.
Государство в таких вещах само идёт Вам навстречу! Ведь заинтересованность их в установке солнечной станции на Вашем участке тоже присутствует. С каждой установленной в нашей стране солнечной станцией и любым другим альтернативным источником энергии, мы разгружаем электростанции .
На сегодняшний день можно продавать электроэнергию за 0,18 Евро за 1 кВт . Очевидно, что заработок по нему привязан к курсу Евро, а это — большой плюс. Принятие закона о “зеленом тарифе” является решением Мировой Конвенции, поэтому надёжность в данном проекте лежит на плечах целой Европы.
Но все-таки есть некие ограничения при подключении “Зеленого тарифа”. Физические лица могут оформлять “Зеленый тариф” только при условии, что мощность электростанции будет не более 30 кВт. А так же хотела бы отметить, что получаемый доход от продажи энергии облагается налогом в размере 15%
Если за 1 кВт заявленная сумма 0,18 Евро, то с налогами будет 0,15 Евро.
Ещё один важный фактор — это прописанные в нашем законе пункты о ежегодном снижении дохода от продажи своего электричества. На сегодняшний день сумма в целых 0,18 Евро — очень высока и стимулирует людей к переходу на альтернативные источники энергии, хоть и ярко выраженным коммерческим намёком. Однако, есть одно обстоятельство касательно снижения суммы по которой Вы получаете прибыль от продажи, а именно:
При подключении “Зеленого тарифа”, Вы заключаете договор с государством на целых 13 лет, без каких-либо изменений в курсе, по которому получаете деньги за проданное электричество. Другими словами, установив сегодня солнечную станцию, Вы обеспечите себя прибылью в 0,18 Евро за каждый проданный кВт, аж до 2030 года!
Есть также пару нюансов при подключении “Зеленого тарифа”.
- Выделенная мощность на Ваш дом должна соответствовать той мощности станции, которую хотите установить.
- Подключение “Зеленого тарифа” требует покупки и установки специального счётчика, который будет отслеживать каждый проданный Вами кВт электроэнергии, а также О блэнерго смогут за этим следить. К Вам больше никто не будет приходить и снимать показания с Вашего счётчика, что, без сомнения, является ещё одним преимуществом.
Солнечные батареи не наносят ущерб внешнему виду здания, наоборот — делают архитектуру футуристичной
Солнечные батареи — хорошая ли это инвестиция?
Об этом способе заработка я узнала в интернете. Особо не замечала такой тенденции в своём окружении, да и вообще, мало кто слышал о солнечных батареях. Ну а на сегодняшний день уже два моих знакомых планируют сделать такую же установку, один из которых даже находится в процессе подготовки всех необходимых документов. Думаю, Вы согласитесь, что покупка своей солнечной электростанции — это одно из наиболее выгоднейших вложений на сегодняшний день, которое в будущем может окупиться далеко не один раз, ведь срок службы солнечных батарей более 25 лет!
Уже сегодня на частных домах можно встретить не только крыши, устеленные солнечными батареями, но и даже целые поля. Несомненно, солнечная энергетика очень бурно начинает развиваться в нашей стране, в то время, как в Европе каждый дом, обустроенный своей личной солнечной электростанцией является абсолютной нормой, что, естественно, сказывается на окружающей среде, а также на экологии в целом. Ведь постоянное потребление ресурсов нашей планеты, несёт за собой негативные последствия, которые нам в помощь приходят альтернативные источники энергии. Несомненно, за этим стоит инновационное и экологически чистое будущее.
Стоит ли мне возиться с установкой солнечных панелей и подключением “зеленого тарифа”?
В конце хотелось бы сказать, что данный способ довольно-таки действенный. Большинство людей устанавливают солнечные станции исключительно для получения прибыли по “Зеленому тарифу”. Гектары, засеянные солнечными батареями – это не только хорошая инвестиция, но и целый бизнес, который стоит десятки, а то и сотни тысяч долларов. Но результат, как Вы уже понимаете, стоит тех средств.
Источник: