Паровая баня была известна коренному населению Америки много веков назад. По многочисленным данным, американские индейцы являются выходцами из Азии. Предполагается, что идея паровой бани пришла оттуда же с последними переселенцами. Эскимосы Аляски, племена, живущие на берегах Тихого океана, и индейцы на юго-западе Америки в начале нашей эры находились на различных ступенях развития. Часть племен пребывала на стадии первобытнообщинного строя и вела кочевой образ жизни, а древняя цивилизация майя в то же самое время достигла невиданных успехов в науках и искусствах. Однако паровая баня была распространена в тех или иных формах по всей Северной Америке.
Кочевые племена строили парильни наподобие шалаша. Эти сооружения обогревались костром, горящим посередине. Обычно они были достаточно велики, чтобы вместить большое количество людей. Как правило, парились только мужчины, а женщины внутрь помещения не допускались. Огонь горел постоянно. Индейцы сидели вокруг, говорили, танцевали. В конце концов, парильня нагревалась, и начиналось собственно потение. Хотя едкий дым от костра щипал глаза и ноздри, индейцы так никогда и не перешли к другому методу разогрева — с помощью горячих камней. Когда дым становился невыносим, они просто ложились на пол и глубоко дышали. Некоторые использовали подобие респиратора, то есть чем-либо обвязывали рот и нос.
В то время, когда в Европе набирала силу могущественная Римская империя, в Америке расцвела и достигла невиданных высот культура майя. Эта цивилизация охватывала большую часть Гватемалы и распространялась до Центральной Мексики. Майя умели почти все то же, что и римляне. Они изобрели письменность и счет, у них были достаточно развиты наука и искусство, они занимались астрономией, возвели прекрасные в архитектурном отношении дворцы и постройки. Так же как и римляне, майя строили свои бани всюду, где распространялось влияние этого племени.
Мы не имеем сведений о раннем периоде истории майя и описания их бань. Большинство иероглифов осталось нерасшифрованным. Однако находки археологов и исследования обычаев и истории потомков майя говорят о том, что паровая баня была совершенно обыденным явлением. Недавние раскопки в Пьедрас-Неграс, Чичен Итца и Эль-Пара-изо открыли взору руины бань, которым более чем 1200 лет. К сожалению, камни не умеют говорить, поэтому некому рассказать нам о банных церемониях, ритуалах и правилах.
Когда в XIV веке испанские завоеватели достигли берегов Америки, майя к тому времени, уступив свое величие ацтекам, превратились в рассеянные по бывшей империи племена. Испанцы увидели, что любовь к бане присуща как майя, так и ацтекам.
Баня в большинстве источников называется «темескаль». Это слово ацтекского происхождения. «Большой словарь языка майя», составленный вскоре после конкисты, предлагает другое слово — «сумпулче». Трактовка этого понятия, согласно словарю, такова: «Баня для женщин-рожениц и больных, которая используется для того, чтобы излечить их от недуга». Испанцы даже не могли себе представить другого смысла использования бани, ведь это было время расцвета инквизиции, которая отнюдь не одобряла телесные радости. В это время в Испании, как и во всей Европе, царила эпоха вселенской грязи и зловония. Испанская королева гордилась тем, что осквернила себя омовением лишь дважды в жизни — во время рождения и перед свадьбой.
Испанские миссионеры впоследствии старались всячески дискредитировать темескаль среди ацтеков и майя. Один из первых историков Мексики, монах брат Дюран, написал в 1567 году: «Темескаль — небольшое здание, обогреваемое изнутри. В него может войти до десяти человек. В нем невозможно стоять во весь рост. Дверь же мала настолько, что лишь один человек может пройти в нее, согнувшись пополам. В дальнем углу находится печь. Она разогревается так, что жар трудно вынести. Эти бани сухие и горячие, и купальщики потеют просто от горячего воздуха. После потения в темескале индейцы моются холодной водой, так что весь жар от печи выходит из них. Для наблюдателя они кажутся ужасными людьми: стоят голые и обливают себя холодной водой из кувшина от десяти до двадцати раз без малейшего вреда. Хотя это выглядит как ужасная дикость, я не согласен с таким мнением. Когда тело привыкает к этой процедуре, она перестает быть невыносимой. Хотя, разумеется, если бы испанец попытался сделать что-либо подобное, он непременно бы потерял рассудок или его бы разбил паралич».
В другой книге по истории Мексики в 1787 году итальянец Франческо Калигеро писал, что мексиканские бани — сильнейшее лекарство, которое может быть полезно в Европе для лечения ревматизма. Он же дал описание строения, согласно которому темескаль обычно сооружали из грубо обработанных камней. Он походил на печь для выпечки хлеба, только фундамент находился ниже поверхности земли. Общий диаметр — около 2,5 м, а наибольшая высота — рост человека. Вход — не больше устья печи, то есть человек мог в него только проползти. Напротив входа находилась печь из камней или грубых кирпичей. Её устье открывалось наружу. У задней стены парилки располагался прямоугольный очаг (его средние внутренние размеры — 1,15×0,9 м, проход внутрь очага из парилки имел 0,7 м ширины, 0,8 м высоты и оформлялся каменной перемычкой и косяками из монолитных каменных блоков). Вдоль задней стенки очага проходила стена, сделанная полностью из больших обломков камней, соединенных известняковым раствором. Внешняя поверхность этой стены была образована краями хаотично расположенных обломков. Это хитроумное сооружение защищало заднюю стенку очага от чрезмерного нагревания, так как обломки намного лучше противостоят жаре, чем монолитные каменные блоки.
Во всех обнаруженных при раскопках древних зданиях крыша очага не сохранилась. Хотя парилка должна была заполняться дымом, вентилирующих отверстий не было найдено, а единственный вход внутрь — проход, который представлял собой коридор, утопленный в полу, тянущийся сквозь всю баню от очага через парилку и внешнюю комнату наружу. Этот коридор всегда имел ту же ширину, что и вход, и в большинстве случаев неизменную глубину. Она варьируется от здания к зданию в пределах 0,2-0,55 м. Несмотря на наличие утопленного прохода, чтобы войти внутрь, надо согнуться. Внешняя комната представляла собой большую несводчатую галерею. Крыша изготовлялась из недолговечных материалов (дерево, солома, тростник) и могла покрывать сверху каменную кровлю центральной комнаты.
Во внешних помещениях зданий двух бань из Пьедрас-Неграс были найдены каменные скамьи. Одна из бань имеет уникальную компоновку внешней комнаты: она разделена на переднюю и заднюю половины, стены её очень высоки, а часть крыши имеет свод. Здания паровых бань в Пьедрас-Неграс располагаются на низких платформах (террасах). Практически все они находятся вне главных церемониальных площадей города, но поблизости от дворцов. Некоторые из них даже стоят на той же платформе, что и близлежащий дворец.
Все эти паровые бани относятся к периоду древнего царства майя (первые века нашей эры). Пар в них, видимо, мог образовываться путем выливания воды на разогретые каменные косяки прохода в парилку, перекладину печного отверстия или на крышу печи. Большой размер утопленного прохода указывает на то, что мытье наряду с потением являлось частью банной процедуры. Внешние комнаты с каменными скамьями, возможно, служили в качестве раздевалки и места для отдыха после бани.
Видимо, в доколумбову эпоху была сильно развита ритуальная часть принятия паровой бани. Помещения для нее строили из камней, как дворцы и храмы, в то время как обычные постройки повседневного пользования были из дерева и глины. В древности купальщик парился и мылся на циновке, растянутой на полу парилки, причем существовал обычай, в соответствии с которым его должно было парить лицо противоположного пола. Слуга, сопровождавший купальщика, гнал пар книзу связкой травы и легко похлестывал хозяина листьями кукурузы. После этого купальщик должен был отдохнуть некоторое время, чтобы преодолеть расслабляющее действие потения.
Темескали посвящались особой богине Темаскальтиетль, покровительствующей лечебному действию паровых бань. Над входным отверстием парилки некоторых темескалей помещалось изображение богини земли и родов Тетео Иннам, так как женщины использовали эти помещения при родах для облегчения болей. Возможно, темескаль развился как альтернатива лечению, которое древние индейцы практиковали в термальных источниках (в Мексике их очень много: Гогоррона, штат Сан-Луис-Потоси, Лос-Асуфрес, штат Мичоакан, Команхилья, штат Гуанахуато, Лос-Баньос-дель-Пеньон, Федеральный округ, и т.д.). Но даже без химических элементов, растворенных в воде термальных источников, темескаль весьма полезен для здоровья: при потении очищаются поры кожи, снижается вес тела, расслабляются мышцы, уменьшаются боли.
Сегодня паровые бани в индейских деревнях Мексики сохранились практически в неизменном виде. Они используются не только для мытья, но и в качестве терапевтического средства, однако основной целью остается все же гигиеническая процедура. Например, в Мильпа Альта жители селения обычно ходят в баню по воскресеньям. В то же время в индейских деревнях горной Гватемалы паровые бани являются основным средством лечения болезней. Как медицинское средство темескали применяются на этапе выздоровления от некоторых болезней (например, тифоидной лихорадки или оспы), для лечения ревматизма или различных кожных заболеваний, они посещаются женщинами до и после родов.
Испанский врач Саагун вскоре после конкисты перечислил большое количество заболеваний, для лечения которых благоприятно принятие паровой бани. Терапевтическое использование темескалей часто сопровождалось ритуальными обрядами, придававшими всей процедуре мистический и таинственный настрой. Однако обряды постепенно отмирали, лечение приобретало светский характер. Один из этнографов достаточно подробно описал принятие современной паровой бани в селении Сан-Хуан-Теотихуакан: «Когда готовят баню, собирают дрова в достаточном количестве для разогрева экрана из тесонтле (камни между печью и парилкой для образования пара) и внутренних стен темескаля. Когда дым, проходящий через парилку темескаля, выйдет сквозь входное и два-три вентиляционных отверстия в стенах и в своде, человек входит внутрь, неся с собой емкость с водой, разогретой на горячих углях печи, и большие зеленые ветки. Вход закрывают циновкой, а круглые вентиляционные отверстия затыкают травой. Купальщик в наклоненном положении трясет зеленые ветки внутри темескаля. Эти ветки, охеадорес, сначала вымачивают: при их прикосновении к разогретым стенам бани образуется пар и капли горячей воды. Если температура снижается, время от времени льют небольшое количество воды на экран из тесонтле, где жар сохранился, так что вода сразу превращается в пар. До образования пара, но после того, как огонь был потушен, отверстие печи наружу закрывают большим камнем, который замазывают глиной, предупреждая выход пара. Частью процедуры является мытье с горячей водой и мылом со связками волокна магея или кусками сушеной травы вместо мочалки и банного веника».
Коренное индейское население Мексики весьма разнообразно по своей этнической структуре: здесь живут потомки различных племен майя, ацтеков, древних индейцев сапотеков и представители многих других племен. У каждого из них имеются свои особенности строения темескаля, однако основные черты — внешняя комната, парилка, внутренний очаг — остаются неизменными. Сегодня баня-темескаль имеется в каждой деревне. Не все жители строят свою собственную баню. Как правило, один темескаль используется несколькими соседями. Он обычно строится недалеко от жилищ и очень часто вплотную к ним примыкает. Кое-где темескали специально функционируют для развлечения приезжих туристов, желающих познакомиться с условиями жизни коренного населения и испытать на себе действие их экзотических бань.