Паспорт противопожарной безопасности объекта

Паспорт противопожарной безопасности объекта

Что такое паспорт безопасности, и как он связан с опасностью пожара

Современное законодательство регламентирует оформление паспорта безопасности. Закон предусматривает несколько видов подобных документов – для материала, территории, опасного объекта и учреждения. Создание и утверждение ПБ осуществляется на основании действующих норм.

Наличие паспорта безопасности свидетельствует о подготовленности соответствующего объекта к предупреждению и своевременному устранению чрезвычайных ситуаций. При его составлении учитываются возможные риски и уязвимости возникновения ЧС, имеющих техногенный или антропогенный характер. Для многих учреждений и организаций разработка этого документа носит обязательный характер.

Разъяснения терминологии

Сразу следует заметить, что иногда встречается упоминания паспорта пожарной безопасности, под которым понимается декларация. Однако это совсем другой документ. Декларация пожарной безопасности в Российской Федерации никакого отношения к паспорту не имеет.

Существует также паспорт пожарной безопасности, который составляют для населенного пункта, с угрозой распространения вблизи него лесного пожара. Его составляют ежегодно, но только для поселков, районов, расположенных вблизи лесной полосы. Получить полную консультацию о его оформлении можно в службе МЧС.

В большинстве же случаев интерес представляет паспорт, учитывающий любые внезапные угрозы безопасности для объекта, в том числе пожарную опасность.

Назначение паспорта

Цели разработки документа связаны с необходимостью обеспечить безопасный режим работы организации, а также предотвратить травмирование и гибель людей.

В процессе разработки паспорта безопасности реализуются следующие задачи:

  • определение рисков для сотрудников, матчасти, производства и населения;
  • оценка возможных последствий от теракта или чрезвычайной ситуации;
  • формирование плана действий на случай пожарной или иной опасности и алгоритма преодоления последствий ЧС;
  • анализ готовности сил и средств по предотвращению и устранению последствий ЧС;
  • разработка дорожной карты по оптимизации уровня защиты организации.

Утверждение ПБ возложено муниципальным органом власти. Также он требует согласование с компетентными ведомствами в лице МЧС, УФСБ и МВД. Документ оформляется в двух экземплярах – один остается в учреждении, а другой хранится в утвердившем органе. Еще один вариант (включая электронный) предназначен для территориального органа безопасности.

В верхней правой половине титульного листа размещается пометка «Для служебного пользования», порядок работы с паспортом прописывается в локальном акте.

Каким учреждениям необходимо составлять

Паспорт безопасности учреждения должен быть в каждой организации, на территории которой наблюдается массовое нахождение людей.

К ним относятся:

  • заведения общественного питания (столовые, кафе, рестораны);
  • объекты спортивного назначения;
  • медицинские учреждения;
  • заведения торговли (магазины, рынки);
  • развлекательные и досуговые учреждения (выставочные и концертные залы, ночные клубы);
  • учреждения культуры (музеи, театры);
  • места кратковременного проживания (гостиницы, хостелы, отели).

Особую категорию среди подобных объектов составляют образовательные учреждения – ДОУ, школы, техникумы, в которых ежедневно присутствует большое количество детей.

Разработка

За разработку паспорта безопасности отвечает работник, назначенный локальным актом руководителя учреждения. Чаще всего это замдиректора по хозяйственной части или один из завучей.

Для заполнения документа ответственное лицо использует данные из акта обследования и категорирования образовательного учреждения, составляемого межведомственной комиссией. Она формируется учредителем и возглавляется руководителем компании. Сведения вносятся в форму, образец которой определен правительственным постановлением от 7 октября 2017 года №1235. Она включает несколько разделов.

Структура

Вначале идут общие сведения об учреждении.

Здесь прописывается его юридический адрес, название, контактные данные администрации и учредителя, основной вид деятельности по ЕГРЮЛ, сведения о площади здания и близлежащей территории, реквизиты свидетельства о госрегистрации.

Указывается информация о сотрудниках и других лицах, пребывающих на территории организации.

В этом разделе паспорта безопасности обозначается график работы, общее число персонала, указывается среднее число человек (клиентов, учеников, студентов, пациентов), которые находятся на территории учреждения в рабочее и нерабочее время. Если часть площадей сдается в аренду, представляются сведения об арендаторе.

Опасные участки

Предоставляются данные об участках, имеющих потенциальную опасность, и критических зонах. Сведения об этом берутся из актов обследования объекта.

Потенциально опасными участками, внесенными в паспорт безопасности любого предприятия, могут быть газопроводы, топливные резервуары, лаборатории с ОХВ или газовые котельные. Категория критических элементов включает в себя отдельные конструктивные решения, инженерные сооружения, места расположения ОХВ или опасных веществ.

В данной категории также обозначаются уязвимые зоны и возможные пути прохода на объект террористических элементов.

Террористические акты

Должны быть спрогнозированы последствия террористического акта. Приводится сжатое описание ключевых угроз, например, захват заложников, вероятность заражения радиацией, а также выброса биологических или химических загрязнений. Применимо ко всем сценариям следует обозначить возможные последствия.

В паспорте безопасности проводится оценка вероятных материальных и людских потерь от теракта. Оформляется в виде таблицы с соответствующими колонками. Методика оценки последствий приведена в правительственном постановлении от 21 мая 2007 года №304.

Силы и средства

Указывают силы и средства, используемые для поддержания антитеррористической безопасности. Приводится описание организованной системы охраны учреждения с указанием всех сил и средств – штатные сотрудники, соглашение с охранной организацией, применяемые системы охраны и инженерно-техническое оборудование. Отмечается количество сотрудников охраны, присутствующих на территории в дневные и ночные часы.

Описывают мероприятия по защите и пожарной безопасности организации. В документе должны быть прописаны следующие виды защиты:

  • физическая защита – выходы для эвакуации, число КПП, турникеты, электронная система допуска и другое;
  • инженерно-техническая – системы оповещения, присутствие резервных источников тепло-, водо- и электроснабжения;
  • пожарная – наличие АСП, системы управления эвакуацией при возгорании, реквизиты декларации пожбезопасности.

В заключение делают выводы и рекомендации. Они представляются правоохранительными органами с целью усиления антитеррористической защищенности организации.

Дополнительные сведения

Возможно предоставление дополнительных сведений, учитывающих особенность организации.

Необходимость подобной информации определяется правоохранительными органами. Например, она может касаться персонала, допущенного к государственной тайне.

В раздел «Приложения» включается акт обследования, инструкция по экстренной эвакуации людей для паспорта безопасности, схема размещения видеокамер, схемы монтажа различных систем обеспечения безопасности, план-схема организации с привязкой к местности и другие подобные документы.

При необходимости внесения изменений оформляется лист учета корректировок, который помещается в приложение. Новый вариант паспорта также согласуется с компетентными органами.

Как ООО может бороться с терроризмом

Что такое паспорт концертной площадки и как его оформить

Если вы владелец клуба, театра или другого бизнеса в сфере культуры, вам нужен паспорт безопасности.

В нем указывается, как охраняется предприятие и какие слабые места, прогнозируются возможные разрушения. Эта информация передается в ФСБ , полицию и Росгвардию.

Я только что оформила паспорт безопасности для своей концертной площадки. В Санкт-Петербурге эта услуга стоит от 40 до 60 тысяч рублей, но я сделала все бесплатно. Расскажу про свой опыт.

Что за паспорт безопасности

В 2015 году появилось Постановление Правительства РФ № 272 об антитеррористической защищенности массовых объектов.

Краткое содержание документа такое: администрация каждого города или района вместе с силовыми структурами составляет список мест массового пребывания людей (ММПЛ ) — это магазины, торговые центры, спортивные клубы, гостиницы и другие объекты. Объект считается местом массового пребывания людей, если вмещает от 50 человек.

Власти совместно с представителями силовых структур осматривают помещения, обращают внимание на уровень охраны и слабые места. Эту информацию фиксируют в специальных паспортах предприятий, а помещениям присваивают категорию опасности. Руководитель бизнеса во всем этом участвует как координатор — показывает помещения и документы.

В собственности помещение или вы его арендуете — значения не имеет.

В 2017 году появился еще один документ на тему антитеррористической защищенности бизнеса — Постановление Правительства РФ № 176. Оно касается только объектов, работающих в сфере культуры: театров, концертных площадок, клубов и других заведений культуры. Если у вас кафе или ресторан с культурной программой в виде концертов, стендап-шоу, театральных постановок — скорее всего, постановление вас тоже касается.

Отличие от постановления № 272 в том, что руководители объектов культуры не ждут уведомлений от администрации, а делают все самостоятельно. Они создают комиссию, вызывают представителей ФСБ и Росгвардии для осмотра помещений, сами составляют паспорт безопасности.

Штрафов за неисполнение постановления пока нет, но некоторые юристы полагают, что нарушение будет подпадать под статью 20.6 КоАП. По ней штраф для юридических лиц составляет до 200 тысяч рублей. Уже сейчас прокуратура может обратиться в суд, и он обяжет руководителя сформировать паспорт в конкретные сроки.

Мне кажется, что даже если штрафов и представлений не будет, оформить паспорт безопасности все равно стоит. В первую очередь именно предприниматели отвечают за безопасность своих сотрудников и гостей.

Все меняется

Сотрудники полиции больше не участвуют в создании паспорта. Для комиссии понадобятся представители только ФСБ и Росгвардии. Вместо Росгвардии можно позвать сотрудников вневедомственной охраны.

И поскольку паспорт безопасности является секретным документом, в постановление добавили пункты о том, что организации обязаны обеспечивать его сохранность. Это называется «Работа со служебной информацией ограниченного доступа».

Мой опыт

Оказалось, что наш клуб подпадает под оба постановления. Прокуратура посчитала, что наша частная концертная площадка — объект культуры и подпадает под действие постановления № 176. В полиции решили, что площадка — место массового пребывания людей и подпадает под постановление № 272.

Я согласилась и с прокуратурой, и с полицией. Чтобы не запутаться и не наделать ошибок, сначала я выяснила мнение органов местного самоуправления — районной администрации. Именно районная администрация, согласно постановлению № 272, составляет списки мест массового пребывания людей.

Читайте также  Чеснок. Выращиваниечеснока

Чтобы определить, под какое постановление подпадает наша организация, мы написали в районную администрацию письменный запрос. В нем мы спрашивали, включена ли наша концертная площадка в перечень на получение паспорта безопасности в соответствии с постановлением № 272.

Запрос мы сдали через канцелярию администрации, там же взяли телефон исполнителя, чтобы отслеживать готовность ответа. Через месяц получили ответ, что в официальных списках администрации наша компания не числится.

Это означало, что мы будем формировать паспорт безопасности по постановлению № 176.

Внимательно прочитав постановление и дополнительно проконсультировавшись в администрации, я создала комиссию по обследованию помещений, в которых расположена концертная площадка.

На практике это выглядит так. Руководитель пишет приказ о создании комиссии для исполнения требований постановления № 176. Я включила в комиссию четырех человек: руководителя компании и сотрудников отделений ФСБ , полиции (УМВД ), Росгвардии. Комиссия должна обследовать помещения и присвоить категорию в течение 30 дней.

Если вы собираетесь открыть новое культурное заведение или только строите здание для таких целей, вам надо создать комиссию в течение 30 дней с даты открытия или ввода в эксплуатацию.

Комиссия искала слабые зоны: недостаточно крепкие стены, мало охранников, нет камер видеонаблюдения и так далее. Например, нам было предложено повесить ролеты на одно из окон. В некоторых случаях ролеты могут спасти от желающих входить в окно, а не в дверь.

В наших помещениях осматривали:

  1. Входы и выходы — у кого ключи от дверей, где висят, кто ответственный.
  2. Видеонаблюдение, камеры, пульт, мониторы.
  3. Тревожная кнопка, пожарная сигнализация.
  4. Стены — достаточно ли укреплены.
  5. Окна — на первом этаже должны быть решетки.

Еще комиссия проверила наш договор с охранным предприятием, удостоверения охранников, инструкции, регламенты по охране. Изучили должностные инструкции персонала, в которых прописаны действия на случай ЧП .

После обследования члены комиссии составили и подписали акт о присвоении объекту категории опасности. Дополнительно мы приложили к акту схему помещений и расположения видеокамер. Это секретные документы, показывать их мы не можем.

Постановление не уточняет, надо ли отчитываться о выполнении рекомендаций. Я считаю, что лишним не будет.

После подписания акта я составила паспорт безопасности. Форма документа есть в приложении к постановлению № 176. Когда у меня возникали вопросы по паспорту, я активно спрашивала всех членов комиссии. Мне помогали.

Паспорт включает общую информацию о компании, сотрудниках, посетителях и арендаторах, сведения об опасных участках и критических элементах помещений, их охране и пожарной безопасности. Также в паспорте пишут, какие есть основные угрозы и их возможные последствия.

Срок действия паспорта — 3 года.

Собственник бизнеса следит за актуальностью паспорта. В некоторых случаях в него нужно вносить изменения:

  1. Изменилось назначение объекта: был клуб — стал офис.
  2. Сделали перепланировку или пристроили помещение.
  3. Появились новые входы, окна, веранда.
  4. Поменялись силы и средства для защиты: уменьшили количество охранников или заменили видеокамеры.
  5. Изменение мер по инженерно-технической защите: появились новые электромагнитные замки или ограждения.

Изменения вносят в течение 5 дней. Когда срок действия паспорта истекает, документы не выбрасывают, а еще 5 лет хранят в самом помещении.

Что дальше

Дальше нам предстоит найти среди сотрудников самого исполнительного, обучить его и назначить ответственным за работу по борьбе с терроризмом. В дальнейшем он будет взаимодействовать с полицией, Росгвардией и ФСБ . Эти обязанности возлагают на сотрудника специальным приказом.

В клубе мы повесим инструкции для посетителей и сотрудников: что делать, если обнаружены подозрительные люди или предметы, если поступило сообщение об угрозе теракта или бомбе.

Еще постановление № 176 предусматривает проверки. Плановые — один раз в год, проводятся органами местного самоуправления (администрациями). Внеплановые — в любой момент, если появилось основание, например жалоба.

Что делать, если произошло ЧП

Нам всем хочется, чтобы чрезвычайные ситуации обошли нас стороной. Но бывает всякое. Если вдруг стало известно о бомбе или подозрительном предмете, порядок действий такой.

Параллельно на объекте по возможности эвакуируют людей, усиливают контроль и никого не впускают в помещение, дают доступ на объект сотрудникам правоохранительных органов. В такой ситуации им и пригодится паспорт безопасности.

Заполняйте пожарную декларацию по новым правилам

Декларация пожарной безопасности — это документ, регламентирующий соответствие здания противопожарным регламентам. Он содержит перечень мероприятий, которые собственник проводит для обеспечения защиты от возгораний. Документ заполняет владелец объекта, он же несет ответственность за достоверность данных. Обратите внимание: действовавший ранее приказ МЧС №91 утратил силу, вместо него действует приказ МЧС России №171 от 16.03.2020.

Кому нужна декларация

В документе содержится оценка соответствия конкретного здания нормам пожарной безопасности и информация о том, какие меры принимаются для ее обеспечения. Требование о разработке и регистрации декларации пожбезопасности (ДПБ) выдвигает ч. 5 ст. 6 123-ФЗ. В Приказе МЧС России №171 от 16.03.2020 перечислено, кому нужна декларация пожарной безопасности (документ заменяет ранее действовавший приказ МЧС №91 от 24.02.2009 и вступил в силу 28.04.2020 года):

  • собственники сооружений;
  • субъекты, владеющие зданием на основании договоров и проч.

Кому она не нужна

Требования закона в отношении зданий, по которым надо заполнять ДПБ, перечислены в пункте 1, ст. 64 №123-ФЗ. Закон исключает здания класса опасности Ф1.3 и Ф1.4:

  • жилые многоквартирные дома;
  • одноквартирные дома (блокированные).

В перечень декларируемых не включены здания, для которых не предусмотрена экспертиза проектной документации. В соответствии с ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса экспертиза и разработка пожарной декларации не проводится в отношении таких объектов:

  • садовых домов, объектов ИЖС;
  • домов не выше 3 этажей, из нескольких блоков (не больше десяти), для одной семьи, которые располагаются на отдельном участке земли и имеют выход на территорию общего пользования. Строительство или реконструкция таких домов производится без привлечения бюджетных средств;
  • отдельно стоящих объектов капстроительства не выше 2 этажей, с общей площадью не более 1500 кв.м., не предназначенных для проживания или производственной деятельности. Исключения — особо опасные, технически сложные или уникальные объекты;
  • отдельно стоящих объектов капстроительства не выше 2 этажей, с общей площадью не более 1500 кв.м. для осуществления производственной деятельности
    • не требующие устройства санитарно-защитных зон;
    • требуются или установлены такие зоны. Исключения — те же, что и в предыдущем пункте;
  • буровых скважин.

Кто разрабатывает и ответственность за отсутствие

Обязанность по разработке и заполнению ДПБ законодатель возложил на собственников объекта защиты (владельцев, арендаторов). Необходимость заполнять документ застройщиком или разработчиком проектной документации возникает в следующих случаях:

  • здание на стадии проектирования, декларация подается до ввода объекта в эксплуатацию;
  • после капитального ремонта в обычном порядке.

Методические рекомендации по разработке ДПБ на сайте МЧС содержат правила заполнения и перечень документов с требованиями, которые надо использовать, заполняя форму. Владелец здания сможет сам оформить документ, если разберется в нормативах. Проблема в том, что тот, кто должен делать декларацию пожарной безопасности, обязан обладать профессиональными знаниями в этой области. А отвечает за правильность и полноту поданных сведений лицо, которое их предоставило. МЧС разрешило привлекать к составлению регламента любого специалиста или организацию. Предъявление лицензий или аккредитаций не требуется. Готовый документ подписывается руководителем и заверяется печатью.

Ответственность за непредоставление или отсутствие ДПБ несет владелец объекта в соответствии со ст. 20.4 КоАП РФ. В случае пожара и наступления ущерба за несданную или не соответствующую действительности ДПБ наступает уголовная ответственность.

Образец ДПБ и порядок ее заполнения

Правила заполнения изменились — приказ МЧС 91 с формой декларации утратил силу. Вместо него применяется приказ МЧС России №171 с новой формой документа. В ней указываются:

  1. В первом разделе — характеристики по высоте, объему, этажности, огнестойкости, классу пожароопасности здания.
  2. Второй раздел — оценка риска возникновения пожара (если проводился).
  3. Третий — предположительная оценка ущерба от возгораний.
  4. В четвертом разделе необходимо не только указать нормативный акт, требования которого надо выполнять, но и перечислить, проводятся ли мероприятия по обеспечению безопасности.

В новую форму внесены дополнительные сведения:

(Наименование подразделения МЧС России, предоставляющего государственную услугу)

«__» ______________ 20__ г.

Регистрационный N ________________

ДЕКЛАРАЦИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Настоящая декларация составлена в отношении: Функциональное назначение Ф 1.2 (полное наименование объекта защиты)

Собственник объекта защиты: Общество с ограниченной ответственностью ООО «Парадих Хотелс Компани»

(указываются организационно-правовая форма юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, индивидуального предпринимателя, являющегося собственником объекта защиты или лицом, владеющим объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором)

Основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица: ОГРН 1112233344555

Идентификационный номер налогоплательщика: Инн 123456789

Место нахождения объекта защиты: РФ, г. Невинномысск. ул. Эспланадная, д.33 (указывается адрес объекта защиты)

Почтовый и электронный адреса, телефон, факс юридического (физического) лица (при наличии), которому принадлежит объект защиты: 121145 г. Невинномысск, ул. Эспланадная, д. №33, тел 222-333,

Дата ввода объекта в эксплуатацию – 15.11.2003 г

МЧС разъясняет бизнесу новации в области пожарной безопасности

Анатолий Гайдученок

Цель принятия Декрета от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» () – развитие предпринимательской инициативы и стимулирование деловой активности. С его появлением существенно изменилось правовое регулирование вопросов обеспечения пожарной безопасности при эксплуатации объектов. Декрет № 7 вступает в силу 26 февраля 2018 г.

Читайте также  Цоколь

Что изменилось в общих требованиях пожарной безопасности

При разработке Декрета № 7 потребовалась инвентаризация и анализ технических требований в области пожарной безопасности. Разработчики стремились обеспечить максимально возможную самостоятельность субъекта хозяйствования. Именно ему предлагается определять мероприятия, которые позволят обеспечить необходимый уровень пожарной безопасности на своих объектах.

Общий объем технических требований в области пожарной безопасности сократился почти в 12 раз (с 586 до 53).

1. Изменились обязанности руководителей и ответственных должностных лиц.

В частности, определяются конечные цели, которые планируется достичь для обеспечения необходимого уровня пожарной безопасности (обучение, назначение ответственных и т.п.).

Способы достижения этих целей, формы и систему организации работы, виды документов (приказ, распоряжение) руководитель выбирает самостоятельно.

Руководителю также предоставляется больше прав на принятие самостоятельных решений. Он может устанавливать необходимые требования пожарной безопасности на объекте с учетом его специфики.

  • С 26 февраля 2018 г. руководитель не обязан, но вправе назначать должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность в организации. В противном случае ответственность за пожарную безопасность будет нести сам руководитель.

2. Оптимизируются требования к разработке инструкций по пожарной безопасности.

  • Субъект хозяйствования обязан будет разработать только общеобъектовую инструкцию по пожарной безопасности .

До 26 февраля 2018 г. руководитель субъекта хозяйствования обязан обеспечить разработку восьми различных инструкций по пожарной безопасности.

3. Исключается ряд требований к размещению контейнеров для отходов потребления и производственных отходов, передвижных вагончиков на территории объекта.

4. Сокращается объем требований, предъявляемых при контролируемом разведении костров, размещении специальных приспособлений для горящего угля (мангал, барбекю, гриль, камин и др.) на территориях торговых объектов, объектов общепита, ярмарок, рынков и выставок, баз отдыха, курортных и парковых зон, зон отдыха и туризма.

5. Исключаются требования к объему топлива, хранимого в помещениях гаражей-стоянок. Устанавливается порядок хранения – только в плотно закрывающейся металлической таре либо полимерной с антистатическими свойствами.

6. Отменяется требование разрабатывать паспорт пожарной безопасности.

7. Уменьшается объем требований к содержанию зданий, сооружений и помещений, а именно:

  • оптимизируются требования к эксплуатации вентиляционных систем;
  • исключаются требования к содержанию средств противопожарной защиты и пожаротушения, эксплуатации инженерного оборудования (электроустановки и молниезащита);
  • отменяются требования, дублирующие нормы проектирования.

8. Оптимизируются требования к организации технологического процесса. Руководители получили больше свободы в определении требований к организации технологического процесса. Такие требования будут закрепляться в ЛНПА.

Общий объем требований к огневым работам уменьшился до 10 пунктов (раньше их было 87). В частности, исключается ряд требований к нормированию расстояний, конкретизируется норма, возлагающая ответственность за огневые работы на проводящего их специалиста сторонней организации.

9. Корректируются требования к системам противопожарного водоснабжения. В рамках реализации Декрета № 7 будет определяться порядок проверки состояния наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения.

10. Меняются условия приемки в эксплуатацию объектов, очередей строительства, пусковых комплексов. В настоящее время в соответствии с Указом № 26 органы государственного пожарного надзора выдают заключение о соответствии принимаемых в эксплуатацию объектов строительства требованиям ТНПА .

С 26 февраля 2018 г. органы государственного пожарного надзора будут выдавать заключения о соответствии указанных объектов разрешительной документации и проектной документации, разработанной и утвержденной с учетом законодательных требований, в том числе требований безопасности и эксплуатационной надежности.

Требования ТНПА

Отметим, что Декрет № 7 применил принципиально новый подход к обязательности для субъектов хозяйствования требований ТНПА. Так, обязательными будут утвержденные Декретом № 7 требования пожарной безопасности, а иные будут применяться по усмотрению субъектов хозяйствования. Они могут не соблюдаться при условии обеспечения в процессе экономической деятельности безопасности, исключающей вред государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан.

Вместе с тем Декрет № 7 допускает обязательность иных ТНПА в случаях, установленных законодательными актами и постановлениями Совмина. В подобных ситуациях для ТНПА обязательна юридическая экспертиза НЦПИ, включение в Национальный реестр правовых актов, официальное опубликование на Национальном правовом Интернет-портале и размещение на иных информационных ресурсах в сети Интернет.

Что входит в компетенцию Совмина и МЧС

Помимо общих требований пожарной безопасности, Декрет № 7 определяет, что ряд вопросов будут регулировать Совмин и МЧС. В рамках реализации положений Декрета № 7 Совмин установит обязательные для соблюдения специфические требования:

  • по обеспечению пожарной безопасности для объектов, специально предназначенных для пребывания детей;
  • для объектов с одновременным пребыванием свыше 300 человек;
  • для объектов социальной сферы и сферы здравоохранения с круглосуточным пребыванием людей;
  • для взрывопожароопасных и пожароопасных производств;
  • для объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, гражданской и государственной авиации, на судах внутреннего водного транспорта, в лесах;
  • при осуществлении геологоразведочных работ.

МЧС должно принять НПА, предусматривающие:

  • программы пожарно-технического минимума;
  • требования к общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности;
  • форму плана эвакуации людей при пожаре;
  • критерии определения категорий сооружений, помещений и наружных установок по взрывопожарной опасности;
  • требования к размещению и эксплуатации теплогенерирующих аппаратов и отопительных приборов;
  • порядок хранения веществ и материалов с учетом агрегатного состояния, совместимости хранения, а также однородности средств тушения;
  • формы и порядок заполнения наряда-допуска на проведение огневых работ на временных местах;
  • нормы для определения необходимого типа и количества первичных средств пожаротушения в зависимости от огнетушащей способности, а также площади защищаемых помещений, открытых площадок и установок;
  • порядок проверки состояния наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения;
  • порядок подготовки работников по вопросам пожарной безопасности и проверки знаний в данной сфере, включая порядок противопожарного инструктажа, подготовки по программе пожарно-технического минимума;
  • категории работников, подлежащих обязательной подготовке по программе пожарно-технического минимума.

В целом разработчикам Декрета № 7 удалось избежать чрезмерного применения отсылочных норм в общих требованиях пожарной безопасности. Сами требования излагаются максимально полно и последовательно. В результате любой субъект хозяйствования будет иметь четкое представление, какие положения он должен соблюдать, чтобы обеспечить пожарную безопасность своей деятельности.

25 самых важных изменений в новых Правилах противопожарного режима

Новые Правила противопожарного режима в РФ вводятся в действие с 1 января 2021 года. Предлагаем познакомиться с самыми важными изменениями.

  1. Более не требуется разработка отдельных инструкций для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории А, Б и В1 производственного и складского назначения, однако специфика таких помещений должна учитываться (п.2 новых Правил)
  2. Обучение по программам ПТМ больше прямо не упоминается (в новых Правилах — программа дополнительного профессионального образования) (п.3)
  3. Назначать ответственных за пожарную безопасность становится правом руководителя организации, а не обязанностью (п.4).
  4. Удалено требование о необходимости наличия табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны.
  5. Удалена необходимость разработки отдельных инструкций по эвакуации и о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время.
  6. Из Правил удалено требование о необходимости сообщать в пожарную охрану о количестве людей, находящихся на объекте с ночным пребыванием людей.
  7. Запрещено использовать подвальные и цокольные этажи для организации детского досуга (развивающие, спортивные или развлекательные центры и т.п.), если это не заложено в проект (п.8).
  8. В тренировках по эвакуации принимает участие не только персонал, но и посетители (покупатели) (п.9).
  9. Отныне руководитель обязан не только вывесить таблички категорий по взрывопожарной и пожарной опасности производственных и складских помещений, а также класса зон, но и обеспечить соответствующее категорирование (п.12).
  10. Введён запрет на установку глухих решёток на окнах и приямках окон подвалов, являющихся аварийными выходами (п.16 «г»).
  11. Требуется проводить эксплуатационные испытания не только пожарных лестниц, но и наружных открытых эвакуационных лестниц (3-го типа) (п.17 «б»).
  12. Двери чердаков и подвалов должны быть закрыты на замок. На дверях обозначается место хранения ключей (п.18).
  13. Новогодняя ёлка должна устанавливаться не ближе 1 метра не только от стен и потолка, но и от системы отопления и кондиционирования (п.21).
  14. Впервые упоминаются устройства «антипаника». Они должны быть исправны (при их наличии) (п.29).
  15. СИЗОД отныне необходимы для дежурного персоналов всех объектов с массовым пребыванием людей (п.38), а также для каждого работника дежурной смены медицинской организации (п.116).
  16. Установлены требования не только к транспарантам и баннерам на фасадах зданий, но и для любых рекламных элементов и конструкций (НГ или не ниже Г1, В1, Д2, Т2) (п.33).
  17. Введена необходимость наличия журнала эксплуатации систем противопожарной защиты.
  18. Указатели ПГ (и др. источников ППВ) отныне – строго со светоотражающим покрытием или световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения (п.48).
  19. На объектах должен быть регламент технического обслуживания средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, а также техдокументация на системы (п.54).
  20. Впервые добавлены требования, запрещающие посадку крупногабаритных деревьев, установку изделий и предметов, ограничивающих проезд пожарной техники и доступ пожарных на этажи зданий (п.71).
  21. Уточнено, что занятия по изучению требований пожарной безопасности с обучающимися проводятся именно перед началом каждого учебного года (семестра) (п.92).
  22. После окончания огневых работ необходимо организовать наблюдение за местом проведения таких работ (не менее 4 часов). В Правилах больше нет формы наряда-допуска на огневые работы. Наряд-допуск можно оформлять в электронном виде с электронной подписью (п.372).
  23. Внесены исключения, при которых производственные и складские помещения не требуется дополнительно оснащать передвижными огнетушителями (при площади 500 и менее кв. метров и/или категории Д) (п.406).
  24. Значительно переработана формулировка требований, при которых здания, помещения и площадки необходимо оборудовать пожарными щитами (п.410).
  25. Впервые в Правилах сформулированы отдельные правила применения и реализации пиротехнических изделий бытового назначения, которые изложены в отдельном разделе (раздел XXIII).
Читайте также  Положение о противопожарном режиме в ДОУ

Как разработать паспорт пожарной безопасности населенного пункта, садоводства, СНТ и детского оздоровительного лагеря, территории которых подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров (плюс бланки и образцы заполнения паспортов)

С учетом вступления в силу с 1 января 2021 года постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее — Правила), и внесения изменений в указанные Правила, считаем необходимым подробно разъяснить нашим читателям основные моменты и новшества, связанные с разработкой паспортов населенных пунктов, СНТ (садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ), организации отдыха детей и их оздоровления, территории которых подвержены угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров (далее – паспорт), а также оказать помощь в разработке бланков и образцов указанных паспортов пожарной безопасности. Итак, обо всем по порядку.

Что нового в требованиях к разработке паспортов

В начале напомним, что в сравнении с ранее действовавшими правилами противопожарного режима (до 1 января 2021 года) в «новых Правилах» расширен перечень объектов, в отношении которых необходимо разрабатывать вышеуказанный паспорт. К населенным пунктам добавили организации отдыха детей и их оздоровления, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества.

Также в «новых Правилах» установлены дополнительные требования к информации, содержащейся в паспорте, изменились сроки представления паспорта, а также параметры отнесения объектов к территории, подверженной угрозе лесных пожаров.

Более того, с 1 сентября 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2021 № 766 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации» внесены изменения и в «новые Правила».

Теперь паспорт нужно разрабатывать не только в отношении населенных пунктов в случае их непосредственного примыкания к хвойному (смешанному) лесному участку либо наличия на их землях (территории) хвойного (смешанного) леса, но и в случае их примыкания к земельному участку, заросшему камышовыми и (или) тростниковыми зарослями, сорными растениями и (или) древесно-кустарниковой растительностью (за исключением поле- и лесозащитных насаждений, мелиоративных защитных лесных насаждений, плодовых и ягодных насаждений).

Более подробно расскажем об этом далее.

В отношении каких населенных пунктов и территорий необходимо разрабатывать паспорт

В соответствии с требованием пунктов 415–416 Правил территория организации отдыха детей и их оздоровления, территория садоводства или огородничества считаются подверженными угрозе лесных пожаров в случае их непосредственного примыкания к хвойному (смешанному) лесному участку либо наличия на их землях (территории) хвойного (смешанного) леса.

Населенный пункт считается подверженным угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров:

в случае его примыкания к хвойному (смешанному) лесному участку либо наличия на его землях (территории) хвойного (смешанного) леса;

в случае его примыкания к земельному участку, заросшему камышовыми и (или) тростниковыми зарослями, сорными растениями и (или) древесно-кустарниковой растительностью (за исключением поле- и лесозащитных насаждений, мелиоративных защитных лесных насаждений, плодовых и ягодных насаждений).

Населенный пункт, территория организации отдыха детей и их оздоровления, территория садоводства или огородничества признаются примыкающими к лесному участку, если расстояние до крайних деревьев соответствующего лесного участка составляет:

а) менее 100 метров от границы населенного пункта, территории организации отдыха детей и их оздоровления и территории садоводства или огородничества, где имеются объекты защиты с количеством этажей более двух;

б) менее 50 метров от границы населенного пункта, организации отдыха детей и их оздоровления, территории садоводства или огородничества, где имеются объекты защиты с количеством этажей два и менее.

Населенный пункт признается примыкающим к земельному участку, заросшему камышовыми и (или) тростниковыми зарослями, сорными растениями и (или) древесно-кустарниковой растительностью (за исключением поле- и лесозащитных насаждений, мелиоративных защитных лесных насаждений, плодовых и ягодных насаждений), если расстояние от границы населенного пункта составляет менее 50 метров до границы указанного земельного участка.

Как видите, при определении необходимости разработки паспорта в отношении территорий, учитывается только их примыкание к хвойному (смешанному) лесному участку либо наличия на их землях (территории) хвойного (смешанного) леса. А в случае с населенными пунктами дополнительно учитывается и их примыкание к земельному участку, заросшему камышовыми и (или) тростниковыми зарослями, сорными растениями и (или) древесно-кустарниковой растительностью. Эта разница в подходах в итоге учитывается и в названиях паспортов.

Мероприятия по профилактике лесных пожаров: способы защиты населения (населенных пунктов и объектов) от угрозы лесных пожаров с помощью создания противопожарных расстояний, минерализованных полос и иных противопожарных барьеров

Как узнать, какой населенный пункт и какая территория признаны непосредственно примыкающей к лесному участку или к земельному участку, заросшему камышовыми и (или) тростниковыми зарослями, сорными растениями и (или) древесно-кустарниковой растительностью

В соответствии с требованием пункта 417 Правил перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также перечень территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров, и начало пожароопасного сезона ежегодно устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации исходя из природно-климатических особенностей, связанных со сходом снежного покрова в лесах.

Как правило, этим нормативным правовым актом является постановление Правительства субъекта Российской Федерации, которое направляется всем заинтересованным лицам и публикуется на официальном сайте субъекта.

В каких случаях допускается не разрабатывать паспорт, даже если она считается подверженной угрозе лесных пожаров

В случае нахождения детского лагеря, садоводства или огородничества на территории населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров, в соответствии с административно-территориальным делением паспорт составляется только на населенный пункт (требование приложения № 9 к Правилам).

То есть, если условный детский лагерь находится на территории населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров, то отдельный паспорт территории для лагеря делать не нужно.

Кто должен разрабатывать и утверждать паспорт

Исходя из требования пункта 76 Правил, паспорт разрабатывается и утверждается:

В отношении населенных пунктов — органами местного самоуправления поселений, городских и муниципальных округов, за исключением городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

В отношении городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — органами государственной власти указанных субъектов Российской Федерации.

В отношении территории организации отдыха детей и их оздоровления — руководителем организации отдыха детей и их оздоровления.

В отношении территории садоводства или огородничества — председателем садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.

Обращаем внимание, что в соответствии с требованием приложения № 9 к Правилам, паспорт территории оформляется по такому же принципу в отношении садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений физических лиц, не прошедших реорганизацию в соответствии с частью 1 статьи 54 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Периодичность и сроки разработки паспорта

Паспорт населенного пункта и паспорт территории разрабатывается и утверждается ежегодно к началу пожароопасного сезона. Он оформляется в трех экземплярах в течение 15 дней со дня принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего перечень населенных пунктов подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также перечень территорий, подверженных угрозе лесных пожаров (требование пункта 418 Правил).

В какие органы необходимо представлять паспорт, и где он должен храниться

На основании пункта 418 Правил один экземпляр паспорта в течение трех дней со дня его утверждения представляется в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования (субъекта Российской Федерации).

Еще один экземпляр паспорта в те же сроки представляется в структурное подразделение территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.

Оставшийся (третий) экземпляр паспорта подлежит постоянному хранению в органе местного самоуправления (органе государственной власти субъекта Российской Федерации), у руководителя организации отдыха детей и их оздоровления, председателя садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, утвердивших паспорт.

Ответственность за непредставление паспорта

Исходя из требований пунктов 76, 414 и 418 Правил, лицо, на которое была возложена обязанность по разработке и утверждению паспорта, может быть привлечено к административной ответственности за отсутствие паспорта, непредставление (несвоевременное представление) его в соответствующие органы, а также недостоверную информацию, содержащуюся в нем.

Особенности заполнения паспортов

В целом в заполнении паспортов нет ничего сложного, нужно просто указывать достоверную информацию в соответствующих разделах форм паспорта, содержание которых предусмотрено приложениями № 8 и № 9 к Правилам.

У руководителей организации отдыха детей и их оздоровления, а также председателей садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества могут возникнуть сложности с поиском такой информации, как:

сведения о времени прибытия первого пожарного подразделения до наиболее удаленного объекта защиты территории садоводства или огородничества, граничащего с лесным участком;

сведения о достаточности предусмотренного для целей пожаротушения запаса воды.

Чтобы узнать точную информацию по этим вопросам, необходимо либо позвонить в ближайшее подразделение пожарной охраны, либо записаться на консультацию в орган государственного пожарного надзора, под контролем которого находится соответствующая территория.

Где можно взять бланк и образец заполнения паспорта

Бланки и образцы заполнения паспортов можно скачать на нашем портале в подразделе «Разное» раздела «Документация», перейдя по этой ссылке.

Источник: gk-rosenergo.ru

Оцените статью
klub-winx
Добавить комментарий