Правила поведения при аварии на водном транспорте
ПАМЯТКА Аварии на водном транспорте
10 июня 2015
ПАМЯТКА
Аварии на водном транспорте
Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей – капитанов, лоцманов и членов экипажа. Зачастую аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов.
Среди предварительных мер защиты пассажиру можно посоветовать запомнить дорогу из своей каюты к спасательным шлюпкам на верхнюю палубу, так как во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна.
Помните, что решение об оставлении судна принимает только капитан. При высадке с судна выполняйте указания членов экипажа и соблюдайте следующие правила:
- в первую очередь в шлюпках предоставляются места женщинам, детям, раненым и старикам;
- перед посадкой в шлюпку или на спасательный плот наденьте на себя побольше одежды, а сверху – спасательный жилет. Если есть возможность, погрузите в шлюпку одеяла, дополнительную одежду, аварийное радио, питьевую воду и еду;
- если Вы вынуждены прыгать с борта корабля в воду, то желательно с высоты не более пяти метров, закрыв рот и нос одной рукой, второй крепко держась за жилет;
- так как в воде с каждым движением увеличиваются потери тепла, плывите только к спасательному средству;
- после погрузки на спасательное средство необходимо отплыть на безопасное расстояние от тонущего судна (не менее 100 м).
Находясь в воде, подавайте сигналы свистком или поднятием руки.
Двигайтесь как можно меньше, чтобы сохранить тепло. Потеря тепла в воде происходит в несколько раз быстрее, чем на воздухе, поэтому движения даже в теплой воде должны быть сведены к тому, чтобы только держаться на плаву. В спасательном жилете для сохранения тепла сгруппируйтесь, обхватите руками с боков грудную клетку и поднимите бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха. Этот способ увеличит расчетный срок выживания в холодной воде почти на 50%. Если на Вас нет спасательного жилета, поищите глазами какой-нибудь плавающий предмет и ухватитесь за него, чтобы было легче держаться на плаву до прибытия спасателей. Отдыхайте, лежа на спине.
Примите таблетки от морской болезни. Чтобы сберечь тепло, на шлюпке держитесь ближе к другим пострадавшим, делайте физические упражнения. Давайте пить только больным и раненым. В открытом море, если нет обоснованной надежды достичь берега или выйти на судовые пути, старайтесь держаться вместе с другими шлюпками вблизи места гибели судна.
Держите ноги по возможности сухими. Регулярно поднимайте ноги и двигайте ими для снятия отечности. Никогда не пейте морскую воду. Сохраняйте жидкость в организме, сокращая бесполезные движения. Для сокращения потоотделения днем увлажняйте одежду, а для снижения температуры внутри плота смачивайте водой его наружную оболочку. Употребляйте в день не более 500-600 мл воды, разделив их на многочисленные малые дозы с самой большой дозой вечером. Питайтесь только аварийным запасом пищи. Сохраняйте дымовые шашки до момента, когда появится реальная возможность того, что их заметят. Не применяйте шашки все вместе в надежде обнаружить себя, поручите их применение одному человеку.
Не паникуйте ! Помните, что без питья средний взрослый человек может оставаться в живых от 3 до 10 дней. При рационе 500-600 мл воды в сутки разумно действующий взрослый человек способен продержаться даже в тропиках не меньше 10 дней без серьезных изменений в организме. Без пищи можно прожить месяц и более.
Дата создания материала: 10-06-2015. История изменений
Действия пассажиров при аварии на водном транспорте
Действия пассажиров при аварии на водном транспорте
Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей — капитанов, лоцманов и членов экипажа.
Оставление судна при аварии или кораблекрушении про изводится только по указанию капитана. Он отдает такое распоряжение в следующих случаях:
· имеются явные признаки наступающей гибели судна (опасный крен, вход в воду палубы, кормы, носовой части);
· судно остается на плаву, но распространение воды по судну ведет к его затоплению, а достаточных средств для борьбы с водой экипаж не имеет;
· происходит смещение груза или обледенение судна, которое в конечном итоге приведет к его опрокидыванию, а экипаж не имеет средств борьбы со смещением груза или обледенением;
· по судну распространяется пожар, а экипаж не имеет средств для его локализации и ликвидации;
· под воздействием ветра, волн или течения судно дрейфует на рифы, где оно может быть разбито или опрокинуто; при этом судно не имеет хода или лишено возможности управляться и не может противодействовать силе природы и т.п.
На крупных морских и речных судах все действия, связанные с самоспасением, сводятся к возможно более быстрому выходу на шлюпочную палубу и четкому исполнению команд экипажа, организующего спасательные работы. При объявлении шлюпочной тревоги все коллективные средства спасения приводятся в рабочее положение, а экипаж готовится к оставлению судна.
Всем участникам плавания необходимо надеть имеющуюся в их распоряжении запасную одежду — хлопчатобумажное и шерстяное белье, свитера, мало промокаемую, лучше водонепроницаемую верхнюю одежду, при наличии гидрокостюм и, конечно, спасательный жилет. Одежду лучше надевать многослойную. Два тонких свитера предпочтительней одного. Шею желательно обмотать шарфом, в крайнем случае, полотенцем или рукавом разорванного свитера, оторванной штаниной, так как она сильнее остальных частей тела подвержена переохлаждению в воде. На голову следует надеть одну или две облегающие шерстяные шапочки, накинуть и затянуть капюшон, на руки – варежки или перчатки. Следует стремиться защитить места, особо подверженные теплопотерям, – грудь ниже подмышечных впадин, область паха, шею, голову. Обувь лучше надеть просторную, на два-три шерстяных носка, но так, чтобы при этом не стеснять движения пальцев ног.
Каждый участник плавания должен уметь обращаться с индивидуальным средством спасения. Лучше всего научиться этому заранее. Надо помнить, что неправильно надетый спасательный жилет может не только не помочь, но даже ускорить гибель человека на воде.
Первыми, согласно старинному морскому правилу, на коллективное средство спасения переходят дети, женщины, раненые, ослабленные люди. Им необходимо организовать страховку, для чего на спассредство может спуститься один взрослый мужчина.
Капитан покидает судно последним, предварительно лично удостоверившись, что все члены экипажа, пассажиры, а также предметы аварийного снаряжения находятся в спасательном средстве.
Перед посадкой в надувные средства спасения (плоты, лодки) необходимо плотно обмотать тканью металлические части обуви — подковы, пряжки, выступающие гвозди, которые могут повредить резиновую обшивку. При посадке в надувные плоты и лодки желательно избегать прыжков. Если без прыжка обойтись невозможно, надо стараться упасть на надувные элементы – бортовые баллоны, надувные балки, банки и стойки. При этом желательно соприкоснуться с обшивкой возможно большей площадью тела, чтобы уменьшить ударную нагрузку на надувную конструкцию. Если человек приземляется на ноги, он может пробить дно спасательной лодки или плота.
Люди, оказавшиеся в спасательном средстве первыми, должны страховать его от повреждений – отталкиваться веслами или руками от судна, отгонять представляющие угрозу плавающие на поверхности воды предметы, а также помогать своим товарищам.
Оставление гибнущего судна может осуществляться на спасательных шлюпках и надувных плотах, переходом на борт подошедшего судна-спасателя, эвакуацией на борт вертолета-спасателя и прыжком в воду.
Особенности оставления судна прыжком в воду. Перед оставлением судна члены экипажа должны напомнить пассажирам правила прыжка в воду и дальнейшего поведения на воде. Для прыжка в воду выбираются такие места, чтобы быть отнесенным от судна течением. Если есть возможность, то лучше спускаться к воде по трапу. Спасательный жилет необходимо оберегать от повреждений.
При прыжке в воду подбородок поджать к груди, но голову сильно вперед не наклонять, чтобы не удариться о воду лицом, затылок напрячь. Одной рукой прижать одежду, другой — закрыть ноздри и рот. Прыгать ногами вниз, ступни прижать друг к другу, ноги слегка согнуть и напрячь. Перед прыжком сделать глубокий вдох. Оказавшись вводе, выныривать с открытыми глазами, избегая попасть под судно, шлюпку или плот. Восстановив дыхание, повернуться лицом к надвигающейся волне, затем осмотреться, не угрожает ли вам опасность со стороны находящихся рядом судов.
При отсутствии спасательных средств , находясь в воде, подавайте сигналы свистком или поднятием руки. Двигайтесь как можно меньше, чтобы сохранить тепло. Потеря тепла в воде происходит в несколько раз быстрее, чем на воздухе, поэтому движения даже в теплой воде должны быть сведены к тому, чтобы только держаться на плаву. В спасательном жилете для сохранения тепла сгруппируйтесь, обхватите руками с боков грудную клетку и поднимите бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха. Этот способ увеличит расчетный срок выживания в холодной воде почти на 50 %. Если на вас нет спасательного жилета, поищите глазами какой-нибудь плавающий предмет и ухватитесь за него, чтобы было легче держаться на плаву до прибытия спасателей. Отдыхайте, лежа на спине.
При нахождении на спасательном плавательном средстве примите таблетки от морской болезни. Для сбережения тепла нaxoдитecь ближе к другим пострадавшим, делайте физические упражнения. Давайте пить только больным и раненым. Если нет обоснованной надежды достичь берега или выйти на судовые пути, старайтесь оставаться рядом с другими шлюпками вблизи места гибели судна.
Держите ноги по возможности сухими. Регулярно поднимайте и двигайте ими для снятия отечности. Никогда не пейте морскую воду. Сохраняйте жидкость в организме, сокращая бесполезные движения. Для уменьшения потоотделения днем увлажняйте одежду, а для снижения температуры внутри плота смачивайте водой его наружную оболочку. Употребляйте в день не более 500-600 МЛ воды, разделив их на многочисленные малые дозы с самой большой вечером. Питайтесь только аварийным запасом пищи. Сохраняйте дымовые шашки до момента, когда появится реальная возможность того, что сигнал, поданный вами, заметят. Не применяйте шашки все вместе в надежде обнаружить себя, поручите это одному человеку.
Памятка при угрозе и возникновении наводнения
Актуально
Уважаемые жители Кушвинского городского округа! Администрация Кушвинского городского округа объявляет о начале процедуры формирования Общественной палаты на территории Кушвинского городского округа.
Чтобы обезопасить себя, а также своих родных и близких во время чрезвычайных ситуаций связанных с наводнением, необходимо помнить действия, которые следует выполнить при возникновении наводнения.
Подготовка к наводнению
· Если ваш район (населённый пункт) периодически подвергается наводнению, выясните у органов местного самоуправления и запомните границы возможного затопления, а также редко затапливаемые места, возвышенные, расположенные в непосредственной близости от мест проживания и кратчайшие пути движения к ним.
· Ознакомьте членов семьи с правилами поведения при организованной и индивидуальной эвакуации (отселении), а также в случае внезапного и бурно развивающегося наводнения.
· Запомните места хранения лодок, плотов и строительных материалов для их изготовления.
· Заранее составьте перечень документов, имущества, продуктов, воды и медикаментов, вывозимых при эвакуации (отселении).
Действия в случае угрозы возникновения наводнения
· Внимательно слушайте информацию о чрезвычайной ситуации и инструкции о порядке действий, не используйте без крайней необходимости телефон, чтобы он был свободным для связи с вами.
· Сохраняйте спокойствие, проинформируйте соседей — возможно, они не слышали передаваемой информации, окажите помощь инвалидам, детям, людям преклонного возраста и беременным женщинам.
· Если есть возможность, то необходимо переехать на время половодья к родственникам, друзьям или знакомым, проживающим вне зоны возможного затопления. При отсутствии такой возможности узнайте в органах местного самоуправления место сбора жителей для эвакуации (отселения), зарегистрируйтесь на сборном эвакуационном пункте для организации эвакуации и готовьтесь к ней.
· В случае переезда к родственникам, друзьям или знакомым проживающим вне зоны возможного затопления, уведомите органы местного самоуправления о месте вашего пребывания с указание адреса и телефонов (при наличии).
· Берите с собой только самые необходимые вещи: пакет с документами и деньгами, медицинскую аптечку, трехдневный запас продуктов, постельное белье и туалетные принадлежности, комплект верхней одежды и обуви, фонарь, батарейки. Сложите все в чемоданы (сумки, рюкзаки). Документы и другие предметы первой необходимости упакуйте в водонепроницаемые пакеты.
· Разъедините все потребители электрического тока от электросети, погасите огонь в печах, закрепите все плавучие предметы, находящиеся вне зданий, или разместите их в подсобных помещениях .
· Перенесите ценные вещи и продовольствие на верхние этажи или поднимите на верхние полки.
· Перегоните скот, который есть в вашем хозяйстве, на возвышенную местность.
Действия в зоне внезапного затопления во время наводнения, паводка
· Сохраняйте спокойствие, во избежание паники.
· Быстро соберите необходимые документы, ценности, лекарства, продукты и прочие необходимые вещи.
· Окажите помощь инвалидам, детям, людям преклонного возраста. Они подлежат эвакуации в первую очередь.
· По возможности немедленно оставьте зону затопления.
· Перед выходом из дома отключите электроснабжение, погасите огонь в печах. Закройте окна и двери, если есть время — закройте окна и двери первого этажа досками (щитами).
· При отсутствии организованной эвакуации (если вы не успели покинуть здание), до прибытия помощи или спада воды, п однимитесь на верхние этажи. Если дом одноэтажный – займите чердачные помещения и находитесь на верхних этажах и крышах зданий, или других возвышающихся предметах.
· Проверьте, нет ли вблизи пострадавших, по возможности окажите им помощь.
· Постоянно подавайте сигнал бедствия: днем — вывешиванием или размахиванием, хорошо видимым полотнищем, подбитым к древку, а в темное время — световым сигналом и периодически голосом.
· До прибытия помощи оставайтесь на верхних этажах, крышах, деревьях или других возвышениях, сигнализируйте спасателям, чтобы они имели возможность быстро вас обнаружить.
· При подходе спасателей спокойно, без паники и суеты, с соблюдением мер предосторожности, переходите в плавательное средство. При этом неукоснительно соблюдайте требования спасателей, не допускайте перегрузки плавсредств.
· Во время движения не покидайте установленных мест, не садитесь на борта, строго выполняйте требования экипажа.
· Самостоятельно выбираться из затопленного района рекомендуется только при наличии таких серьезных причин, как необходимость оказания медицинской помощи пострадавшим, продолжающийся подъем уровня воды, при угрозе затопления верхних этажей (чердака). При этом необходимо иметь надежное плавательное средство и знать направление движения. В ходе самостоятельного выдвижения не прекращайте подавать сигнал бедствия.
· Применять для самоэвакуации по воде различные плавсредства (лодки, плоты из бревен и других плавучих материалов, бочки, щиты, двери, обломки деревянных заборов, столбы, автомобильные камеры и другие).
· Прыгать в воду с подручным средством спасения можно лишь в самом крайнем случае, когда нет надежды на спасение.
· Оказавшись в воде, снимите с себя тяжелую одежду и обувь, отыщите вблизи предметы, которыми можно воспользоваться до получения помощи.
· Оказавшись во время наводнения в поле (тундре), лесу, нужно занять более возвышенное место.
Основные правила действий при эвакуации по воде
· Самостоятельно эвакуироваться по воде можно только при угрозе ухудшения обстановки или в случае прямой видимости места на незатопляемой территории.
· Пешим порядком (вброд) эвакуироваться весной запрещается из-за опасности переохлаждения.
· Если вы все-таки оказались в воде снимите с себя тяжелую одежду и обувь, отыщите вблизи предметы, которыми можно воспользоваться до получения помощи.
· При эвакуации по воде максимально используйте подручные средства (надувные предметы, автомобильные камеры, доски, бревна, бочки и т.д.).
· При пользовании табельными (самоходными) плавательными средствами входите в лодку (катер) по одному, во время движения не меняйтесь местами и не садитесь на борт.
Действия если человек тонет
· Бросьте тонущему человеку плавающий предмет, позовите на помощь. Добираясь до пострадавшего вплавь, учтите течение реки.
· Если тонущий не контролирует свои действия, подплывите к нему сзади и, схватив его за волосы, буксируйте к берегу.
Действия населения после наводнения
· При подходе к зданию соблюдайте осторожность, проверьте надежность всех его конструкций (стены, полы), остерегайтесь падения каких-либо предметов, порванных и провисших электрических проводов.
· При осмотре внутренних помещений следует использовать электрические фонари на батарейках.
· Проветрите комнаты, уберите грязь с пола и стен, откачайте воду из подвалов (при наличии) и просушите жилое помещение, обеззаразьте загрязненную посуду, столовые приборы, поверхность мебели.
· Проверьте исправность электропроводки, водопровода и канализации. Не пользуйтесь ими до тех пор, пока не убедитесь в их исправности с помощью специалистов.
· Выбросите пищевые продукты и запасы питьевой воды, которые были в контакте с водой;
Телефон спасения 01
Звонки с мобильных телефонов 112
ЕДДС Кушвинского городского округа 2-44-21
При любых обстоятельствах сохраняйте спокойствие и самообладание – вам обязательно придут на помощь
Правила поведения при аварии на водном транспорте
презентация к уроку по обж
В презентации рассмотрено о причинах аварии, с чем необходимо ознакомиться пассажиру в начале своего путешествия, а также какими должны быть его действия во время аварии.
Скачать:
pravila_bezopasnogo_povedeniya_pri_avariyah_na_vodnom_transporte.ppt | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СПб ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры» Правила поведения при аварии на водном транспорте Преподаватель ОБЖ Скулкин А.А.
Природные причины аварий: Ураганы, штормы; Туманы; Дрейфующие льды (айсберги)
Причины аварий по вине людей: Неверные действия капитанов, лоцманов и членов экипажа; Промахи и ошибки при проектировании и строительстве кораблей; Износ оборудования корабля
Правила безопасного поведения при аварии на водном транспорте
Пассажиру необходимо: Запомнить дорогу из своей каюты к спасательным шлюпкам на верхнюю палубу; Уметь пользоваться спасательным жилетом; Знать порядок действий при пожарной тревоге;
Не гулять по открытой палубе, когда она влажная, обледенела или когда море штормит; Знать расположение медпункта на корабле, чтобы вовремя отыскать врача
Действия при высадке с корабля: В первую очередь шлюпки предоставляются женщинам, детям, раненым и старикам; если вы вынуждены прыгать с борта корабля в воду, то желательно с высоты не более 5 метров, закрыв рот и нос рукой, второй крепко держась за жилет; перед посадкой в шлюпку наденьте на себя побольше одежды, а сверху – спасательный жилет;
так как в воде с каждым движением увеличиваются потери тепла, плывите только к спасательному средству; после погрузки на спасательное средство необходимо отплыть на безопасное расстояние от тонущего корабля (не менее 100 метров).
Действия при отсутствии спасательных средств Находясь в воде, подавайте сигналы свистком или поднятием руки; Двигайтесь как можно меньше, чтобы сохранить тепло; В спасательном жилете для сохранения тепла сгруппируйтесь, обхватите руками с боков грудную клетку и поднимите бёдра повыше;
Если на вас нет спасательного жилета, поищите глазами какой-нибудь плавающий предмет и ухватитесь за него, чтобы было легче держаться на плаву до прибытия спасателей. Отдыхайте, лёжа на спине.
Действия при нахождении на спасательном плавательном средстве примите таблетки от морской болезни; чтобы сберечь тепло, на шлюпке держитесь ближе к другим пострадавшим, делайте физические упражнения; давайте пить только больным и раненым;
в открытом море, если нет надежды достичь берега и выйти на пути движения других кораблей, старайтесь держаться вместе с другими шлюпками вблизи места гибели корабля.
Сохраняйте дымовые шашки до момента, когда появится реальная возможность того, что их заметят. Не применяйте шашки все вместе в надежде обнаружить себя, поручите их применение одному человеку. Не паникуйте! Помните, что без питья средний взрослый человек может оставаться в живых от 3 до 10 дней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для формирования знаний о транспорте, правилах поведения в транспорте на материале арифметических задач с понятиями «цена», «количество», «стоимость», способствовать разви.
Основная цель уроков ОБЖ — подготовка учащегося к возможным опасным и неожиданным ситуациям, позволяющая ему найти разумное решение. Данный урок целесообразно провести плследним при изучении в 8 класс.
Основная цель уроков ОБЖ — подготовка учащегося к возможным опасным и неожиданным ситуациям, позволяющая ему найти разумное решение. Данный урок целесообразно провести плследним при изучении в 8 класс.
Памятка по правилам поведения и ТБ на водных объектах.
Правила поведения на водных объектах летом.
Охрана труда
Действия населения при авариях на морском (речном) транспорте
При пожаре на судне
- если вы обнаружили источник дыма или огня на судне, немедленно сообщите капитану или любому члену команды;
- используйте для тушения небольшого возгорания штатные (огнетушитель) или подручные средства;
- при сильном задымлении закройте нос и рот смоченными водой платком, салфеткой, полотенцем, куском одежды;
- при сильном пожаре, двигайтесь к спасательным средствам. Слушайте указания капитана;
- не паникуйте! Помогите пожилым людям и детям.
Наибольшей проблемой при кораблекрушении является паника, когда люди толкают друг друга, устраивают давку, прыгают за борт. Необходимо помнить, что вероятность спасения при организованном оставлении судна возрастает в несколько раз. У пассажиров, оказавшихся на спасательном плоту или в шлюпке, шанс выжить примерно в 10 раз выше, чем у тех, кто попадает в воду.
При оставлении судна
Решение об оставлении судна принимает только капитан. При высадке с судна четко выполняйте указания членов экипажа и соблюдайте следующие правила:
- в первую очередь в шлюпках предоставляются места женщинам, детям и старикам;
- перед посадкой в шлюпку или на спасательный плот наденьте на себя побольше одежды, а сверху — спасательный жилет;
- если есть возможность, возьмите в шлюпку одеяла, дополнительную одежду, питьевую воду и еду;
- при вынужденном прыжке с борта корабля в воду закройте рот и нос одной рукой, второй крепко держитесь за жилет. Старайтесь прыгать поближе к спасательному средству, чтобы быстро забраться на него;
- на спасательном средстве необходимо отплыть на безопасное расстояние (150-200 метров) от тонущего судна, так как шлюпку (плот) может затянуть в водоворот.
При нахождении на коллективном спасательном средстве
- в открытом море, если нет возможности достичь берега, старайтесь держаться вместе с другими шлюпками вблизи места гибели судна;
- чтобы сберечь тепло, на шлюпке держитесь ближе к другим людям;
- не пейте морскую воду. Питьевую воду употребляйте в день не более 500-600 мл, разделив ее на многочисленные малые дозы. Сохраняйте жидкость в организме, сокращая бесполезные движения;
- держите ноги по возможности сухими, регулярно двигайте ими для снятия отечности.
Как сообщает книга рекордов Гиннеса, самое продолжительное время, которое человек провел на плоту, составляет 133 дня. Так долго продержался в открытом море Пун Лим, моряк английского флота, после того, как его корабль «Бен Лемонд» был торпедирован немцами 23 ноября 1942 г. Небольшие запасы воды и печенья на плоту быстро закончились, моряк собирал дождевую воду и ел сырую рыбу. 5 апреля 1943 г. он был обнаружен бразильскими рыбаками и доставлен на берег. Лим похудел всего на 9 кг и сразу мог ходить без посторонней помощи.
При отсутствии коллективных спасательных средств
- находясь в воде, подавайте сигналы свистком или поднятием руки;
- двигайтесь как можно меньше, чтобы сохранить тепло. Движения даже в теплой воде должны быть сведены к тому, чтобы только удержаться на плаву;
- в спасательном жилете для сохранения тепла сгруппируйтесь, обхватите руками с боков грудную клетку и поднимите бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха. Этот способ увеличивает шансы выжить в холодной воде почти на 50%;
- если нет спасательного жилета, поищите глазами любой плавающий предмет и ухватись за него, чтобы было легче держаться на плаву до прибытия спасателей;
- в воде старайтесь держаться вместе с другими людьми вблизи места кораблекрушения. Группа является более заметным объектом для обнаружения спасателями.
Вайлетт Джессоп — стюардесса океанских лайнеров, сумевшая выжить в трех авариях. Так, в 1911 г. она была на борту лайнера «Олимпик», когда тот столкнулся с крейсером «Хоук», в 1912 г. — на борту «Титаника», когда тот затонул в результате столкновения с айсбергом. В 1916 г. во время Первой мировой войны судно «Британик», на борту которого она служила сестрой милосердия, подорвалось на мине. Вайлетт спаслась и в этой катастрофе, несмотря на то, что шлюпку, в которой она сидела, затянуло под гребной винт. В.Джессоп прожила до 83 лет. Правила безопасности на маломерных судах (к маломерным судам относятся: гидроциклы, моторные лодки, катера, гребные лодки, байдарки, надувные лодки, катамараны, парусные суда, плавучие дома и дачи)
- проверьте до начала движения, в порядке ли спасательные средства, находящиеся на вашем судне: спасательный круг, нагрудник или спасательный жилет для каждого пассажира;
- все члены экипажа и пассажиры перед началом движения должны надеть спасательные жилеты;
- во время движения не садитесь на борт судна, не свешивайтесь, не выставляйте руки за борт и не меняйтесь местами;
- не пересаживайтесь с одного судна на другое на плаву;
- не вставайте в полный рост, на сиденья, а также не раскачивайте судно и не прыгайте за борт с него;
- не перегружайте маломерные судна;
- не подставляйте борта волне;
- не подплывайте близко к проходящим судам;
- не катайтесь в местах массового купания населения;
- ночью включайте опознавательные сигналы;
- не сбрасывайте за борт отходы, мусор или иные предметы;
- не употребляйте до и во время прогулки на маломерном судне спиртные напитки;
- присматривайте за детьми, находящимися на маломерной судне.
Опасности водного транспорта
Водный транспорт, который наши дети могут использовать как в летний период, так и в другие времена года, разнообразен. Путешествия по воде доставляют массу удовольствия, море незабываемых впечатлений и ощущений в процессе поездки на выбранном водном транспортном средстве. Водный транспорт — это весельные лодки, гидроциклы, катера, яхты и каяки, каноэ и моторные надувные лодки, речные трамвайчики, морские и речные суда и корабли.
Значение морского транспорта для России определено положением ее на берегах морей акватории трех океанов: Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого. Протяженность морских границ России около 40 тыс. км. Многие морские порты расположены в крупных городах: Санкт-Петербург, Владивосток, Калининград, Мурманск и др.
Россия располагает самой большой в мире сетью внутренних водных путей, используемых для транспортного судоходства. В Европейской части России функционирует не имеющая аналогов Единая глубоководная система протяженностью 6.5 тыс. км. Общая протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей составляет 101.6 тыс. км. Более 100 тыс. транспортных судов перевозят в год порядка 30 млн. пассажиров и более 120 млн. тонн грузов.
В Москве водный общественный транспорт (речные трамваи) использовался на Москве-реке до 2006 года. Перевозки осуществлялись «Столичной судоходной компанией». Сейчас в нашем городе водный транспорт используется в экскурсионно-рекреационных целях, представляя собой совокупность прогулочных маршрутов по Москве-реке и маршрутов по каналу имени Москвы.
Прогулочная навигация в Москве и Московской области длится с середины апреля до середины октября, но заказные теплоходы курсируют до первых морозов.
Для организации отдыха на воде Столичной Судоходной Компанией предлагаются маршруты в центре Москвы (регулярный маршрут «Киевский вокзал – Новоспасский мост», «Киевский вокзал — Устьинский мост — Киевский вокзал», «Воробьевы горы — Гончарная набережная — Воробьевы горы»; «Парк культуры — Краснохолмский мост — Парк культуры», «Причал Третьяковский — Кремль — Причал Третьяковский»). Москвичи и гости столицы во время отдыха могут воспользоваться маршрутами к городским зонам отдыха: исторический комплекс Коломенское – маршрут «Коломенское – Братеево –Марьино», Серебряный бор – маршрут «Троице – Лыково – Строгино, маршрут в зону отдыха «Бухта радости» на Клязьминском водохранилище на теплоходах «Ракета» от Северного Речного Вокзала, маршрут по Химкинскому водохранилищу.
Понятие обеспечения безопасности и детей, и взрослых на воде включает в себя не только спасение утопающих, обучение плаванию, судовождению, профилактику и предупредительную работу с детьми, взрослыми, но и обеспечение безопасности на береговых линиях и пляжах, организацию участия в развитии водных видов спорта, работы по обустройству береговых линий и пляжей.
К сожалению, нередки случаи травмирования людей, которые катаются на гидроциклах, моторных лодках, катерах, гребных лодках, байдарках, надувных лодках и катамаранах, парусных судах, хаусботах (плавучие дома и дачи).
Мы должны знать, что использование катеров и яхт в местах массового купания граждан недопустимо! Кстати, для получения прав вождения катеров, моторок, яхт и гидроциклов есть возрастные ограничения (только с 18 лет) при этом обязательно учитывается состояние здоровья, а также прохождение курса обучения и сдача экзаменов.
Правилами безопасности для маломерных судов запрещено:
превышение установленной скорости движения;
нарушение правил и условий маневрирования;
подачи звуковых сигналов;
нанесение повреждений гидротехническим сооружениям, техническим средствам и судоходной и навигационной обстановки;
заход в постоянно или временно закрытые для плавания районы без специального разрешения или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах;
заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей, купален, других мест купания и массового отдыха населения на водоемах;
приближаться на гидроциклах (водных мотоциклах) на расстояние менее 100 метров к купающемуся, а также к границам заплыва на пляжах и других организованных мест купания;
перевозить на судне детей без сопровождения взрослых;
сбрасывать за борт отходы, мусор, иные предметы и сливать нефтепродукты;
использовать или предоставлять суда в целях браконьерства и других противоправных действий;
нарушать правила, обеспечивающие безопасность пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов;
двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка.
Правила обязывают оказывать помощь терпящим бедствие на воде!
Пассажирам, находящимся на борту водного транспорта, запрещается:
начинать самостоятельную высадку или посадку до полной подачи трапа или при отсутствии швартовки двигаться вдоль борта судна на причале;
подниматься на борт по трапу, который не предназначен для пассажиров;
выходить и находиться на площадках, не имеющих ограждений;
самостоятельно заходить в служебные помещения или открывать технические помещения;
курить в неустановленных местах;
перевешиваться за борта судна;
провозить с собой и использовать огнеопасные и взрывчатые вещества.
Наши дети, путешествуя одни или с родителями, друзьями на водном транспорте, должны знать и понимать, что водный транспорт является источником опасности, и поэтому необходимо знать и соблюдать установленные правила безопасности при нахождении на любом виде водного транспорта.
Общие требования безопасности рекомендуют не только руководствоваться указаниями капитана судна, но и соблюдать меры личной безопасности, знать требования к одежде и обуви, т.к. это будет способствовать более легкой посадке и высадке на судно и передвижению по судну.
Основные правила безопасного поведения на водном транспорте:
внимательно слушать инструктажи по мерам безопасности;
обратить внимание на то, где находятся спасательные шлюпки и жилеты, изучить инструкцию или поинтересоваться у капитана, членов команды судна, как пользоваться спасательными жилетами;
знать, как правильно спускаться в шлюпку и садиться в неё;
не паниковать и бездумно бегать по кораблю и другому водному транспорту (ведь именно во время паники люди оказываются попросту задавленными другими пассажирами);
знать, что все действия по эвакуации пассажиров водного транспорта будут проводиться под чётким контролем капитана судна или корабля и его команды;
помнить, что с точки зрения безопасности предпочтительнее каюты, расположенные ближе к выходам на палубу. Найдя свою каюту, необходимо сориентироваться в ее месторасположении на корабле, в каюте имеется инструкция, в которой указано, где находится именно ваша шлюпка, ее надо найти на верхней палубе. Инструкция прикреплена снаружи дверцы шкафчика, находящегося в каюте, в котором хранятся индивидуальные спасательные пробковые жилеты;
укладываясь спать в каюте, держите наготове фонарь, нож и аварийный запас продуктов;
изучить инструкцию, как правильно надеть жилет. Спасательные жилеты снабжены лампочками со специальными батарейками, работающими в морской воде, их свет хорошо заметен в ночное время. Кроме того, к жилету прилагаются свисток для подачи звуковых сигналов, а иногда специальный порошок, окрашивающий воду в ярко-зеленый цвет, хорошо видимый с воздуха, и сигнальное зеркало (гелиограф).
Правила поведения в случае эвакуации на водном транспорте:
При объявлении массовой эвакуации необходимо выполнять следующие действия:
в первую очередь пропустить к шлюпкам детей и женщин;
всем пассажирам надеть спасательный жилет (в холодное время года следует надеть сначала тёплую одежду и только потом жилет);
при необходимости взять с собой только самые необходимые вещи (деньги, документы, одеяло, спички, аптечку, еду и воду);
не толкаясь спускаться в шлюпку.
При отсутствии или нехватки плавательных средств необходимо перед прыжком в воду подбородок с силой прижать к груди (голову стараться во время прыжка не отклонять назад), сделать глубокий вдох, закрыть правой рукой одновременно нос и рот, а левой рукой держаться за спасательный жилет.
После того, как погружение в воду прошло успешно, нужно вынырнуть, раскрыв широко глаза и посмотреть по сторонам (это необходимо сделать, чтобы не попасть под винт корабля). Затем нужно отплыть от тонущего корабля как можно дальше. Известно, что тонущее судно во время своего погружения под воду, создаёт своеобразную воронку, в которую и может затянуть близко находящиеся предметы и людей. После того как пассажир отплыл на безопасное расстояние, ему нужно обязательно зацепиться за какой-либо проплывающий рядом предмет (мебель, багаж, доска и т.д). Если крушение корабля произошло в ночное время суток, то следует помнить о том, что плавательные жилеты оснащены специальными лампочками, зеркалом и свистком. При помощи этих вещей можно подавать сигналы о помощи.
Порядок поведения при нахождении в воде
Надо помнить, что в случае непредвиденных и опасных ситуаций на судне или за бортом, в целях сохранения жизни:
пассажирам рекомендуют сбросить обувь и все то, что не плавает;
находясь далеко от берега, в холодной воде, рекомендуют одежду не сбрасывать во избежание резкого переохлаждения;
находясь в открытом море, необходимо соблюдать следующие основные требования: надо неукоснительно выполнять все указания и распоряжения членов команды корабля. Все спасательные плавсредства должны держаться вместе и не удаляться от места гибели корабля, при условии, что нет надежды самостоятельно добраться до берега. Близость берега можно определить по появлению на воде веток с листьями и морских птиц.
В первый день нахождения в море не рекомендуется пить. Исключение делается для больных и раненых. В последующие дни пить надо понемногу несколько раз в день (всего не более 0,5-0,6 л). Морскую воду нельзя пить ни при каких обстоятельствах: жажду она не утоляет, а заболевания вызывает. Есть можно только аварийный запас еды. Если нет достаточного запаса питьевой воды, не следует употреблять в пищу морских рыб или птиц.
Пассажирам и туристам надо знать, что при температуре воды 4 градуса время выживания в воде составляет 30 минут, при температуре 10 градусов – 2 часа, если плыть, и 4 часа, если оставаться на месте. Правилами по безопасности рекомендуется для увеличения срока выживания при нахождении в воде поджать колени к животу, сложить руки на груди. Если вы оказались в воде с группой людей, необходимо собраться всем вместе, так как в таком состоянии есть возможность поддерживать и согревать друг друга.
Действия при падении человека за борт:
громко крикнуть «Человек за бортом!»;
немедленно бросить пострадавшему спасательное средство;
обозначить место падения, бросив плавающие предметы;
сообщить о происшествии капитану судна;
четко выполнять все команды, вести наблюдение, стараясь не потерять пострадавшего из виду.
В процессе водного или морского путешествия у кого-то из пассажиров могут возникнуть при укачивании признаки морской болезни (головная боль, холодный пот, тошнота, рвота). В этом случае нужно знать, что необходим приток воздуха, избегать пребывания на солнце, пить очень мало, при отсутствии аппетита употреблять небольшое количество пищи каждый час и при необходимости обратиться за медицинской помощью.
Знание и умение выполнять основные требования по обеспечению безопасности пассажира или туриста на водном транспорте позволят избежать беды, сохранить жизнь и здоровье нам и нашим детям.
http://мосеверный.рф — Муниципальный округ Северный
Автор-составитель: Зубков В.Г., методист ГМЦ
Источник: