Почему греются контакты и к чему это может привести

Почему греются контакты и к чему это может привести

Почему греются контакты и к чему это может привести

Причины возникновения плохого контакта

Плохой контакт может возникать из-за плохой протяжки клемм или скрутки (между прочим, они запрещены ПУЭ), при прямом соединении алюминия с медью, от влияния окружающей среды. Все эти факторы равносильно влияют на качество контакта и его нагрев. Проблема заключается в возрастании переходного сопротивления между токоведущими частями, т.е. проводами или шинами.

Если контакты затянуты плохо сопротивление возрастает. В результате возрастания сопротивления, согласно закона Джоуля-Ленца увеличивается и количество выделяемого тепла. В результате чего металл расширяется. Плотность контакта нарушается, а после остывания места соединения сопротивление становится еще больше. В результате расширения проводников после их остывания до исходного состояния – ослабевает прижим клемм или плотность скрутки.

Согласно ПУЭ норма сопротивления контактов – максимально допустимая величина 0,05 Ом. Его проверяют с помощью милиомметра с высоким классом точности (не менее 0,01 Ома погрешность).

Вторая причина – ослабевание скрутки от вибраций. От механического воздействия соединение проводников может ослабевать. Контакт становится хуже, сопротивление больше, в результате мы имеем нагрев контактных соединений, который способствует ухудшению ситуации.

Третья причина – влажность. От этого окисляются проводники, а последствия получаются такими же, как и в предыдущих случаях.

Четвертая причина – безответственность при электромонтаже. Скрутку алюминия с медью допускать нельзя – эти металлы находятся далеко друг от друга в ряду напряженности. Из курса химии известно, что в этом случае в результате электролиза происходит коррозия, а она только способствует увеличению сопротивления и нагреву.

Как уже было сказано: скрутки как таковые запрещены, а прямой контакт алюминия с медью тем более. В случае болтового соединения между проводами из разных металлов нужно проложить шайбу. А еще лучше будет использовать клеммники, например популярные сейчас WAGO, для бытовой нагрузки их вполне хватает, а для монтажа освещения – они идеальны.

Чем выше сопротивление, тем больше выделяется тепла, это приводит к тому, что соединения не только окисляются, но и к тому, что на их поверхности образуется слой гари, что еще больше усугубляет ситуацию. В лучшем случае ток просто перестанет протекать через это соединение, вы получите обрыв цепи.

Примеры из практики: розетки, автоматы, рубильники

Первый случай — розетки: проблемы с розетками – это частая причина пожаров в квартирах. Нагрев контактов в розетке может произойти из-за слабой протяжки проводов при монтаже или ослабевания винтового зажима от времени. Особенно часто это происходит при монтаже розеток шлейфом, тогда особенно сильно греется первая розетка в цепи.

В такой цепи в каждую из розеток нужно подключать две пары проводов, одну приходящую и одну исходящую. Данный способ подключения, конечно, экономит количество кабеля при монтаже, но может заметно усложнить жизнь в дальнейшем, ведь вся нагрузка лежит на одной линии.

К тому же, если в один зажим подключены провода разных сечений происходит перекос прижимной пластины, а это снижает надежность электрических аппаратов. Провод с большим сечением будет зажат сильно, а с меньшим сечением – слабо, либо вообще выскочит со временем. В результате можно получить повышенный нагрев контактных соединений.

Второй случай – автоматические выключатели. Особенно актуальна проблема на автоматах, установленных на дин-рейке, которые запитаны от одного ввода через перемычки. Вообще клеммы автоматических выключателей бывают плоские и закругленные, от этого также зависит как нагреваются соединения. Площадь контакта тем больше, чем больше клемма повторяет форму проводника. В результате вы рано или поздно получите такую картину:

Важно! Если жилы кабеля многопроволочные, предварительно нужно надеть наконечники или залудить их припоем. Иначе зажим автоматического выключателя (да и любая другая клемма) расплющит провод, такое соединение нагревается и не отличается высокой надежностью.

Еще один случай – рубильник. Часто в рубильниках и сварочных постах используется болтовое соединение и группы предохранителей. Их использование характерно для стройки и производства, где нужно часто подключать и отключать аппаратуру. В больших электрошкафах тоже устанавливают рубильник, а потребители подключаются к шинам через предохранители.

В нижней части видны болтовые зажимы. Потребитель подключают к ним, здесь важно использовать кабельные наконечники такого типа:

Вторая проблема — ослабевание и нагрев контакта ножей, здесь нужно проверять их полное вхождение в ответную часть и обжимать, если оно нарушено.

Как измерить температуру нагрева контактов

Самый безопасный способ — использовать бесконтактные пирометры или тепловизоры. Они улавливают излучения в ИК-диапазоне. Тепло – это и есть инфракрасное излучение.

Специальная матрица тепловизора детектирует излучение в ИК диапазоне и выводит наглядное изображение на экран. Оба способа позволяют определять нагрев без отключения напряжения, что крайне важно при осмотре и диагностике высоковольтных линий. На фото видно как нагреваются элементы сети:

Главное условие надежного контакта – отсутствие нагара и окислов, соблюдение правил монтажа, использование наконечников и плотный обжим контактов. В противном случае будет возникать нагрев контактов и его потеря. Соблюдайте все описанные советы, и вы избежите проблем в будущем.

Почему греются контакты электрических соединений

Вступление

Одно из «слабых мест» любой электропроводки, в том числе электропроводки квартиры и дома, всегда были места соединений электрических проводов и мест присоединения проводов проводки с контактами установочных изделий.

Понятие «слабое место» электропроводки означает, о необходимости обратить особое внимание на них при проведении электромонтажных работ здесь. Использование при электромонтаже некачественных изделий, изделий не по назначению, отсутствие навыков электромонтажных работ, может привести к быстрому выходу из строя бытовых приборов, а также аварийным ситуациям.

Опасность тока

Электрический ток, к которому мы так привыкли, что даже о нём не думаем, на самом деле очень опасное изобретение человечества. Будучи невидимым и неосязаемым электрический ток, несет смертельную угрозу для человека и потенциальную опасность для жилища.

Опасность электрического тока проявляется не только при серьёзных аварийных ситуациях, таких как короткое замыкание или оголение токоведущих элементов проводки. Есть скрытая опасность тока, проявляющаяся в нагреве, перегреве и дальнейшем возгорании участков электропроводки, в частности в местах соединений и присоединений.

В чем опасность плохих соединений и подключений

Плохой контакт токоведущих проводов при соединении между собой и в местах подключения к устройствам приводит к нагреву мест контакта. Почему греются контакты?

Физика нагрева плохо сделанных контактов объясняется простым законом двух физиков Джоуля и Лоренца. Напомню:

Выделяемое тепло, пропорционально квадрату величины тока, сопротивлению проводника и времени протекания.

При хорошем контакте двух металлических элементов проводки, тепло выделяемое током имеет вполне конкретную величину, которая просчитывается и учитывается при выборе сечения проводников и номиналов автоматов защиты.

При нарушениях контакта, на малых расстояниях такого нарушения, а проще говоря, при ослаблении контакта, сопротивление начинает увеличиваться, тепло выделяется больше, контакты начинают греться.

Нагрев контактов еще больше усиливают тепловое расширение мест соединения, как следствие контакт еще больше ослабевает. Как следствие сопротивление контакта стремится, практически к бесконечности (удельное сопротивление воздуха 10 16 ), нагрев усиливается.

К нагреву контактов добавляется, появляющиеся, искрение контактов, которое сопровождается колоссальным выбросом тепла. Как следствие отгорание контактов, обгорание установочных изделий или как самый опасный вариант, пожар в доме.

Причины плохих контактов

Выделим несколько причин плохих контактов в электропроводке.

  • Неправильное соединение проводников.
  • Эксплуатационное ослабление винтовых зажимов.
  • Некачественное установочное изделие.
  • Нарушение правил подключения.

Неправильное соединение проводников

О неправильном соединении проводников поговорим в следующей статье. Здесь замечу, что предпочтительнее использовать для соединения двух проводников специальные клемники.

Эксплуатационное ослабление винтовых зажимов

Со временем, любой не поджимаемый винтовой зажим, ослабевает. Для электропроводки рекомендуемый срок подтяжки контактов в щитах 6-8 лет (ведомственная инструкция). Такой же срок можно применить к протяжке контактов в розетках и выключателях.

Избежать протяжки винтовых контактов поможет использование аппаратов и изделий с без винтовыми подключениями. Контакты у таких устройств постоянно поджимаются пружиной.

Некачественное установочное изделие

Плохое качество покупаемой розетки, выключателя, аппарата защиты может быть причиной плохого контакта подключения.

Нарушение правил подключения

Подключая розетку, выключатель, автомат защиты, нужно строго соблюдать правила подключения. Например:

  • При подключении шлейфа розеток, используйте для перемычек шлейфа, провода одинакового сечения. Это исключит перекос контакта;
  • Если необходимо подключить на контакт провода разного сечения, делайте на конце проводов кольца для подключения под контакт. Такое подключение требует покупки установочных изделий с отсутствием пожильного ввода;
  • Не подключайте больше проводов, чем предусмотрено в инструкции к устройству. Например, смотрим розетку Legrand. Сама конструкция розетки говорит, что на один контакт нельзя подключать более двух проводов (пожильный ввод).

Особое внимание нужно уделить подключению автоматов и устройств защиты. Подробно об этом тут, а здесь кратко. Если посмотреть на контакты автоматов зашиты различных производителей, то увидим, что есть плоские контакты (например, IEK), а есть полукруглые (например, ABB). Также у двухполюсных и трехполюсных автоматов ABB есть две контактные группы, одна под гребенку, вторая под провод. О чем это говорит.

  • В автомат защиты с полукруглым контактом можно, по инструкции производителя, вставлять только один провод.
  • В автомат защиты с прямым контактом можно вставлять, как один, так и два провода.
  • Для соединения автоматов шлейфом, лучше использовать гребенки соединений.
  • Затягивать контакты на автоматах и устройствах защиты нужно с нагрузкой по инструкциям производителей. Обычно, 2,8 Н/м.

Вывод: почему греются контакты

Почему греются контакты электрических соединений можно дать ответ, от плохо сделанной затяжки и некачественного установочного изделия. Также возможен нагрев при использовании установочных изделий не подходящих в данном узле проводки. Например, установки оконечной розетки в шлейф розеток.

Почему греются контакты и к каким последствиям это приводит?

Электрические контакты, вне зависимости от их вида всегда являются слабым звеном любой электроцепи. С чем связан нагрев контактов под воздействием электрической энергии, и к каким последствиям он может привести, мы подробно рассмотрим в сегодняшней статье. В ней помимо описания физики процесса будет приведено много полезной информации, которая может пригодиться домашнему мастеру.

Определение и классификация контактов

В данном контексте контакт следует трактовать в качестве соединения проводников переменного или постоянного тока. Электросистемы объединяют в себе линии передач, множество машин, аппаратов и другого оборудования, для соединения которых применяются контакты или контактные группы. От их надежности напрямую зависит работа, как отдельных участков электрической цепи, так и всего электрохозяйства.

В зависимости от конструктивных особенностей электроконтакты принято классифицировать на следующие виды:

  • Подвижные. В их число входят коммутируемые, то есть производящие замыкание, размыкание или переключение электроцепи, например, контакты пускателя, реле (см. а на рис.1), выключателя и т.д. К данному виду также относятся скользящие контакты, в качестве примера можно привести автотрансформатор (см. b на рис.1), коллекторные машины, потенциометры и т.д.
  • Неподвижные, к таковым относятся неразъемное и разъемное соединения. В качестве примера первых можно привести сварку, пайку (см. с на рис. 1) или клепку проводников, то есть данный вид рассчитан на долгосрочную коммутацию в электрическом аппарате. Ко вторым относятся винтовые, болтовые (см. d на рис.1) соединения, а также подпружиненные зажимы. Разъемные соединения, в отличие от неразъемных, допускают возможность перекоммутации.

Рисунок 1. Различные виды контактов

Специфика электрического контакта

При соединении проводников или площадок контактной группы никогда не происходит полного электрического соприкосновения. Это связано с тем, что физически невозможно создать идеально гладкую поверхность, она всегда будет иметь шероховатости. Следовательно, контакт происходит на небольших площадях.

Поверхность медного контакта, увеличенная электронным микроскопом

Когда происходит сближение поверхностей соприкосновения, в первую очередь контакт образуется между выступающими вершинами. Они впоследствии деформируются под воздействием физического давления и преобразуются в контактные поверхности небольшой площади. Это приводит к тому, что в коммутируемой электроцепи образуются переходные сопротивления (принятое обозначение Rк).

Читайте также  Рецепты сырой ветчины

Помимо этого на поверхности проводников образовывается оксидная пленка (это особенно характерно для алюминиевых контактов), которая увеличивает сопротивление контакта. Как правило, пленки не большой толщины не оказывают влияние на контактное сопротивление, поскольку физическое усилие, приложенное к соединяемым поверхностям, разрушает пленку. Так же возможен ее пробой (фриттинг) под воздействием электрического тока.

Толстая оксидная пленка может не разрушиться от физического усилия или приложенного напряжения, что приведет к увеличению переходного сопротивления. Именно поэтому необходима чистка контактных поверхностей.

Таким образом, можем резюмировать, что изготавливая контактирующие проводники из мягких металлов, неподверженных сильному окислению, при определенном физическом давлении на них можно добиться минимального переходного сопротивления.

Чем грозит плохое соединение?

При плохом контакте увеличивается переходное сопротивление, что приводит к нагреву проводников в месте соединения. Физику данного процесса можно описать законом Джоуля-Ленца, формула которого имеет следующий вид: Q = I 2 Rкt , где Q – уровень выделяемого тепла (Дж), I – ток нагрузки, протекающий через соединение (А), Rк – сопротивление проводящего элемента (Ом), t – время, в течение которого будет протекать ток (с).

При удовлетворительном качестве контакта температура нагрева является вполне определенной, допустимой величиной, влияющей как на выбор сечения проводников, так и номинальных параметров защитных устройств. Например, для охлаждения сильноточных контактов практикуется увеличение их площади, что препятствует электрическому износу.

Если происходит нарушение контактного нажатия (ослабление соединения), то происходит резкое увеличение сопротивления, что вызывает повышенный нагрев контакта. Это приводит к тепловому расширению проводника и контактной площадки и дальнейшему ослабеванию соединения. В результате сопротивление проводника в контактных соединениях начинает повышаться до бесконечности, образуются токи плавления вызывающие отгорание или сваривание контактных пар. Процесс нагрева и сваривания может сопровождаться образованием электрической дуги или искрения, что может привести к возникновению пожара.

Пример плохого контакта

Что может стать причиной плохого соединения?

Приведем в качестве примера типовые причины, которые могут вызвать переходные процессы в неподвижных и подвижных контактах:

  • Нарушение правил соединения проводов.
  • Ослабления контактов.
  • Воздействие ударных токов КЗ.
  • Неудовлетворительное качество установочных изделий.
  • Игнорирование норм и требований к подключению.

Предлагаем подробно рассмотреть каждый из перечисленных пунктов.

Нарушение правил соединения проводов

Это классическая причина, распространенная при монтаже бытовой проводки. Характерный пример соединение проводов «холодной» скруткой. В таких случаях велика вероятность окисления контактных соединений, и как следствие: увеличение сопротивления, падение напряжения на контактах, нагрев вплоть до температуры плавления проводов, короткое замыкание и т.д.

Холодная скрутка проводов недопустима

Напомним, ПУЭ допускает следующие виды соединений проводов, а именно: опрессовка, сварка, пайка и сжим (болтовой, винтовой, пружинный и т.д.). В Правилах «холодная» скрутка даже не рассматривается, в качестве способа соединения проводов, кто не верит, может ознакомиться с пунктом 2.1.21 ПУЭ 7-го издания.

Ослабления контактов

Как бы надежен не был винтовой или болтовой зажим, но в процессе эксплуатации он ослабевает. Причем у алюминиевых контактов этот процесс происходит значительно быстрее, чем у медных. Почему так происходит было подробно описано в статье, посвященной использованию в электропроводке кабелей с алюминиевыми жилами.

Чтобы не допустить разрушения контактов вследствие их ослабления, следует регулярно подтягивать их. Например, подтяжку медных проводов, подключенных к автоматическим выключателям в электрощитах, рекомендуется делать не реже, чем в 5-6 лет. Для выключателей и розеток можно выбрать такой же временной интервал.

Чтобы не утруждать себя процедурой подтяжки соединений, можно использовать безвинтовые (подпружиненные) контактные группы, например, клеммники Wago.

Клеммники Wago

Неудовлетворительное качество установочных изделий

Приобретая недорогие электротехнические изделия, изготовленные в Поднебесной, нужно быть готовым к тому, что качество розеток, выключателей, а также другого оборудования, окажется недостаточного уровня. Пора привыкнуть платить за качественный товар соответствующую цену. Нередко бывает, когда под видом брендовой продукции недобропорядочные продавцы пытаются «подсунуть» откровенный контрафакт. Чтобы не быть обманутым, рекомендуем проверять сертификат качества.

Воздействие ударных токов КЗ

Помимо допустимых (номинальных) токов, протекающих через соединение, возможен импульсный нагрев контакта, при аварийном режиме работы электросети. Под таковым подразумевается КЗ, приводящее к нагреву сильноточных соединений под воздействием импульсных ударных токов. Их величина существенно превышает рабочие токи, что приводит к резкому повышению температуры контакта. Учитывая случайную природу этого явления, устанавливается специальная защита от прохождения ударного тока.

Игнорирование норм и требований к подключению

В большинстве случаев это происходит вследствие отсутствия опыта и профессиональных знаний. Перечислим основные моменты, позволяющие избежать типовых ошибок:

  • Подключая группу розеток, следует использовать перемычки с одинаковым сечением, чтобы не перекосился контактный зажим.
  • При необходимости подвода к клеммнику проводов с разным сечением жил, следует произвести опрессовку проводов, установив на них оконечники одного диаметра или свернуть концы жил в кольцо. В последнем случае следует выбрать установочные изделия с обычным, а не пожильным вводом.
  • Не следует подводить к контактам большее число проводников, чем предусмотрено конструкцией. Например, во многих брендовых изделиях реализован пожильный ввод, допускающий подключение только двух проводников.
  • Важно произвести правильное подключение автоматических выключателей, УЗО и диффавтоматов, а также правильно установить гребенку, если таковая используется. Как это сделать, подробно описано в серии статей на нашем сайте.

7 возможных причин почему ГРЕЕТСЯ КЛЕММА АККУМУЛЯТОРА на автомобиле

Какой бы не была причина, по которой греется клемма на аккумуляторе, это есть нехорошо. Проблему нужно искать и срочно решать. Если дефект своевременно не заметить и не устранить, то от сильного перегрева оплавится изоляция силовых кабелей, «потекут» пластиковые детали АКБ, и даже сама клемма может превратиться в бесформенную горку свинца. Пожар тоже не исключен.

С другой стороны, эта тема является довольно интересной, так как причину неадекватного нагрева клемм АКБ многие затрудняются понять, найти и устранить. Почему это происходит? Что является причиной? Где искать дефект? Нередко автолюбители пытаются обратиться и к давно подзабытым законам из школьной физики, что чаще вызывает недоумение, нежели приводит к пониманию проблемы. Хотя направление это самое верное. Потому с него и начнем.

Немного школьной физики (простыми словами)

Какие физические величины, от которых можно оттолкнуться в поисках понимания, «крутятся» в греющейся клемме аккумулятора? Их там несколько:

  • U – напряжение на клемме.
  • I – сила тока, проходящего через клемму (проводник).
  • R – сопротивление проводника.
  • S – площадь сечения проводника.
  • t – время.
  • Q – количество тепла, рассеивающегося на проводнике.

Начнем с разбора наиболее часто встречающейся ошибки при оперировании этими величинами и физическими законами, которыми они связаны. Базируется она на том, что клемма греется из-за плохого контакта, а также на законе Ома для участка цепи.

Логика такая. Чем хуже контакт, тем площадь сечения проводника S меньше. А чем меньше сечение, тем сопротивление его больше. Далее берется вышеупомянутый закон Ома:

И тут начинаются проблемы. Напряжение в ботовой сети автомобиля всегда одинаковое, и равняется примерно 12 В. Практически все (многие на подсознательном уровне) понимают, что чем больше ток, тем сильнее нагрев. И это правда. Но что происходит, когда ухудшается контакт? Правильно – увеличивается сопротивление R. Получается, что чем хуже контакт, тем ток в цепи должен быть меньшим. Как же в таком случае клемма может греться из-за плохого контакта? Ток же уменьшается! Должно быть наоборот: контакт ухудшается, сопротивление растет, ток падает – нагрев снижается.

Но на практике это не работает, поскольку большая половина причин, по которым греются клеммы АКБ, вызвана именно ухудшением контакта. А подвох весь в том, что для решения данной проблемы этот закон Ома применять нельзя. Не зря же он для участка цепи. А у нас далеко не участок.

Вот если клеммы закоротить куском проволоки, тогда этот закон сработает. Чем больше будет ее сопротивление, тем ток потечет меньший, и клеммы нагреваться будут слабее. И наоборот.

Но в машине помимо греющейся клеммы есть же еще потребители тока – стартер, печка, акустическая система и прочее. Все это тоже влияет на силу тока, протекающего через клемму. А на практике большие токи текут и через плохой контакт. И несмотря на то, что сопротивление там увеличилось, сила тока не уменьшается соразмерно.

Ток все равно течет. И сила его большая. Об этом можно судить по тому, что тот же стартер работает и при плохих контактах. Соответственно, даже через плохой контакт протекает ток больше 100 А. Именно поэтому закон Ома, каким бы классным он не был, для решения нашей проблемы не подходит, и вышеописанный алгоритм будет изначально ошибочным.

А правильный алгоритм будет таким. Поскольку клемма аккумулятора греется, то нас, в первую очередь, интересует величина Q. Понятно, что чем она больше, тем сильнее перегрев. Попробуем разобраться, от чего же зависит это самое Q в случае с греющейся клеммой. Для этого существует простейшая формула из школьного учебника, с помощью которой выражается закон Джоуля-Ленца:

Что дает нам эта формула? Все предельно просто и понятно. Она нам говорит о том, что клемма АКБ может греться по нескольким причинам – из-за тока, сопротивления или времени. Чем большими будут эти величины, тем сильнее нагрев. Соответственно, в этих направлениях и стоит искать возможную причину, по которой греется клемма аккумулятора.

Возможная причина №1. Плохие контакты

Начнем с чего попроще. А именно – с плохого контакта на самой клемме АКБ. Такое встречается чаще всего. Клеммы окисляются, загрязняются, изнашиваются, ослабляются крепежи. Результат всегда один – в месте соединения АКБ с клеммой уменьшается сечение. А это приводит к повышению сопротивления.

Поскольку потребители тока из аккумулятора способны работать даже при плохом контакте, то ток через этот участок не уменьшается. Время пока не учитываем. Примем, что оно не меняется, и стартер запускает двигатель так же быстро, как и при нормальном контакте. Смотрим на формулу, и видим, что при таком раскладе Q увеличивается. Клемма греется.

Решается проблема очень просто. Клеммы очищаются от окислов и надежно закрепляются на АКБ. Для профилактики рекомендуется смазывать их специальными составами. Если на клеммах есть трещины, деформации и другие дефекты – их надо заменить. Дешевые некачественные клеммы покупать и устанавливать не стоит.

Следует помнить, что плохие контакты могут быть не только на клеммах АКБ. Не менее часто их перегрев вызывает окисленное, ослабленное или просто грязное соединение минусового провода с кузовом автомобиля, или так называемая «масса». В некоторых моделях она подсоединена не к кузову, а к двигателю. В любом случае результат плохого контакта в этом месте будет приводить к перегреву клемм АКБ. Чинится аналогично – окислы и грязь удаляются, а клемма надежно крепится на своем месте.

Возможная причина №2. Недостаточное сечение силовых кабелей

Силовыми в автомобиле принято считать провода, которые идут, в первую очередь, к стартеру. Если накануне осуществлялась их замена, то вполне вероятно, что в целях экономии были приобретены недостаточно толстые кабели. Это означает, что их сопротивление выше, чем надо. Соответственно, по все той же формуле может наблюдаться нагрев клеммы. Причем в данном случае сама по себе клемма может и не являться источником тепла. Изначально перегреваются тонкие силовые кабели, и тепло от них передается на клеммы.

Устранение проблемы очевидно – надо установить кабели достаточного сечения.

Кроме проводов, идущих к стартеру, большие токи могут протекать и по другим цепям автомобиля. Например, тот же провод «массы» тоже должен иметь достаточное сечение. Если в автомобиле установлена мощная акустика, инвертор и прочее «прожорливое» оборудование, для их питания тоже нужны толстые провода.

Возможная причина №3. Повреждение силовых кабелей

А что, если силовые провода в автомобиле стоят, что называется, «родные», то есть с завода? По идее их толщина (сечение) должна быть достаточной, и причиной перегрева клемм они быть не могут. А вот и нет. Еще как могут.

Читайте также  Как работает Wi-Fi розетка и в чем ее преимущества?

Дело в том, что любой силовой кабель состоит из большого количества токоведущих жил. Это делается для того, чтобы проводник не только имел малое сопротивление, но также был гибким и долговечным. Но долговечный – не значит вечный. Из-за частых манипуляций с АКБ, вибраций, коррозии – жилки в силовых кабелях неминуемо разрушаются. Их со временем становится все меньше и меньше. Соответственно, общее сечение силового кабеля уменьшается, а сопротивление растет. Он начинает греться, и нагревать клемму аккумулятора.

Выход в данном случае только один – своевременная замена силовых кабелей.

Возможная причина №4. Стартер «берет на себя»

Когда говорят «стартер берет на себя», то это означает, что он потребляет больше тока, чем обычно. Соответственно, сила протекающего через клеммы АКБ тока увеличивается. А как показывает все та же формула, при росте силы тока увеличивается и количество выделяемого тепла. Если, при этом, есть еще и плохие контакты, двигатель не запускается с «пол тычка» (увеличивается t), то наше Q растет по всем трем направлениям.

Стартер – довольно сложное устройство, и «брать на себя» он может по многим причинам. Все они делятся на две большие категории – механические и электрические. К механическим причинам относятся все поломки, из-за которых вращению ротора стартера оказывается сопротивление. Износ втулок, загрязнение, подклинивание, проблемы с мотором (стартеру тяжело его прокрутить) – все это оказывает механическое сопротивление. Из-за него стартер, чтобы работать, потребляет больше тока.

Вторая категория причин – по электрической части. Сюда относятся все поломки, из-за которых через стартер протекает большой ток. Возможен износ щеток, засорение коллектора, короткие замыкания в обмотках ротора, замыкания на корпус и так далее.

Возможная причина №5. Короткое замыкание в проводке

Такое случается достаточно редко при условии, что электропроводка автомобиля не подвергалась серьезным переделкам с пренебрежением мер безопасности. Например, если подключить какой-либо прибор напрямую к АКБ, побрезговав плавким предохранителем, то поломка этого прибора может вызвать короткое замыкание. При нем ток через клеммы аккумулятора вырастет в разы (здесь и закон Ома уже сработает), что может привести не только к нагреву, но и к возгоранию.

Короткое замыкание также часто встречается и в цепях, в которых есть предохранители. Нередко после выхода их из строя они заменяются на новые с большим номиналом. В результате своевременно они не срабатывают, что приводит к серьезным проблемам.

Поврежденная изоляция, небрежные скрутки, избыточная влага – все это тоже может стать причиной короткого замыкания. При этом не обязательно будет наблюдаться характерный запах и дым, а вот нагрев клемм аккумулятора может быть весьма заметным.

Возможная причина №6. Большая и длительная нагрузка на АКБ

Довольно часто клеммы аккумулятора греются тогда, когда он долго используется во время стоянки для питания мощных потребителей. Это может быть и многоваттная акустика, и холодильник, и инвертор. Сегодня в автомобиле можно включить практически все, что угодно, вплоть до чайника и кипятильника. Чем это чревато?

Когда двигатель не работает, то абсолютно вся потребляемая электроэнергия берется из аккумулятора. Если включен мощный прибор, то сила потребляемого им тока напрямую зависит от мощности. А если учесть, что он работает длительное время, то рассмотренное выше Q будет расти сразу по двум направлениям. Третье направление неминуемо тоже добавится, если мощный прибор подключен тонкими проводами, которые плохо прикручены, окислились, подгнили и так далее.

Для полного понимания этого пункта кратко рассмотрим, что значит – большая нагрузка на АКБ? Ее можно рассчитать, и сравнить в рекомендуемыми производителем параметрами. Так вот. Любая аккумуляторная батарея для автомобиля будет служить долго и надежно, если ее не разряжать в течение длительного времени токами, превышающими 1/10 ее емкости.

Это означает, что для АКБ емкостью 60 А*ч «безвредные» токи разряда не выходят за пределы 6 А. Как узнать, сколько ампер отдает батарея на питание того или иного прибора? По его мощности. Например, выехав на природу, вы включили акустическую систему мощностью всего 150 Вт. Чтобы узнать силу тока, надо эту мощность разделить на напряжение, которое в данном случае примерно 12 В. Получается, что такая музыка берет из АКБ ток порядка 12 А. Соответственно, при АКБ на 60 А*ч нагрузка на нее будет превышать рекомендуемую в два раза. Нагрев клемм – обеспечен.

Возможная причина №7. Не работает генератор

Эта причина имеет некоторые сходства с предыдущей. Если во время движения при работающем двигателе генератор прекращает работать, то все системы автомобиля начинают питаться от АКБ. Токи через клеммы соответствующие, а отсюда и нагрев. То же самое может наблюдаться, если генератор не обладает достаточной мощностью (износ или неподходящая модель), чтобы обеспечить энергией все включенные потребители.

Итоги

В итоге видим, что причину перегрева клемм аккумулятора следует искать сразу в нескольких направлениях. Чаще всего такой дефект связан, конечно же, с плохими контактами, а потому легко и недорого устраняется. Гораздо сложнее искать причину, если «виновен» стартер, генератор или внештатные потребители с большой потребляемой мощностью.

Почему плавится розетка: причины и способы устранения

Отправим материал на почту

  • Симптомы проблемы
  • Виновники поломки
  • Вилка
  • Розетка
  • Проводка
  • Как исправить
  • Проблему в розетке
  • Неисправности в вилке
  • Нарушения в проводке
  • Возгорание
  • Заключение

Небольшая неисправность в работе электрических приборов может спровоцировать короткое замыкание. Игнорирование тревожных сигналов станет причиной поломки техники, перегорания проводов или возникновения пожара. Чтобы предупредить опасную ситуацию, нужно понимать, почему греется розетка.

Симптомы проблемы

В нормальном состоянии сетевые устройства не должны нагреваться. Если прикоснуться к пластику во время работы электроприборов, то вилка, кабель или розетка всегда остаются холодными. Даже небольшое увеличение температуры предупреждает о проблемах в функционировании.

На первых этапах процессы внутри устройств проходят незаметно для пользователя. Человек обращает внимание уже при появлении неприятного запаха гари или искр. При соприкосновении элемент бьет током. Если греется розетка, то в конструкции возникли неисправности.

При игнорировании изменений устройство повреждает предохранители включенных электрических приборов, что приводит к сгоранию микросхем электроники. Автоматическая защита в щитке обязана оградить оборудование от неприятностей, но она со временем изнашивается. В запущенном состоянии проблема спровоцирует возгорание.

Виновники поломки

Большая часть бытовых пожаров происходит из-за неполадок в электрических сетях. Неприятность можно было предупредить еще на ранней стадии, определив, что стало причиной и где нужно искать. Виновников поломки для удобства разделили по 3 объемным группам.

Вилка

Очень часто греется розетка, но причины в других устройствах. Неисправный компонент при подключении к сети искрит. При длительной работе (от 10 минут) повышается температура пластикового корпуса, кабеля рядом с основанием и металлических штепселей. Причинами проблемы могут быть:

  • ослабленные контакты;
  • расшатанные соединения;
  • раскрученные болты.

Изменения у вилки провоцируют неплотное вхождение. Неисправность возникает при подключении к одному источнику нескольких приборов с разным размером штепселей. Постоянное изменение параметров конструкции расшатывает устройство, поэтому греются розетки.

Часто к неисправности приводит высокая нагрузка при работе через удлинитель, особенно самодельный. Виновником поломки может стать некачественная готовая модель. Чтобы доказать дефект вилки, профессионалы рекомендуют подключить элемент к другой сети. Если через 15 минут корпус или металлические детали теплые, то проблема в устройстве.

Видео описание

Почему греется розетка.

Розетка

Мощность элемента часто не соответствует характеристикам техники, которую подсоединили к электричеству. В среднем, розетка для бойлера должна выдерживать 16 А. При предельной нагрузке компонент греется, искрит. Проблема возникает при установке некачественных китайских изделий или эксплуатации старых советских моделей.

При несоблюдении правил монтажа и при нарушении изоляции проводников происходит поломка. Неправильное использование, резкое выдергивание вилки из розетки часто приводит к расшатыванию конструкции. Ослабляются или окисляются контакты, что провоцирует изменение температуры.

Электрическое устройство может греться при подключении стиральной машинки в ванной. В помещении с высокой влажностью надо эксплуатировать элементы с влагозащитой. Пользователи в санузле устанавливают обычную розетку или подпитывают технику через удлинитель из другой комнаты. В неблагоприятных условиях окисляются контакты, что приводит к поломке.

Запущенную неисправность легко заметить визуально при осмотре. На пластике появляются дефекты при плавлении панели. Устройство можно проверить, подсоединив к нему аппарат с заведомо рабочей вилкой. Если штепсель или корпус теплые, то проблема в электрическом элементе.

Чтобы узнать, почему греется розетка, устройство надо разобрать. Перед началом работ обязательно обесточивают квартиру. Из конструкции выкручивают болтик, снимают крышку. У встраиваемой модели ослабляют лапки крепежные, у накладной – убирают саморезы. Чтобы отодвинуть элемент от стены, нужно немного отогнуть электрокабель.

При диагностике внимательно осматривают пружины и пластины контактов. Тщательно изучают пластиковые и металлические детали розетки. Неисправность проявляется в виде обугленных или оплавленных элементах. Под воздействием высокой температуры полимерные компоненты трескаются.

Проводка

Электрические сети внутри помещений рассчитаны на определенную нагрузку. При прокладывании системы инженеры вычисляют максимальные пропускные параметры. В старых строениях проводка ориентирована на более низкое потребление энергии, чем принято по современным стандартам. Чем больше электроприборов работает, тем сильнее давление.

В новостройках или в частных домах люди часто пренебрегают правилами. Недобросовестные строительные компании проводят расчеты с нарушениями. При самостоятельном прокладывании разводку делают не по технологии или с отступлением от требований.

При создании электрических сетей в жилых домах используют алюминиевый кабель, диаметром в 2,5 мм. Такая конструкция выдержит ток до 20 А или напряжение в 4,4 Вт. Если в одну пару одновременно подключают несколько мощных приборов (бойлер, масляный обогреватель), то норма эксплуатации будет превышена. При регулярной работе на максимальных показателях нагревается вилка в розетке.

Чтобы узнать предельные параметры пары, нужны измерения. Определение нагрузки осуществляют по формуле. Сечение провода стоит вычистить при помощи циркуля. Значение диаметра кабеля возводят в квадрат и умножают на 0,785. Полученный в итоге результат сравнивают с показаниями в специальной таблице.

Если параметры контактной пары больше данных к электроприборам в инструкции, то проводка справляется с напряжением. При превышении будет греться вилка устройства в розетке. В расчетах обязательно учитывают все оборудование, которое подключают к системе.

Как исправить

Электрическая сеть при неправильном функционировании превращается в объект повышенной опасности. Эксплуатация приборов запрещена при малейшем нарушении в работе, особенно при изменении температуры или плавлении деталей. Неисправность можно исправить самостоятельно или обратиться за помощью к специалистам.

Проблему в розетке

Любые работы с электричеством проводят после прекращения подачи тока. В жилье или комнате выключают автомат или отвинчивают пробки на щите. Если клемма в розетке плохо прижимает кабель, то винт затягивают до упора. При повреждении пружинки профессионалы советуют заменить деталь новой.

Если в устройстве деформировались латунные пластины, то элементы плохо прилегают. Металлические компоненты стоит подогнуть и перевести в правильный режим. При повреждении конца кабеля оплавляется изолирующий материал. Аккуратно снимают мягкое сырье, оголив 7 мм, после чего вставляют в клемму.

Определив, почему плавится электрическая розетка, стоит приступить к решительным действиям. При деформации внутренних деталей и пластикового корпуса конструкция уже не пригодна к эксплуатации. Металлические пластины изменяют положение или теряют контакт. Профессионалы рекомендуют не экспериментировать с безопасностью, а просто заменить поврежденный компонент новым.

Чтобы предупредить проблему, не стоит к одной розетке подключать несколько мощных бытовых приборов. Лучше под каждый аппарат выделить отдельный вариант, поддерживающий работу при больших нагрузках. К этому электрическому устройству одновременно не стоит подсоединять менее «прожорливую» технику. В эксплуатации противопоказаны тройники, удлинители и переходники.

Читайте также  Любительские шампиньонницы

Видео описание

Почему греется розетка и как это исправить.

Неисправности в вилке

Модели с литым корпусом не получится разобрать. При обнаружении проблемы при работе запаянную конструкцию не стоит пытаться ремонтировать. Провод аккуратно обрезают строительным ножом, зачищают концы кабеля и фиксируют на новой вилке.

Если модель разборная, тогда можно ликвидировать неисправности. При слабой фиксации винта деталь при помощи отвертки затягивают до упора. При обгорании изолирующего материала оплавленное место срезают, кабель зачищают и фиксируют на гайке. Окисление на контактах убирают наждачной бумагой.

Определив, почему греется розетка, самостоятельно легко ликвидировать проблему. Вилка должна подходить под установленный разъем электрической сети. Советскую модель по техническим причинам не стоит подключать в современную конструкцию, поэтому устаревший вариант лучше заменить новым.

Нарушения в проводке

Если электрическую сеть устанавливали более 20 лет назад, то систему надо менять. Потребности в энергии значительно возросли. Минимальные нагрузки в советские времена едва достигали 10 А, поэтому владельцам хватало по 2 розетки в каждой комнате. Устаревшая проводка не выдержит одновременное включение мощного и среднего оборудования.

Электрическую сеть в жилье меняют при маленьком сечении кабеля. Провод может быть современным медным, но по характеристикам не подходит к нагрузкам. В старых домах использовали модели, диаметром в 1,5 мм. При активной эксплуатации сеть греется, что провоцирует отключение автомата.

Если знаете, почему нагревается вилка в розетке при одновременной работе стиральной машинки и чайника, тогда стоит заменить систему. При обновлении электрической сети ориентируются на фактическую мощность. К полученным параметрам добавляют коэффициент для запаса в будущем.

Возгорание

Если не разобраться, почему греется вилка в розетке, то может возникнуть пожар. Поломка внутри конструкции или неправильное использование электрического устройства приводит к возгоранию. Воспламенения происходят при коротком замыкании в проводке.

Тушить горящую или чадящую розетку можно только после обесточивания. Быстро выкручивают пробки или деактивируют рычаг автомата на электрощите. Чтобы не ударило током, запрещено прикасаться голыми руками к кабелю или шнуру. Если нет доступа к рубильнику, тогда при помощи плоскогубцев вытягивают проблемный элемент. Инструмент подходит только с прорезиненными рукоятками.

Розетки запрещено тушить водой, поэтому процедура проходит при помощи порошковых, углекислотных или химических огнетушителей. При отсутствии спецсредства сбивают пламя плотной натуральной тканью, которую прикладывают к пылающему элементу. Засыпать огонь можно сухим песком или землей.

Заключение

Правильно работающая розетка не должна греться или плавиться. Причиной поломки может быть вилка, проводка или само электрическое устройство. Своевременное выявление виновника и ликвидация неисправностей позволит избежать возгорания.

Почему греется нулевой провод

Нагрев нулевого провода может привести к его отгоранию и аварии в электросети. Чаще всего это происходит при неравномерном распределении нагрузок по фазам в трехфазной электросети и из-за плохого контакта. В этой статье мы расскажем почему греется нулевой провод и что делать в этой ситуации.

Ток в трёхфазной цепи

Чтобы причины нагрева нуля нужно понять, как работает трехфазная сеть. Нагрузка в трёхфазной сети может быть соединена звездой и треугольником, также могут быть соединены обмотки питающего трансформатора. У обмотки есть два вывода — конец и начало.

Если концы обмоток трехфазного трансформатора соединяются в одной точке — тогда говорят, что это схема соединения звездой. В точке их соединения (О), согласно законам Кирхгофа, ток будет всегда равен нулю, то есть перетекать от фазы к фазе. Если нагрузка в каждой из фаз (a, b, c) одинакова, то будут равны и напряжения на началах обмоток (A, B, C) как и ток в них. Что проиллюстрировано на векторной диаграмме ниже, где фазы токов и напряжений обозначены векторами и сдвинуты на треть периода друг относительно друга (120 градусов).

Симметричной называют такую трехфазную нагрузку, у которого сопротивление нагрузки (соответственно и потребляемый ток или мощность) каждой из трех фаз одинаково.

Но как только ток в фазах начинает отличаться, когда нагрузка по фазам отличается мощностью, то и напряжения на фазах начинают отличаться друг от друга. Это называется перекосом фаз.

Чтобы решить эту проблему к точке соединения звезды трансформатора подключают точку соединения звезды нагрузки. Это называется нейтраль, или нулевой провод, или просто ноль.

Электроснабжение в быту для чайников

Мы плавно подошли к практике, при подключении однофазных потребителей в трёхфазную сеть нагрузки зачастую неравны, то есть несимметричны.

Такое зачастую встречается в многоквартирных домах. В дом заводятся три фазы и ноль, в каждую квартиру заводится одна фаза и ноль. В одной квартире включён только холодильник и лампочка, в другой работает мощный электрообогреватель, а в третьей вообще ничего не включено. То есть нагрузки в фазах не одинаковы. В настоящее время часто в квартирах встречается и трёхфазный ввод, но ситуация от этого не изменяется.

В частных домах ситуация аналогична — на улице по опорам проходит трехфазная ЛЭП, а в дома заводится 1—3 фазы и ноль.

Что будет если ухудшится контакт в нулевом проводе или он отгорит? Перекос фаз и ток в нуле:

Всё-таки почему греется

В результате неравномерного распределения нагрузки по фазам в домах и квартирах по нулевому проводнику начинает протекать ток. Вы замечали, что в толстых 4 жильных кабеля 3 «фазных» жилы с одинаковой площадью поперечного сечения, а четвертая жила «нулевая» или «земляная» обычно тоньше?

Это как раз-таки связано с тем, что при симметричной нагрузке по ней вообще не будет протекать ток, а при не симметричной нагрузке ток должен быть меньше чем в фазной жиле. Но так бывает не всегда.

При нелинейных нагрузках, а также нагрузках, которые потребляют ток прерывисто (импульсные блоки питания, а они сейчас используются повсеместно) токи в фазах не компенсируют друг друга, к тому же они насыщаются различными гармоническими составляющими. Всё это является причиной того, что токи в точке соединения звезды просто не компенсируются и может оказаться так, что ток в нулевом проводе будет больше чем в фазном.

При протекании электрического тока проводник нагревается, это безупречная работа закона Джоуля-Ленца на практике. Он гласит, что чем больше сопротивление проводника и чем дольше протекает электрический ток, тем больше выделится тепла на нём.

Также вспомним, о том, что чем меньше сечение проводника и чем больше его длина, тем больше сопротивление. Кроме того, от качества контактов на соединении клемм и проводов также зависит переходное сопротивление. Простыми словами, чем больше площадь соприкосновения контактов и чем сильнее они прижаты друг к другу – тем меньше переходное сопротивление и тем меньше их нагрев.

В таком контакте как на рисунке ниже поверхности плоские, площадь будет равна площади наконечника, касающейся шайбы, плюс сопротивление самой шайбы и площадь её соприкосновения с медной шиной. Если все составляющие в хорошем состоянии, не имеют окислов и нагара – итоговое переходное сопротивление будет низким.

Если поверхности подгорели, окислены или ржавые, контакт получается таким как изображено на иллюстрации ниже. Здесь явно видно, что касания происходят в отдельных точках, а не по всей площади.

В клеммниках типа ВАГО и других пружинных клеммниках площадь касания пластины с круглой токопроводящей жилой достаточно маленькая, поэтому основная сфера применения таких клеммников — цепи с током 8-16 Ампер, за редкими случаями, когда клеммник конструктивно способен пропустить больший ток.

В винтовых клеммниках и шинах площадь контакта в большей степени определяется площадью винта, которым прижимается токопроводящая жила. Ниже вы видите клеммники в полиэтиленовой оболочке.

Внутри полиэтиленового корпуса расположена втулка из материала похожего на латунь и два винта. Из-за конструкции винтовыми клеммниками нельзя соединять голые многопроволочные провода. Их нужно лудить или обжимать наконечниками НШВИ.

Поэтому при аналогичном принципе действия клеммная колодки на карболитовом основании обеспечивают контакт лучше, за счет прижимной квадратной пластины-шайбы. Кроме того, вы можете сделать кольцо из провода и обернуть им винт или использовать наконечники типа НКИ.

Если вам интересны способы и средства для соединения проводов – пишите в комментариях и мы сделаем обзор всех видов с перечислением преимуществ и недостатков каждого из них.

Где греется

Почему греется ноль мы разобрались, а теперь давайте разберемся где это происходит чаще всего. В первую очередь ноль может отгореть в распределительном щите на вводе в здание. Это самая распространенная ситуация, потому что в этом месте на нулевой провод ложится нагрузка со всех квартир и со всех трёх фаз.

Далее часто возникают проблемы на нулевой шине в подъездном электрощите. Если шины вообще есть, и не подсоединено как на фотографии ниже.

Часто шина закреплена непосредственно на корпусе подъездного электрощита, тогда это выглядит так как показано ниже.

В клеммниках автоматических выключателей греется ноль, вплоть до обугливания частей его корпуса.

Если у вас старая электропроводка и установлены пробки с предохранителями или автоматические пробки, то обратите внимание как на винтовые клеммники, так и на сам цоколь пробки. Резьба и центральный контакт могут окисляться и подгорать, что проиллюстрировано на рисунке ниже.

Общие шины очень часто подвержены проблеме подгорания нуля. Это связано с их устройством и соблюдением правил работы с ними. Винтовой способ подключения проводников, хоть и безусловно удобен, но такие контакты нужно хотя бы изредка ревизировать – зачищать и протягивать, иначе вы получите то что изображено на рисунке ниже.

А в нормальном состоянии она должна выглядеть так:

Решение проблем вызванных нагревом простое — зачистить контакты, проводники и заново протянуть. Если клеммник был сильно перегрет — заменить его, если провод грелся в автомате, возможно автомат тоже нужно будет заменить!

Что происходит дальше и как избежать последствий?

По мере нагрева начинает подгорать и ухудшаться контакт. Ослабевают винтовые зажимы в связи с тепловым расширением и последующим охлаждение после снятия нагрузки. Это вызывает лавинообразный процесс роста сопротивления и нагрева соединения. В результате ноль рано или поздно отгорает полностью. При этом внешне может казаться что он всё еще находится в клеммнике, а фактически все прилегающие поверхности будут покрыты слоем окислов и нагара.

После чего происходит то явление о котором мы говорили в начале статьи – перекос фаз.

О том что ноль скоро отгорит можно косвенно судить по участившимся просадкам и возрастаниям напряжения, особенно если у вас выполнен трёхфазный ввод и установлены вольтметры или реле напряжения и индикацией величины напряжения в сети. Если напряжения постоянно стабильны (или отклонения несущественны) – у вас всё впорядке с проводкой.

При перекосе фаз нагрузка, в нашем случае частные дома или квартиры оказываются включенными последовательно на 380 Вольт. Напряжения распределятся согласно закону Ома – там где будет включена бОльшая нагрузка – напряжение просядет (сопротивление нагрузки маленькое), а в той квартире где включен минимум электроприборов напряжение повысится (сопротивление нагрузки высокое).

Последствием перекоса фаз в лучшем случае будет отгорание проводников на вводе, выбивание автомата и прочее. В худшем случае из-за возросшего тока может оплавиться изоляция электропроводки и произойти возгорание.

Чтобы обезопасить своё жильё от последствий отгорания нуля рекомендуем установить реле контроля напряжения, а еще лучше в паре с УЗИП. Стабилизатор напряжения на вводе в квартиру в этой ситуации может не решить проблему и сам выйти из строя.

Схему подключения реле напряжения вы видите ниже.

В качестве таких устройств мы можем порекомендовать популярные модели:

УЗМ-50Ц (комбинированное устройство с функцией вольт-амперметра);

Digitop VA-32 (недорогой, но надёжный вариант, модель может отличаться в зависимости от номинального тока);

Источник: gk-rosenergo.ru

Оцените статью
klub-winx
Добавить комментарий