Требования безопасности при эксплуатации пожарных автомобилей
Требования безопасности при эксплуатации пожарного автомобиля общего применения.
250. Техническое состояние пожарных автомобилей должно отвечать требованиям инструкций заводов-изготовителей. Безаварийная и безопасная работа обеспечивается своевременным и квалифицированным их обслуживанием водителями и мотористами, которые несут ответственность за исправное состояние закрепленных за ними автомобилей, спецузлов и агрегатов.
251. Двери кабины водителя и боевого расчета, а также дверцы отсеков кузова пожарных автомобилей должны быть снабжены автоматически запирающимися замками, надежно удерживаться в закрытом и фиксироваться в открытом положениях. Дверцы должны быть оборудованы устройством, подающим сигнал на щит приборов кабины водителя об их открывании. Дверцы, открывающиеся вверх, должны фиксироваться на высоте, обеспечивающей удобство и безопасность обслуживания.
252. Доступ к оборудованию, инструменту и пультам управления, размещенным в отсеках и на платформах пожарных автомобилей, должен быть безопасным. Крыши и платформы таких автомобилей должны иметь настил с поверхностью, препятствующей скольжению, и высоту бортового ограждения у крыш кузовов не менее 100 мм.
253. С целью постоянного содержания автолестниц (автоподъемников) в исправном состоянии приказом начальника подразделения ГПС назначается ответственный для осуществления контроля за безопасной эксплуатацией автомобиля.
Осмотр пожарных автомобилей производится закрепленными за ними водителями при заступлении на боевое дежурство.
254. На автолестницах с лифтами не реже 1 раза в месяц проверяется работоспособность ловителей кабины лифтов. Осмотр грузозахватных приспособлений должен производиться лицом, ответственным за их исправное состояние в соответствии с временным регламентом по обслуживанию данных узлов. Результаты проверки ловителей кабины лифта и осмотра вспомогательных грузозахватных приспособлений оформляются в установленном порядке.
255. Результаты технического освидетельствования автолестниц (автоподъемников) записываются в формуляр пожарного автомобиля лицом, произведшим освидетельствование.
При первичном освидетельствовании этой записью подтверждается, что автолестница (автоподъемник) находится в исправном состоянии и произведено техническое обслуживание.
256. К управлению пожарными автомобилями и работе со спецагрегатами допускаются водители, прошедшие специальную подготовку, обучение безопасным методам работы на электроустановках, имеющие группу допуска по электробезопасности не ниже третьего и получившие свидетельство установленного образца, выданное квалификационной комиссией территориального органа управления ГПС. К работе на пожарных автомобилях с электроэнергетическими агрегатами допускаются лица, прошедшие обучение безопасным методам работы на электроустановках, имеющие группу допуска по электробезопасности не ниже третьего.
257. К работе на мотопомпах допускаются лица, прошедшие подготовку мотористов пожарных мотопомп и получившие свидетельство установленного образца.
258. Электронная защита электросиловой установки пожарного автомобиля газодымозащитной службы должна обеспечивать мгновенное отключение (не более 0,05 с) силового питания в случаях пробоя изоляции электроинструмента или понижения ее сопротивления.
В случае неисправности генератора электросиловой установки или появления признаков, указывающих на выход его из строя, подключается распределительный щит автомобиля к внешней электросети. Расстояние от места подключения до автомобиля не должно превышать 50 м. Параметры токоприемников должны соответствовать параметрам электросети: напряжение — 220 — 230 В, частота тока — 50 Гц.
используемый материал с сайта mchsnik.ru
Пособия и оборудование, используемые на занятии: методический план.
Руководитель занятия _______________________ __________________
Использование пожарной техники
Использование пожарной техники – мероприятия, направленные на соблюдение технического регламента, разработанного производителем, и предполагающие поддержание исправного технического состояния автомобилей в условиях выполнения боевых задач. Использование машин базируется на планах эксплуатации техники, разработанных и подписанных начальником территориального органа.
- Основные положения порядка эксплуатации пожарной техники
- Порядок использования пожарной техники
- Подготовка пожарной техники к использованию
- Использование пожарной и аварийно-спасательной техники при смене караулов
- Виды технического обслуживания пожарной техники повседневного использования
- Требования безопасности при использовании пожарной и аварийно-спасательной техники
Основные положения порядка эксплуатации пожарной техники
Упорядочивание эксплуатации ПА и аварийно-спасательных машин позволяет обеспечить безопасное выполнение боевых задач. Организация применения ПА представляет собой работу должностных лиц по контролю и прогнозированию функционирования машин в полной боевой готовности, а также по планированию профилактических мероприятий.
Основанием для использования пожарной техники является ранее утвержденный план эксплуатации и распоряжение руководителя учреждения.
Качественными показателями готовности автомобилей к использованию считаются:
- исправность машин согласно определенным производителем показателям;
- нормативные данные износа узлов до очередного планового ремонта;
- наличие закрепленного за конкретной машиной экипажа;
- целостность комплекта запчастей и инструментов;
- заправка ГСМ и эксплуатационными материалами;
- сохранение маркировки и наличие всех необходимых условных обозначений.
Для поддержания техники в полной боевой готовности необходимо:
- соблюдать правила эксплуатации согласно нормативно-правовым документам;
- своевременно выполнять плановые ремонтные и технические работы;
- поддерживать запас оборудования для обслуживания и применения боевых единиц;
- регулярно проводить обучение ответственных за использование машины лиц.
Порядок использования пожарной техники
Каждая машина, состоящая на балансе части ГПС, имеет:
- свидетельство о регистрации;
- формуляр;
- карту эксплуатации;
- журнал работы;
- карту учета работы аккумулятора;
- карту учета пробега автомобильных шин;
- журнал техобслуживания;
- путевку;
- журнал выдачи и возврата путевых листов.
Формуляр является обязательным сопроводительным документом автомобиля, который выдает завод-изготовитель. В процессе использования основным документом считается эксплуатационная карта. Она заполняется водителем, ответственным за ПА. Данные в ней сверяет руководитель подразделения ГПС при смене караулов. Каждый месяц ее сдают в бухгалтерию для учета расходных материалов.
Путевки выдаются начальнику караула непосредственно перед выездом на вызов. Форма документа стандартна и является частью Боевого устава пожарной охраны. Перед приемом ПА водителем или начальником караула заполняется карточка учета эксплуатации автомобильных шин. Карта эксплуатации аккумулятора заводится при поступлении машины на баланс подразделения.
Данные обо всех видах ТО вносятся в специальный журнал, который ведет старший водитель. Все сведения в нем заверяются командирами отделений.
Порядок использования ПА и аварийно-спасательной техники регламентируется приказом руководителя учреждения. Его основные пункты:
- правила выдачи путевых листов;
- порядок прохождения ответственным за управление ПА медицинского осмотра;
- порядок проведения ТО;
- действия специалистов при выполнении задач с использованием машины;
- правила постановки техники на место стоянки после возвращения с задания;
- обязанности должностных лиц при обнаружении обстоятельств, препятствующих использованию ПА.
Подготовка пожарной техники к использованию
Подготовительный этап предполагает:
- нанесение цветографических схем согласно данному виду ПА;
- монтаж спецсигналов и средств позиционирования;
- нанесение опознавательных знаков;
- плановую обкатку машины;
- установку оборудования, позволяющего выполнять работы в сложных условиях.
Особое внимание при подготовке машин к эксплуатации уделяют обкатке. Она обязательна для всех ПА, прошедших техобслуживание и ремонт. Данные мероприятия проводятся силами водительского состава. Если автомобиль прошел обкатку в заводских условиях, то дополнительного тестирования в части ГПС не требуется.
Режимы обкатки подбираются с учетом рекомендации по эксплуатации конкретного вида машин, изложенных в инструкции. Результаты тестирования заносятся в формуляр ПА. После обкатки проводится первое ТО.
Использование пожарной и аварийно-спасательной техники при смене караулов
Водитель сдающей смены вносит записи о работе машины в эксплуатационную карту. Съемные средства сдает личный состав под руководством командира отделения. Водитель, принимающий ТС, проверяет состояние машины и внесенные в карту данные, а также проводит ежедневное ТО.
Если обнаружены неисправности, то силами водителя выполняются мероприятия по их устранению. В случае невозможности восстановить ТС на его место ставят резервную единицу, одновременно письменно уведомляя начальника техслужбы, руководителя службы пожаротушения гарнизона и руководителя центра управления кризисными ситуациями. Если в расположении нет резервной машины, то информацию передают в службу пожаротушения гарнизона с последующим запросом техники из других подразделений.
Заступающий на смену караул согласно табелям принимает на дежурство ПА, ПТВ, оборудование и средства связи, одновременно уведомляя командира отделения об исправности и комплектности полученного оборудования. Командир отделения на основе этих данных докладывает начальнику караула о возможности использования полученных автомобилей.
Виды технического обслуживания пожарной техники повседневного использования
Техобслуживание автомобилей считается ключевым элементом эксплуатации машин. Оно обеспечивает:
- поддержание техники в постоянной боевой готовности;
- безопасность эксплуатации машин;
- своевременное устранение причин, вызывающих износ основных узлов;
- работу техники в межремонтные периоды;
- минимизацию расхода ГСМ и эксплуатационных материалов.
Периодичность проведения ТО техники повседневного использования определяется нормативно-правовыми документами МЧС и инструкцией по эксплуатации конкретного типа ПА от завода-изготовителя.
Эксплуатация пожарной и аварийно-спасательной техники предполагает проведения двух типов ТО:
- текущего;
- планово-предупредительного.
- ежедневно при смене дежурства;
- при выполнении боевых задач;
- после возвращения с пожара.
- ТО-1;
- ТО-2;
- сезонное.
По выходу с техобслуживания ТС обязательно должно быть в исправном состоянии, заправлено эксплуатационными материалами, с полностью отрегулированными механизмами. Качество ТО проверяется с использованием диагностических средств и измерительного инструмента.
Требования безопасности при эксплуатации пожарных автомобилей
XX. Требования охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании пожарных аварийно-спасательных автомобилей
183. При работе на пожарных аварийно-спасательных автомобилях запрещается:
1) находиться посторонним лицам в зоне работы пожарного аварийно-спасательного автомобиля;
2) включать привод генератора при оборотах двигателя, превышающих обороты холостого хода;
3) проводить техническое обслуживание при работающей электросиловой установке;
4) осуществлять эксплуатацию электросиловой установки при ослаблении креплений генератора, блоков, входящих в состав электросиловой установки, электропроводки, трансмиссии привода генератора, стуках и шумах в генераторе, не обусловленных нормальной его работой, а также при невозможности установления номинальных параметров генератора;
5) устранять неисправности устройства обеспечения безопасности и контрольно-измерительных приборов;
6) работать с неисправным электроинструментом;
7) работать с электроинструментом на приставных лестницах и лестницах-стремянках, а также на металлических лестницах;
пользоваться электроинструментом во время выпадения атмосферных осадков;
9) подключать посторонние потребители электроэнергии, не входящие в комплектацию пожарного аварийно-спасательного автомобиля;
10) производить изменения в электросхемах;
11) отключать устройство защитного отключения;
12) производить дозаправку бака топливом при работающей электросиловой установке;
13) работать при подтекании топлива в соединениях трубопроводов системы питания автомобиля;
14) работать без заземляющего контура на электросиловой установке пожарного аварийно-спасательного автомобиля;
15) устанавливать опоры на краю траншей, ям, обрывов, оврагов, на крышки коллекторов и рыхлый грунт;
16) отключать во время работы ограничители грузоподъемности;
17) переключать движение стрелы на противоположное положение мгновенно, без остановки;
18) эксплуатировать кран-манипулятор при недостаточном уровне масла в масляном баке гидросистемы или при подтекании жидкости из гидросистемы;
19) производить резкое включение крана-манипулятора при подтягивании груза;
20) производить движение с поднятыми на мачте над крышей прожекторами.
184. К работе с краном-манипулятором допускаются лица, прошедшие курс обучения и имеющие допуск на право управления краном-манипулятором и строповки грузов.
При работе используются стропы, прошедшие проверку.
185. В случае подтекания масла из гидросистемы работа прекращается и устраняется неисправность.
186. Перед включением электросиловой установки производится заземление пожарного аварийно-спасательного автомобиля.
187. Электрооборудование подвергается осмотру ежедневно при смене караула. Защита выходов напряжения генератора проверяется на срабатывание устройства защитного отключения, измерение сопротивления изоляции узлов электросиловой установки, токоприемников и элементов кабельных линий и распределительных коробок.
188. Если при включении выключателя «220 В 50 Гц» на электрощите происходит постоянное срабатывание защиты генератора, то пожарный аварийно-спасательный автомобиль подлежит отправке на стационарную проверку.
189. При эксплуатации генератора электросиловой установки ведется журнал, в котором регулярно записываются показания измерительных приборов, время работы и остановки, отклонения от нормы в его работе и работе двигателя, а также фиксируются осмотры и текущий ремонт.
190. Во время работы с выносной электростанцией необходимо соблюдать следующие требования:
1) выполнять требования технической документации по эксплуатации электростанции;
2) находиться у электростанции и следить за показаниями контрольных приборов;
3) проверять нагрузку генератора периодически по амперметру, наблюдать за щетками на контактных кольцах генератора. При повышенном искрении установить его причины и устранить неисправность;
4) следить за указателем давления масла (при падении давления масла в системе смазки немедленно остановить двигатель и устранить неисправность), за температурой подшипниковых узлов двигателя и генератора (неисправности в подшипниках сопровождаются их повышенным нагревом и увеличением шума);
5) постоянно контролировать работу двигателя и генератора. При возникновении повышенных уровней шума, стука при работе двигателя остановить двигатель для устранения неисправности.
191. Перед началом выполнения работ со стационарной и выносной лебедкой от мотопривода или гидропривода водитель убеждается в отсутствии людей в опасной в случае обрыва троса лебедки зоне. Наматывание троса на барабан лебедки производится при отсутствии людей в опасной зоне.
192. Во время проведения работ принимаются меры по предотвращению попадания рук или других частей тела в движущиеся (вращающиеся) части лебедки или под перемещаемый груз.
193. Запрещается эксплуатация лебедки при неисправном состоянии троса, превышении допустимых нагрузок, недостаточной видимости зоны проведения работ, неправильно навитом тросе на барабан.
194. При работе дисковой пилой с электроприводом соблюдаются следующие меры безопасности:
1) режущий диск при неработающем инструменте не касается посторонних предметов;
2) при внезапной остановке электродвигателя (вследствие исчезновения напряжения в сети, зажима режущего диска), а также при переходах от реза к резу электродвигатель пилы выключается;
3) пила отключается при техническом обслуживании, перерывах в работе и после окончания работы.
195. При работе дисковой пилой с электроприводом запрещается:
1) работать на открытых площадках во время атмосферных осадков, в помещениях с взрывоопасной или химически активной средой, а также в условиях воздействия капель и брызг;
2) работать при неисправном режущем диске (трещины, выщербины и поломки края режущей поверхности диска);
3) работать при отсутствии защитного кожуха;
4) допускать соприкосновение электрокабеля с горячими и масляными поверхностями;
5) работать пилой при повреждении штепсельного соединения, электрокабеля, неисправности выключателя, круговом искрении щеток на коллекторе, появлении дыма или запаха, появлении повышенного шума, стука, вибрации, поломки корпусных деталей и других повреждениях.
196. При использовании гидравлического аварийно-спасательного оборудования и инструмента проверяется состояние шлангов и соединительных штуцеров. Осматриваются режущие кромки инструмента, которые в случае неисправности — заменяются, затем протираются маслом.
197. Запрещается работать с гидравлическим аварийно-спасательным оборудованием при:
1) подтекании жидкости из гидросистемы (штуцеров, шлангов, уплотнительных колец);
2) наличии сколов режущей поверхности инструмента;
3) ослаблении крепления губок режущего элемента.
198. При работе с дымососом необходимо соблюдать следующие требования:
1) не допускать включение дымососа, не подготовленного для проведения работ, и без команды руководителя тушения пожара;
2) исключать возможность попадания посторонних предметов в вентилятор дымососа;
3) не производить эксплуатацию дымососа без защитной сетки.
Приказ Минтруда России от 11.12.2020 № 881н
«Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны»
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2020 № 61779)
Приказ № 630 об охране труда в пожарной охране
Безопасность работников должна быть приоритетом для любой организации. Однако там, где здоровье и даже жизнь сотрудников подвергается реальной опасности в силу характера их должностных обязанностей, этот вопрос становится принципиальным. Это касается и подразделений пожарной охраны, в которой порядок реализации мер по охране труда регулируется на государственном уровне.
Законодательная база безопасности сотрудников пожарной охраны
В течение длительного времени для этой сферы деятельности применялся приказ МЧС от 31 декабря 2002 года N 630, который вводил в действие особые правила охраны труда для подразделений Государственной противопожарной службы Министерства. Он также известен под аббревиатурой ПОТРО-01-2002.
Этот нормативный документ не следует путать с приказом 630 о переподготовке военнослужащих, который был принят Министерством обороны 21 октября 2015 года. Приказ 630 о переподготовке распространяет свое действие на вопросы профессионального переобучения отдельных категорий военнослужащих, проходящих контрактную службу, по одной из гражданских специальностей.
В приказе № 630, разработанном МЧС, всесторонне определялись задачи по сохранению жизни и здоровья работников противопожарной службы, которые включали систему мер по следующим направлениям:
- социально-экономическое;
- организационно-техническое;
- санитарно-гигиеническое;
- лечебно-профилактическое;
- реабилитационное;
- прочие.
Охрана труда по 630 приказу МЧС должна была обеспечивать сохранение здоровья работников и их работоспособности в ходе выполнения должностных обязанностей.
Этот нормативный документ действовал в течение 12 лет. Однако впоследствии приказом МЧС от 15 апреля 2015 года N 183 он был отменен. Это, однако, не означало, что вопросы охраны труда работников противопожарной службы больше не находятся в сфере интересов государства. Для регулирования этих задач заранее, в конце предыдущего года, был принят другой правовой акт.
Однако, поскольку теперь основным государственным органом, ответственным за формирование и реализацию федеральной политики в области безопасности труда, стал Минтруд, именно он разработал и принял новый нормативный документ. Им стал приказ Министерства от 23 декабря 2014 года N 1100н. Суть этого приказа фактически осталась прежней: он утвердил новые правила по охране труда в подразделения государственной противопожарной службы (ГПС).
Организация работ по охране труда в ГПС: общие требования
Невзирая на то, что работа сотрудников пожарной охраны имеет выраженную специфику, в области безопасности персонала здесь во многом действуют общие требования, применяющиеся и к другим категориям сотрудников. Так, согласно положениям приказа № 1100 правила проведения подготовки по ОТ в ГПС, как и в других сферах деятельности, регулируются совместным постановлением Минобра и Минтруда от 13.01.2003 N 1/29. Этот нормативный документ предусматривает два основных вида подготовки:
- инструктаж по ОТ;
- обучение по ОТ.
Инструктаж проводится с применением инструкций, разработанных отдельно для каждого вида инструктажа и категории работников. При этом, однако, согласно пункту 2 приказа № 1100 в подразделениях пожарной охраны при составлении инструкций ответственные лица должны руководствоваться Правилами по ОТ, утвержденными для этой области деятельности.
Еще один общий момент в регулировании деятельности в сфере безопасности труда работников ГПС — применение индивидуальных и коллективных защитных средств, обеспечивающих минимизацию воздействия опасных факторов. Правила обеспечения сотрудников такими средствами регулируются приказом Минздрава от 1 июня 2009 года N 290н.
Особые правила ОТ в работе пожарной охраны
Однако, конечно, работа сотрудников государственной противопожарной службы — это совершенно особый вид деятельности, сопряженный с высоким уровнем опасности. Поэтому для данной категории сотрудников, помимо общих требований, применяемых и к другим категориям персонала, для гарантии их безопасности применяются и специальные правила, сформулированные в приказе № 1100. Они имеют системный характер и охватывают все аспекты работы в этой сфере. В структуре приказа имеются следующие разделы:
- правила эксплуатации зоны выполнения работ, используемой вспомогательной техники и инструментов. В этом разделе отдельно выделяются правила эксплуатации особых типов помещений, включая караульное помещение, комнату для еды, центральные пункты обеспечения пожарной связи, гараж, рукавную базу, аккумуляторное помещение и проч.
- порядок эксплуатации профессионального пожарного оборудования и его технического обслуживания. В данном разделе приводятся правила применения пожарных автоцистерн, насосно-рукавных автомобилей, автомобилей, порошкового, газового и смешанного газово-порошкового тушения, автолестниц и коленчатых автоподъемников, аварийно-спасательной техники и проч.;
- обеспечение охраны труда в ходе осуществления разных технологических процессов. В этой части нормативного документа описывается порядок несения службы в дежурных караулах, выезда и следования к месту возгорания, разведки пожара, проведения аварийно-спасательных работ в зоне возгорания и разрушения, работы с инженерными сетями и проч.
В приложении к правилам, утвержденным приказом № 1100, приводится список веществ и химических соединений, при которых производить тушение водой может быть опасно. Эти сведения оформлены в виде таблицы, в которой зафиксировано название вещества или соединения, его химическая формула, а также возможная реакция при контакте с водой — это может быть взрыв, воспламенение, повышение температуры или другие нежелательные эффекты.
Основные требования охраны труда
Важнейшими требованиями охраны труда работников противопожарной службы, зафиксированными в соответствующих подразделах Правил, можно назвать следующие нормы:
- помещения должны обеспечиваться аптечками первой помощи;
- работники обеспечиваются средствами личной защиты;
- пожарная техника должна иметь инвентарный номер, сертификат соответствия и сертификат пожарной безопасности, а также регулярно проходить испытания на предмет работоспособности;
- управление спецтехникой могут осуществлять только работники, прошедшие особую подготовку;
- при заступлении на дежурство ответственный специалист обязан провести осмотр пожарной техники;
- при заступлении на дежурство начальник смены обязан провести комплексную проверку готовности подразделения к экстренным ситуациям, включая готовность личного состава, техники, помещений и средств связи, а также инструктаж работников о требованиях ОТ с учетом параметров текущей обстановки;
- все работники обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, охраны труда и производственной санитарии.
Выполнение этих правил, дополненное следованием инструкциям по эксплуатации конкретных объектов, обеспечивает минимизацию рисков для здоровья и жизни сотрудников в ходе работы.
Требования безопасности при эксплуатации пожарных автомобилей
Автомобиль является не только транспортным средством, но и источником повышенной опасности ввиду своих эксплуатационно-технических характеристик. Поэтому при его использовании и хранении следует применять правила пожарной безопасности во избежание возникновения воспламенения. Это относится к особенностям эксплуатации, технического обслуживания, правилам постановки ТС на стоянку либо в гараж.
Правила пожарной безопасности эксплуатации ТС
Топливные баки автомобилей всегда должны быть закрыты, для чего следует проверять герметичность закрытия заливных горловин. В том случае, если имеется течь в баке, автомобиль запрещено ставить на стоянку.
На стоянке не должно быть предметов, которые мешали бы произвести перемещение транспорта при пожаре. Аналогично запрещается курить и работать с открытым огнём, хранить горючие и воспламеняющиеся вещества на стоянках. Водителям запрещается разогревать двигатели, коробки передач и мосты, прочие узлы автомобилей открытым огнём. Во избежание воспламенения нельзя оставлять автомобиль с включённым двигателем или бросать в нём промасленный материал и рабочую одежду.
На временных стоянках в полевых условиях следует обязательно пропахать полосу шириной не менее 1 м, а само место стоянки очистить от древесных и травянистых остатков, стерни. Временная стоянка располагается на расстоянии не менее 100 м от злаковых полей, стогов и скирд, мест лесозаготовки.
Во время заправки автомобиля топливом необходимо заглушить двигатель, выполнить заземление бака или цистерны при помощи цепочки, обеспечить герметичность в месте соединения сливного шланга с приёмным патрубком. В случае возникновения протекания топлива следует срочно его устранить, а топливо засыпать песком.
Автомобили, осуществляющие перевозку легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и веществ, обеспечивают песком и лопатой, двумя огнетушителями ОП-5. На отверстиях в баках и цистернах устанавливают взрывобезопасные сетки, на цистернах – устройства для заземления при сливе и наполнении жидкостей.
В том случае, если на автомобиле неисправна топливная система, запрещается подача прямо в карбюратор бензина при помощи шланга или другим способом. Мойку двигателя нельзя осуществлять бензином или прочими легковоспламеняющимися жидкостями. Водитель обязан следить, чтобы на двигателе и картере не было масла или грязи. Нельзя использовать открытое пламя при диагностике неисправностей автомобиля, курить при открытом баке или вблизи от любых элементов системы питания.
Техническое обслуживание автомобилей с ГБО
Как показывают статистические данные, автомобили с ГБО намного реже попадают в пожаро- и взрывоопасные ситуации. Основной причиной пожаров на них, как правило, является негерметичность газовой системы (свыше 60 % пожаров связаны с ней, причём в основном из-за изменений, которые владельцы вносили в конструкцию оборудования и самовольного ремонта). Почти 10 % пожаров случились из-за нарушения техники безопасности и правил ремонта ГБО.
Водители ГБА должны запомнить, что перед постановкой на стоянку следует использовать газ в системе и перекрыть вентиль на баллоне. Ставить автомобили с ГБО на стоянку в подземные автостоянки и паркинги запрещено. Пуск автомобиля после долгой стоянки осуществляется при открытых капоте и дверях. Также необходимо обращать внимание на возможность утечки газа и появление его запаха, регулярно проводить профилактический осмотр ГБО при помощи пены для бритья и кисти. Водитель должен помнить, что моторный отсек – самое пожароопасное место автомобиля. Наибольшее количество возгораний начинается именно здесь либо во время движения, либо при запуске двигателя.
Заправка автомобилей сжиженным газом проводится таким образом, чтобы уровень жидкости не превышал максимально допустимой отметки, а объем паровой подушки оставался прежним. В противном случае происходит превышение допустимого давления, в результате чего может произойти разрыв газового баллона.
При заправке газом запрещается находиться вблизи газонаполнительного шланга, осуществлять регулировку или ремонт двигателя, выполнять подтягивание гаек или стучать по ним металлическими инструментами. Нельзя, чтобы во время заправки в автомобиле был взрывоопасный груз. Следует учитывать свойство сжиженного газа забирать тепло при испарении, поэтому при заправке обязательно пользуются защитными перчатками.
Особенности ремонта техники
Ремонтные работы в автомобиле проводятся при выключенном двигателе и зажигании при освещении лампами мощностью до 12 В. Перед заменой предохранителя необходимо устранить причину короткого замыкания. В месте подзарядки аккумулятора не используют открытые источники огня, во избежание взрыва смеси водорода и кислорода. Клеммы аккумулятора должны плотно контактировать с зажимами.
Промывка агрегатов и деталей автомобиля выполняется негорючими составами, а если двигатель работает на неэтилированном бензине, это можно делать керосином. Ремонт топливного бака и топливопроводов осуществляют при слитом горючем. Если выполняется ремонт газовой аппаратуры, необходимо пользоваться инструментом, который изготовлен из неискрящих материалов типа алюминия, латуни. Систему электрооборудования на автомобилях с ГБО проверяют и обслуживают при закрытии вентилей и после естественной вентиляции пространства под капотом.
Водитель должен знать о пожарной опасности отдельных узлов, агрегатов, ГСМ, а также представлять себе, что несвоевременно проведённое ТО увеличивает риск возникновения Неконтролируемое горение вне специального очага, приносящее материальный ущерб.
«>пожара на автомобиле. Поскольку наличие значительного количества электрооборудования и обшивка автомобиля могут отягчить результаты возгорания, это следует обязательно учесть.
Применение огнетушителей на автомобилях
Огнетушитель является неотъемлемой частью комплектации транспортного средства. Обычно ТС оснащают хладоновыми или порошковыми огнетушителями. Можно использовать углекислотные огнетушители, имеющие огнетушащую способность для ликвидации пожара класса В. Конструкция огнетушителя должна иметь соответствующую вибрационную прочность. Для заправки в порошковый огнетушитель используют смеси класса АВСЕ.
Объём огнетушителя для легковых и грузовых ТС, особо малых автобусов должен быть не менее 2 л. Другие автобусы, осуществляющие перевозку людей, комплектуют двумя огнетушителями типа ОП-2 или ОП-5. ТС, перевозящие нефтепродукты и опасные грузы, снабжают двумя огнетушителями ОП-5, которые размещают соответственно на шасси и цистерне (в кузове). Для большегрузных ТС достаточно иметь один огнетушитель ОП-5. Огнетушители располагают в удобном для водителя месте, если их размещают вне кабины, то защищают от осадков, грязи, лучей и прочих природных факторов. Крепления огнетушителя должны быть надёжными и исключать его выпадение при случае возникновения аварийной ситуации.
Чёткое соблюдение правил пожарной безопасности позволяет обеспечивать надёжную и длительную эксплуатацию ТС, без риска возникновения возгорания. Поэтому водители должны придерживаться требований инструкции по пожарной безопасности при использовании автомобиля.
Требования охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании пожарной техники
Основные требования правил охраны труда при эксплуатации пожарно-технического оборудования установлены Приказом Минтруда от 23.12.2014 № 1100н и обязательны для применения во всех пожарных частях и отделениях. На их базе учреждения разрабатывают и утверждают локальные инструкции в сфере безопасной эксплуатации имеющихся у них технических устройств и оборудования.
Требования правил охраны труда при эксплуатации пожарно-технического и аварийно-спасательного оборудования
Обязательства соблюдать правила безопасной работы техники ФПС и МЧС возлагаются на руководителей их частей. Все техсредства пожарных подразделений обязательно должно быть сертифицированы и приняты на учет должным образом. Объекты, не имеющие инвентарного номера и отметок о проведении испытаний, подлежат выводу из эксплуатации и не должны применяться в работе по причине неисправности.
До того как запустить в работу технические средства и транспорт, персонал пожарной части должен пройти обучение и иметь по его итогам необходимый допуск. Перед каждым дежурством требования охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании пожарной техники предписывают проводить ее визуальный осмотр на предмет исправности. Работать со стендами по диагностике могут только сотрудники, имеющие соответствующую группу допуска.
При техобслуживании и наладке техники запрещено:
- Увеличивать длину ключей трубами, бить по ним молотком или кувалдой, или применять прокладку между ним и болтом при вращении;
- Использовать незаземленные станки и оборудование
Требования безопасности, предъявляемые к пожарной технике и птв
Применение в работе неисправного оборудования запрещено, поскольку от этого напрямую зависит безопасность персонала пожарной службы. Характеристики используемого оборудования должны пребывать в полном соответствии с технической документацией завода изготовителя и внесение каких-либо конструктивных изменений недопустимо.
До начала эксплуатации все приспособления, транспортные средства, инвентарь проходят испытание. Аналогичной процедуре они подвергаются и в процессе несения службы в утвержденные в части сроки. Результаты проверок в обязательном порядке фиксируются в журнале. Пожарные лестницы подлежат, как минимум, ежемесячной проверке.
Все требования безопасности при эксплуатации пожарных автомобилей в части текущего применения в работе их электросистем, сосудов и гидросистем под давлением определяются утвержденными для них правилами.
Ответственность за исправность пожарной машины, своевременное ее обслуживание несут водители и мотористы. Доступ в кабину автомобиля, а также ко всему оборудованию, установленному на нем, должен быть удобным и безопасным. Все двери снабжаются запорными устройствами, обеспечивающими надежную фиксацию как в закрытом, так и в открытом состоянии. Крыши корпуса и платформы кузова комплектуются специальным настилом, препятствующим скольжению. Кроме того, обязательным является наличие на платформах бортов высотой не менее 10 см. Электронная система защиты электропроводки должна обеспечивать ее отключение в случае повреждения изоляции.
Пожарные защитные костюмы
Применяющиеся огнезащитные костюмы должны соответствовать требованиям нормативных документов, не причинять неудобств ее пользователю и быть безопасными для него при ликвидации возгораний. Спецодежда пожарных не применяется в случае:
- физического износа, наличия на них повреждений;
- не соответствие утвержденному образцу;
- в случае отсутствия на них качественных сертификатов;
- в случае превышения уровня неблагоприятного воздействия над степенью защиты, обеспечиваемой костюмом;
- при отсутствии теплозащитного покрытия или инструкции по использованию.
Пояса пожарные спасательные и поясные карабины пожарные
Состояние страховочного и технического вооружения подлежит обязательной визуальной оценке перед началом рабочей смены на предмет выявления повреждений и неисправностей. Пожарный пояс не должен эксплуатироваться в случае:
- Механические разрывы, проколы полотна пояса;
- Дефектов фурнитуры ремня;
- Отсутствия или нарушения заклепок;
- При невозможности закрепить конец пояса из-за отсутствия хомутика;
- Присутствия трещин, вмятин, порывов на конструктивных элементах пояса.
Карабин выводится из эксплуатации:
- При видимых повреждениях, препятствующих его безопасному использованию;
- При выявлении некорректной работы пружинного механизма или шарнирного затвора.
Все описанные устройства должны надежно крепиться в соответствии с документацией завода изготовителя и обеспечивать безопасную работу пожарного расчета.
Спасательные веревки
При эксплуатации веревок в частях ФПС или МЧС необходимо соблюдать следующие требования:
- Их хранение допускается исключительно в специальных кожухах в смотанном состоянии;
- Соответствие действующим нормам пожарной безопасности;
- Не допускается наличие утолщений, влажности, частичных разрывов (не более 15 порывов отдельных нитей на каждые 2 метра).
Начальник отделения проводит визуальный осмотр веревки не реже, чем каждые 10 дней и записывает результаты инспекции в специальный журнал. Начальники караулов обязаны проверять ее, в том числе на разрыв перед каждым занятием или после практического применения.
Для обследования веревки на возможность порыва, ее прикрепляют на всю длину, после чего на ней в течение 1-2 секунд висят 3 человека. Если после этого увеличение ее длины сохраняется, она признается негодной к использованию.
Средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения
Текущее использование и поддержание в рабочем состоянии средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения осуществляется на основании Наставлений по организации газодымозащитной службы.
Кислородоизолирующие противогазы (птв) относятся к индивидуальному оснащению и могут применяться лицами прошедшими медобследование и соответствующее обучение. Баллоны со сжатым воздухом и прилагаемые к ним аппараты для дыхания не относятся к предметам индивидуального пользования, однако прилагаемые к ним маски эксплуатируются по правилам для противогазов, приведенных выше.
При смене пользователя птв или маски для дыхания, а также в случае если пожарный подвергся инфекционному заражению, переболел, индивидуальная оснастка подлежат обязательной санитарной обработке. При использовании птв или масок их владелец несет полную ответственность за соблюдение правил эксплуатации и обслуживания подобных изделий. Применение неисправных средств защиты органов дыхания и зрения не допускается до момента восстановления их работоспособности после ремонта, о чем делается запись в соответствующем журнале.
Источник: