Наличие электричества — главное условие комфортной жизни за городом. От бесперебойной работы электрической сети зависит функционирование «инженерки» и бытовых приборов. Кроме этого, с помощью электричества можно ещё больше повысить комфортность проживания в коттедже, оснастив его рядом полезных устройств и приспособлений. Например, таких, которые позволят избавиться от наледи на ступеньках, не заморозить коммуникации зимой и быстро смонтировать ставшую популярной низкотемпературную систему отопления «тёплый пол». Поэтому в этой статье мы, опираясь на опыт пользователей FORUMHOUSE, расскажем:
- Что нужно знать для устройства обогрева ступеней крыльца.
- Как сделать подогрев ливнёвки и водостоков.
- Можно ли заменить покупной греющий кабель недорогим самодельным.
- Как рассчитать необходимую мощность электрического тёплого пола и сечение проводки для его подключения.
Устройство обогрева ступеней крыльца
Зима — настоящее время испытаний для загородного дома. Морозы, снегопады, частые переходы через «ноль», ледяные дожди подвергают как конструкции и инженерные системы коттеджа, так и его жителей проверке на прочность. В случае обрыва электрических проводов или аварии на подстанции в дело вступает резервная система питания, но что делать с наледью, образовавшейся на ступеньках крыльца? Ведь в таком случае подъём или спуск по ним может обернуться травмой, особенно если в доме живут пожилые люди, или в семье есть дети.
Конечно, крыльцо можно очистить вручную, вооружившись лопатой и метлой, а можно сделать подогрев уличных ступеней, который не допустит образование льда.
Чтобы ответить на эти вопросы, следует запомнить главное правило — сначала делается расчёт, выясняется эффективность и затраты на эксплуатацию подобной системы. Причём надо учитывать продолжительность зимы и вероятность возникновения оттепелей и последующего ухода температуры в минус, что приводит к образованию на поверхности ступеней льда.
Также интересен опыт по устройству снеготаяния в Сибири. Например, участник портала в своём регионе делает системы снеготаяния и антиоблединения на основе водяных теплых полов, закладывая на 1 ступень по 2 трубы диаметром около 1.6 см. В качестве теплоносителя используется специальный раствор — антифриз, предназначенный для системы отопления загородного дома. Система «запитывается» от котла и управляется в автоматическом или ручном режиме. Утеплитель и фольгированная подложка, которая в бетоне (непрозрачной среде) не может отражать тепловые потоки, т.к. отсутствует необходимый для этого воздушный зазор, не используется.
По словам мощность «водяной» системы снеготаяния для крыльца – до 600 Вт на 1 кв. м, при условии, что половина теплового потока идёт вверх, а половина — вниз. В сильные морозы система не включается.
Итак, запомним эту цифру – до 600 Вт на 1 кв. м требуется для системы оттаивания ступеней. Сказывается, что система работает на улице, без утеплителя, и требуется повышенная мощность, а значит, и повышенный расход энергии для её эксплуатации.
Поэтому снова возвращаемся в 1-му правилу и сначала делаем расчёт. Иначе, смонтировав электрическую систему подогрева ступеней, можно потом сильно удивиться счетам за потраченную электроэнергию.
Если температура ниже, чем — 10 С, то «гонять» греющую систему ступеней нет смысла. Воздух сухой, влаги мало, наледь не образуется, а снег, если он выпал, проще смести веником. Мощность греющего кабеля тоже бывает разной. Есть кабели с удельным тепловыделением 10-15 Вт на 1 погонный метр, а есть и выше. Т.е. мы снова возвращаемся к необходимости расчёта и точного выбора качественных комплектующих для системы снеготаяния.
Если обобщить советы пользователей портала, то можно выделить следующие рекомендации:
- Греющий электрический кабель лучше подходит для укладки на ступенях, т.е. на поверхности сложной формы. Греющие маты лучше укладывать на площадке.
- Не забываем проложить кабель (жилу) в верхней части подступёнка, чтобы при вылете ступени этот участок тоже прогревался.
- Если работа системы управляется дистанционно, то нужно ставить датчик влажности. Без него, ориентируясь только на низкую температуру, выставленную на терморегуляторе, обогрев зимой станет работать всё время, «накручивая» лишние киловатты.
- Датчик температуры заводится в гофротрубе диаметром около 2 см. Причём датчик должен быть расположен так, чтобы он находился между двумя жилами греющего кабеля, примерно посередине, а не утыкался в одну из них. Иначе он будет показывать завышенную температуру.
- На терморегуляторе надо выставить правильную температуру. Принимаем за базовые условия температуру снеготаяния + 3 °С, но надо учитывать, что датчик находится не снаружи, на воздухе, а замоноличен под отделочным слоем. Т.е. есть слой клея + финишное покрытие, например, на ступени положена плитка, или они облицованы камнем. Поэтому, чтобы нивелировать эту разницу и выйти на реальные + 3 °С, на каждый сантиметр толщины слоя, под которым находится датчик, на терморегуляторе добавляем примерно 1.5 градуса.
Как сделать подогрев дорожек и ступеней греющим кабелем?
- В чем преимущества системы?
- Технология укладки своими руками
В чем преимущества системы?
Обогрев открытых площадей кабелем уже давно используют большинство офисов, магазинов и торговых центров, которым важна репутация. Преимущество укладки теплого пола на улице заключается в следующем:
- Поверхность будет чистой и сухой в течение всего дня.
- Плитка, асфальт либо природный камень не будет повреждаться от механической чистки лопатами либо что еще хуже – ломом.
- Отсутствие травматизма, что особенно важно, даже если рассматривать загородный дом.
На видео ниже наглядно демонстрируется система снеготаяния на участке:
Как Вы видите, действительно есть смысл осуществлять монтаж системы подогрева дорожек и ступеней. Затраты на укладку теплого пола на улице будут не слишком велики, собственно, как и расход электроэнергии системой, если сделать все правильно.
Технология укладки своими руками
Как мы уже сказали ранее, сделать теплый пол на улице можно самому, если знать технические аспекты и нюансы укладки. Конструкция системы снеготаяния не сложная. В нее входит сам греющий кабель, терморегулятор, датчики влажности и осадков, сигнальный кабель (для подключения датчиков) ну и защитная автоматика. Что касается мощности подогрева, то, как правило, для улицы расчет сводят к 250-300 Вт/м 2 . В связи с этим рекомендуется выбирать проводник мощностью около 28 Вт/м.
Перед тем как переходить к монтажу теплого пола, нужно тщательно выровнять поверхность. Уже после этого согласно рекомендациям производителя Вы должны выполнить укладку греющего проводника и его подключение к сети, датчикам, защитной автоматике. Далее в зависимости от ситуации заливается бетонная стяжка, на которую после застывания рекомендуется отсыпать слой песка. В самый последний момент нужно переходить к мощению природного камня, плитки либо другого подходящего материала.
Можно также обойтись и без стяжки, просто отсыпав над теплым полом песчаную подушку, толщиной 3-4 см. Если Вам все же нужно залить стяжку, обязательно перед этим закрепите греющий кабель на улице монтажной лентой, как показано на фото ниже.
Места установки датчиков обговариваются в приложенной инструкции от фирмы-изготовителя. Сам терморегулятор нужно установить в помещении, защищенном от осадков и низких температур. Рекомендуется выполнять установку терморегулятора в коридоре.
Во время укладки электрического теплого пола на улице обязательно учтите важный момент – на кабель не должны влиять элементы мощения. Если Вы упустите этот момент, в дальнейшем система кабельного подогрева площадки может быть повреждена. Ее ремонт будет крайне проблематичным и само собой – затратным. Тут же следует отметить еще один нюанс – если Вы решите укладывать теплый пол на песчаную подушку, следите, чтобы в песке не было камней и прочего мусора, т.к. под нагрузкой камни могут повредить проводник.
Если нужно сделать электрический подогрев ступеней на крыльце, кабель укладывается по выбранной схеме с одинаковым шагом по всей площади. После этого заливается бетонная стяжка, поверх которой выполняют мощение камня, плитки либо даже мрамора. Кстати, альтернативным обогревателем в этом случае может быть термомат либо лента. Наглядно увидеть, что собой представляет подогрев ступеней на улице, Вы можете на схемах и фото ниже:
Также рекомендуем просмотреть видео инструкцию по монтажу:
Вот и вся технология укладки теплого пола на улице своими руками. Как Вы видите, монтаж системы уличного подогрева дорожек и ступеней довольно трудоемкий. Мы все же рекомендуем отдавать такое дело специалистам, многие из которых сделают все недорого и быстро. Только в этом случае обогрев площадки будет экономным, безопасным и долговечным!
Будет полезно прочитать:
Обогрев открытых площадок, ступеней и дорожек
Для обогрева открытых площадок применяется саморегулирующийся и резистивный греющий кабель. По управлению: как принудительное ручное включение, так и автономное управление термостатом-метеостанцией в зависимости от температуры окружающей среды и наличия осадков.
Так в каких же случаях при обогреве открытых площадок оптимально применить резистивный (с постоянной мощностью), а в каких саморегулирующийся греющий кабель? Это определяется их особенностями:
Резистивный греющий кабель
- стоимость ниже, чем у саморегулирующегося кабеля (без учета термостата и датчиков)
- сохраняет свою мощность постоянной независимо от часов выработки, то есть через 10 или 30 лет будут греть с такой же силой
- при перегреве может перегореть поэтому требует квалифицированной, внимательной и правильной укладки
- возможно использование только совместно с термостатом (терморегулятором) во избежание перегрева
Греющий кабель для кровли и открытых площадок НРК 30Вт/м.
TXLP/2/28 DEFROST SNOW twin (комплекты)
Саморегулирующийся греющий кабель
- стоит дороже
- Не способен перегореть при расположении ниток греющего кабеля слишком близко друг к другу, или при самопересечении поэтому прощает эти ошибки при монтаже или последующем смещении при перекладке покрытия.
- Нагревательный кабель саморегулирующийся и поэтому не требует применения термостатов и терморегуляторов, однако эффективно может использоваться и с ними
- Матрица саморегулирующегося греющего кабеля хоть и незначительно, но все же подвержена старению при активной его эксплуатации.
Саморегулирующийся кабель 40GSR2
Нагревательный кабель 40GSR2-CR
Подробнее про старение саморегулирующегося кабеля
Последний пункт означает, что если сделать, например, обогрев открытой площадки кабелем Heatus 40GSR2-CR, с номинальной мощностью 40 ватт, и нагружать его работой почти все холодное время года (осенью включать и весной выключать), то через 5-10 лет греющий кабель будет выдавать уже меньшую номинальную мощность.
Из-за меньшей мощности греющего кабеля может увеличится время, требуемое для избавления от наледи, а может и вовсе не хватить выдаваемого тепла в самые сильные морозы.
Однако выработка ресурса матрицы происходит именно при активной работе при низких температурах. Это означает, что если мы этот же кабель будем включать значительно реже, периодически, когда нам нужно, то и через 15 лет его номинальная мощность упадет незначительно, и это не повлияет на его работу.
Левая часть крыльца постоянно обогревается резистивным кабелем через термостат теплого пола, правая-саморегулирующимся кабелем-принудительное включение
Итак, для обогрева открытых площадок оптимально использовать саморегулирующийся греющий кабель в следующих случаях:
- Хотите включать обогрев самостоятельно, когда вам это нужно, без термостатом и датчиков.
- Планируете пользоваться периодически, от раза к разу.
- Вы хотите сохранить средства и не платить за обогрев дорожки тогда, когда вам это не нужно.
- Вы хотите сделать надежную, простую и безопасную систему за счет минимума элементов (без термостатов, датчиков, щитка управления). Кстати, можно саморегулирующийся кабель подключить и через термостат. Можно сначала подключать вручную, а потом, при желании добавить элементы управления обогревом в виде термостата и датчиков.
Резистивный кабель используется в автономных системах обогрева открытых площадок, например:
- Вы хотите, чтобы система обогрева работала бы всегда, независимо от того приедете вы сегодня или через две недели (управление производится как правило метеостанцией-термостатом, включающим систему, или только по датчику температуры окружающего воздуха, или в совокупности с датчиком осадков).
- Вы хотите чтобы крыльцо и дорожки были бы всегда свободны от снега, вы не хотите ничего включать и вообще вспоминать о системе обогрева.
- Вы готовы потратиться на оплату счета за электричество при часто работающей системе обогрева.
И если совсем кратко: Саморегулирующийся кабель надежнее (не перегревается), не требует термостата, можно включать прямо в розетку или в щиток, но слабеет с годами при постоянном использовании. Резистивный кабель не теряет мощности со временем, но требует использования терморегулятора, более требовательный к укладке и есть риск перегорания в случае, если что-то не так.
Варианты управления обогревом открытых площадок
- Самый простой вариант: саморегулирующийся греющий кабель включается непосредственно в розетку или в щиток и включается вручную когда это необходимо. Саморегулирующийся кабель можно использовать со всеми терморегуляторами.
- Простой вариант с применением резистивного кабеля: обогрев дорожки или крыльца может быть сделан резистивным кабелем через обычный датчик теплого пола, чтобы защитить греющий кабель от перегрева.
- С применением термостата и датчиков: система обогрева управляется термостатом по показанию датчиков температуры воздуха и наличия осадков.
Возможны варианты компоновки и совмещения вариантов управления. Это оправдано в случаях, когда, например, установлено ограничение по потребляемой мощности(как иногда бывает в коттеджных поселках).Можно главный въезд и тропинку сделать резистивом, управляемым от метеостанции, чтобы всегда были бы без наледи. А остальные площади, которые не хватит мощности греть одновременно, обогревать саморегулирующимся кабелем, который будет включаться вручную при выключенной основной секции.
Слева резистивный кабель-въезд в гараж, справа саморегулирующийся-дополнительная парковка для гостей
Расчет мощности для обогрева открытых площадок
Необходимо привести 300-350 Ватт на квадратный метр обогреваемой поверхности. Приводимая мощность зависит от толщины прослойки между греющим кабелем и поверхность.
Например нужно обогреть дорожку 0,8 м шириной и 3 м длиной, получается 2,4м2
2,4*300=720 Вт
Саморегулирующегося кабеля Heatus 40GSR2-CR с номинальной мощность 40 Вт/м нужно взять 18 метров (720/40=18).
Резистивный кабель идет комплектами с фиксированной длиной и мощностью, и нужно подобрать ближайший больший. На примере зарекомендовавшего себя двужильного резистивного прогревочного кабеля готового к укладке TXLP/2/28 DEFROST SNOW (TWIN) выбираем секцию 890 Вт (31,78 м), либо его российский аналог СТН НРК 30 Вт/м, секция на 885Вт (29,5м).
Важный нюанс при обогреве ступеней крыльца стандартной ширины(30см) саморегулирующимся кабелем: оптимально брать Heatus 30GSR2-CR с номинальной мощность 30 ватт, и класть в 3 нитки с интервалом 10 см. Получается как раз 300 Вт на м2. Тогда как 2 нитки Heatus 40GSR2-CR может оказаться недостаточно, а 3 нитки слишком много.
Саморегулирующийся греющий кабель уложен на ступени в проштробленные пазы
Варианты монтажа греющего кабеля
- на пластиковую сетку, разложенную по всей обогреваемой поверхности
- на монтажные ленты, предварительно зафиксированные дюбелями
- в проштробленные пазы, предварительно фиксировать можно грузом и малым количеством раствора
Высчитывается расстояние между нитками греющего кабеля, и кабель фиксируется хомутами к сетке или язычками монтажной ленты.
Фиксируем саморегулирующийся нагревательный кабель Heatus 40GSR2-CR хомутами Фиксация резистивного кабеля на сетке хомутами.
Подогрев дорожек своими руками
- 1 Преимущества системы
- 2 Принцип работы
- 3 Монтаж
- 4 Дополнительные рекомендации
Хлопоты зимнего сезона связанные с расчисткой заснеженных участков заставляют людей искать альтернативы, ведь никому не понравится долго расчищать и разбивать лед на крыльце, затрачивая уйму времени и сил на это. Безусловно, подобные мероприятия необходимы, чтобы комфортно перемещаться по территории, а также не подвергать риску себя и близких получению серьезных увечий, если передвигаться по скользкой поверхности. Упростить поставленные задачи могут дорожки с подогревом. О том, как сделать подогрев дорожек своими руками пойдет речь в этой статье.
Благодаря системе подогрева дорожек, увеличивается срок их службы, можно без труда открывать ворота и двери. Наиболее популярные места при установке подогрева являются дорожки, ступеньки, пандус, площадки, а также место для парковки автомобиля.
Преимущества системы
Среди некоторых достоинств системы можно отметить:
- осуществляется замена трудоемкого ручного труда на автоматическую систему;
- как ворота, так и двери способны открываться без трудностей, независимо от погодных условий;
- срок эксплуатации дорожек увеличивается;
- упрощенный способ расчистки льда и снега зимой, с любого покрытия.
Установка нагревательного кабеля
Ранее применялись несколько иные способы борьбы со снегом и обледенениями на дорожках:
- посыпая заледеневшие тропинки, песком или солью;
- действуя стандартной снегоуборочной лопаткой;
- дорогостоящими снегоуборщиками.
Система механического нагрева, составляет согласованную работу как пульта управления, так и греющей части. Спрос на этот товар вырос, поскольку обогреваемые тропинки легко модернизировать собственноручно и к тому же цена на них приемлема.
Обогреваемая площадка
Касаясь вопроса долговечности в системе подогрева дорожек загородного дома и его оборудования, важно заметить гарантию греющего элемента, он должен составлять около 10 лет эксплуатации. Датчики обладают высоким сроком службы каждый по 5 лет. По утверждению специалистов такая система способна прослужить до 50 лет, если, конечно, соблюдать все правила безопасности в монтаже и эксплуатации.
При проектировании современных загородных домов специалисты пользуются системой подогрева дорожек с другими аналоговыми системами (например, такая технология, как «умный свет»).
Принцип работы
Перед тем как сделать подогрев дорожек, предлагаем вам ознакомиться с составными частями обогревательной системы:
- Греющая часть состоит из электробезопасных матов или же кабеля. Эти электронагревательные элементы устойчивы к плохим погодным ситуациям и имеют значительную прочность.
- Система управления состоит из защитной и пусковой аппаратуры, датчики измеряют сырость и температурные колебания на улице, а для удобства работы всей системы устанавливаются разнообразные термодатчики и контроллеры. Подобная система обогрева обеспечивает таяние льда и снега.
- В распределительной части связывается греющая часть с системой управления. К ней причисляются распределительные коробки, крепежи для кабеля, силовой кабель, информационный кабель и т.д.
Нагревательные элементы
В автоматическом обогреве дорожек имеются многочисленные датчики, они, в свою очередь, дают сигнал, на пульт управления, сообщая о температуре в земле, атмосфере, а также о сырости в наружной среде. Все они играют роль миниатюрной метеорологической станции, которая держит под наблюдением погодную обстановку в загородных домах и тут же сообщает системе о том, чтобы начался подогрев тогда, когда начинает падать снег или появляется наледь.
Монтаж
Можно класть нагревающую часть системы подогрева дорожек как на гравийную либо песчаную подушку, так и на прежнюю поверхность. Монтаж системы подогрева дорожек – дело нехитрое и вы вполне справитесь с этой задачей самостоятельно.
Если вы решите в качестве нагревающего элемента использовать кабель, то кладите его змейкой, при этом между кабелями соблюдайте установленную дистанцию (это делается исходя из мощности на 1 м 2 всей поверхности).
Нагревательный кабель
При фиксации кабеля используется монтажная лента по назначению. Чтобы снизить энергозатраты в системе подогрева дорожек загородного дома, важно сократить потребляемую мощность. Для этого соорудите над обогревательными элементами незначительный слой теплоизоляционного материала. Но учитывайте во время укладки технику безопасности, оставляя небольшое расстояние между греющими элементами и теплоизоляцией (такое расстояние может варьироваться от 3 до 5 см).
Рекомендуется в качестве защитных слоев использовать либо бетонную стяжку, либо песчаную подушку (это делается для защиты от атмосферных осадков и каких-либо повреждений). Такая подушка будет служить основанием для тротуарной плитки.
Предлагаем вам просмотреть видео о последовательности монтажа нагревательных элементов для подогрева дорожек:
Дополнительные рекомендации
Для осуществления объективного выбора системы обогрева изначально важно обусловить установочную мощность, исходя из требований, которые предъявляются в монтаже, при этом наблюдая особенность климата и примененной системой контроля. Например, в белорусских и российских условиях устанавливаются системы, имеющие мощность от 250 до 400 Вт/м 2 .
Подогрев ступенек
Дорожки с подогревом делают жизнь в своем доме более комфортной и безопасной. Монтировать эти устройства достаточно просто. Система не отличается особой сложностью. Если у вас остались вопросы по теме или вы желаете поделиться личным опытом по установке дорожек с подогревом, то пишите комментарии к статье.
Может быть, вас заинтересуют дополнительные материалы нашего сайта:
Обогрев ступеней на крыльце, борьба с обледенением
Ступени в дом лучше очищать ото льда с помощью обогрева, чем долбить острыми тяжелыми инструментами, делая попутно хаотические углубления в наружном покрытии. Также не лучший способ борьбы с обледенением посыпать солью или другой химией. Образование на ступенях наледи случается не столь часто, чтобы по поводу растапливания льда подогревом, начинать разговоры о катастрофических энергиях на ветер. Но сложности значительные, начиная с отсутствия внятной теории обогревов наружных лестничных маршей… Как можно добиться несложной борьбы с обледенением на крыльце?
Как происходит обледенение ступеней, сколько энергии нужно
При температурах ниже -7 град С, как правило, обледенение уже не грозит, а выпавший снег придется сметать метлой. Наибольшие неприятности с образованием льда на лестнице крыльца можно ожидать при скачках температуры около 0 градусов с понижениями до -5 град С, при повышенной влажности и осадках. В это время траты на энергию по борьбе со льдом на крыльце могут возрастать многократно.
Производители нагревательных систем говорят о том, что нам хватит и 300 Вт на 1 метр квадратный, чтобы при небольших морозах создать на поверхности керамогранитной, каменной отделки крыльца нужные +3 градуса, чтобы эта поверхность начала осушаться.
Но при практической проверке выявлялось, что подобной мощности маловато, – идет значительное ее рассеивание и поверхность не прогревается достаточно. Т.е. речь должна идти о 500 Вт/м кв., или о применении перенаправления выделяемой энергии на покрытие ступеней.
Проблемы при создании бетонных обогреваемых ступеней
Железобетон, из которого обычно делается основание лестничных маршей, ведущих на крыльцо дома, отлично проводит тепло. Энергия, выделяемая нагревательным кабелем или трубой отопления под покрытием ступеней, неплохо будет рассеиваться и через боковины крыльца, и через не утепленный грунт и конструкции дома.
Потери в каждом конкретном случае индивидуальны, по некоторым оценкам может без всякого практического результата (без нагрева поверхности лестницы с таянием льда) теряться до 50% энергии. Слой эффективного утеплителя под греющей системой резко бы сократил подобные потери и сфокусировал бы эту энергию на нагрев поверхности.
Но тогда нагреваемые слои должны быть устойчивыми к температурным расширениям и переходам через 0 градусов, а также должны быть свободно-плавающими и не связанными (оставление зазоров) с остальной конструкцией лестницы. Рекомендуется обустройтсво теплоизоляции внутри конструкции или по ее границам с применением экструдированного пенополистирола толщиной от 35 мм.
Как обогреваются ступени кабелем
Нагрев ступеней лестницы может быть выполнен нагревающим кабелем, рассчитанным на работу при отрицательных температурах. При этом обогрев может быть организован в автоматическом режиме аппаратурой входящей в комплект – термодатчиком, установленным в центральной части ступени, и управляющим термостатом.
Отличительная особенность этого способа – дешевизна оборудования и простота монтажа. Примерная схема приведена на рисунке.
Кабель заделывается только в плотный слой раствора без пустот, обеспечивающий теплоотведение во все стороны от него. Нельзя подобный электронагреватель класть на утеплитель. Типичной упрощенной монтажной схемой для электрокабеля остается укладка его прямо на бетон ступеней для лучшего теплоотведения, а утепление делается уже всей конструкции по возможности или не делается вовсе.
Укладка кабеля может вестись только в центральной части ступеней для уменьшения теплопотерь по боковинам конструкции
Закладка теплизолирующего слоя из экструдированного пенополистироала ведется еще на стадии создания всей железобетонной конструкции. Над утепляющим слоем оставляется не менее 10 см бетона с пластификаторами со стальной армировкой, для равномерного рассеивания тепла от кабеля
Вместе с обогревом ступеней зачастую создается и подогрев прилегающей площадки и самого крыльца. Поэтому суммарная требуемая мощность может быть значительной — от 2 кВт…
Обогрев ступеней трубопроводом
Электроэнергия, возможно, будет дороже тепловой энергии в доме в 2 – 3 раза. Если пользоваться подогревом крыльца и дорожек постоянно, то возможно, более целесообразным станет удаление льда со ступеней с помощью нагревом трубой.
Если в доме применяется незамерзайка в качестве теплоносителя, что не рекомендуется и может рассматриваться лишь как вынужденная мера, то создать водяной обогрев крыльца просто, — достаточно подключить контур в виде металлопластиковой трубы 16 мм длиной до 35 метров через терморегулятор РТЛ.
Но если в системе отопления дома вода (обычно) то, чтобы организовать обогрев ступеней, придется создавать обособленный контур с незамерзайкой — теплообменник для забора энергии у системы отопления с расширительным баком, насос, термоголовку с трехходовым клапаном, и далее — обогревающий трубопровод уложенный над утеплительным слоем под покрытием ступеней крыльца. Из-за сложностей это применяется редко и в основном для масштабных подогревов на улице.
Простейший способ борьбы со льдом на ступенях дома
Обогревать ступени дома можно не только встроенными в них нагревающими элементами, но и направленным лучевым теплом. Инфракрасные обогреватели с отражателями, могут быть довольно узконаправленного действия. Если их удастся разместить соответствующим образом на крыльце и направить излучение в нужное место, то вопрос с обледенением обычно несложно решается. Потери энергии возможно будет больше, но по простоте монтажа это выгодное решение. Управление обычно только ручное, что не сложно сделать. В зависимости от конкретной ситуации может справиться и один обогреватель на 1 кВт, возможно понадобиться 2 — 4 шт по 500 Вт….
Обогрев ступеней крыльца
Красивые мраморные или керамогранитные ступени, безусловно придают респектабельность и красоту любому объекту. Однако с наступлением холодов все меняется. Особенно, если холода приходят одновременно со снегопадом. Ваша лесенка тут же превращается в ледовый аттракцион с возможностью получить травму. А если поверхность гладкая (например, полированный мрамор), то наступать на такие ступени опасно для жизни.
Что делать в этом случае?
- подметать бессмысленно, лед остается на камне;
- сбивать наледь острым инструментом — действенно, но можно повредить ступени;
- посыпать реагентами: вся красота превратится в грязную лужу, которая портит кожаную обувь.
Наверное, вы много раз слышали фразу: «зачем ты греешь улицу?». Подогрев ступеней на крыльце дома (офиса) — это как раз тот случай, когда ирония неуместна. Теплый сухой камень (плитка) опрятно выглядит в любую погоду, привлекает внимание клиентов, и делает безопасным вход в жилище.
Преимущества обогрева крыльца
Организуя обогрев уличных дорожек и ступеней, вы несете определенные затраты. Но они окупаются положительными моментами:
- привлекательный внешний вид объекта;
- не нужно тратиться на содержание дворника (или выполнять работу по уборке снега самому);
- сохранность поверхности (плитка не разбивается ломом и не разъедается реагентами);
- подогрев ступеней не только удаляет снег и лед, облицовка быстро высыхает во время дождя;
- продление срока службы облицовочных материалов: вода не замерзает в микротрещинах, и не раскалывает плитку.
Оценив материальные преимущества, становится ясно, что вложение средств в систему уличного обогрева может быть рациональным.
Как можно обогреть наружные элементы инфраструктуры
Существует множество способов, среди которых необходимо выбрать оптимальный для ваших условий.
- Укладка теплых электрических матов. Это внешние накладки, которые либо просто удерживаются за счет фрикционной поверхности, либо крепятся с помощью люверсов. В последнем случае, наносится некоторый ущерб ступеням. Несомненное преимущество — простота использования и возможность переноса на иное место установки. Недостаток — такая система портит внешний вид, и греет лишь непосредственно на своей площади (равномерного распределения тепла по объему не происходит). К тому же, эти накладки не переносят перегибы: нагревательные элементы ломаются.
- Обогрев с помощью инфракрасных излучателей. Эти калориферы давно применяются для создания комфортных условий на свежем воздухе. Если направить поток тепла на ступеньки либо дорожку, снег и лед быстро растают. Разумеется, такое оборудование применяется только на частной территории. В общественном месте у посетителей есть риск получить ожог. Кроме того, излучатели имеют низкий КПД: часть тепла рассеивается в воздухе. Да и направить поток энергии на большую площадь проблематично. Ни о какой постоянной работе не может быть и речи. Вынес из комнаты, включил, растопил лед, занес обратно. Главное преимущество — мобильность.
- Обогрев дорожек и ступеней с помощью жидкого теплоносителя. В массив фундамента лестницы (подсыпку дорожки) закладывается трубопровод, по которому протекает горячая вода.
- Электрические системы подогрева. Аналогичны домашним «теплым полам». Разница лишь в том, что необходимо применять морозостойкие материалы.
Последние два способа наиболее востребованы, поэтому уделим им больше внимания.
Жидкий теплоноситель
Система трубчатых теплообменников применяется давно, технология отработана в организации домашнего обогрева пола. При укладке в помещении, никаких проблем нет. Главное, обеспечить достаточную прочность трубки. Причем покрытие может просто лежать на подкладке типа конструктора «Лего», безо всякой заливки бетоном.
Но для улицы такой вариант не подойдет. Требуется монолитная конструкция, которая выдерживает высокие нагрузки проходимости людей, а также тепловые расширения материала при смене температуры. Поэтому трубка с теплоносителем закладывается в стандартную бетонную конструкцию крыльца. Технологически это выглядит так: строится конструкция, на 10–15 см ниже запланированной плоскости. Затем на основание укладываются трубы для теплоносителя. Сверху заливается бетон (минимум 5 см сверху трубы). Желательно проложить армировочную сетку, чтобы минимизировать возможность повреждения трубок. И уже на плоскость финишного слоя укладывается облицовочный материал (керамика, гранит, мрамор).
На что обратить внимание при подключении
Поскольку контур подключается к обычной системе обогрева помещения (котел, трубы, радиаторы), необходимо позаботиться о предотвращении «разморозки» наружных нагревателей. Организовать непрерывный подогрев с интенсивным протеканием воды через наружные трубы нереально. К тому же, остывание происходит быстрее, чем в доме. В результате вы останетесь не только без нагрева крыльца. При разрыве замерзших труб, единая система теплоснабжения дома будет неработоспособна. Поэтому желательно разнести внутренний и наружный контуры, используя емкость для теплообмена (по аналогии с двухконтурным бойлером).
Через нагретую воду комнатной системы проходит змеевик уличного контура. Разумеется, теплоноситель должен выдерживать минусовые температуры. Можно пойти по аналогии автомобильного радиатора, и залить в наружную систему обычный антифриз (тосол). Тогда вам не придется расходовать тепло почем зря, можно включать наружный контур по необходимости.
Причем не обязательно делать обогрев всего крыльца и ступеней, достаточно организовать небольшую дорожку.
Для экономии можно не покупать специальные материалы. Для таких целей прекрасно подходит обычные металлопластиковые трубы. Единственное условие — непрерывность укладки. То есть никаких муфт, сростков, разветвителей. Одна труба «зашла», одна «вышла». Не лишним будет насос для циркуляции теплоносителя. Он устанавливается в помещении, и включается одновременно с началом обогрева.
Подогрев дорожек загородного дома таким способом организовывать бессмысленно. Протяженность магистрали от дома (с системой обогрева) до тротуара слишком большая, носитель по пути остынет.
Неоспоримое преимущество такого способа — низкая стоимость. Разумеется, есть риск повреждения трубы в крыльце с последующим дорогостоящим ремонтом. Но отсутствие затрат на эксплуатацию перевешивает все остальные проблемы.
После монтажа необходимо дать бетонной стяжке время на усадку. Полное застывание заканчивается через 20–30 дней. В это время лучше не подавать тепло в трубу.
Использование электрических систем
Прогрессивный подогрев ступеней выполняется с помощью нагревательного кабеля. Опять же, укладка проводится по аналогии с «теплым полом» для внутреннего использования, но с некоторыми нюансами:
- Применяется более прочный влагостойкий кабель.
- Материал нагревательных элементов должен выдерживать минусовые температуры.
- Может применяться лишь система, предназначенная для укладки «по-мокрому», то есть в бетонную стяжку.
Важно! Также, как и с трубчатой системой, первое включение не раннее, чем по истечении 20–30 дней.
- Поскольку в ступенях есть вертикальные поверхности, это необходимо учитывать при подборе типа кабеля. Саморегулирующая система может немного некорректно работать. Вертикальные сегменты будут греться сильнее.
- Расчет мощности производить не обязательно, обогрев ступеней крыльца ничем не отличается от комнатного варианта. Вы устанавливаете регулятор температуры и контролируете таяние снега (льда). Планируется только шаг укладки, согласно простым формулам:
- Не следует объединять комнатную и уличную системы обогрева. Подключение и управление должно быть организовано отдельно. Можно установить автоматический контроль за погодой: встроенный датчик температуры покрытия дает команду на включение при достижении температуры ниже нуля.
Аналогичную систему можно установить на площадке перед въездом в гараж. Это решает сразу две проблемы: на «пятачке» будет сухо, и в помещение не попадает снег с колес автомобиля.
При проектировании дома (офиса) сразу учитывайте возможность укладки систем обогрева. После финишной отделки, стоимость монтажа существенно возрастает.
Электрические системы обогрева применяются не только на ступенях. Элементы можно расположить под дворовыми дорожками. Единственный нюанс: на песчаное основание систему монтировать нежелательно, из-за подвижности грунта могут оборваться кабели. Поэтому придется уложить небольшой фундамент из бетона.
Никаких особенностей монтажа: все выполняется так же точно, как и на крыльце. Желательно раздельное питание для дорожек и других уличных систем обогрева. Площадь большая, расход электроэнергии тоже. Если вам не нужно одновременно просушить всю придомовую территорию, включаете системы по секторам.
Нестандартные способы применения уличных систем обогрева
Нагревательные элементы можно укладывать на скатах кровли.
Тогда снежный покров не будет накапливаться, и неожиданно не свалится вам на голову. Разумеется, оснащать эту систему автоматическим датчиком температуры не следует. Она включается принудительно, по мере накопления снега. Но это уже материал для другой статьи.
Видео по теме
Источник: