Требования к разработке инструкций по пожарной безопасности
Требования к разработке инструкций по пожарной безопасности
от 16 марта 2007 года N 140
(с изменениями на 28 декабря 2011 года)
Документ с изменениями, внесенными:
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3649; 1995, N 35, ст.3503; 1996, N 17, ст.1911; 1998, N 4, ст.430; 2000, N 46, ст.4537; 2001, N 1 (ч.I), ст.2; N 33 (ч.I), ст.3413; 2002, N 1 (ч.I), ст.2; N 30, ст.3033; 2003, N 2, ст.167; 2004, N 19 (ч.I), ст.1839; N 27, ст.2711; N 35, ст.3607; 2005, N 14, ст.1212; N 19, ст.1752; 2006, N 6, ст.636; N 44, ст.4537; N 50, ст.5279; N 52 (ч.I), ст.5498), Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52 (ч.I), ст.5140; 2005, N 19, ст.1752), Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст.2882; 2005, N 43, ст.4376), постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 820 «О государственном пожарном надзоре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52 (ч.II), ст.5491; 2005, N 44, ст.4555)
в Министерстве юстиции
4 апреля 2007 года,
регистрационный N 9205
Приложение
к приказу МЧС России
от 16 марта 2007 года N 140
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения
(с изменениями на 28 декабря 2011 года)
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция определяет порядок разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения.
2. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности (далее — нормативные документы).
3. Порядок разработки проектов нормативных документов, их рассмотрения в заинтересованных организациях и утверждения определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями самостоятельно с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
При подготовке проекта нормативного документа должны быть проанализированы практика применения положений других нормативных документов, в том числе международных, и результаты соответствующих научных исследований.
4. Нормативные документы не должны содержать правовые нормы.
5. Настоящая Инструкция не распространяется на инструкции о мерах пожарной безопасности, разрабатываемые на основании и в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) .
Приказ МЧС России от 18.06.2003 N 313 (зарегистрирован в Минюсте России 27 июня 2003 года, регистрационный N 4838).
II. Организация разработки проекта нормативного документа
6. Основанием для разработки нормативных документов могут быть:
федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации;
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
решения (поручения, обращения) федерального органа исполнительной власти;
решения, принятые в пределах своей компетенции, органами местного самоуправления и организациями;
7. После принятия решения о разработке нормативного документа определяются сроки подготовки документа, технического задания, исполнители работ.
III. Разработка нормативного документа
8. О разработке проекта нормативного документа уведомляются все заинтересованные организации, от которых необходимо получить заключение на разрабатываемый документ. Уведомление об этом указанных организаций осуществляется письмом ответственного исполнителя в месячный срок со дня утверждения технического задания.
9. Уведомление должно содержать информацию о наименовании нормативного документа, целях, необходимости его разработки и области нормативного регулирования документа, сроках его разработки и введения в действие.
10. Изложение положений и оформление нормативного документа осуществляются в порядке, установленном в приложении N 1 к настоящей Инструкции.
11. Разработка проекта нормативного документа завершается подготовкой пояснительной записки к проекту нормативного документа и его рассылкой на рассмотрение в заинтересованные организации.
12. В пояснительной записке к проекту нормативного документа обосновывается необходимость разработки документа, раскрываются цели и задачи, на достижение которых направлен документ, излагаются анализ недостатков имеющихся нормативных документов и предлагаемые решения по их устранению, обосновываются достоинства предлагаемого документа и его связь с другими нормативными документами, отражается информация о необходимости разработки и отмены других нормативных документов.
13. Пояснительная записка к проекту нормативного документа должна содержать, кроме того, информацию об ответственном исполнителе и соисполнителях работы, о сроках его разработки, характеристике основных требований, изложенных в нем, и их соответствии современному научно-техническому уровню, а также другую необходимую информацию.
14. В сопроводительном письме при направлении проекта нормативного документа на рассмотрение указывается срок, после которого завершается прием замечаний по проекту нормативного документа.
15. Рассмотрение проекта нормативного документа в заинтересованных организациях осуществляется в течение 60 рабочих дней со дня его поступления на рассмотрение.
Заключение на проект нормативного документа в окончательной редакции должно быть направлено ответственному исполнителю или организации, которая будет утверждать документ.
Поступившее после указанного срока заключение с замечаниями и предложениями на проект нормативного документа учитывается ответственным исполнителем по его усмотрению.
16. Заключение на проект нормативного документа оформляется заинтересованными организациями письмом.
17. По истечении установленного пунктом 15 настоящей Инструкции срока ответственным исполнителем составляется таблица замечаний и предложений организации на проект нормативного документа, в которой отражаются все замечания и предложения, а также информация об их принятии или обоснованном отклонении.
Организация, утверждающая нормативный документ, вправе при необходимости пересмотреть решение ответственного исполнителя по принятию (отклонению) замечаний и предложений заинтересованных организаций.
18. Решение о доработке проекта нормативного документа в случае отрицательного заключения принимает руководитель организации, утверждающей нормативный документ.
19. Подготовка окончательной редакции проекта нормативного документа с учетом результатов его рассмотрения в заинтересованных организациях осуществляется ответственным исполнителем.
20. Нормативные документы утверждаются руководителями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления или организаций в пределах их компетенции.
21. В случае необходимости отмены нормативных документов в связи с утверждением нового нормативного документа они перечисляются непосредственно в документе и признаются утратившими силу с момента вступления в силу утвержденного нормативного документа.
22. Изменения к нормативным документам разрабатываются и вводятся в действие в порядке, установленном настоящей Инструкцией, для разработки проектов нормативных документов.
IV. Введение в действие и применение нормативных документов
23. Нормативный документ вводится в действие в порядке, определенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления, организацией) после его согласования и регистрации в органах государственного пожарного надзора (далее — орган ГПН).
24. Для согласования и регистрации нормативного документа он направляется в 2 экземплярах в орган ГПН в соответствии с его компетенцией.
Одновременно направляется электронная версия нормативного документа на магнитном носителе.
25. В Департамент надзорной деятельности МЧС России направляются нормативные документы, разработанные организациями, осуществляющими свою деятельность на территории двух и более субъектов Российской Федерации или закрытых административно-территориальных образованиях (пункт в редакции, введенной в действие с 30 марта 2008 года приказом МЧС России от 7 февраля 2008 года N 58, — см. предыдущую редакцию).
26. В управления государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации направляются на согласование нормативные документы, разработанные:
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
организациями, осуществляющими свою деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации.
27. В отделы (отделения, инспекции, группы) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, направляются на согласование нормативные документы, разработанные:
органами местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований;
организациями, осуществляющими свою деятельность на территории соответствующего закрытого административно-территориального образования.
28. Согласование нормативных документов, указанных в пункте 25 настоящей Инструкции, осуществляется главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору или одним из его заместителей.
29. Согласование нормативных документов, указанных в пункте 26 настоящей Инструкции, осуществляется главным государственным инспектором субъекта Российской Федерации по пожарному надзору или одним из его заместителей.
30. Согласование нормативных документов, указанных в пункте 27 настоящей Инструкции, осуществляется главным государственным инспектором закрытого административно-территориального образования по пожарному надзору или одним из его заместителей.
31. Основаниями для отказа в согласовании нормативных документов являются:
несоответствие представленных нормативных документов требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области пожарной безопасности;
наличие в представленных нормативных документах недостоверной или искаженной информации, а также положений, снижающих требования нормативных правовых актов в области пожарной безопасности.
32. В случае отказа в согласовании и регистрации нормативный документ возвращается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления, организацию), утвердивший его, с указанием причины принятия решения об отказе в его согласовании и регистрации.
33. Несогласованный и незарегистрированный нормативный документ как не введенный в действие применяться не может.
34. Согласованные нормативные документы регистрируются в МЧС России.
35. При регистрации нормативных документов указываются:
сведения о заявителях нормативных документов (полное наименование, место нахождения, почтовый адрес, номера контактных телефонов, регистрационный номер);
сведения о согласованных нормативных документах (номер, дата принятия решения о согласовании и введении в действие нормативных документов).
36. При регистрации нормативного документа ему присваивается обозначение (шифр).
В шифре норм по пожарной безопасности приводится сокращенное обозначение «ТНПБ» — территориального значения, «ВНПБ» — ведомственного значения; в шифре правил пожарной безопасности приводится сокращенное обозначение «ТППБ» — территориального значения, «ВППБ» — ведомственного (отраслевого) значения. Далее указывается порядковый номер в реестре с добавлением к нему через тире последних двух цифр года утверждения.
Например: ВНПБ 01-07, ВППБ 01-07.
Для документов, согласованных в управлениях государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, после сокращенного обозначения указываются код субъекта Российской Федерации с добавлением к нему через тире порядкового номера в реестре и последних двух цифр года утверждения. Перечень кодов нормативных документов субъектов Российской Федерации представлен в приложении N 2 к настоящей Инструкции.
Для нормативного документа, утверждаемого взамен действующего с тем же названием, сохраняется его прежний шифр с соответствующим изменением цифр года утверждения.
Пожарная безопасность: изменения в 2021 году
Ж. В. Шпехт
автор статьи, консультант Аскон
С 1 января 2021 года вступили в силу новые правила противопожарного режима (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»), но с ограниченным сроком действия – до 1 января 2027 года.
Новый документ разработан взамен устаревших правил (постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»).
Большая часть пунктов в правилах осталась прежней, за исключением некоторого ряда важных нововведений, к которым ответственным лицам по пожарной безопасности в организации нужно быть готовыми.
Что изменилось с 2021 года
- Теперь Инструкции о мерах пожарной безопасности разрабатываются в организации и утверждаются ее руководителем только для зданий и сооружений (за исключением жилых домов, садовых домов, хозяйственных построек, а также гаражей на садовых земельных участках, на земельных участках для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства), а не для каждого объекта защиты (пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории А, Б и В1 производственного и складского назначения), как было ранее.
- Руководитель организации вправе, а не обязан назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ являются ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты.
- Наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны не требуется в складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок.
- В отношении объекта защиты с круглосуточным пребыванием людей руководитель компании организует круглосуточное дежурство обслуживающего персонала и обеспечивает обслуживающий персонал телефонной связью, исправными ручными электрическими фонарями (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного, без необходимости иметь в наличии Инструкцию о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время.
- С руководителя организации снимается необходимость обеспечивать (ежедневно) передачу в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект защиты с ночным пребыванием людей, информации о количестве людей (больных), находящихся на объекте защиты (в том числе в ночное время).
- Запрещается использовать подвальные и цокольные этажи для организации детского досуга (детские развивающие центры, развлекательные центры, залы для проведения торжественных мероприятий и праздников, спортивных мероприятий), если это не предусмотрено проектной документацией.
Запрещается использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов.
Если в подвальном помещении постоянно не находятся люди, помещение должно быть закрыто на замок, а на двери размещена информация о месте хранения ключей. Такое же требование введено для чердачных помещений и технических этажей.
На объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие исправных ручных электрических фонарей, а также средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 фонаря и 1 средства индивидуальной защиты на каждого дежурного.
Целостность средств индивидуальной защиты следует проверять ежегодно.
Для отдельных сфер деятельности предусмотрены свои изменения, с которыми можно ознакомиться в Обзоре КонсультантПлюс.
Что необходимо предпринять организации, какие документы привести в соответствие новым правилам
В 2021 году организациям необходимо:
- Добавить в имеющуюся Инструкцию о мерах пожарной безопасности следующие положения:
- порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, эвакуационных путей и выходов, в том числе аварийных, а также путей доступа подразделений пожарной охраны на объекты защиты (на этажи, кровлю (покрытие) и др.);
обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, при открытии и блокировании в открытом состоянии устройств, препятствующих свободной эвакуации людей (турникеты, вращающиеся двери и т.п.) и т.д.;
Образовательное мероприятие по теме
Лектор: Самусевич Тамара Николаевна, специалист по вопросам применения трудового законодательства, по бухгалтерскому учету и налогообложению заработной платы. Аттестованный главный бухгалтер. Эксперт по проведению независимой оценки квалификации. Более 20 лет практики в сфере бухгалтерского учета и кадрового делопроизводства. Разработчик курсов и учебных материалов.
Ж. В. Шпехт
автор статьи, консультант Аскон
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях
Поможем не забыть сделать главное
Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера, специалиста по кадрам и юриста.
Требования к пожарной безопасности: о чём должен помнить каждый руководитель
Соблюдение правил пожарной безопасности — это не просто покупка огнетушителей и рисование плана эвакуации, это целая работа по созданию безопасных условий труда на предприятии. Расскажем, что она в себя включает.
Инструктаж по пожарной безопасности
Всем работникам надо объяснять, как себя вести, чтобы не случился пожар, что делать и куда бежать, если он вдруг возник. Работодатель должен не просто рассказать об этом, а периодически напоминать и проверять, кто как запомнил алгоритм действий.
Инструктаж проводят в соответствии с разработанными в организации программами.
Вводный инструктаж проводят со всеми новыми, прикомандированными, сезонными работниками. Противопожарные правила рассказывают студентам-практикантам, ремонтникам, нанятым по гражданскому договору, и другим людям по решению руководителя.
Первичный инструктаж должны прослушать новые работники на рабочем месте. Во время инструктажа они должны отработать умение пользоваться огнетушителем и другими средствами тушения, показать физически, что они будут делать во время пожара.
Повторный инструктаж проводят для всех работников организации. Обычно его делают раз в год, в пожароопасных производствах чаще.
Внеплановый инструктаж должен быть, если, например, в организации обновили оборудование, было ЧП или в других организациях с аналогичным производством произошел пожар.
Целевой инструктаж нужен при проведении разовой пожароопасной работы. В нем напоминают о безопасных действиях и предостерегают от опасных.
Каждый инструктаж регистрируют в специальном журнале учета инструктажей, где работники расписываются лично.
Посмотреть, как надо проводить инструктаж, можно в приложении к Приказу МЧС от 12.12.2007 № 645 и Методических рекомендациях по организации обучения.
Ремонт с учетом противопожарных правил
Во время ремонта нужно помнить о противопожарных требованиях к помещениям и переносить стены или переставлять мебель так, чтобы в итоге не было нарушений.
Чердаки, технические этажи, подвалы
На чердаках нельзя хранить мебель, продукцию, делать там мастерские и производственные участки. Тоже самое касается технических этажей.
В подвалах нельзя хранить газовые баллоны, товары в аэрозольных упаковках, взрывчатые вещества, кроме случаев, перечисленных в нормативных актах.
Балконы и лестницы
В поэтажных коридорах, лестничных клетках, на лестницах и под ними не должно быть никаких вещей, мебели, мусора. В этой части помещения нельзя делать кладовые, чуланы или рабочие места.
Двери, люки, переходы в смежные секции на балконах должны быть свободны.
Нельзя остеклять балконы, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам.
Стены
На стенах должны висеть планы эвакуации, если в здании одновременно:
- находится 50 человек или больше,
- трудится более 10 человек.
В зданиях всегда обозначают пути (двери) эвакуации — на стены прикрепляют указатели, линии направления эвакуации, знаки «ВЫХОД».
Как они должны выглядеть и где их размещать, указано в ГОСТ Р 12.2.143-2009.
Двери эвакуационных выходов
Двери эвакуационных выходов нельзя снимать. Они должны закрываться так, чтобы их можно было открыть вручную, без ключа.
Нельзя менять направление их открывания — эвакуационные двери должны открываться наружу (от себя).
В дверных проемах не должно быть никаких турникетов.
Окна
Законом не определено, какие должны быть окна и можно ли устанавливать решетки на них. Этот вопрос решают на уровне предприятия.
Но есть заключение экспертного совета МЧС, где сказано, что организация может установить открывающиеся или легкосъемные решетки в каждом помещении здания, торцах коридоров, в фойе зданий, если выход из них не ведет непосредственно наружу.
В помещениях, где нет постоянного присутствия людей (склады и т.п.), можно поставить обычные решетки.
Полы
Полы около огнетушителей, пожарных кранов, пожарной сигнализации должны быть свободны.
На пути эвакуации не должно быть порогов, мусора, каких-либо вещей.
Оборудование первичными средствами тушения
Первичные средства тушения — это огнетушители, пожарные краны, пожарный инвентарь, покрывала для изоляции очага возгорания (кошма). Их используют, когда пожар только начался или очаг возгорания небольшой.
До сентября 2017 года в противопожарных правилах была табличка с рекомендациями, сколько ставить огнетушителей в зависимости от площади объекта.
Позже правило изменили — огнетушители теперь нужно выбирать в зависимости от огнетушащей способности (ранга тушения модельного очага), категорий помещений по пожарной и взрывопожарной опасности, а также класса пожара (п. 465 Противопожарных правил).
Пожарные щиты устанавливают в двух случаях:
- внутри здания нет противопожарного водопровода или автоматической системы пожаротушения,
- снаружи здания нет гидрантов или противопожарных резервуаров, либо они находятся дальше 100 м от него.
Сколько должно быть пожарных щитов и чем они должны быть укомплектованы указано в приложениях 5, 6 к Противопожарным правилам.
Установка противопожарной системы
Противопожарная система — это пожарная сигнализация (АУПС) или установка пожаротушения (АУПТ).
Когда нужен АУПС, а когда АУПТ указано в Перечне, утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315. Например, если торговый зал находится на цокольном этаже и его площадь менее 200 кв. м., то нужно установить АУПС.
Проверка пожарной безопасности предприятия
Время от времени руководитель организации или назначенное им лицо должен проверять, как на предприятии работает система охраны труда — исправны ли датчики, не просрочены ли средства тушения, все ли документы оформлены.
- На предприятии должна быть утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности, инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре (если в организации бывает много посетителей).
- Нужно заделывать отверстия и зазоры в местах пересечения противопожарных преград (п.22).
- Раз в 5 лет нужно проверять пожарные лестницы (п. 24).
- Перед началом корпоратива, дискотеки руководитель должен проверить помещение на соблюдение мер пожарной безопасности, назначить дежурного, который будет контролировать безопасность (п.30).
- Новогоднюю елку нужно ставить так, чтобы от ее макушки до потолка и ветви до стены было расстояние не менее 1 м (п.31).
- Если в здании находится 50 человек и больше, то руководитель должен обеспечить наличие электрических фонариков. Это место нужно указать в плане эвакуации (п. 38).
- Ковровые дорожки следует прикрепить к полу (п. 39).
- Компьютеры, если нет дежурного персонала, на ночь надо выключать (п. 40).
- Нельзя пользоваться неисправными электрическими приборами, проводами (п. 42).
- Системы вентиляции нельзя заделывать, выжигать в них пыль и скопившуюся грязь. Чистить их надо раз в год (п. 48, 50).
- Клапаны мусоропроводов и бельепроводов должны быть исправны (п. 53).
- Два раза в год нужно проверять исправность пожарных гидрантов. Следует их чинить, очищать от снега и грязи, а если давление в водопроводной сети упало — сообщить об этом в службу пожарной охраны (п. 55).
- Раз в год нужно делать перекатку пожарных рукавов (п. 57).
- Два раза в год надо проверять работоспособность задвижек с электроприводом, установленных на обводных линиях водомерных устройств (п. 59).
- Запас воды, предназначенный для пожаротушения, в других целях использовать нельзя (п. 60).
- Нужно проводить техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт систем противопожарной защиты зданий по составленному плану-графику (п. 63).
- Если противопожарная система сломалась, то руководитель должен создать диспетчерский пункт (п. 64,65).
- Руководитель должен следить за исправностью всех противопожарных элементов — огнетушителей, техники (68, 70).
Ответственность за нарушение противопожарных правил
В законе не сказано, в каких случаях за неисполнение требований пожарной безопасности отвечает организация, в каких руководитель, а в каких специалист по охране труда.
Не сказано также, когда за нарушение отвечает арендодатель, а когда арендатор.
Если договором аренды этот момент не урегулирован, то обычно ответственность несет тот, кто совершил противоправное действие.
Но по факту, ответственность могут понести все одновременно или кто-то из них — это решает инспектор Госпожарнадзора.
Одни суды считают, что ответственного за обеспечение требований пожарной безопасности можно определить по договору — арендатор или арендодатель. Несогласные с решением инспектора могут обжаловать его постановление в суде, но нужно помнить, что судебная практика в этом вопросе неоднозначна.
Другие, что несмотря на разграничение обязанностей, собственник здания все равно отвечает за нарушение противопожарных правил (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.08.2013 № А27-21023/2012).
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Что нужно помнить руководителю о правилах пожарной безопасности:
- Проводите первичные и регулярные инструктажи с работниками;
- Ремонтируйте помещения так, чтобы не было нарушений противопожарных норм;
- Поставьте современные огнетушители;
- Разместите пожарные щиты, если в здании или рядом с ним нет пожарных гидрантов;
- Установите пожарную сигнализацию или автоматическую установку пожаротушения, если ваше помещение указано в Перечне.
- Проверяйте, как работает система охраны труда.
Статья актуальна на 03.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Как соблюсти новые правила пожарной безопасности: проверьте себя
От соблюдения противопожарного режима в организации зависит не только результат проверки, но в первую очередь жизни и здоровье людей. С 1 января 2021 года действуют новые правила пожарной безопасности. Как выполнить их, рассказал эксперт Михаил Шучев. Чек-лист для самопроверки вы найдёте в документах, приложенных к статье.
Посмотрите обучающий онлайн-семинар
25 февраля Михаил Шучев, руководитель группы компаний «Гермес» – системы безопасности, провёл онлайн-семинар «Соблюдение правил пожарной безопасности в организациях ЖКХ в 2021 году». На нём он рассказал об обновлённых нормах пожарной безопасности, которые должны соблюдать все компании, в том числе и работающие в сфере ЖКХ.
Эксперт объяснил, как наладить процессы внутри организации по актуальным противопожарным правилам, введённым постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, как общаться с инспектором при проверке и на чём сэкономить без ущерба безопасности.
Изучите законодательство
Правила пожарной безопасности написаны кровью. Это не метафора. Требования действительно обновляются, дорабатываются после каждого несчастного случая. Михаил Шучев и его коллеги отслеживают происшествия по всей России и могут с уверенностью сказать: большинство несчастных случаев можно было бы избежать, если бы мы не пренебрегали техникой безопасности.
Все актуальные нормы и правила прописаны в действующем законодательстве. Ряд нормативных актов эксперт советует изучить в первую очередь. Законодательство о пожарной безопасности ограничено одним основным Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Он был обновлён 22 декабря 2020 года, но серьёзных изменений для организаций ЖКХ в новой редакции нет.
Технические моменты регулирует Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Он определяет объёмы планировочных решений, решает вопросы установки сигнализаций и т.д..
Последний раз № 123-ФЗ обновлялся 27 декабря 2018 года. Поэтому, чтобы организации, в том числе и из отрасли ЖКХ, могли его выполнить, НИИ пожарной охраны периодически разрабатывает своды правил. Основных таких документов 10, в том числе о содержании эвакуационных путей, внутренних противопожарных водопроводов и т.п..
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в России. С 1 января 2021 года вступили в силу многочисленные изменения в них. Подробности вы узнаете из видеозаписи онлайн-семинара.
Наведите порядок в локальной документации
Михаил Шучев пояснил, что всего в организации должно храниться 88 видов документов по пожарной безопасности, не считая различных их подвидов. У группы компаний «Гермес» есть услуга «Папка руководителя» – это перечень документов, которые формируются для каждой конкретной компании.
Эксперт рекомендует всем завести такую папку, так как она закрывает большинство вопросов по пожарной безопасности кроме объёмно-планировочных решений. В эту папку входят следующие позиции:
- Приказы.
Отметим, что ответственность за происшествия всегда несёт руководитель организации. Обязательными являются приказы о ночном пребывании, о вечернейпроверке помещений, об отключении электроприборов с соответствующей записью в журнал, о назначении ответственного за приобретение, хранение, обслуживание первичных средств пожаротушения.
- Инструкции о мерах пожарной безопасности для посетителей и для работников.
- Расчёт категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности.
Изменения касаются складских и производственных помещений. Складом признаётся любое помещение, где что-либо складируется.
- Комплект необходимых журналов.
Михаил Шучев советует не поддаваться на спекуляции компаний, которые такими журналами торгуют. В действительности вам понадобятся несколько: журнал инструктажей по пожарной безопасности; осмотра помещений в конце дня, перед выходными и праздничными днями (если такого документа нет, виноват будет руководитель); учёта первичных средств пожаротушения (как обязательный отменён, но лучше иметь в наличии); журнал по техническому обслуживанию и перезарядке огнетушителей; журнал технического обслуживания средств противопожарной защиты. Распечатывайте их на бумаге А4 и храните в папках.
- Исполнительная (рабочая) документация на системы автоматической пожарной сигнализации и пожаротушения и дымоудаления.
- Договоры с подрядными организациями, обслуживающими системы противопожарной защиты.
Системы противопожарной защиты обслуживаются строго организациями, имеющими соответствующую лицензию.
- Документы об обучении работников и руководителей.
- Декларация о пожарной безопасности.
Подробности по каждому пункту перечня узнайте из видеозаписи. Образец инструкции пожарной безопасности вы найдёте в раздаточных материалах – не забудьте только актуализировать под свой объект.
Обучите сотрудников пожарной безопасности
Согласно ПП РФ от 16.09.2020 № 1479, лица допускаются к работе на объекте защиты только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования. Порядок и сроки обучения определяются руководителем организации с учётом требований нормативных правовых актов России.
Если вы выбрали инструктаж, то:
- ответственный за пожарную безопасность сотрудник организации проходит обучение на базе образовательного центра, который имеет лицензию на дополнительное профессиональное образование;
- в состав комиссии входят представители образовательного центра;
- инструктаж разработан центром (№ 123-ФЗ).
Когда обучение осуществляется прохождением Пожарно-технического минимума в организациях с лицензиями, то:
- обучение по программам ведётся в соответствии с должностью – не обязательно обучать всех;
- в составе комиссии входят только представители образовательного центра;
- программа согласована с региональным центром МЧС.
Руководители и работники, не связанные с пожароопасным производством, учатся раз в три года, остальные – ежегодно. Обучение проходит как с отрывом от производства, так и без него.
Если работаете с подрядной компанией, проконтролируйте её работу
Если за пожарную безопасность в вашей компании отвечает подрядная организация, вам нужно знать, как проконтролировать её работу. Михаил Шучев рассказал, что нужно делать:
- разбираться в матчасти самому,
- спрашивать, что делает подрядчик,
- требовать, внимательно проверять договоры,
- применять санкции.
Необходимо отладить контроль: делать это можно самостоятельно или с помощью третьей стороны. Запрашивайте коммерческие соглашения и не отдавайте всё под ключ одной компании. Так вы исключите риски срыва сроков и обеспечите перекрёстный контроль подрядчиков.
Не подписывайте акты выполненных работ без проверки работоспособности объектов. Избегайте субподряда, потому что реселлеры (перекупы) – это удорожание и снижение качества.
Если вы работете с подрядной компанией, посмотрите запись онлайн-семинара и узнайте пять способов не разориться на обеспечении мер пожарной безопасности.
Подготовьтесь к проверке
Проверки бывают разных видов, Михаил Шучев подробно рассказал, как подготовиться к каждому из них и как общаться с инспекторами.
Плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года, в рамках ежегодного плана. И не раньше, чем через три года после ввода объекта в эксплуатацию.
Внеплановые проверки могут быть контрольными, для проверки устранения нарушений по ранее выданному предписанию, по заявлению третьих лиц, при установлении в регионе особого противопожарного режима, при смене класса ФПО объекта защиты или по поручению Президента РФ и/или Правительства РФ.
Больше подробностей – в видеозаписи онлайн-семинара.
Проведите аудит объекта самостоятельно
Михаил Шучев рассказал, что понадобится для самостоятельного аудита организации и проверки, как в ней обстоят дела с соблюдением требований пожарной безопасности.
Отведите время на самопроверку – не больше двух дней. А чек-лист вам достанется в подарок. Также ещё один подарок вас ожидает, когда вы посмотрите видеозапись до конца.
Требования к инструкции о мерах пожарной безопасности 2021 г.
Приведем требования данных постановления, которые относятся непосредственно к составлению и правильному ведению инструкции:
Правила противопожарного режима действующие с 01.01.2021 по пост. №1479
Согласно п.2. в отношении каждого здания, сооружения (за исключением жилых домов, садовых домов, хозяйственных построек, а также гаражей на садовых земельных участках, на земельных участках для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства) руководителем органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации независимо от того, кто является учредителем (далее — руководитель организации) или иным должностным лицом, уполномоченным руководителем организации, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях.
XVIII. Требования к инструкции о мерах пожарной безопасности
392. Инструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается на основе настоящих Правил и нормативных правовых актов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.
393. В инструкции о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:
а) порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, эвакуационных путей и выходов, в том числе аварийных, а также путей доступа подразделений пожарной охраны на объекты защиты (на этажи, кровлю (покрытие) и др.);
б) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;
в) порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и материалов;
г) порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы;
д) расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта, проведения огневых или иных пожароопасных работ;
е) порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
ж) допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
з) порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды, ветоши;
и) предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
к) обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, открытии и блокировании в открытом состоянии вращающихся дверей и турникетов, а также других устройств, препятствующих свободной эвакуации людей, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в том числе в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения);
л) допустимое (предельное) количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте защиты.
394. В инструкции о мерах пожарной безопасности указываются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в том числе за:
а) сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства, дежурных и аварийных служб объекта защиты;
б) организацию спасения людей с использованием для этого имеющихся сил и технических средств;
в) проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);
г) отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов, устройств с применением открытого пламени, а также теплогенерирующих агрегатов, аппаратов и устройств с применением горючих теплоносителей и (или) с температурой на их внешней поверхности, способной превысить (в том числе при неисправности теплогенерирующего аппарата) 90 градусов Цельсия;
д) перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, а также выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания, сооружения;
е) прекращение всех работ в здании, сооружении (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;
ж) удаление за пределы опасной зоны всех работников, не задействованных в тушении пожара;
з) осуществление общего руководства тушением пожара (с учетом специфических особенностей объекта защиты) до прибытия подразделения пожарной охраны;
и) обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;
к) организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей;
л) встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;
м) сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте защиты опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах;
н) по прибытии подразделения пожарной охраны информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта защиты, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте защиты веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара;
о) организацию привлечения сил и средств объекта защиты к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.
Правила противопожарного режима действующие до 01.01.2021 по постановлению № 390
Раздел I. Общие положения
2. В отношении каждого объекта защиты (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты защиты (далее — руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории А, Б и В1 производственного и складского назначения.
Раздел XVIII. Требования к инструкции о мерах пожарной безопасности
460. Инструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается на основе настоящих Правил, нормативных документов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.
461. В инструкции о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:
a) порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в том числе эвакуационных путей;
б) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;
в) порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
г) порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы;
д) расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта и проведения огневых или иных пожароопасных работ;
е) порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
ж) допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
з) порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;
и) предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
к) обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в том числе в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения);
л) допустимое (предельное) количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте защиты.
462. В инструкции о мерах пожарной безопасности указываются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в том числе за:
a) сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства и дежурных служб объекта защиты;
б) организацию спасания людей с использованием для этого имеющихся сил и средств, в том числе за оказание первой помощи пострадавшим;
в) проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);
г) отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания;
д) прекращение всех работ в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;
е) удаление за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;
ж) осуществление общего руководства по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта защиты) до прибытия подразделения пожарной охраны;
з) обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;
и) организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей;
к) встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;
л) сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте защиты опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах;
м) по прибытии пожарного подразделения информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта защиты, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте защиты веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара;
н) организацию привлечения сил и средств объекта защиты к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.
Составляем инструкцию о мерах пожарной безопасности: какие особенности учесть?
Ключевые проблемы :
Зачем нужна инструкция о мерах пожарной безопасности?
Что должно быть в инструкции?
Какие особенности учесть при разработке инструкции?
Зачем нужна инструкция о мерах пожарной безопасности
Организацию работы по предотвращению пожаров на предприятии нужно начинать с обучения работников мерам противопожарной безопасности. Один из методов обучения – это инструктаж. Чтобы его провести, нужно разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности (далее – Инструкция). Ее составляют на основе Правил противопожарного режима в России1 и других нормативных документов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования. В Инструкции фиксируют порядок предотвращения пожара и обеспечения безопасности персонала, а также условия для успешного тушения пожара.
Документ разрабатывает специалист по пожарной безопасности, председатель пожарно-технической комиссии или другой сотрудник, ответственный за пожарную безопасность предприятия. Инструкцию нужно утвердить у руководителя и согласовать со службой охраны труда.
Предупреждает Ольга ИСАКОВА, юрист юридической фирмы RBL (Самара)
Инструкция по пожарной безопасности должна быть в любой организации. За ее отсутствие грозит (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ):
— должностным лицам – штраф от 6000 до 15 000 рублей;
- организациям – штраф от 150 000 до 200 000 рублей.
Что должно быть в инструкции
Инструкции бывают нескольких видов:
- общеобъектовые (для всего предприятия);
- для отдельных зданий, сооружений, производственных процессов;
для обеспечения безопасности при временных работах (огневых, строительных и т. д.).
В Инструкции нужно отразить:
порядок:
– содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в том числе эвакуационных путей;
– хранения и транспортировки пожароопасных и пожаровзрывоопасных веществ и материалов;
– сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
– осмотра и закрытия помещений по окончании работы;
– уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;
– действий персонала при пожаре, аварийной остановке оборудования, отключении вентиляции и т. д.;
— мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и пожароопасных работах;
— расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта и проведения огневых или иных пожароопасных работ, в том числе временных;
— допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
— предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и т. д.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв.
Какие особенности учесть при разработке инструкции
В Инструкции можно зафиксировать дополнительные сведения. Например:
1 Общие положения с указанием юридических оснований для введения документа, ссылки на другие инструкции по пожарной безопасности, требования в обязательном порядке исполнять Инструкцию и ответственность за нарушения.
2 Требования к содержанию путей эвакуации, систем отопления и вентиляции, электроустановок.
3 Порядок содержания сетей наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения, установок пожарной сигнализации и пожаротушения, пожарной техники, первичных средств пожаротушения.
4 Обязанности персонала и администрации при пожаре.
Общеобъектовая Инструкция может выглядеть так:
На основании общеобъектовой Инструкции можно разработать инструкции для отдельных зданий, сооружений и помещений. В них подробно анализируют пожарную опасность конкретного объекта и в зависимости от этого уточняют требования пожарной безопасности. Такие инструкции составляются для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории В1 производственного и складского назначения.
Для проведения временных взрывоопасных, пожароопасных и огневых работ, которые проводят по наряду-допуску, разрабатываются отдельные инструкции. По ним обучают работников до начала работы и делают отметку в наряде-допуске.
Ответы на ваши вопросы
Нужно ли обесточивать электроприборы в конце рабочего дня?
Обязательно ли выключать электроприборы из розеток в конце каждого рабочего дня?
Евгения ЧИРИХИНА, специалист по охране труда (Абакан)
Да, обязательно. Это требование Правил противопожарного режима в России2. Запрещено оставлять необесточенными по окончании рабочего дня электроустановки и бытовые электроприборы в помещениях без дежурного персонала. Правило не распространяется на системы противопожарной защиты и приборы, которые нельзя обесточивать согласно их инструкции по эксплуатации.
Таким образом, компьютеры, принтеры и другую офисную технику обязательно нужно отключать от розеток.
Есть ли особые требования по пожарной безопасности для помещений серверных?
Предъявляются ли какие-то особые требования по пожарной безопасности к помещению серверной?
Дмитрий СИМИНЕНКО, руководитель отдела (Москва)
Прежде всего, серверная должна быть отделена от административных помещений противопожарными преградами с нормируемым пределом огнестойкости. В серверной должно быть не менее одной двойной розетки стандартного напряжения с заземлением. Не рекомендуется использовать розетки с выключателем. Оборудование и система освещения должны питаться от разных щитков. Кроме того, нужно обеспечить серверную источниками бесперебойного питания.
В помещении серверной должны соблюдаться требования Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ, Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ и СНиП 21-01-973.
Кто отвечает за пожарную безопасность при огневых работах?
Кто несет ответственность за пожарную безопасность при огневых работах?
Оксана ШЕВЧЕНКО, специалист по охране труда (Краснодар)
Ответственным за пожарную безопасность при огневых работах назначают руководителя подразделения (начальника цеха, участка, отдела, механика, мастера, бригадира и т. д.), в котором будут проводиться работы4. Каждый раз перед огневыми работами руководитель подразделения должен:
— обеспечить разработку и проведение мероприятий по пожарной безопасности;
проинформировать об этом сотрудника, ответственного за пожарную безопасность в организации;
— назначить работников, которые будут отвечать за пожарную безопасность непосредственно на месте проведения работ;
— проинструктировать ответственных за пожарную безопасность и исполнителей (электросварщиков, газосварщиков, бензорезчиков, паяльщиков и т. д.) о мерах пожарной безопасности;
— оформить и выдать наряд-допуск на проведение огневых работ.
Самые необходимые нормативные акты
Запомните главное:
1 Инструкция о мерах пожарной безопасности должна быть во всех организациях.
2 Разрабатывает инструкцию сотрудник, ответственный за пожарную безопасность в организации, согласовывает служба охраны труда, утверждает руководитель.
3 Инструкция может разрабатываться как для всего предприятия в целом, так и для отдельных объектов.
4 Для проведения работ с повышенной опасностью должны разрабатываться отдельные инструкции, по которым с работниками проводят инструктаж перед началом работы.
Сергей ТАЛАНОВ, руководитель отдела промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды ЗАО «НПО «КИТ»» (Москва)
Источник: