Пожарный водоем в СНТ требования

Пожарный водоем в СНТ требования

«Общие требования к садоводческим объединениям граждан» (утв. МЧС России)

К САДОВОДЧЕСКИМ ОБЪЕДИНЕНИЯМ ГРАЖДАН

1. Организация территории садоводческого (дачного) объединения осуществляется в соответствии с утвержденным Администрацией местного самоуправления проектом планировки и застройки территории садоводческого (дачного) объединения, являющимся юридическим документом, обязательным для исполнения всеми участниками освоения и застройки территории садоводческого объединения.

2. Расстояние от застройки на территории садоводческих (дачных) объединений до лесных массивов должно быть не менее 15 м.

3. Территория садоводческого (дачного) объединения должна быть соединена подъездной дорогой с автомобильной дорогой общего пользования.

4. На территории садоводческого (дачного) объединения с числом участков до 50 следует предусматривать один въезд, более 50 — дополнительно предусматривается один и более въездов. Ширина ворот должна быть не менее 4,5 м.

5. Ширина проезжей части улиц и проездов принимается: для улиц — не менее 7,0 м, для проездов — не менее 3,5 м. Минимальный радиус поворота — 6,5 м. Минимальный радиус закругления проезжей части — 6,0 м.

6. На проездах следует предусматривать разъездные площадки длиной не менее 15 м и шириной не менее 7 м. Расстояние между разъездными площадками должно быть не более 200 м. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 м. Тупиковые проезды обеспечиваются разворотными площадками размером не менее 12 x 12 м.

7. Дороги, проезды, подъезды к зданиям, сооружениям, водоисточникам, предусмотренным для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, в зимнее время очищаться от снега и льда.

8. Для обеспечения пожаротушения на территории садоводческого (дачного) объединения должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары емкостью при числе участков до 300 — не менее 25 м2, более 300 — не менее 60 м2 каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей. Количество водоемов (резервуаров) и их расположение определяются из условия радиуса обслуживания одного резервуара 200 м, но не менее двух (СНиП 2.04.02-84*). Садоводческие объединения, включающие до 300 садовых участков, в противопожарных целях должны иметь переносную мотопомпу; при числе участков от 301 до 1000 — прицепную мотопомпу; при числе участков более 1000 — не менее двух прицепных мотопомп. Для хранения мотопомп обязательно строительство специального помещения.

9. На территории садоводческих (дачных) объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Запрещается разведение костров, сжигание отходов в пределах установленных нормами проектирования противопожарных расстояний, но не ближе 50 метров до зданий и сооружений.

10. Противопожарные расстояния между жилыми строениями (домами), расположенными на соседних участках, в зависимости от материала несущих и ограждающих конструкций, принимаются согласно табл. 1.

Минимальные противопожарные расстояния между домами

на соседних участках

Материалы несущих и ограждающих конструкций строения

Расстояние от дороги

11. Территория садоводческого товарищества должна иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения водоисточников, предусмотренных для целей пожаротушения, пожарного инвентаря. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности должны быть обозначены знаками пожарной безопасности (указатели водоисточников, пожарных щитов), в том числе знаком пожарной безопасности «Не загромождать».

12. Территории дачных и садоводческих поселков должны быть оборудованы средствами звуковой сигнализации для оповещения людей в случае возникновения пожара, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

13. Территория садоводческого товарищества в пределах противопожарных расстояний, а также участки, примыкающие к жилым домам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, опавших листьев, сухой травы и т.п.

Что такое красная линия?

Так схематически обозначают линию забора вокруг участка, который отделяет ваши сотки от улицы или проезда.

Дом или другое жилое строение (а) должно находиться от красной линии (б) (это линия вашего забора) улиц на расстоянии не менее чем 5 метров, от красной линии проездов — не менее чем на 3 метра. Расстояние от хозяйственной постройки (с) до красной линии улиц и проездов должно быть не менее 5 метров.

Минимальное расстояние от границ соседнего участка

Пожарная безопасность в СНТ: правила, требования, нормы

Как непотушенный окурок лишил семью частного дома

«Тот пожар я помню, как сейчас. Я вышел из дома и увидел столб темного дыма. Оказалось, что через улицу от нас горел недавно отремонтированный дом», — рассказывает Владимир, житель подмосковного СНТ. Увидев дым, он сразу же направился к месту происшествия: возможно, любая помощь будет актуальна.

«Когда я подошел, на месте уже была пожарная бригада, которая тушила догорающую постройку. Полностью сгорела и машина, находившаяся в пристроенном гараже. В момент возгорания в доме находилась семья — двое родителей и их 10-летний сын. Соседям повезло — до их жилья огонь не добрался», — вспоминает дачник.

Причиной возгорания оказалось нарушение норм пожарной безопасности. Отец семьи вышел на улицу покурить, но по случайности не полностью затушил окурок. Бросил в траву неподалеку от дома и ушел обратно к семье. Окурок продолжал тлеть, потом от него потихоньку начала разгораться трава. Следом огонь перешел на поленницу на заднем дворе, а затем и на сам дом. Семья в это время находилась в противоположной части постройки, поэтому запах гари дошел до них уже слишком поздно. Выбежав на улицу, муж с женой увидели, как загорелся сарай. В спешке бросились за сыном, потом — выносить вещи, звать на помощь. Своими силами огонь было уже не потушить.

Когда на вызов приехали пожарные, было уже ясно — постройку не спасти. Так нарушение элементарных правил пожарной безопасности лишило семью частного дома и автомобиля. И хорошо, что сами они остались невредимы.

Ведение бухгалтерии СНТ

Документы, регламентирующие правила пожарной безопасности в СНТ

Главными документами, с которыми нужно ознакомить садоводов, являются:

  • СП 53.13330.2011, регламентирующий правила планировки и застройки территории в садоводческих товариществах;
  • СП 55.13330.2016, устанавливающий противопожарные требования для частных жилых домов;
  • Приказ МЧС России от 26.01.2016 № 26 «Об утверждении порядка использования открытого огня и разведения костров на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса;
  • Постановление Правительства РФ № 390 «О противопожарном режиме» от 25 апреля 2012 года;
  • Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Требования всех этих документов должны быть доведены до садоводов, а председателю придется следить за соблюдением всех норм.

Перечень требований пожарной безопасности для СНТ

Правила, которые нужно соблюдать дачникам на своих участках

Правила использования электро- и отопительных приборов

Чтобы исключить опасность возгорания из-за неисправности электрических приборов или проблем с отопительными системами, садоводы должны соблюдать несколько важных правил их применения. Дачникам запрещается:

  • использовать для отопления дома печи, имеющие трещины, сломанные заслонки и другие неисправности;
  • растапливать углем печи, которые для этого не предназначены;
  • использовать для розжига легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, керосин и другие);
  • топить печь в летний пожароопасный период;
  • монтировать зонты и дефлекторы на дымовые трубы;
  • использовать мансардные помещения для установки печей;
  • топить печи с открытыми дверцами, использовать дрова, длина которых превышает размеры топливника;
  • эксплуатировать электропроводку с поврежденной изоляцией;
  • пользоваться обогревателями без специальных несгораемых подставок;
  • обертывать лампы бумагой или тканью.

Если садовод уезжает из своего дачного домика на долгое время, всю электропроводку нужно обесточить, полностью отключив электричество.

Устройство пожарного водоема обернулось «статьей»

Пермский краевой суд, рассмотрев уголовное дело в апелляционном порядке, оправдал и.о. главы сельского поселения, осужденного первой инстанцией за превышение должностных полномочий в сфере недропользования.

Органы следствия обвиняли и.о. главы сельского поселения в следующем: зная, что полномочия на распоряжение общераспространенными полезными ископаемыми, в том числе глинистым грунтом, находятся в исключительной компетенции Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, из личной заинтересованности, осуществляя от имени администрации сельского поселения действия, явно выходящие за пределы его полномочий, заключил с коммерческой организацией договор о безвозмездном выполнении работ по разработке и вывозу глинистого грунта в объеме не более 6000 куб. м для подготовки пожарного водоема.

В период с 1 августа по 1 сентября 2018 г. коммерческая организация в рамках договорных отношений осуществила добычу, погрузку и вывоз общераспространенного полезного ископаемого – глины в объеме свыше 2,6 куб. м из месторождения на территории данного поселка, в результате чего Российской Федерации в лице краевого Минприроды был причинен ущерб на сумму более 480 тыс. руб. Действия и.о. главы поселения были квалифицированы по ч. 1 ст. 286 УК РФ.

На следствии и в суде мой подзащитный утверждал, что единственной его целью было обустройство пожарного водоема в поселке – такая необходимость назрела давно, так как поселок состоит преимущественно из деревянных построек. О том, что в недрах выбранного участка могут находиться полезные ископаемые, он не знал и не мог знать, поскольку пожарный водоем обустраивался на месте ранее существовавшей несанкционированной свалки.

В суде защита подчеркивала, что следствием не установлены классификация изъятого грунта, его объем и характеристики, в связи с чем не определен реальный размер ущерба. Согласно условиям договора разработке и вывозу подлежал глинистый грунт, а не глина, что не одно и то же. Суду были представлены письменные доказательства (ответы организаций, надзирающих в сфере недропользования) о том, что земельный участок, на котором базируется пожарный водоем, не относится к участкам местного значения, содержащим общераспространенные полезные ископаемые, а месторождений полезных ископаемых там нет.

Свидетель обвинения и представитель потерпевшего в судебном заседании подтвердили, что изъятый грунт не исследовался, а вывод о том, что глина добыта незаконно, сделан на основании визуального осмотра участка.

После того как свидетель обвинения в ответ на мои вопросы пояснил, что расчет плотности глины выполнен им на основании средних значений, суд запросил новый расчет минимальной плотности глины. Поскольку изъятый грунт не исследовался, сумму ущерба сотрудник Минприроды рассчитал по аналогии с близлежащим месторождением кирпичной глины. Отвечая на вопрос защиты, свидетель добавил, что не может утверждать, одинаковые ли характеристики имеют изъятая глина и кирпичная, показатели которой были взяты для нового расчета суммы причиненного обвиняемым ущерба.

Тем не менее суд проигнорировал доводы защиты и признал подсудимого виновным в инкриминированном ему деянии с назначением наказания в виде штрафа в 50 тыс. руб. Он лишь снизил размер ущерба, произведя на основании нового расчета, предоставленного сотрудником Минприроды, собственный расчет, а объем грунта (2000 куб. м) посчитал, исходя из акта выполненных работ.

Изучив приговор, я обратил внимание, что суд не привел в мотивировочной части письменные доказательства, на которые ссылалась сторона защиты, и не пояснил, почему отверг их. Кроме того, суд дополнил обвинение, указав на последствия инкриминированного моему подзащитному деяния в виде существенного нарушения охраняемых законом интересов общества и государства, чем ухудшил положение подсудимого.

В апелляционной жалобе я указал на отсутствие у доверителя умысла на превышение должностных полномочий, так как он, решая вопросы местного значения, не знал или не мог знать о наличии или отсутствии полезных ископаемых на участке, а обязанности получать подобные сведения у него не было. Пермский краевой суд поддержал доводы апелляционных жалоб стороны защиты – они вошли в мотивировочную часть апелляционного приговора практически в полном объеме – в частности, о выходе суда первой инстанции за пределы предъявленного обвинения, отсутствии в обвинении обязательного признака превышения должностных полномочий – существенности, а также о ненадлежащем установлении размера ущерба и отсутствии у осужденного умысла на превышение должностных полномочий.

Ссылаясь на положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» (далее – Постановление Пленума ВС № 19), апелляционная инстанция указала, что в обвинительных документах органов предварительного следствия и суда первой инстанции оценка причиненных деянием должностного лица последствий должна быть мотивирована. Вопрос о том, является ли причиненный вред существенным и могут ли наступившие последствия считаться тяжкими, решается с учетом особенностей каждого конкретного случая. Как отмечено в апелляционном приговоре, обвинение в существенном нарушении охраняемых законом интересов общества и государства обвиняемому не предъявлялось, при изложении преступного деяния не упомянуто, в ходе следствия в качестве последствий преступления не названо.

Однако, как обратил внимание апелляционный суд, первая инстанция в нарушение требований ст. 252 УПК РФ в приговоре признала установленным, что действиями подсудимого были существенно нарушены охраняемые законом интересы общества и государства, при этом какими доказательствами это подтверждается, суд не указал и приговор в этой части не мотивировал.

Кроме того, в приговоре и обвинительном заключении отсутствует вывод о том, что подсудимый, предоставив коммерческой организации право вывезти грунт, предвидел неизбежность наступления общественно опасных последствий его действий в виде существенного нарушения охраняемых законом интересов общества и государства. Краевой суд обратил внимание и на отсутствие в деле гражданского иска.

Мотивируя вывод об отсутствии состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК, апелляционная инстанция учла отсутствие судебной оценки того, что фактически по делу достоверно не установлен размер вреда, причиненного вследствие нарушения законодательства РФ о недрах. В частности, суд первой инстанции оставил без внимания показания представителя потерпевшего о том, что лабораторные исследования грунта не проводились. Вывод суда о конкретном виде полезного ископаемого – глины – признан апелляцией необоснованным, поскольку основан на субъективном мнении свидетеля при отсутствии иных доказательств. В связи с этим не мог быть использован судом и примененный расчет вреда по аналогу ближайшего месторождения кирпичных глин.

Краевой суд обратил внимание также на то, что первая инстанция не оценила представленные стороной защиты доказательства (ответы Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу, ФБУ «Территориальный фонд геологической информации по Приволжскому округу») отсутствия в исследуемых границах участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, а также участков, включенных в перечни участков недр местного значения по Пермскому краю, месторождений полезных ископаемых, того, что строительство объектов капитального строительства на участках, расположенных в границах населенных пунктов, не требует получения заключения об отсутствии полезных ископаемых в недрах на территории предстоящей застройки. Кроме того, первая инстанция не дала с учетом фактических обстоятельств оценки доводам осужденного об отсутствии у него умысла на превышение должностных полномочий в сфере недропользования.

На мой взгляд, поводом для возбуждения данного уголовного дела стало неправильное понимание правоприменителями норм Закона о недрах – в частности, положений ст. 19, из которой следует, что собственники участков, землепользователи, землевладельцы, а также арендаторы земельных участков имеют право использовать для собственных нужд общераспространенные полезные ископаемые, имеющиеся в границах данного участка и не числящиеся на государственном балансе.

Закон содержит понятие «использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых», под которым понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами для личных, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Однако данная формулировка позволяет правоприменителям любую деятельность коммерческой организации трактовать как связанную с предпринимательской. Вместе с тем муниципальным органам для решения задач местного значения нередко приходится привлекать коммерческие организации. В таком случае все действия этих организаций с использованием общераспространенных полезных ископаемых без лицензии трактуются надзорными органами как незаконная добыча полезных ископаемых, что влечет привлечение к административной ответственности по ст. 7.3 КоАП РФ либо – как в рассматриваемом случае – к уголовной. Например, при строительстве объектов происходит выемка грунта, который не всегда целесообразно оставлять на том участке, где он был изъят, и есть возможность использовать в другом месте. С одной стороны, недра используются для нужд муниципалитета – собственника земельного участка, т.е. необходимости в получении лицензии нет. С другой – изъятые недра используются на другом участке и с привлечением коммерческой организации, что понимается как использование, связанное с осуществлением предпринимательской деятельности.

По данному делу специалисты Минприроды утверждали, что изъятые общераспространенные полезные ископаемые должны быть утилизированы на полигоне твердых бытовых отходов либо должна быть получена лицензия на их добычу. Но строительство пожарного водоема не требует получения лицензии на добычу полезных ископаемых, что подтвердили и специалисты Минприроды, а утилизация ранее изъятых при строительстве недр – не только нерациональное, но и затратное использование.

Для урегулирования проблемы возможного использования общераспространенных полезных ископаемых Закон о недрах, на мой взгляд, необходимо дополнить четкими определениями «добычи полезных ископаемых» и «незаконной добычи полезных ископаемых».

Кроме того, на первоначальном этапе следственными и надзорными органами для оценки существенности нарушения законных интересов общества и государства не были приняты во внимание фактические обстоятельства дела. В частности, при изъятии грунта муниципальным образованием решались вопросы местного значения (обустройство пожарного водоема), а в дальнейшем грунт послужил вспомогательной площадкой для укрепления береговой линии.

При более внимательном исследовании правоохранительными органами фактических обстоятельств произошедшего и надлежащей оценке существенности допущенных нарушений подобных описанному случаев, полагаю, можно избежать. При этом существенность должна быть мотивирована не только ссылками на Конституцию РФ и другие законы, но и фактическими обстоятельствами – чьи конкретно законные интересы и в чем нарушены.

В заключение отмечу, что п. 18 Постановления Пленума ВС № 19 содержит разъяснения существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, но при этом не конкретизирует, в чем состоит существенность нарушения охраняемых законом интересов общества и государства, что вызывает на практике сложности в ее оценке. В связи с этим соответствующие разъяснения на уровне Верховного Суда, на мой взгляд, будут способствовать стабильности судебной практики по ст. 286 УК.

Требования правил пожарной безопасности к содержанию территории СНТ в 2021 году

В данной статье мы предлагаем ознакомиться нашим читателям с требованиями пожарной безопасности, предъявляемыми к содержанию территорий садоводств, садоводческих и огороднических товариществ (далее — СНТ), в том числе с требованиями новых правил противопожарного режима, вступивших в действие с января 2021 года в части их применения в отношении СНТ.

Требования пожарной безопасности к въездам, проездам и подъездам к объектам, расположенным на территории СНТ

Вначале напомним общие требования к количеству и размерам въездов на территорию СНТ, содержащиеся в СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения» (далее — СП 53). В соответствии с пунктом 5.3 данного свода правил на территорию ведения садоводства с числом земельных участков до 50 допускается предусматривать один въезд, более 50 — не менее двух въездов.

Ширина ворот автомобильных въездов на огражденные территории ведения садоводства должна обеспечивать беспрепятственный проезд пожарных автомобилей и составлять не менее 4,5 м.

Правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения.

При проведении ремонтных (строительных) работ, связанных с закрытием дорог или проездов, руководитель организации, осуществляющей ремонт (строительство), незамедлительно представляет в подразделение пожарной охраны соответствующую информацию о сроках проведения этих работ и обеспечивает установку знаков, обозначающих направление объезда, или устраивает переезды через ремонтируемые участки дорог или проездов.

Не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, посадкой крупногабаритных деревьев, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных на этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности.

Одним из новшеств Правил является появление в них требования о том, что система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки.

Требования пожарной безопасности к установке шлагбаумов и автоматических ворот в соответствии с новыми Правилами противопожарного режима

Для обеспечения пожаротушения, при отсутствии централизованного водоснабжения, на территории земельных участков общего назначения садоводства пунктом 5.8 СП 53 установлена необходимость наличия противопожарных водоемов или резервуаров объемом (м 3 ), при числе участков:

до 300 — от 25 до 60 (водоемы или резервуар);

при 301 участке и более — 60 (водоем).

При каждом водоеме следует предусматривать площадки для установки пожарной техники с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей.

В противопожарных целях садоводства должны иметь, в зависимости от количества участков:

до 300 — одну переносную мотопомпу Нажмите для перехода на ПожВики ;

от 301 до 1000 — одну прицепную мотопомпу;

более 1000 — не менее двух прицепных мотопомп.

Для хранения мотопомп и противопожарного инвентаря должно быть предусмотрено помещение площадью не менее 10 м 2 .

При наличии на территориях СНТ или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.), к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12×12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения (требования пункта 75 Правил).

Направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (требования пункта 48 Правил).

Пожарная безопасность при приготовлении пищи на мангале: можно ли жарить шашлык во дворе частного и многоквартирного дома, в гаражах, на даче, в лесу и на балконе в 2021 году

Правообладатели территорий СНТ, в соответствии с требованием пункта 67 Правил, обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы на территории, при этом границы уборки определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.

О правилах пожарной безопасности при разведении костров для сжигания мусора на садовых и дачных участках мы подробно рассказывали нашим читателям в этой статье.

На территориях общего пользования, прилегающих к жилым домам, садовым домам, объектам недвижимого имущества, относящимся к имуществу садоводческих товариществ, запрещается устраивать свалки горючих отходов.

В случае если территория СНТ непосредственно примыкает к хвойному (смешанному) лесному участку, либо на его территории находится хвойный (смешанный) лес, то такие территории считаются подверженными угрозе лесных пожаров и в отношении их, в соответствии с требованием пункта 76 Правил, необходимо разрабатывать паспорт территории, подверженной угрозе лесных пожаров. Это еще одно новшество Правил, которое начало действовать с января 2021 года.

Территория СНТ признается непосредственно примыкающей к лесному участку, если расстояние до крайних деревьев соответствующего лесного участка составляет:

менее 100 метров от территории СНТ, где имеются объекты защиты с количеством этажей более 2;

менее 50 метров от границы территории СНТ, где имеются объекты защиты с количеством этажей 2 и менее (требование пункта 416 Правил).

О способах защиты от природных пожаров объектов, граничащих с лесными насаждениями, вы можете узнать в этой статье.

Чтобы ознакомиться с правилами пожарной безопасности в части оформления паспорта для СНТ, подверженного угрозе лесных пожаров, а также бесплатно скачать его бланк и образцы заполнения, соответствующие требованиям 2021 года, достаточно перейти по этой ссылке.

Требования к пожарному водоему

Пожарный водоем – гидротехническое сооружение природного или искусственного происхождения, используемое для наружного пожаротушения. В городской черте и на промышленных предприятиях проложены водопроводы, в случае же возгораний в отдаленных населенных пунктах, в полях, лесополосе воду берут из озер, рек или резервуаров, оборудованных площадками для подъезда машин.

При обустройстве пожарного водоема учитывают требования нормативных актов о соблюдении пожарной безопасности, предъявляемых к внешним источникам подачи огнетушащих веществ. Основным документом, которым пользуются при строительстве подобных объектов, является СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности». Дополнительными нормативными актами считаются ФЗ от 22.07.2008 № 132-ФЗ и ГОСТ 12.4.026, НПБ 160-97.

  1. Введения пожарного водоема в эксплуатацию
  2. Виды пожарных водоемов
  3. Нормативные требования к пожарным водоемам

Введения пожарного водоема в эксплуатацию

Чтобы ввести в эксплуатацию пожарный водоем, должен соблюдаться ряд требований, регламентирующих необходимость источника:

  • количество жителей в населенном пункте;
  • отсутствие кольцевого противопожарного водопровода в зоне расположения отдельно стоящих зданий культурно-просветительских организаций, школ, научно-проектных учреждений, больниц, вокзалов объемом менее 1000 м 3 ;
  • возгорания в зданиях более 1000 м 3 независимо от наличия централизованной сети;
  • возможные пожары на предприятиях категории В, Г, Д с повышенной взрывоопасностью, требующие расход воды более 10 л/с;
  • наличие складов с твердыми кормами;
  • расположенные вдали от центральных магистралей складские помещения с минеральными удобрениями;
  • наличие предприятий, использующих холодильные установки.

По требованиям правил безопасности пожарные водоемы обязательно обустраивают в СНТ, близ складских хозяйств, крупных промышленных территорий со значительными открытыми площадями, в рекреационных и сложных природных зонах вне черты населенного пункта.

Виды пожарных водоемов

Классификация пожарных водоемов предполагает две категории:

  • природные и искусственные;
  • открытые и закрытые.

Природные – реки, озера, пруды, моря. Разработан ряд требований, по которым природные источники могут быть признаны противопожарным водоемом:

  • полноводность в течение всего года;
  • устойчивость к сквозному промерзанию;
  • возможность оборудования возле пожарного водоема пирса по требованиям СП 8.13130.2009;
  • возможность оборудования водозаборных колодцев и утепленных люков.

Искусственные – водохранилища, специально построенные близ жилых или промышленных объектов. Выделяют три вида таких водоемов:

  1. Резервуары. Хранилища в виде большой емкости из железобетона, кирпича, камня, пластика с обязательным гидроизоляционным слоем. По объему их можно сравнить с озерами. Резервуары могут располагаться под землей или быть спрятаны вглубь наполовину. Для гарантии использования противопожарных резервуаров рекомендуют совмещать каменные и пластиковые емкости с перегородкой между ними.
  2. Копани. Представляют собой углубления в земле. Основу составляет гидроизоляционный слой из асфальта, бетона, камня, глины или синтетической пленки.
  3. Каналы.
  4. Переоборудованные естественные водоемы.

Для искусственных водоисточников в дополнение к основным разработаны собственные требования:

  • дно должно быть наклонено к приямку;
  • глубина приямка – не менее 0.4 м;
  • наличие люка 0.6×6 см со второй крышкой, вентиляционной трубой 250-300 см 2 ;
  • наличие как минимум двух резервуаров на одном водопроводном узле.

При проектировании искусственных водоемов учитывают площадь охвата, рельеф поверхности, возможность обустройства безопасных спусков. В сложных условиях, особенно в регионах с сильными климатическими перепадами, предпочитают оборудовать резервуары, имеющие долгий срок эксплуатации.

Требование к размещению резервуарного пожарного водоема для предприятия обусловлено категорией объектов. Для сооружений 1-2 степени огнестойкости расстояние до резервуара составляет не менее 10 метров, для 3-5 степени – не менее 30 метров. Расстояние между водоисточниками зависит от того, каким видом техники планируют пользоваться спасатели при возникновении ЧС. Автонасосы работают на расстоянии 200 метров, мотопомпы – 100-150 м.

Расчет объема резервуара также прописан в СП 8.13130. В основе лежит три показателя:

  • скоростью испарения и удержание минимального уровня воды с учетом промерзания источника в пределах 1 метра;
  • минимальное количество ПВ – 2 шт. с заполняемостью не менее 50% от необходимого объема;
  • одновременная подача из двух действующих ПВ.

Нормативные требования к пожарным водоемам

Нормы расхода воды зависят от типа зданий и плотности населения в зоне ЧС.

В населенных пунктах, где проживает более 10 тыс. человек, при расчетах за основу берут необходимость тушения двух пожаров одновременно. Минимальный расход воды при этом составляет 35 л/с. В течение двух часов потребуется 252 м 3 .

По требованиям техники безопасности пожарные водоемы должны быть оборудованы площадкой для подъезда автомобилей. Это место с твердым основанием размером не менее 12×12 м для свободного разворота техники. Места резервуаров (природных или искусственных) обозначают табличками по ГОСТ Р 12.4.026 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная».

Отдельное внимание при разработке противопожарных водоемов уделяют пирсу. Это площадка, возвышающаяся над поверхностью почвы или воды. Пирс является неотъемлемой частью источников при перепадах рельефных высот и в условиях болотистой местности.

Требования к пирсам на водоисточниках прописаны в СП 8.13130.

  1. Наличие свободного подъезда шириной не менее 4 м.
  2. Возможность расположения края пирса у кромки воды.
  3. Возведение площадки 12×12 м.
  4. Возможность установки опоры с небольшим уклоном к ПВ.
  5. Соблюдение расстояния от поверхности пирса до уровня воды: до 5 метров по отношению к наименьшему показателю в сезоне и на 0.7 метров выше линии максимума.
  6. Монтаж отводного люка и слива с лотком для рукавов.
  7. Наличие котлована или приямка на водозаборе при толще воды подо льдом до 1 метра.

Для поддержания водоисточников в исправном состоянии специалисты организаций, на балансе которых состоят ПВ, дважды в год регулярно проводят анализ их состояния. Контролируют забор воды только на нужды противопожарной службы. Регулярно осматривают и осуществляют профилактический ремонт подъездов к водоему. При порче информационных табличек меняют их на новые знаки. Если вода опускается ниже допустимого 30-сантиметрового уровня естественной потери, запасы ее пополняют. В летнее время проводят дезинфекцию хлорной известью, чистят дно от ила и грязи. Следят за состоянием гидроизоляционного слоя, проверяют устройства водозабора. В зимний период проводят утепление ПВ или делают в них проруби.

Противопожарные водоемы: нормы, классификация, устройство, эксплуатация

Пожарные водоемы (водоисточники) – природные или искусственные закрытые/открытые углубления, надземные резервуары, частично или полностью углубленные, со специальными площадками, подъездами для пожарных машин (ПМ) и забора всасывающими рукавами.

Тему раскрывают требования пожарной безопасности к источникам противопожарного водоснабжения (ИППВ). Материалы:

рекомендационные акты:

    Методички ГПС, в частности, УНД ГУ МЧС по Московской обл.;

Инструкции по содержанию и экспл. ПВ, Рекомендации по проверке ИППВ вузов, например, Нижневартовского госуниверситета;

  • учебники, нормативы по ПСП, справочник РТП, водителя ПМ (эксплуатация, подключение ПМ).
  • Обустройство пожарных водоемов (ПВ) необходимо:

      на отдаленных территориях (за городской чертой) без водопроводов;

    где это уместно и удобно, когда прокладка трубопроводов нерентабельна или невозможна, дополнительно к иным источникам (п. 9.2 СП 8.13130, характерно для промышленных объектов);

  • производственные зоны, имущественные комплексы.
  • Согласно требованиям в населенных пунктах по ст. 68 ФЗ 123, п. 4.1 СП 8 наружные ИППВ обязательные и могут быть в виде водоемов для следующего:

      поселений до 5 тыс. чел.;

    постройки:

      по ФЗ 123: отдельные с кл. Ф1.1, Ф1.2, Ф2 – Ф4 до 1000 м³ в зонах без п/п кольцевого трубопровода; кл. Ф5 с производствами кат. В, Г, Д при п/п затратах до 10 л/сек.;
  • по СП 8: отдельные сооружения любого типа вне населенных зон, если отсутствует водопровод нужной прокладки и любые объекты при п/п расходе до 10 л/с.
  • склады:

      грубых кормов до 1 тыс. м³;
  • минеральных удобрений до 5 тыс. м³;
  • холодильных установок, хранилищ продуктов;
  • 1- и 2-этажные постройки, не превышающие пожарный отсек.
  • Разрешено не обустраивать наружные ИППВ для таких локаций:

      до 50 чел. при застройке до 2 эт.;

    отдельные постройки до 50 чел., до 1000 м³ с кл. Ф1.2 – Ф1.4, Ф2.3, Ф2.4, Ф3 (кроме Ф3.4) за границами жилых зон;

    по СП 8 (п. 4.1):

      зданий вне населенных локаций:
        кл. Ф.3.1 до 150 м²;

    кл. Ф3.2 до 1000 м²;

    кл. Ф1.2 – Ф4 I – IV ст. огнестойкости до 250 м³;

  • кл. Ф5 I и II ст. огнестойкости кат. Д до 1000 м²;
  • сезонные заготовительные с/х предприятия до 1000 м²;

  • кл. Ф5.2 до 50 м².
    1. производственные, промышленные территории, складские, оптовые базы;

    дачные/ огородные/ садовые товарищества;

    объекты в природных, рекреационных, специальных зонах, в сложных условиях за чертой города:

      военные, учебные, геологические, научные, другие базы;

    спортивные, туристические лагеря;

  • пансионаты, санатории, гостиницы.
  • Типы пожарных водоисточников

  • открытые/закрытые.
  • Природные

  • любые природные водные объекты.
  • Искусственные

    Под искусственными подразумевают водохранилища, созданные (вырытые) людьми с помощью инструментов, специальной техники: каналы, пруды, в том числе с плотиной, дамбой, запрудами, водоемы-резервуары.

      резервуарного типа – емкостные инженерные сооружения. Это основательные, капитальные, стационарные хранилища. Их возможности сравнимы с небольшими природными ПВ, они более надежные, стабильнее естественных источников, так как изготавливаются из железобетона, камня, кирпича, имеют гидроизоляцию. Варианты:

        под/над землей;
  • полуподземные;
  • водоемы-копани – дешевые, проще. Это простое углубление в почве с гидроизоляцией (регуляцией) такими способами:

      облицовка:
        асфальтная, бетонная или сочетающая эти материалы;
  • подложка из синтетической пленки, нетканых материалов;
  • образование герметичности кальматацией, солонцеванием, известкованием;
  • хранилища природные, но со значительной частью штучных доработок (балки, овраги с плотинами, дамбами).
  • К искусственным водоемам, хотя это спорно, так как в СП 8 их различают, часто относят резервуары с водоводами, насосами: цистерны, баки, напорные башни из металла, бетона, кирпича.

    Правила для резервуаров такие, как для ПВ, но есть и особенности:

      люк 0,6×0,6 см с дробной (второй) крышкой, венттрубой, сечением 250 – 300 см². Дно наклонено к приямку, глубина которого от 0,4 метра;

    при гидроиспытаниях уровень ОТВ не должен уменьшаться за 24 ч больше 1 см;

  • минимум 2 резервуара на одном водопроводном узле.
  • Пожарный пирс

    Специальное место на поверхности почвы или на опорах для беспрепятственного подключения техники из-за перепадов высот, болотистости. Пожарный пирс используют только забора воды при пожаротушении, он же – площадка для подъезда и разворота. Запрещено применять для швартовки лодок, любых иных целей.

    Требования (Гл. 9, п. 9.4 СП 8.13130; ст. 98, 99 ФЗ 123):

      свободный подъезд шириной от 4 – 6 м;

    непосредственно у кромки, над ней;

    минимум 12х12 м;

    твердое ровное покрытие;

    пригодность для забора воды из водоисточника в любое время, при всех климатических условиях;

    свободное размещение 2 машин;

    небольшой уклон для стока в сторону ПВ;

    кромка: до 5 м от наименьшего уровня воды в сезоне и выше 0,7 м максимальной линии;

    отводный люк, слив с лотком для рукавов;

    котлован или приямок в месте забора, если толща воды подо льдом до 1 м;

    ограждение со стороны источника высотой от 0,8 м;

  • по всей длине кромки упорный квадратный брус сечения 25х25 см.
  • Есть 2 варианта:

      Площадка на берегу (чаще всего) с твердым покрытием (бетон, асфальт, щебенка).

  • Над водой или над землей, на сваях наподобие причала – чаще для ПВ с пологими берегами или без них. В обычных условиях встречается реже, так как должен выдержать многотонные АЦ (7 – 8 т), что требует бетонных опор, прочного покрытия. Его вариация – площадка с коротким выдающимся вперед настилом на сваях.
  • Требования к противопожарному водоему

    Требования, предъявляемые к пожарным водоемам и пирсам:

      качество воды соответствует оборудованию и методам;

    свободный подъезд к пирсу, приемным колодцам;

    берега должны возвышаться как минимум на 0,5 м;

    запас для максимума расхода и продолжительности тушения;

    соблюдено расстояние до защищаемых зданий (R охвата):

      при наличии:
        автонасосов: 200 м;
    • мотопомп: 100 – 150 м;

    R увеличивают прокладкой трубной тупиковой магистрали до 200 м;

  • до строений III – V ст. огнестойкости, до открытых складов горючих веществ – от 30 м; до I и II ст. – от 10 м.
  • Требования к водоемам на предприятии аналогичные, объем для расхода под соответствующие классы пожарной опасности есть в СП 8, как и для других объектов.

    Расчет объема водоема

    Количество ОТВ должно быть достаточным для тушения возгорания на протяжении расчетного времени и расхода в моделируемой ситуации. Правила есть в пунктах, таблицах для типов зданий СП 8 (пп. 9.9, 5.2 – 5.8, 6.3).

      берут во внимание интенсивность испарения. Минимальная глубина с учетом промерзания зимой – 1 м;

    количество ПВ – от 2 шт., в каждом – 50% объема и больше на пожарные цели;

  • подача должна быть возможной из 2 соседних ПВ.
  • При расчете берут из СП 8 нормы расхода для зданий, расчетные величины и подставляют в формулу. Пример:

    Источник: gk-rosenergo.ru

    Читайте также  Как делают профилированный клееный брус
    Оцените статью
    klub-winx
    Добавить комментарий