У каждого на даче есть кран, и не один. И если вдруг случилось так, что он потек, то сантехника на приусадебные сотки не всегда вызовешь. Поэтому надо знать, как с этими трудностями справиться самому.
Наиболее частой причиной течи в распространенном винтовом кране (рис. 1) является износ прокладки на запорном клапане вентиля крана. Её несложно заменить самому. Такую прокладку можно сделать, вырезав её по размеру из куска толстой кожи (например, от старых сапог) или резины толщиной 2-3 мм (от старой шины).
Но прежде чем извлекать кран с испорченной прокладкой, надо перекрыть запорный кран. Перекрыв его, предварительно откройте винтовой кран, чтобы убедиться, что поток воды перекрыт. Выверните, вращая против часовой стрелки, корпус вентиля и замените изношенную прокладку. После вверните его на место, что можно сделать с помощью обычного гаечного ключа, даже не имея под рукой разводного сантехнического. Под упорную кромку вентиля намотайте несколько витков промасленной толстой нитки или волокна бечевки для уплотнения.
Помните, что клапан-прокладка быстро изнашивается, если слишком сильно закручивать кран, отчего она расплющивается, постепенно разрушаясь. При определенном напоре воды кран с таким изношенным клапаном начинает вибрировать, издавая неприятное гудение. Это гудение также удаляется с помощью замены прокладки.
Часто бывает и такая неисправность, когда закрытый кран не течет, но стоит его только открыть, как сразу возникает течь через зазор между стержнем вентиля и гайкой сальника. Это происходит оттого, что износился уплотнительный вкладыш сальника, и нарушилась его герметичность. Уплотнительный вкладыш также можно сделать самому из пакли, скрученной в шнур, или волокон расплетенной мягкой веревки, пропитанных каким-либо жиром.
Для герметизации сальника воду отключать не обязательно и это можно сделать при закрытом кране, вывернув сальниковую гайку гаечным ключом по часовой стрелке. Уплотнительный вкладыш проще всего затолкнуть во втулку отверткой (рис. 2), постепенно наматывая его на стержень. Затем заверните сальниковую гайку так, чтобы кран было легко поворачивать, а через сальник не текла вода.
***Если запорный кран застопорился и не проворачивается от того, что им долго не пользовались, залейте несколько капель или более машинного масла с керосином в зазор между стержнем вентиля и сальниковой гайкой. Выждав какое-то время, начинайте поступательные движения взад-вперед, добавляя при этом смесь масла и керосина.