Требования к лифтам по пожарной безопасности
Пожарная безопасность лифтов: правила и требования
При возникновении пожара внутри объекта с лифтом, возникает опасность задымления шахт, кабин, блокировки людей, находящихся в них, из-за повреждения оборудования.
Пожарная безопасность лифтов – это уровень защиты оборудования, пассажиров, грузов от огня, дыма и высокотемпературного теплового воздействия.
За ее обеспечение отвечают:
- Собственники зданий, их частей, где они установлены.
- Организации, на балансе которых находятся объекты с лифтами.
- Управляющие компании или ТСЖ.
- А также предприятия, осуществляющих установку и технический сервис оборудования.
Пассажирский лифт внутри здания
Требования пожарной безопасности
Согласно ГОСТ 33605-2015, дающего термины, определения лифтовому хозяйству, лифты – это устройства, перемещающие людей и/или грузы с одного этажа/уровня строительного объекта на другой внутри кабины, что движется по жестким направляющим с углом отклонения от вертикали не больше 15°.
- Лифты пассажирские.
- Грузопассажирские.
- Грузовые лифты.
- Для транспортировки пациентов медицинских учреждений, часто называемые больничными.
- Лифты для пожарных подразделений, позволяющие использовать их для разведки, ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Противопожарные требования к лифтам изложены во многих законодательных, нормативных документах, начиная со статей 88, 89, 140 ФЗ-123 – «Технического регламента о требованиях ПБ»:
- Предел стойкости к огневому воздействию дверей шахт – не ниже EI 30, а на объектах высотой не больше 28 м – Е 30.
- Строительные конструкции ограждения лифтов, размещенных вне лестничных отсеков, машинных отделений, за исключением размещаемых на кровле, должны отвечать параметрам огнестойких перегородок первого типа, перекрытий – третьего типа. При этом не предъявляются требования по огнестойкости к строительным элементам, разделяющим шахты, машинные помещения.
- Строительные проемы шахт, выходящие в холлы, фойе, коридоры, кроме поэтажных площадок лестниц, следует заполнять дверями, стойкостью к огню не меньше EI 30; противопожарными шторами с пределом не меньше EI 45, автоматически заполняющими проемы при обнаружении очага возгорания.
- В строительных объектах, чья высота равна/больше 28 м, шахты лифтов, не обеспеченные тамбур-шлюзами с избытком воздушного давления, холлами с системами его подпора, необходимо оснащать вентиляционными установками, создающими избыток воздушного давления в лифтовых шахтах.
- В подземных этажах строительных объектов входы в лифты должны быть защищены тамбур-шлюзами первого типа, обеспеченными при возникновении возгорания установками нагнетания избыточного воздушного давления.
- Эвакуационными путями эвакуации не следует считать лифты, коридоры объектов с выходами из лифтов; лифтовые холлы, тамбуры лифтов, если их ограждения не являются строительными преградами огню.
- На площадках этажей зданий около лифтов, используемых людьми, чья возможность передвижения ограничена, следует создавать зоны безопасности, защищенные от контакта с опасными факторами пожара, где они будут дожидаться прибытия пожарно-спасательных подразделений. К таким лифтам предъявляют требования ПБ, аналогичные для подъемного оборудования, предназначенного для транспортирования бойцов пожарных формирований.
СП 112.13330.2011, регламентирующий ПБ объектов, указывает:
- В строительном объеме лестниц, за исключением незадымляемых, следует устанавливать не больше 2 лифтов для пассажиров, что опускаются до 1 этажа здания. При этом элементы ограждения шахт следует выполнять из негорючих стройматериалов, без требований к стойкости к огню.
- Аналогичные требования предъявляются для шахт, возводимых вне строительного объема строений.
- Не допускается устраивать выходы из грузовых лифтов в лестничные отсеки строительных объектов.
Противопожарные требования к видам, устройству лифтов также установлены рядом национальных стандартов:
- ГОСТ 34442-2018 – о пожарной безопасности лифтов, регламентирующий требования к пассажирским, грузопассажирским лифтам, не предназначенным для продолжения эксплуатации при возникновении пожара внутри строительных объектов.
- Его действие распространяется на вновь устанавливаемые устройства, предназначенные для транспортировки пассажиров и/или грузов, на объектах, защищенных установками сигнализации о пожаре; а также он может использоваться в качестве нормативной базы для повышения уровня пожарной безопасности эксплуатируемых лифтов.
- ГОСТ Р 53296-2009– об установке лифтов для пожарных подразделений, которые в нормальных условиях могут эксплуатироваться для перевозки пассажиров.
Машинными отделениями лифтов называют специальные помещения, выделенные стенами/перегородками, перекрытиями с дверями/люками, предназначенные для установки одного/нескольких приводов кабин лифтов, другого лифтового оборудования. В многоквартирных домах они размещаются на верхнем, техническом этаже, а в общественных зданиях, по СП 118.13330.2012*, их допустимо размещать также в подземном этаже.
Машинные отделение лифтов и пожарная безопасность которых у многих жильцов многоэтажных домов нередко вызывает опасения, на самом деле не настолько пожароопасные помещения, ведь категория машинного помещения лифта по пожарной безопасности – В4.
Это обусловлено невысоким объемом удельной пожарной нагрузки – наличием приборов управления, электродвигателя привода лифта, электрических кабелей, проводов; небольшого количества смазочных материалов, нанесенного на элементы механизмов подъемного-опускного оборудования.
К пожароопасным помещениям строительных объектов категории В СП 12.13130.2009 относит те, что характеризуются следующими видами пожарной нагрузки – горючими, трудногорючими материалами, веществами, находящимися в твердом, пылеобразном, волокнистом, жидком состоянии, которые взаимодействуя друг с другом, водой, окислителями, включая кислород воздуха, способны только гореть.
В зависимости от общего количества, способов размещения, физико-химических свойств этих материалов, хранящихся на площадях пожароопасных помещений категории В, их подразделяют на четыре типа – от В1 до В4, которая с нормативными показателями удельной пожарной нагрузки 1–180 МДж·м -2 является наименее опасной.
Критерием определения категорий В1–В4 служит отношение удельной пожарной нагрузки к площади размещения, которая для категории В4 на любых участках пола помещения не должна быть больше 10 м 2 .
СП 5.13130 не включает в перечень объектов защиты шахту и кабину лифта, которые нет необходимости оборудовать установками сигнализации и тушения пожаров. К В4 относится только машинное отделение, потому что это помещение.
В СП 12.13130 дается методика расчетов категорий по пожарной опасности, позволяющие определить машинные отделения как помещения категории В4.
Согласно расчетам на основе методик СП 12.13130, к таким помещениям так же относятся (категории В4) :
- Электрощитовые.
- Вентиляционные камеры.
- Машинные отделения лифтов.
В связи с этим сигнализация в них не требуется.
Лифтовые холлы
Стоит еще немного рассказать отдельно про лифтовые холлы в свете требований законодательства, противопожарных норм:
- В статье 88 ФЗ-123 указывается, что цеха, имеющие категории А, Б по взрывопожарной опасности, необходимо отделять от других отсеков объекта, в том числе лифтовых холлов, преградами с тамбурами, имеющими постоянный воздушный подпор.
- СП 54.13330.2016 – в лифтовых холлах жилых многоквартирных домов необходимо устанавливать двери со светопрозрачным остеклением из армированного стекла.
- СП 118.13330 указывает, что в общественных зданиях ширина холлов лифтов для пассажиров выполняется не меньше 2 м при расположении лифтов в один ряд, а глубина лифтовой кабины не больше 1,5 м; 2, 5 м – при глубине 1, 5–2 м; 1, 3 глубины кабины, если она больше 2 м.
При расположении лифтов в два ряда ширина лифтового холла принимается не меньше удвоенной глубины кабины.
Нормы правил пожарной безопасности
«ППР в РФ» запрещают на защищаемых объектах:
- Устанавливать в лифтовых холлах объекты розничной торговли – киоски, ларьки, а также устраивать подсобные, складские помещения, организовывать хранение горючих материалов.
- Размещать в лифтовых холлах оборудование, изделия, а также производственные отходы, мусор.
Руководитель организации должен обеспечить незадымляемость лифтовых холлов, что используются как безопасные зоны для граждан, ограниченных в возможности самостоятельного передвижения. Это достигается поддержанием в исправном состоянии строительных преград огню, заполнений в них, систем противодымной защиты; наличием средств защиты дыхания, связью с помещением пожарного поста, размещением знаков ПБ, указывающих направление движения.
Довольно много противопожарных требований изложено в «Техническом регламенте о безопасности лифтов», касающихся документального сопровождения, включая наличие сертификатов пожарной безопасности, использования, технического лифтового оборудования; а также диспетчерского контроля за их работоспособностью, методах безопасной эвакуации пассажиров из кабин.
Пожарная сигнализация в лифте
Вопрос: Нужна ли пожарная сигнализация в лифте?
По нормам – ни в машинном отделении, ни в шахте лифта, ни в кабине сигнализация не нужна.
В машинном отделении, потому что это В4, о чем есть прямое указание в СП 5.13130 по сигнализации; в кабине и шахте – они нигде не упоминаются в нормах. Так что на это вопрос можно и развернуто ответить, а можно кратко – нет, не нужна.
Пожарные извещатели в кабине лифта компании производители, которые входят в систему пожарной сигнализации – это совокупность систем безопасности здания и установки обнаружения очага возгорания, смонтированной внутри лифтовой кабины. Обычно состоит из дымового пожарного извещателя в защищенном исполнении, смонтированного за подвесным потолком пассажирской кабины.
Блок управления лифтами, подключенный к системам пожарной сигнализации объекта, позволяет при срабатывании отправлять управляющий сигнал для принудительного опускания лифтовой кабины на 1 этаж здания, блокировки ее для дальнейшего использования во время пожара.
Виды сигнализации, которые устанавливают внутри строительного объекта, оснащенного лифтами, зависят от его назначения, основного вида пожарной нагрузки. Чаще всего это комплекс приемно-контрольных приборов с датчиками дыма, подсоединенных к централизованной панели управления, установленной в помещении диспетчерской (пожарного поста).
ВАЖНО: шахта лифта, по сути, является трубой, по которой открытый огонь и ядовитые дымовые газы могут чрезвычайно быстро распространиться по всем этажам строительного объекта, если не будет обеспечена комплексная пожарная безопасность лифта.
Комплекс противопожарных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности лифтов
Выделение лифтовых шахт, машинных отделений, лифтовых холлов, тамбуров противопожарными преградами с огнестойким заполнением проемов в них как на стадии проектирования, так и в процессе строительства, эксплуатации зданий.
Блокировка управляющей аппаратуры лифтового оборудования с системами сигнализации, противодымной защиты для оперативной доставки кабины лифта на первый этаж здания для эвакуации пассажиров, невозможности дальнейшего использования до ликвидации пожара.
Соблюдение противопожарного режима на путях эвакуации в зонах лифтовых холлов.
Заключение руководителями объектов договоров со специализированными предприятиями, осуществляющими технический сервис лифтового оборудования, систем пожарной автоматики.
Организация постоянного диспетчерского контроля за работоспособностью лифтов.
Требования к лифтам по пожарной безопасности
Lifts. Fire safety
Дата введения 2019-05-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Ассоциацией «Российское лифтовое объединение» (Ассоциация «РЛО»), Открытым акционерным обществом «МОС ОТИС» (ОАО «МОС ОТИС») на основе собственного перевода на русский язык немецкоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 28 сентября 2018 г. N 112-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2018 г. N 819-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34442-2018 (ЕN 81-73:2016) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 мая 2019 г.
5 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к европейскому стандарту EN 81-73:2016* «Правила безопасности по устройству и установке лифтов. Специальное применение пассажирских и грузопассажирских лифтов. Часть 73. Работа лифтов при пожаре» («Sicherheitsregeln die Konstruktion und den Aufbau von — Besondere Anwendungen Personen-und — Teil 73: Verhalten von im Brandfall», MOD) путем изменения его структуры для приведения в соответствие с правилами, установленными в ГОСТ 1.5 (подразделы 4.2 и 4.3); путем изменения фраз, слов, которые выделены в тексте курсивом**; путем включения дополнительных структурных элементов (пункт 5.3.8 и подраздел 5.4), которые выделены путем заключения их в рамки из тонких линий, а информация с объяснением причин включения этих положений приведена в указанных пунктах в виде примечаний; путем включения дополнительных ссылок, которые выделены полужирным курсивом.
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей;
** В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделах «Предисловие» и «Библиография» приводятся обычным шрифтом, остальные по тексту документа выделены полужирным курсивом. — Примечания изготовителя базы данных.
При этом в настоящий стандарт не включены ссылки на EN 81-20:2014, EN 81-72, EN 81-77, EN ISO 7010, EN ISO 12100:2010, а также стандарты, приведенные в библиографии европейского стандарта, которые нецелесообразно применять в настоящем стандарте в связи с различиями в законодательстве государств — участников Соглашения в области пожарной безопасности; приложение В примененного европейского стандарта в связи с тем, что приведенные в нем положения нецелесообразно применять, так как они относятся к области требований нормативных документов по эксплуатации зданий, а также приложения ZA, ZB, которые нецелесообразно применять в связи с тем, что они относятся к правилам оформления европейских стандартов в части указания связи примененного европейского стандарта с европейскими Директивами по лифтам 2014/33/EU и по машинам и механизмам 2006/42/EC.
Указанные структурные элементы приведены в дополнительном приложении ДА.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного европейского стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).
Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой указанного европейского стандарта приведено в дополнительном приложении ДБ
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
При возникновении пожара в здании существует опасность использования лифтов пассажирами, поскольку они не осведомлены об имеющихся в этом случае рисках и лифты не выведены из режима «Нормальная работа». За исключением некоторых специальных случаев, лифты не предназначены для использования во время пожара.
Настоящий стандарт имеет целью:
a) в случае возникновения пожара уменьшить для пользователей риск заблокирования в кабине лифта;
b) обеспечить пожарных информацией об отсутствии пассажиров в кабине лифта, прибывшего на назначенный этаж;
c) уменьшить для пассажиров, находящихся в кабине, риск подвергнуться воздействию опасных факторов пожара (огонь, дым).
Настоящий стандарт разработан на основе следующих положений:
— требования распространяются на все лифты, предназначенные для транспортирования пассажиров или пассажиров и грузов, оборудованные приводами всех типов (включая лифты без машинных помещений);
— обеспечивается четкая граница между функционированием систем пожарной сигнализации здания и системы управления лифта;
— автоматическая система пожарной сигнализации здания направляет сигнал в систему управления лифта, инициируя переключение лифта в режим «Пожарная опасность». В качестве альтернативы возможно применение ручного переключателя для подачи сигнала в систему управления лифта;
— система управления лифта обеспечивает работу лифта в режиме «Пожарная опасность» после получения сигнала из системы пожарной сигнализации;
— при отсутствии сигнала из системы пожарной сигнализации здания лифты находятся в режиме «Нормальная работа» по перевозке пассажиров или пассажиров и грузов;
— обеспечивается надежная работа системы пожарной сигнализации здания;
— в зависимости от особенностей системы пожарной сигнализации здания возможны различные алгоритмы работы лифта;
— требования настоящего стандарта должны учитываться при проектировании и строительстве зданий.
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает требования пожарной безопасности к лифтам, не предназначенным для использования во время пожара.
1.2 Стандарт распространяется на новые лифты, предназначенные для транспортирования людей или людей и грузов, устанавливаемые в зданиях, оборудованных системой пожарной сигнализации.
1.3 Стандарт может быть использован в качестве базы для повышения пожарной безопасности находящихся в эксплуатации лифтов.
1.4 Настоящий стандарт не распространяется на:
— лифты, предназначенные для использования во время пожара (например, лифты для пожарных);
— лифты, предназначенные для эвакуации людей из здания в чрезвычайных ситуациях;
— ситуации, при которых пожар проник в шахту, в машинное помещение.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 33605-2015 Лифты. Термины и определения
ГОСТ 33653-2015 (EN 81-71:2005) Лифты пассажирские. Требования вандалозащищенности
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33605, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 система пожарной сигнализации здания:
3.1.1 система автоматической пожарной сигнализации: Система пожарной сигнализации, включающая в себя компоненты для автоматического обнаружения пожара, подачи сигнала о пожаре, а также инициирующая другие действия.
3.1.2 ручной переключатель режима работы лифта: Управляемое вручную устройство в виде расположенных за защитным стеклом переключателей (или кнопок), которые инициируют электрический сигнал в систему управления лифта для выполнения предусмотренной программы работы.
3.2 основной назначенный этаж: Этаж, определенный в соответствии со стратегией эвакуации из здания в качестве основного (главного) этажа для выхода при наличии другого(их) назначенного(ых) этажа(ей).
3.3 альтернативный(е) назначенный(е) этаж(и): Этаж(и), определенный(е) в соответствии со стратегией эвакуации из здания, на который(е) должен прибыть лифт в том случае, если на основном назначенном этаже автоматической системой пожарной сигнализации обнаружен пожар.
4 Перечень существенных опасностей
Настоящий раздел содержит перечень всех существенных опасностей, опасных ситуаций и событий, рассматриваемых в настоящем стандарте и основанных на анализе рисков, как важнейших для лифтов и требующих принятия мер по устранению или уменьшению риска.
Перечень существенных опасностей приведен в таблице 1.
Таблица 1 — Существенные опасности
Значительная опасность или опасная ситуация для лифтов при пожаре
Пункт настоящего стандарта
1 Механические опасности
5.1.4; 5.1.5; 5.3.4; 5.3.6; 5.3.7
2 Опасность заблокирования в кабине
3 Опасность удара дверями
4 Термическая опасность (высокая температура или дым)
5 Некачественные конструкции или неправильное размещение знаков безопасности
5.1.4; 5.3.5; 5.3.6; 5.3.8; 5.4
5 Требования безопасности и/или защитные меры
5.1 Основные требования
5.1.1 Общие положения
При возникновении пожара в здании система пожарной сигнализации* здания направляет в систему управления лифта электрический сигнал, инициирующий включение режима работы лифта «Пожарная опасность».
* Оборудование зданий системой пожарной сигнализации не относится к области ответственности лифтовых организаций.
Обзор требований пожарной безопасности к необходимости устройства лифтов для перевозки пожарных подразделений при проектировании зданий и сооружений
В соответствии с п. 7.15 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распостранения пожара на объектах защиты», в каждом пожарном отсеке зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 (дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больниц, спальных корпусов образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций) высотой более 10 метров, зданий и сооружений класса Ф1.3 (многоквартирные жилые дома) высотой более 50 метров, зданий и сооружений иных классов функциональной пожарной опасности высотой более 28 метров, подземных автостоянок, имеющих более двух этажей, должны предусматриваться лифты для транспортирования пожарных подразделений. По ранее действующему в этой части СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», в соответствии с п. 8.10* для зданий класса Ф 1.1 была установлена высота 5 м.
В связи с тем, что:
— п. 1.2 СП 4.13130.2013 ограничивает область действия СП для зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф 1.3 до 75 м, а для других зданий и сооружений до 50 м;
— область применения СП 54.13330.2011 «Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003» установлена для жилых зданий высотой до 75 м и таким же образом проводится деление их на пожарные отсеки;
— в соответствии с п. 6.7.10 СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», максимальная высота зданий класса Ф 1.1 составляет 9 м;
— для зданий высотой более 100м по вертикали устраивается несколько пожарных отсеков, а лифтовая группа, как правило, устраивается единой для всего здания, получается, что пожарный лифт имеется в каждом пожарном отсеке, и одновременно обслуживает несколько из них;
— в соответствии с п. 5.1.34 СП 113.13330.2012 «Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНИП 21-02-99*», в стоянках автомобилей следует предусматривать на каждый пожарный отсек не менее одного лифта, имеющего режим работы «перевозка пожарных подразделений»,
общие требования к необходимости устройства лифтов для пожарных можно резюмировать следующим образом:
в каждом пожарном отсеке зданий класса функциональной пожарной опасности класса Ф 1.3 высотой от 50 до 75 м, зданий и сооружений иных классов функциональной пожарной опасности высотой от 28 до 50 м, а также подземных автостоянках, должны предусматриваться лифты для транспортирования пожарных подразделений. Для зданий класса функциональной пожарной опасности класса Ф 1.3 высотой более 75 м, зданий и сооружений иных классов функциональной пожарной опасности высотой более 50 м, автостоянок с числом подземных этажей более двух, устройство лифтов для перевозки пожарных подразделений определяется требованиями, отражающими специфику противопожарной защиты конкретного здания (сооружения), изложенных в специальных технических условиях на проектирование противопожарной защиты, в которых должны содержаться мероприятия, компенсирующие отступления от действующих норм повышенными (дополнительными) требованиями по надежности и безопасности.
Ст. 140.4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» сообщает, что требования к лифтам для транспортировки подразделений пожарной охраны устанавливаются техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 принят технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР ТС 011/2011, устанавливающим, в том числе, следующие специальные требования безопасности к лифтам, обеспечивающим транспортирование пожарных во время пожара:
— размеры кабины и грузоподъемность лифта должны обеспечивать транспортирование пожарных с оборудованием для борьбы с пожаром и (или) спасаемых при пожаре людей;
— системы управления и сигнализация должны обеспечивать работу лифта под непосредственным управлением пожарных. Иные режимы управления лифтом должны отключаться;
— наличие режима управления лифтом, независимо от работы других лифтов, объединенных с ним системой группового управления;
— наличие визуальной информации в кабине лифта и на основном посадочном (назначенном) этаже о местоположении кабины и направлении ее движения;
— двери шахты лифта должны быть противопожарными, предел огнестойкости которых устанавливается в соответствии с требованиями к пожарной безопасности зданий (сооружений);
— наличие мер и (или) средства по эвакуации пожарных из кабины, остановившейся между этажами;
— использование в конструкции купе кабины материалов, снижающих риск возникновения пожарной опасности по применимым показателям горючести, воспламеняемости, дымообразующей способности, распространения пламени и токсичности при горении.
В настоящее время действуют национальные стандарты Российской Федерации ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях», устанавливающий требования пожарной безопасности к пассажирским лифтам, имеющим режим работы «перевозка пожарных подразделений» и ГОСТ Р 52382-2010 «Лифты пассажирские. Лифты для пожарных», устанавливающего требования непосредственно к конструкции лифтов для пожарных и из которого исключены положения, не относящиеся к объекту технического регулирования «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности».
Григорьев Д.В.
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Требования к лифтам для перевозки пожарных подразделений
Во время пожара запрещено использовать пассажирские и грузовые лифты в здании. Во-первых, они останавливаются после отключения энергоснабжения. Во-вторых, из-за недостаточной защиты от огня может заклинить механизм.
На случай ЧС в многоэтажных зданиях устанавливаются специализированные подъемники, которые продолжают функционировать во время возгорания.
- Пожарные лифты
- Что это такое
- Нормативные ссылки и стандарты
- Назначение
- Требования по безопасности
- Основные к лифтам
- К параметрам и размерам
- К установке в зданиях
- К используемым материалам
- К высвобождению подразделений
- К дверям кабины и шахты
- К системе связи и управления лифтом
- Преимущества и недостатки
- Выводы
Пожарные лифты
Такое оборудование может устанавливаться как в виде отдельной системы, используемой только в случае необходимости, так и в виде пассажирского или служебно-хозяйственного подъемника, применяемого в качестве пожарного в чрезвычайной ситуации.
Что это такое
Пожарный лифт – это составляющая комплексного оборудования, функция которого заключается в транспортировке личного состава спасателей МЧС и подъема устройств.
Такие механизмы могут монтироваться в общих либо специальных лифтовых холлах и имеют отдельную систему управления на случай катастрофы.
Нормативные ссылки и стандарты
Действующие официальные документы:
- Закон 123-ФЗ. Определяет необходимость присутствия средств доставки сотрудников пожарной службы на этажи строений (ст. 90).
- Ряд ГОСТов, которые определяют конструктивные особенности подъемников, правила размещения их в зданиях, технические требования к ним (Р53296-2009, Р52382-2010, Р22.9.11-2013, Р 52383-2005 – прекратил свое действие 14.10.2010).
- Строительные нормы по пожарной безопасности (21-01-97).
- Своды правил для многоквартирных жилых домов и общественных сооружений (118.13330.2012, 54.13330.2016).
- Нормы ПБ, регламентирующие требования к лифтам для перевозки пожарных подразделений (250-97).
Назначение
Лифты для транспортирования пожарных подразделений устанавливаются в:
- сооружениях высотой свыше 28 м, за исключением жилых домов;
- современных многоэтажных строениях, кровля которых расположена на уровне более 50 метров;
- зданиях ДОУ, больницах, учреждениях для инвалидов, престарелых, детей, в других общественных сооружениях, превышающих пятиметровую высоту.
Прежде чем проектировать пожарный лифт, конструкторами изучаются возможные пути перемещения спасательных расчетов. Подъемник устанавливается в точке, из которой существует прямой маршрут в любое помещение сооружения.
Требования по безопасности
Определяются ГОСТом Р 53296-2009. В этом документе регламентируются все используемые параметры, и описаны общие правила для безопасности лифтов, характеристики применяемых материалов, допустимых габаритов и другие нормы, которыми устройства отличаются от обычных подъемников.
Основные к лифтам
Эти требования предусматривают:
- Обязательное размещение выходов их шахт возле точек эвакуации.
- Наличие пожарной посадочной площадки на каждом этаже строения.
- Организацию отдельных подъемников для надземных и подземных помещений. Если ниже уровня земли находится три и более этажа, то устанавливается отдельный пожарный лифт.
- Автоматические створки кабин, которые обязаны сохранять функциональные возможности при повышенном давлении (20–70 Па), возникающем при работе противодымных систем.
- Размещение люка в крыше подъемника.
- Установку автоматического оповещения о перегрузке.
К параметрам и размерам
Изучив ГОСТ лифты для перевозки пожарных подразделений, можно выделить специальные условия, применяемые к величине кабины и конструктивным характеристикам:
- Отдельная шахта подъемника монтируется из материалов с огнестойкостью свыше 120 минут. Допускается организация проемов для дверей, оборудования, вентиляции.
- Минимальный размер кабины 1,10*1,10 м или 2,10*1,10 м.
- Ширина проема определяется в размере 80 см и более.
Наименьшая грузоподъемность пожарного лифта 630 кг.
К установке в зданиях
Нормативные документы устанавливают, что:
- На посадочном уровне разрешается не выгораживать площадку перед входом в подъемник, на остальных обязательно выделение тамбуров с нормативными размерами.
- Огнестойкость 30 минут и более предусматривается в случае объединенной с другими подъемниками площадки для посадки в пожарный лифт.
- Перегородки холлов необходимо выполнять из огнестойких материалов первого типа со створками дверей второго типа.
- Пределы огнестойкости стен ограничены минимальным значением 2 часа, а у дверей машинного отсека – 60 мин.
- Запрещается проникновение воды в машинные помещения и шахты, для этого прибегают к специальным строительным решениям.
К используемым материалам
Применяемое сырье, отделка должны соответствовать определенным группам горючести (Г2), воспламеняемости (В2), дымообразованию (Д3), токсичности при нагревании (Т2).
Если толщина отделки не превышает 0,3 мм, то ее свойства не нормируются. Когда помещение оснащено контрольными системами, этот параметр увеличивается до 1,2 мм.
Для полового покрытия требования к материалам устанавливаются на уровне:
- РП2 по распространению огня;
- Д3 по задымлению;
- Т2 по уровню токсичности.
Воспламеняемость светильников не должна превышать уровень В2.
К высвобождению подразделений
Вход в подъемник на каждом этаже маркируется специальным знаком.
При блокировании специалистов пожарной охраны в подъемнике предусматривается ряд мер для покидания лифта:
- Через люк в крыше. Его минимальный размер 50*70 см. При грузоподъемности до 630 кг допускаются габариты отверстия 40*50 см.
- Люк может открываться ключом, при помощи которого кабина приводится в действие «Перевозка пожарных подразделений».
- Необходимо предусмотреть вскрытие потолка при помощи подручных средств.
- Допускается использование мобильной лестницы для покидания подъемника.
Все правила требуют, чтобы лифт для пожарных подразделений, когда нужен, оказался в рабочем состоянии на заранее определенном месте, независимо от этажности строения.
К дверям кабины и шахты
Стены, лифтовые створки и ствол обязаны соответствовать ГОСТ лифты для пожарных подразделений (Р53296).
На основании документа:
- у кабины и шахты двери выполняются автоматическими, сохраняющими работоспособность при работе противодымных систем;
- уровень противопожарной стойкости час и более;
- скорость истечения воздуха, подаваемого в лифтовый ствол противодымной установкой, определяется на уровне 1,3 м/сек или более.
К системе связи и управления лифтом
Оборудование может работать в двух вариантах:
- опасность возгорания;
- транспортировка спасателей.
В первом случае система включается автоматически одновременно с системами оповещения о возгорании. При этом лифт перемещается на посадочную площадку. Отключаются механизмы контроля дверей.
Переход в режим пожара возможен только из режима «нормальная работа». После запуска программы ЧС:
- отменяются ранее поданные сигналы и вызовы;
- подъемник направляется на основной этаж;
- на посадочной площадке двери открываются и удерживаются в этом положении.
После перевода механизма в режим перемещения спасательных подразделений при помощи ключа:
- дальнейшее администрирование лифта производится через внутреннюю панель управления;
- местонахождение подъемника отслеживается по световому табло;
- возможно снять приказ и ввести новый;
- открытие створок производится только при удержании соответствующей кнопки;
- обязательно функционирование двусторонней громкой связи с подъемником;
- для возврата в режим «нормальная работа» отключается пожарный режим, осматриваются основные узлы оборудования, только после этих мероприятий появляется возможность эксплуатации оборудования в обычном режиме.
Пиктограмма лифта для пожарных подразделений
Преимущества и недостатки
Основные достоинства оснащения объекта пожарным лифтом:
- появляется шанс на быструю и безопасную эвакуацию людей с ограниченными возможностями, детей, престарелых;
- увеличивается вероятность спасения материальных ценностей, документации, уникального оборудования, экспонатов;
- облегчается подъем оснастки для тушения пожара, сокращается время прибытия на место спасательных подразделений.
Но могут возникнуть трудности с обслуживанием такой инженерной системы в соответствии с нормами ПБ.
Выводы
Подъемники, предусмотренные для работы во время возгорания, должны удовлетворять требованиям нормативных документов.
Благодаря рассчитанным конструкциям и применяемым стройматериалам пожарные лифты имеют высокую надежность и безопасность.
Установка таких систем позволит ускорить мероприятия по эвакуации людей и имущества, а также тушение огня.
Для штатной работы лифтового механизма в период пожара важно своевременно производить регламентную проверку работоспособности систем.
Разрешается ли пользоваться лифтом при пожаре? МЧС и подведомственными ему пожарными службами разработаны правила и нормативы, при которых лифты становятся максимально безопасными даже в критической обстановке.
Лифтовой холл: каким он должен быть?
Пассажирские лифты в жилом доме обычно размещают в едином объемно-планировочном пространстве, включающим шахту, лестнично-лифтовой холл, чтобы:
- увеличить производительность вертикального транспорта;
- установить одну схему управления для нескольких лифтов, разместив в одном машинном помещении;
- сделать эффективным техническое обслуживание грузоподъемных механизмов;
- усовершенствовать вентиляционную схему, обеспечивающую подпор воздушных потоков в шахты, лифтовые тамбуры.
Проектировщики считают рациональным размещение лифтового узла с холлом в центральной части здания, чтобы сократить расстояние между помещениями и вертикальным транспортом.
- Особенности холла для пожарных лифтов
- Двери в лифтовой холл
- Материалы изготовления и цена
Требования к лифтовым холлам
Основные нормы, регламентируются правилами:
- СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения». Обновленная версия СНиП 31-06-2009;
- СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные». Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003;
- НПБ 250-97 «Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях. Общие технические требования».
Согласно своду правил выход из кабины обеспечивается сквозь холл вертикального транспортного средства (допускается совмещение с вестибюлем, если позволяет площадь). При проектировании помещения холла учитываются конструктивные особенности: оптимальное местоположение, пожарная безопасность и габариты. Четкое соблюдение условий необходимо для безопасной быстрой эвакуации людей при возникновении чрезвычайной ситуации.
Размеры
Габариты лестнично-лифтового холла определяются на основании:
- ширины кабины, глубины;
- числа лифтов в одной линии.
Используются несколько компоновочных схем местоположения лифтового оборудования: однорядная и групповая. В одну линию разрешается размещать не более четырех штук, в группе – до восьми. Организация, эксплуатирующая подъемные машины, обязана обеспечивать их рабочее состояние, проводить регулярное техническое обслуживание, своевременно приобретать лифтовые запчасти.
Ширина
Минимальная ширина лифтового холла общественного здания составляет 2, максимальная – 5 метров. Расчет осуществляется таким образом:
- при установке лифтов в одну линию ширина тамбура принимается не ниже габарита кабины по глубине, умноженной на коэффициент 1,3. Соответственно, размер пассажирского подъемника при однорядном расположении обязан составлять: 2 метра — если глубина кабины до 1,5 м, 2,5 — когда размер равняется 1,5 — 2 м.
- для двухрядного размещения величина глубины кабины удваивается, однако не может быть более 5 метров.
Лифты с глубиной кабины равной 2100 мм и более, обязаны обладать шириной лифтового холла не менее 2,5 метра.
Глубина
Параметр имеет существенное значение, особенно для подъема/спуска больных на носилках, детских колясок. Размер прилифтовой территории от стенки шахты до противолежащей стены холла принимается не меньше максимальной величины глубины кабины. Глубина холла равна или больше:
- 1,5 м при однорядном размещении с кабиной 1,1 м, грузоподъемностью 630-1000 килограмм;
- 2,1 м для такого же расположения, но с кабиной 2,1 м;
- 1,8 и 2,5 м для двухрядного размещения лифтов с глубиной кабин 1,1 и 2,1 м;
Приведенные значения не учитывают проходимость людей, не пользующихся лифтами.
Пожарная безопасность
Интенсивное распространение огня по вертикальным коммуникациям, при использовании горючих материалов в отделке, способно достигнуть катастрофических размеров до прибытия пожарных подразделений. Поэтому отделка тамбура подъемного устройства выбирается низкой горючести. Не допускается отделка материалами класса горючести Г3 и выше, дымообразования Д3, воспламеняемости В3. Выбирая отделочные материалы, стоит использовать металл, плитку, камень, огнестойкое стекло.
Класс горючести покрытия пола, независимо от размеров помещения, не должен быть выше «умеренной».
Расположение лифтов, габариты холла, зона безопасности (безопасное место, позволяющее защитится от пожара), тщательно рассчитываются не только из соображений удобства – все параметры обязаны соответствовать требованиям безопасной эксплуатации инженерного оборудования любого сооружения.
Отдельного внимания заслуживает защита безопасных зон для МГН (маломобильные группы населения). Рекомендуется оснащать лифтовые узлы системами сигнализации предоставляющими возможность моментального оповещения о возгорании, задымлении.
Запрещается располагать рядом с холлом кладовые с легко воспламеняющимися горючими вещами, делать выходы прямо к лифтам.
Пути эвакуации
Согласно нормам СНиП 21-01-97 эвакуационным считается выход ведущий наружу из здания первого этажа сквозь фойе, коридор, лестничную клетку, с остальных этажей на лестничную клетку и лестницу третьего типа (наружное открытие).
Запрещает пользоваться лифтами и автоматическими лестницами при чрезвычайных ситуациях, а также выходами из шахт, предлифтовыми помещениями.
Эвакуация через лифтовой холл возможна лишь тогда, когда вертикальные коммуникации снабжены функцией транспортировки пожарных подразделений и отвечают требованиям к противопожарным преградам.
Пути эвакуации при чрезвычайной ситуации обязаны обозначаться на поэтажных планах строения, находиться на видном месте каждого уровня.
Освещение
Освещение лифтовых холлов осуществляется приборами общего и направленного действия: круглые сутки освещается площадка перед лифтом, а луч света одного из приборов направлен на створки вертикального транспорта. Количество поступающего света должно быть одинаковым во всех частях тамбура. Вертикальная плоскость обеспечивается качественным уровнем освещения, позволяющим отчетливо видеть кнопки подъемной машины.
В общественном здании пространство перед грузоподъемником чаще всего освещается люминесцентными лампами.
Экономить электроэнергию помогают светодиодные светильники, оборудованные датчиками с реакцией на шумы, передвижение. Срабатывая при возникновении движения, сенсор переводит оборудование в активное состояние.
Особенности холла для пожарных лифтов
Особые требования предъявляются к тамбурам для пожарных подъемных машин. Согласно ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности», грузоподъемники для пожарных могут устанавливаться как в отдельном лифтовом холле так и в общем с остальными подъемными машинами. Располагающиеся на подземном и цокольном этажах лифтовые холлы должны оснащаться системой приточной автономной вентиляции, позволяющей создать избыточное давления при возгорании. Объем подаваемого воздуха определяется при помощи расчета скорости истечения 1,3 м/c сквозь одну распахнутую дверь тамбура подъемника для шахты, учитывая одну находящуюся в открытом состоянии дверь на этаже возгорания. Холл лифта оборудуется общедомовой системой извещения о пожаре. Если происходит срабатывание системы, грузоподъемник переходит в спецрежим “пожарная опасность”.
Двери в лифтовой холл
Используемые в современных постройках модели дверей бывают разной конструкции. Все чаще можно встретить двупольную дверь с остеклением, позволяющим сделать пространство перед подъемником более светлым. Используемые в офисных постройках модели зачастую однопольные глухие (без остекления).
Противопожарная дверь лифтового тамбура отвечает следующим требованиям:
- препятствует проникновению огня
- обеспечивает беспрепятственный выход
- защищает пассажиров пребывающих внутри
- сдерживает воздействие огня на оборудование
Блоки двери в предлифтовой холл, ведущие на лестничные площадки, в коридоры общественного использования и тамбуры-шлюзы, оснащаются уплотнителями и доводчиками для надежного притвора. Нельзя ставить запоры, замки, щеколды снаружи и изнутри. Для монтажа используется противопожарная дверь с глухими полотнами, в сооружениях выше 15 метров разрешается ставить дверные блоки, оформленные армированным стеклом, способным выдержать высокие температуры. Размер окошка обязан составлять не более 25 % от площади двери.
Конструктивно изделие состоит из каркаса, произведенного из цельного холоднокатаного листа металла (возможно изготовление из полотна, профильной трубы). Улучшить огнеупорные свойства помогают следующие элементы:
- лента, расширяющаяся при нагреве
- высокой плотности базальтовая плита
- удерживающий дым специальный контур
Огнестойкость изделия находиться выше EI30. Это позволяет сдерживать распространение горения 30 минут, давая возможность локализовать очаг возгорания, произвести эвакуацию жителей при возникновении чрезвычайной ситуации. Данные модели проходят специальные испытания согласно ГОСТ 57327-2016.
Помочь безопасно покинуть помещение может конструкции дверей с системой “антипаника” устанавливающихся на маршруте экстренной эвакуации. Данная конструкция позволяет нажатием на ручку открыть дверь изнутри.
Огнестойкая дверь требуется в холле, когда кабина подъемного устройства не имеет противопожарной преграды. Если в здании установлены противопожарные двери, монтировать огнеупорные конструкции в тамбуре не обязательно.
Пожаропрочные металлоконструкции устанавливаются в тамбурах подъемников следуя нормам СП 4.13130.2013 в следующих случаях:
- в строении присутствует зона безопасности для маломобильной группы населения;
- грузоподъемник перевозит пожарные подразделения
Особые требования предъявляются к дверям для пожарных подразделений. Противопожарные нормы проектирования обязывают устанавливать дымогазонепроницаемые двери 2-го типа и перегородки противопожарные первого типа ограждающие тамбур подъемника. Сопротивление дверей дымогазопроницанию не может быть менее 1.96-105 м3/кг. Тамбуры подъемника оснащаются системами приточной вентиляции.
Материалы изготовления и ориентировочная стоимость
Материал | Класс огнеупорности (EI) | Стоимость (рублей) |
дерево | 30, 60 | от 11 000 |
металл | 30, 60, 90 | от 8 500 |
стекло | 30, 45, 60 | от 24 000 |
Приведенные цены и характеристики могут существенно отличаться у разных производителей. Данная информация носит ознакомительный характер.
Требования к лифтам по пожарной безопасности
Пункт 7.15 СП 4.13130.2013 гласит: «В каждом пожарном отсеке зданий и сооружений класса Ф1.1 высотой более 10 метров, зданий и сооружений класса Ф1.3 высотой более 50 метров, зданий и сооружений иных классов функциональной пожарной опасности высотой более 28 метров, подземных автостоянок, имеющих более двух этажей, должны предусматриваться лифты для транспортирования пожарных подразделений». Для открытой надземной автостоянки высотой до 28 м, согласно требованиям данного норматива, лифты для пожарных подразделений не требуются.
Все места для МГН расположены на 1 этаже. Для удобства пользования имеется два обычных пассажирских лифта. Необходимо ли, чтобы они соответствовали требованиям, предъявляемым к лифтам для перевозки пожарных подразделений (в т.ч. с учетом СП 113.13330.2012 и СП 113.13330.2016)? Необходимо ли, чтобы они были рассчитаны на габариты человека на носилках (как в жилых и общественных зданиях)?
1. Положения пункта 5.1.34 в действующей редакции СП 113.13330.2012 формально распространяются на любые автостоянки, независимо от этажности и высоты здания, что представляется некорректным и не соответствующим положению пункта 7.15 свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объёмно — планировочным и конструктивным решениям» (см. также последний абзац части 1 статьи 1 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности).
Данное несоответствие устранено в новой редакции пункта 5.1.34 СП 113.13330.2016 и разъяснено в комментарии к пункту 5.1.34 СП 113.13330.2012, содержащимся на странице 41 Методического пособия «Проектирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности стоянок автомобилей» , разработанного ФАУ ФЦС в 2017 году для детализации требований СП 113.13330.2012, а именно: «Указанный лифт следует предусматривать в каждом пожарном отсеке, удовлетворяющем условиям, при которых необходимо устраивать такой лифт (условия, при которых требуется лифт с режимом работы «Перевозка пожарных подразделений», установлены пунктом 7.15 СП 4.13130.2013 — прим.). Например, если в автостоянке имеется два пожарных отсека с тремя подземными этажами и один двухэтажный надземный пожарный отсек, в надземном пожарном отсеке лифт с режимом работы «Перевозка пожарных подразделений» предусматривать не требуется».
2. Первый абзац пункта 5.1.25 СП 113.13330.2016 , включённого в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», гласит: «В зданиях многоэтажных стоянок автомобилей лифты должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности».
То есть, если установка лифтов в многоэтажной автостоянке предусматривается, то эти лифты должны соответствовать ГОСТ Р 53296-2009.
О необходимости и целесообразности выполнения требований стандартов и сводов правил, включённых в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» — см. информацию по адресу: https://www.normacs.info/answers/3290.
3. Требование пункта 5.2.3 ГОСТ Р 52382-2010 «ЕН 81-72:2003. Лифты пассажирские. Лифты для пожарных» (стандарт является ссылочным в ГОСТ Р 53296-2009 — прим.), регламентирующего минимальные размеры кабины лифта, обеспечивающей возможность транспортирования спасаемых людей на носилках, распространяется на лифты, устанавливаемые в зданиях соответствующего функционального назначения: медицинские учреждения со стационаром, дома престарелых, хосписы и др., соответственно на здания автостоянок данное требование не распространяется.
Источник: