Торговый объект первой категории требования безопасности

Торговый объект первой категории требования безопасности

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

  • Генеральная прокуратура
  • Прокуратуры субъектов
  • Главная военная прокуратура
  • gvp.gov.ru

О Генпрокуратуре России

  • История органов прокуратуры
  • Виртуальный музей

Документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Международное сотрудничество

  • Новости
  • Основные документы

Взаимодействие со СМИ

  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Правовое просвещение

Контакты

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

  • Рус
  • Eng

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

  • Руководство
    • Генеральный прокурор
    • Краснов Игорь Викторович
    • Заместители Генерального прокурора
    • Буксман Александр Эмануилович
    • Винниченко Николай Александрович
    • Демешин Дмитрий Викторович
    • Зайцев Сергей Петрович
    • Захаров Алексей Юрьевич
    • Кикоть Андрей Владимирович
    • Лопатин Геннадий Борисович
    • Петров Валерий Георгиевич
    • Пономарев Юрий Александрович
    • Разинкин Анатолий Вячеславович
    • Ткачев Игорь Викторович
    • Шишкин Николай Анатольевич
  • Структура
    • Генеральная прокуратура
    • Прокуратуры субъектов
    • Специализированные прокуратуры
    • Главная военная прокуратура
    • gvp.gov.ru
    • Научные и образовательные организации
  • О Генпрокуратуре России
    • История органов прокуратуры
    • Виртуальный музей
    • Геральдика
    • История в лицах
    • Исторические фильмы
  • Документы
    • Правовые основы деятельности
    • Нормативные акты
    • Постановления Европейского Суда по правам человека
    • Судебная практика
    • Конституционный Суд
    • Верховный Суд
    • Научно-методические материалы
    • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
    • По иным вопросам надзорной деятельности
    • Статистические данные
    • Об использовании выделяемых бюджетных средств
    • О деятельности органов прокуратуры
  • Международное сотрудничество
    • Новости
    • Основные документы
    • Главное управление международно-правового сотрудничества
    • Региональное представительство
      Международной ассоциации прокуроров в России
  • Взаимодействие со СМИ
    • Новости Генеральной прокуратуры России
    • Новости прокуратур субъектов федерации
    • События Генеральной прокуратуры
    • Мероприятия и встречи
    • Интервью и выступления
    • Печатные издания
    • Видео
    • К сведению СМИ
    • Инфографика
    • Конкурс
    • Участие в конкурсе
    • Этапы конкурса
    • Итоги конкурса
    • Аккредитация СМИ
  • Правовое просвещение
    • Информационные материалы
    • Социальные ролики
    • Наглядные материалы
    • Прокурор разъясняет
  • Контакты
    • Порядок обращения граждан
    • График приема
    • Интернет приемная
    • Уведомления об экстремизме
    • Статусы уведомлений
    • Прямая линия для предпринимателей

Прокуратура разъясняет: «Требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий)»

Прокуратура республики (Республика Ингушетия). 23 декабря 2019

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273 утверждены требования
к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий).

Под торговым объектом (территорией) понимаются земельный участок, комплекс технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельное здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Перечень торговых объектов (территорий), расположенных в Республики Ингушетия и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, Правительства Республики Ингушетия.

Правообладатели торговых объектов (территорий), которые не включены в указанный перечень, самостоятельно определяют содержание и порядок обеспечения антитеррористической защищенности таких торговых объектов (территорий), в частности охрану, реализацию пропускного и внутриобъектового режимов, оборудование инженерно-техническими средствами охраны, реагирование на угрозу совершения или на совершение террористических актов, информирование об этом правоохранительных органов, а также реализацию других мер антитеррористической защищенности.

С учетом степени угрозы совершения террористического акта и масштаба возможных последствий совершения террористического акта осуществляется категорирование торговых объектов (территорий).

Для проведения категорирования торгового объекта (территории) решением правообладателя торгового объекта (территории) создается комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) в течение 1 месяца со дня получения уведомления о включении этого торгового объекта (территории) в перечень торговых объектов (территорий).

На каждый торговый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности, представляющий собой информационно-справочный документ постоянного действия, отражающий состояние антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) и содержащий перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов на торговом объекте (территории).

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, используемыми для размещения торговых объектов (территорий), или использующих земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения для размещения торговых объектов (территорий) на ином законном основании, а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий).

Торговый объект (территория) независимо от его категории оборудуется системой видеонаблюдения; системой оповещения и управления эвакуацией; системой освещения, а также оборудуется информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов соответствующих должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защиту торгового объекта (территории), номера телефонов аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов.

Новые правила пожарной безопасности для магазинов торговых центров и рынков

1 января 2021 года вступили в силу новые правила противопожарного режима, обязательные для исполнения (в числе прочих) владельцами магазинов, торговых центров и рынков.

Новые правила устанавливают требования к организации противопожарной безопасности в различных сферах деятельности, определяют правила оборудования помещений, порядок проведения массовых мероприятий и т. д. Отдельный раздел правил (VII) посвящен деятельности объектов организаций торговли.

Так, с 1 января 2021 года в магазинах и ТЦ запрещено:

проводить огневые работы во время нахождения покупателей в торговых залах;

продавать легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, горючие газы, порох, капсюли, пиротехнические и другие подобные изделия в магазинах, расположенных в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф3.1 (класс определяется в соответствии с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности). Исключение предусмотрено только для лекарств, медицинских изделий, косметики и алкоголя. Также правило не действует на АЗС;

размещать отделы, секции по продаже легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, горючих газов и пиротехнических изделий ближе чем на 4 метра от выходов, лестничных клеток и других путей эвакуации;

устанавливать в торговых залах баллоны с горючими газами для наполнения воздушных шаров и для других целей;

уменьшать ширину путей эвакуации в ТЦ, размещая на них игровые автоматы;

хранить на путях эвакуации горючие материалы, отходы, упаковки и контейнеры;

хранить горючие товары и негорючие товары в горючей упаковке в помещениях без открывающихся оконных проемов или систем дымоудаления с механическим приводом;

торговать товарами бытовой химии, лаками, красками и другими легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, расфасованными в стеклянную емкость более 1 литра каждая, а также пожароопасными товарами без этикеток с предупреждающей надписью «Огнеопасно»;

хранить упаковочные материалы (стружка, солома, бумага и т. д.) в помещениях для торговли легковоспламеняющимися и горючими жидкостями;

совмещать продажу в одном торговом зале оружия (гражданского и служебного) и патронов к нему и иных видов товара, за исключением спортивных, охотничьих и рыболовных принадлежностей и запасных частей к оружию;

хранить патроны к оружию в подвальных помещениях;

хранить порох в одном шкафу с капсюлями или снаряженными патронами.

При организации и осуществлении торговли следует соблюдать следующие требования:

загрузочные устройства шахтных подъемников для бестарного транспортирования полуфабрикатов должны быть оборудованы заслонками, открывающимися только на время загрузки;

в рабочее время загрузка (выгрузка) товаров и тары должна осуществляться по путям, не связанным с эвакуационными выходами, которые предназначены для покупателей;

расфасовку пожароопасных товаров следует осуществлять только в приспособленных для этого помещениях;

хранить и продавать керосин и другие горючие жидкости в розлив можно только в отдельно стоящих зданиях, конструкции которых выполнены из негорючих материалов, включая полы. Уровень пола в таких зданиях должен быть ниже примыкающей планировочной отметки, чтобы в случае аварии жидкость не растекалась за пределы здания. В таких зданиях нельзя использовать печное отопление, а также приборы и устройства с применением открытого огня;

торговые залы должны быть отделены от кладовых, в которых установлены емкости с керосином и другими горючими жидкостями, противопожарными преградами. Емкости с такими жидкостями не должны быть объемом более 5 кубических метров;

прилавок для продажи легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должен иметь негорючее покрытие, исключающее образование искр при ударе;

тара из-под легковоспламеняющихся жидкостей должна храниться на специальных огражденных площадках;

патроны к оружию должны храниться в шкафах из негорючих материалов, установленных в помещениях, отгороженных от других помещений противопожарными перегородками и перекрытиями;

в здании магазина можно хранить не более 50 кг дымного пороха или 50 кг бездымного пороха, включая порох, содержащийся в патронах.

Если торговля осуществляется на крытом или открытом рынке розничной или мелкооптовой торговли, руководитель такого рынка должен обеспечить:

  • ширину прохода между торговыми рядами, ведущего к эвакуационным выходам, не менее 2 м;
  • наличие через каждые 30 м торгового ряда поперечных проходов шириной не менее 1,4 м.

По новым правилам общественным зданиям (в том числе зданиям торговых центров и магазинов) будут присваивать различные категории риска. Всего таких категорий 6 – от низкой до чрезвычайно высокой. Расчет категории будет производиться с учетом особенностей конкретного здания, его этажности, состояния электропроводки, наличия систем противопожарной безопасности, наличия и работы пожарной сигнализации и т. д.

Читайте также  Первомайская, плимутрок полосатыйи полтавская глинистая

От присвоенной категории впоследствии будет зависеть периодичность проведения проверок, а также перечень противопожарных требований, обязательных для исполнения торговым объектом. Категория может быть изменена на более низкую или более высокую при изменении характеристик здания. Проверить правильность присвоения той или иной категории можно на сайте МЧС при помощи специального калькулятора . При необходимости присвоенную ранее категорию можно обжаловать.

Не реже чем каждые полгода в торговых центрах необходимо проводить тренировки по эвакуации людей на случай пожара или других чрезвычайных ситуаций. Причем тренировки обязательно должны проводиться в рабочее время, когда в торговом центре находятся посетители – это позволит сделать их наиболее приближенными к реальности, то есть более эффективными.

Следить за соблюдением новых правил будет МЧС России. Правила будут действовать 6 лет – до 31 декабря 2026 года включительно.

Источник: Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479

Тверская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет: требования к антитеррористической защищённости торговых объектов (территорий)

В силу статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищённость объекта (территории) – это состояние защищённости здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Постановлением Правительства РФ от 19.10.2017 № 1273 утверждены требования к антитеррористической защищённости торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории).

В соответствии с данным постановлением, под торговым объектом (территорией) понимаются земельный участок, комплекс технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельное здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), специально оснащённые оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчётов с покупателями при продаже товаров.

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищённости возлагается на владельцев и руководителей торговых объектов (территорий).

Постановление не распространяется на торговые объекты (территории), относящиеся к объектам (территориям), требования к антитеррористической защищённости которых утверждены иными актами Правительства Российской Федерации, а также на торговые объекты (территории), которые не включены в перечень.

Перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), по согласованию с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

С учётом степени угрозы совершения на торговых объектах террористического акта и масштаба возможных последствий совершения на них террористического акта устанавливаются первая, вторая и третья категории торговых объектов (территорий).

На каждый торговый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности, представляющий собой информационно-справочный документ постоянного действия, отражающий состояние антитеррористической защищённости торгового объекта (территории) и содержащий перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов на торговом объекте (территории).

В зависимости от установленной категории в отношении торгового объекта (территории) реализуется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищённости, предусмотренный требованиями.

Так, антитеррористическая защищённость торгового объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путём:

а) проведения необходимых организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищённости торгового объекта (территории);

б) определения и устранения причин и условий, способствующих совершению на торговом объекте (территории) террористического акта;

в) применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности торгового объекта (территории);

г) оборудования торгового объекта (территории) необходимыми инженерно-техническими средствами охраны;

д) контроля за соблюдением требований к обеспечению антитеррористической защищённости торгового объекта (территории);

е) обеспечения готовности подразделений охраны и работников торгового объекта (территории) к действиям при угрозе совершения и при совершении на нем террористического акта.

Так, например, торговый объект (территория) независимо от его категории оборудуется: а) системой видеонаблюдения; б) системой оповещения и управления эвакуацией; в) системой освещения.

В целях обеспечения антитеррористической защищённости торгового объекта (территории) первой или второй категории правообладателем торгового объекта (территории) организуется его физическая охрана.

Торговый объект (территория) первой категории оборудуется кнопками экстренного вызова (тревожной сигнализации) подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и (или) подразделения физической охраны.

При получении информации об угрозе совершения террористического акта для своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы и предупреждения совершения террористического акта на торговом объекте (территории) осуществляются мероприятия по усилению соответствующего режима противодействия терроризму.

Режимы усиления противодействия терроризму предусматривают выполнение мероприятий, предусмотренных требованиями, в зависимости от степени угрозы совершения террористического акта и его возможных последствий, уровня террористической опасности, вводимого в пределах субъектов Российской Федерации и на отдельных участках территории Российской Федерации (объектах) в соответствии с Порядком установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, утв. Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства».

Контроль за обеспечением антитеррористической защищённости торговых объектов (территорий) и выполнением требований осуществляется посредством организации и проведения уполномоченным органом субъекта Российской Федерации плановых и внеплановых проверок торговых объектов (территорий) с докладом результатов высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Как ООО может бороться с терроризмом

Что такое паспорт концертной площадки и как его оформить

Если вы владелец клуба, театра или другого бизнеса в сфере культуры, вам нужен паспорт безопасности.

В нем указывается, как охраняется предприятие и какие слабые места, прогнозируются возможные разрушения. Эта информация передается в ФСБ , полицию и Росгвардию.

Я только что оформила паспорт безопасности для своей концертной площадки. В Санкт-Петербурге эта услуга стоит от 40 до 60 тысяч рублей, но я сделала все бесплатно. Расскажу про свой опыт.

Что за паспорт безопасности

В 2015 году появилось Постановление Правительства РФ № 272 об антитеррористической защищенности массовых объектов.

Краткое содержание документа такое: администрация каждого города или района вместе с силовыми структурами составляет список мест массового пребывания людей (ММПЛ ) — это магазины, торговые центры, спортивные клубы, гостиницы и другие объекты. Объект считается местом массового пребывания людей, если вмещает от 50 человек.

Власти совместно с представителями силовых структур осматривают помещения, обращают внимание на уровень охраны и слабые места. Эту информацию фиксируют в специальных паспортах предприятий, а помещениям присваивают категорию опасности. Руководитель бизнеса во всем этом участвует как координатор — показывает помещения и документы.

В собственности помещение или вы его арендуете — значения не имеет.

В 2017 году появился еще один документ на тему антитеррористической защищенности бизнеса — Постановление Правительства РФ № 176. Оно касается только объектов, работающих в сфере культуры: театров, концертных площадок, клубов и других заведений культуры. Если у вас кафе или ресторан с культурной программой в виде концертов, стендап-шоу, театральных постановок — скорее всего, постановление вас тоже касается.

Отличие от постановления № 272 в том, что руководители объектов культуры не ждут уведомлений от администрации, а делают все самостоятельно. Они создают комиссию, вызывают представителей ФСБ и Росгвардии для осмотра помещений, сами составляют паспорт безопасности.

Штрафов за неисполнение постановления пока нет, но некоторые юристы полагают, что нарушение будет подпадать под статью 20.6 КоАП. По ней штраф для юридических лиц составляет до 200 тысяч рублей. Уже сейчас прокуратура может обратиться в суд, и он обяжет руководителя сформировать паспорт в конкретные сроки.

Мне кажется, что даже если штрафов и представлений не будет, оформить паспорт безопасности все равно стоит. В первую очередь именно предприниматели отвечают за безопасность своих сотрудников и гостей.

Все меняется

Сотрудники полиции больше не участвуют в создании паспорта. Для комиссии понадобятся представители только ФСБ и Росгвардии. Вместо Росгвардии можно позвать сотрудников вневедомственной охраны.

И поскольку паспорт безопасности является секретным документом, в постановление добавили пункты о том, что организации обязаны обеспечивать его сохранность. Это называется «Работа со служебной информацией ограниченного доступа».

Мой опыт

Оказалось, что наш клуб подпадает под оба постановления. Прокуратура посчитала, что наша частная концертная площадка — объект культуры и подпадает под действие постановления № 176. В полиции решили, что площадка — место массового пребывания людей и подпадает под постановление № 272.

Я согласилась и с прокуратурой, и с полицией. Чтобы не запутаться и не наделать ошибок, сначала я выяснила мнение органов местного самоуправления — районной администрации. Именно районная администрация, согласно постановлению № 272, составляет списки мест массового пребывания людей.

Чтобы определить, под какое постановление подпадает наша организация, мы написали в районную администрацию письменный запрос. В нем мы спрашивали, включена ли наша концертная площадка в перечень на получение паспорта безопасности в соответствии с постановлением № 272.

Запрос мы сдали через канцелярию администрации, там же взяли телефон исполнителя, чтобы отслеживать готовность ответа. Через месяц получили ответ, что в официальных списках администрации наша компания не числится.

Читайте также  Из чего состоит датчик холла?

Это означало, что мы будем формировать паспорт безопасности по постановлению № 176.

Внимательно прочитав постановление и дополнительно проконсультировавшись в администрации, я создала комиссию по обследованию помещений, в которых расположена концертная площадка.

На практике это выглядит так. Руководитель пишет приказ о создании комиссии для исполнения требований постановления № 176. Я включила в комиссию четырех человек: руководителя компании и сотрудников отделений ФСБ , полиции (УМВД ), Росгвардии. Комиссия должна обследовать помещения и присвоить категорию в течение 30 дней.

Если вы собираетесь открыть новое культурное заведение или только строите здание для таких целей, вам надо создать комиссию в течение 30 дней с даты открытия или ввода в эксплуатацию.

Комиссия искала слабые зоны: недостаточно крепкие стены, мало охранников, нет камер видеонаблюдения и так далее. Например, нам было предложено повесить ролеты на одно из окон. В некоторых случаях ролеты могут спасти от желающих входить в окно, а не в дверь.

В наших помещениях осматривали:

  1. Входы и выходы — у кого ключи от дверей, где висят, кто ответственный.
  2. Видеонаблюдение, камеры, пульт, мониторы.
  3. Тревожная кнопка, пожарная сигнализация.
  4. Стены — достаточно ли укреплены.
  5. Окна — на первом этаже должны быть решетки.

Еще комиссия проверила наш договор с охранным предприятием, удостоверения охранников, инструкции, регламенты по охране. Изучили должностные инструкции персонала, в которых прописаны действия на случай ЧП .

После обследования члены комиссии составили и подписали акт о присвоении объекту категории опасности. Дополнительно мы приложили к акту схему помещений и расположения видеокамер. Это секретные документы, показывать их мы не можем.

Постановление не уточняет, надо ли отчитываться о выполнении рекомендаций. Я считаю, что лишним не будет.

После подписания акта я составила паспорт безопасности. Форма документа есть в приложении к постановлению № 176. Когда у меня возникали вопросы по паспорту, я активно спрашивала всех членов комиссии. Мне помогали.

Паспорт включает общую информацию о компании, сотрудниках, посетителях и арендаторах, сведения об опасных участках и критических элементах помещений, их охране и пожарной безопасности. Также в паспорте пишут, какие есть основные угрозы и их возможные последствия.

Срок действия паспорта — 3 года.

Собственник бизнеса следит за актуальностью паспорта. В некоторых случаях в него нужно вносить изменения:

  1. Изменилось назначение объекта: был клуб — стал офис.
  2. Сделали перепланировку или пристроили помещение.
  3. Появились новые входы, окна, веранда.
  4. Поменялись силы и средства для защиты: уменьшили количество охранников или заменили видеокамеры.
  5. Изменение мер по инженерно-технической защите: появились новые электромагнитные замки или ограждения.

Изменения вносят в течение 5 дней. Когда срок действия паспорта истекает, документы не выбрасывают, а еще 5 лет хранят в самом помещении.

Что дальше

Дальше нам предстоит найти среди сотрудников самого исполнительного, обучить его и назначить ответственным за работу по борьбе с терроризмом. В дальнейшем он будет взаимодействовать с полицией, Росгвардией и ФСБ . Эти обязанности возлагают на сотрудника специальным приказом.

В клубе мы повесим инструкции для посетителей и сотрудников: что делать, если обнаружены подозрительные люди или предметы, если поступило сообщение об угрозе теракта или бомбе.

Еще постановление № 176 предусматривает проверки. Плановые — один раз в год, проводятся органами местного самоуправления (администрациями). Внеплановые — в любой момент, если появилось основание, например жалоба.

Что делать, если произошло ЧП

Нам всем хочется, чтобы чрезвычайные ситуации обошли нас стороной. Но бывает всякое. Если вдруг стало известно о бомбе или подозрительном предмете, порядок действий такой.

Параллельно на объекте по возможности эвакуируют людей, усиливают контроль и никого не впускают в помещение, дают доступ на объект сотрудникам правоохранительных органов. В такой ситуации им и пригодится паспорт безопасности.

Часто задаваемые вопросы

1. На ком лежит ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов?

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, используемыми для размещения торговых объектов (территорий), или использующих земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения для размещения торговых объектов (территорий) на ином законном основании (далее — правообладатели торговых объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий).

2. Кем создается комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта?

Комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) создается решением правообладателя торгового объекта (территории).

3. В какой срок правообладатель объекта обязан создать комиссию по обследованию и категорированию торгового объекта (территории)?

Правообладатель обязан создать комиссиюв течение 1 месяца со дня получения уведомления о включении этого торгового объекта (территории) в перечень торговых объектов (территорий), подлежащих категорированию.

4. Кто должен быть включен правообладателем в состав комиссии?

В состав комиссии включаются:

а) представители торгового объекта (территории), отвечающие за безопасность и инженерно-технические средства охраны, а также иные специалисты по решению правообладателя объекта (территории), в том числе представители организации, осуществляющие техническую эксплуатацию торгового объекта (территории);

б) представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения торгового объекта (территории) (по согласованию);

в) представители уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (по согласованию).

К работе комиссии могут привлекаться эксперты из числа работников специализированных организаций в области проектирования и эксплуатации технологических систем и специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности торговых объектов (территорий).

5. Чем оформляется результат работы комиссии?

Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования торгового объекта (территории), который составляется руководителем объекта (территории) в произвольной форме и содержит сведения, подтверждающие принятие комиссией решения о присвоении торговому объекту (территории) соответствующей категории, выводы об эффективности существующей антитеррористической защищенности торгового объекта (территории), а также рекомендации и перечень мер по приведению его антитеррористической защищенности в соответствие с требованиями действующего законодательства.

6. Кем и в какой срок составляется паспорт безопасности торгового объекта (территории)?

Паспорт безопасности составляется руководителем объекта на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) с учетом данных, предоставляемых членами комиссии в соответствии с их компетенцией, и утверждается правообладателем торгового объекта (территории) либо уполномоченным им должностным лицом.

7. Каков порядок согласования паспорта безопасности торгового объекта (территории)?

Паспорт безопасности в течение 30 дней со дня его составления подлежит согласованию с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и уполномоченного органа субъекта Российской Федерации по месту нахождения торгового объекта (территории) или уполномоченными ими должностными лицами.

8. Чем оборудуется торговый объект независимо от категории?

Торговый объект (территория) независимо от его категории оборудуется:

а) системой видеонаблюдения;

б) системой оповещения и управления эвакуацией;

в) системой освещения;

г) информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов соответствующих должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защиту торгового объекта (территории), номера телефонов аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

9. Где хранится паспорт безопасности торгового объекта (территории)?

Паспорт безопасности составляется в 2 экземплярах.

Один экземпляр паспорта безопасности хранится в уполномоченном органе субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен торговый объект (территория), второй – у правообладателя торгового объекта (территории).

Заверенные правообладателем копии (электронные копии) паспорта безопасности направляются в территориальный орган безопасности, территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения торгового объекта (территории).

При невозможности обеспечения правообладателем торгового объекта (территории) сохранности экземпляра паспорта безопасности он передается на хранение в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен торговый объект (территория).

10. Кто составляет паспорт безопасности, если у объекта (территории) несколько владельцев?

В случаях, когда земельный участок, здание, строение и сооружение используются для размещения торговых объектов (территорий), принадлежащих нескольким правообладателям торговых объектов (территорий), составление паспорта безопасности осуществляется совместно всеми руководителями объектов или по соглашению между правообладателями торговых объектов (территорий) одним из руководителей объекта.

Паспорт безопасности при его совместном составлении подлежит утверждению всеми правообладателями торговых объектов (территорий).

Паспорт безопасности при его составлении одним из руководителей объекта утверждается правообладателем торгового объекта (территории), руководителем объекта которого он составлен, по согласованию с другими правообладателями торговых объектов (территорий).

11. В каких случаях паспорт безопасности торгового объекта (территории) должен быть актуализирован?

Актуализация паспорта безопасности торгового объекта (территории) осуществляется в порядке, предусмотренном для его разработки, в следующих случаях:

а) изменение основного предназначения торгового объекта (территории);

б) изменение общей площади и границ торгового объекта (территории);

Читайте также  Возможно ли звонок переделать в розетку?

в) изменение сил и средств, привлекаемых для обеспечения антитеррористической защищенности торгового объекта (территории).

12. Достаточно ли наличие на торговом объекте (территории) системы оповещения о пожаре?

Система оповещения на торговом объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении на торговом объекте (территории) террористического акта.

Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории торгового объекта (территории).

13. Обязательно ли наличие на торговом объекте (территории) охраны?

В целях обеспечения антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) первой или второй категории правообладателем торгового объекта (территории) организуется его физическая охрана.

К обеспечению физической охраны торгового объекта (территории) привлекаются специализированные организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

14. Должна ли быть на объекте кнопка экстренного вызова?

Торговый объект (территория) первой категории оборудуется кнопками экстренного вызова (тревожной сигнализации) подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и (или) подразделения физической охраны.

15. Как обеспечить антитеррористическую защищенность объекта, если он не вошел в Перечень?

Правообладатели торговых объектов (территорий), которые не включены в перечень, самостоятельно определяют содержание и порядок обеспечения антитеррористической защищенности таких торговых объектов (территорий), в частности охрану, реализацию пропускного и внутриобъектового режимов, оборудование инженерно-техническими средствами охраны, реагирование на угрозу совершения или на совершение террористических актов, информирование об этом правоохранительных органов, а также реализацию других мер антитеррористической защищенности.

16. Установлена ли какая-нибудь ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)?

В соответствии со статьей 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей; на должностных лиц — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 3 лет; на юридических лиц — от 100 тысяч до 500 тысяч рублей за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Антитеррор в торговых центрах

Попробуем с практической точки зрения немного разобрать Постановление Правительства РФ от 19 октября 2017 г. № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)».

Начнём с того, что любое инженерно-техническое укрепление в торговых объектах одновременно с антитеррористической защищенностью создаёт и антимаркетинговый барьер. Попросту говоря, может отпугнуть часть клиентов. Именно поэтому менеджмент безопасности должен быть не столько приказным (в форме обязательного технического задания), сколько рационально-диалектическим. Если вспомнить последние телефонные заведомо ложные «минирования» торговых центров по всей стране, то становится очевидным, что никакая инженерно-техническая укреплённость в ТЦ вообще не способна защищать от современного сетевого и стендап терроризма. Антитеррористичекий менеджмент – это, прежде всего, экономическая категория.

В терминологии Требований к торговому объекту относятся все ТЦ, супермаркеты, молы, кэш и керри, даже магазины шаговой доступности. Правда, у многих крупных ТРЦ возникает коллизия в нормативном регулировании, т.к. они могут признаваться ещё и местом массового пребывания людей. Но защищаться по полной программе придётся не всем, для каждого торгового объекта предусмотрят категорию. На вооружение тут берётся подход к оценке безопасности методами риск-менеджмента.

Ответственность – краеугольный вопрос обязательственного права. Так вот, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов и территорий возлагается на юридических и физических лиц, владеющих ими на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, а также на должностных лиц (руководителей).

Означает ли это, что правоохранительные органы более не будут вмешиваться в практическую деятельность хозяйствующих субъектов по обеспечению антитеррористической защищенности на своих объектах? Вмешиваться будут (в составе комиссий по категорированию), нести ответственность – нет. Ответственность только на собственнике. Но вместе и с негативной ответственностью собственники объектов [хочется верить] приобретают и позитивную норму о том, что вопросы антитеррористической безопасности в торговом объекте – вопросы локального права и объектовой практики (пункт 9). Правда, этот тезис напрямую закреплён не для всех объектов. Обязанности без прав – это тренд. Возможно, нас ждут увлекательные судебные кейсы.

Всеобъемлющая антитеррористическая паспортизация, последовательно развиваемая антитеррористической бюрократией, вскоре, возможно, доберётся до каждой квартиры (в целях безопасности необходимо запаспортизировать каждый нож, чтобы исключить возможность сургутского сценария) и до каждого автомобиля (чтобы исключить теракты-тараны). Это, конечно, чёрная шутка. Но в каждой шутке только доля шутки. А соль в том, что антитеррористический паспорт не защищает от теракта. При чрезвычайной ситуации обученность персонала и спланированность действий помогают минимизировать последствия. Но вместе с системными процессами защиты унифицированные планы увеличивают и вероятность системных ошибок и дефектов защищенности, которыми пользуются террористы, «взламывающие» традиционные системы управления безопасностью новыми изощрёнными методами. Необходимо расширять меры объективного контроля за физическими лицами, а не за зданиями и территориями.

Сетевые террористические угрозы не связаны с территориальными районами, они связаны с лицами, коммуникациями и социальными ценностями. Физическим лицам свойственна мобильность. Торговые объекты не способны воздействовать на террористические умыслы и коммуникацию людей. Если антитеррористическая защищенность торгового объекта должна соответствовать оперативной обстановке, то план его охраны нужно засекречивать? Кто определяет меру эффективности использования сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности торговых объектов? В противоречивости антитеррорстических требований и объективной реальности закладываются стратегические ошибки: мы будет тратить деньги на меры безопасности, но эффект от них нам никем не гарантирован.

Категорирование торговых объектов и территорий с их экономической и социальной деятельностью никак не связано, а связано с уровнем террористической преступности в субъекте РФ, деятельностью правоохранительных органов и криминальным умыслом злодеев. Прогнозируемое количество пострадавших больше зависит от злоумышленников и способа теракта, чем от торговых центров. При желании классифицировать по высшей первой категории можно многие торговые объекты в экономически активных субъектах РФ. А самое главное – какой от этого практический смысл, если любой злоумышленник может совершить в любом месте стендап-теракт с близкой и легкодоступной незащищённой целью?

Такое ощущение, что просто взяли приказ по категорированию ведомственных объектов и копи-пастом переделали на торговые. Проблема в том, что в рыночной экономике эффективность таких административных методов спорна. Нужны как минимум экономические методы, а ещё лучше – рыночные. И эксперты к категорированию должны привлекаться не только из технологической области, но и из экономической. Безопасность – это и экономическая категория.

Информация, содержащаяся в паспорте безопасности, является информацией ограниченного распространения и подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне. Решение о присвоении паспорту безопасности грифа секретности принимается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Паспорт безопасности торгового объекта (территории) устареет практически одновременно с его утверждением. Но самое главное: его содержание конфиденциально с точки зрения безопасности, а с точки зрения защищённости сведений – высоко компроментативно. Засекречивать его настолько же бессмысленно, насколько невозможно, бесполезно и не нужно. Составляется такой паспорт для бюрократии. Чтобы получить подпись руководителя торгового объекта и, в случае выявления нарушения требований, привлечь его – руководителя – к ответственности. Паспорт безопасности – это бюрократический балласт, который будет отвлекать ресурсы времени, сил и средств на его актуализацию. Получается, что

Комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности на торговом объекте может быть изменен в зависимости от складывающейся общественно-политической, социальной и оперативной обстановки. Административно. Антитеррористическая защищенность торгового объекта обеспечивается путем определения и устранения причин и условий, способствующих совершению террористического акта на торговом объекте. Дело вот в чём: то, что способствует теракту (свободный проход, например), одновременно способствует и развитию торговли. Это торговые объекты, а не административные.

Дословно: «37. При обнаружении угрозы совершения террористического акта на торговом объекте (территории), получении информации (в том числе анонимной) об угрозе совершения террористического акта на торговом объекте (территории) или совершении террористического акта на торговом объекте (территории) руководитель объекта (лицо, его замещающее) либо уполномоченное им лицо незамедлительно информирует об этом любыми доступными средствами связи территориальный орган безопасности, территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения торгового объекта (территории), а также правообладателя торгового объекта (территории), уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и администрацию муниципального образования».

В менеджменте безопасности необходимо чётко по критериям отделять риски от угроз. И оценивать их должны те, кто несёт ответственность за безопасность, кто её обеспечивает, кто тратит на безопасность свои экономические ресурсы. Исходя из этого, тот, кто управляет безопасностью на объекте, тот и имеет право (а может – обязан?) принимать ключевые решения, которые в итоге повлияют и на безопасность, и на экономическую эффективность торгового объекта. Ведь если ежедневно по ложным доносам эвакуировать персонал и посетителей торговых объектов, то не будет торговли, не будет и экономики. А главное – цель злодеев-то будет достигнута: паника, устрашение и экономический ущерб. Классическая формула, которой пользуются злоумышленники, заранее рассчитывая на наши системные предсказуемые антитеррористические действия. Нет ли в них системных ошибок? Не пора ли начать обсуждать?

Источник: gk-rosenergo.ru

Оцените статью
klub-winx
Добавить комментарий