Требования предъявляемые к пожарным водоемам и пирсам
Пожарный пирс: требования и устройство
Пожарный пирс – сооружение на берегу природного или искусственного водоёма, выступающее в акваторию (водную часть) и предназначенное для установки пожарных автомобилей с целью забора воды.
, бороться с ним помогают стационарные системы/установки раннего обнаружения дыма, температуры, пламени – АПС, а следом за ними последовательно или параллельно срабатывают водяные, порошковые или газовые АУПТ, прокладываются рукавные линии от ПК внутреннего водопровода, предназначенного для борьбы с пожарами. Иногда, этого вполне достаточно для полной ликвидации, временной локализации очага в пожарном отсеке здания, в одном, двух помещениях до прибытия основных сил – пожарно-спасательных подразделений МЧС России.
, наступающему из лесов, полей/степей, или с собственной территории предприятия/организации, пожару противостоят наружные инженерные сети водоснабжения. Но, правда, относится это только к довольно крупным городам, в которые большей частью не попадают многие районные центры в регионах, еще недостаточно обустроенной в этом отношении, огромной страны. Поэтому в дело идут пожарные резервуары, установленные в отапливаемых зданиях/сооружениях или закопанные в землю, ниже глубины промерзания; природные или искусственные водоемы – моря, реки, каналы, водохранилища, озера, пруды.
Что такое пожарный пирс
Для решения этой проблемы есть одно правильное, проверенное долголетним опытом использования, решение – пирс для пожарных машин, позволяющий безбоязненно заезжать на него в любое время для гарантированного забора воды из реки, озера или рукотворного сооружения.
Хотя, казалось бы, источников, достаточно чистой для целей пожаротушения, воды вокруг каждого населенного пункта, отдельно расположенного промышленного или гражданского объекта, имеется немало; но чаще всего большинство из них имеют множество недостатков, делая их непригодными для этого. Прежде всего, это удаленность от жилой застройки, защищаемых зданий/сооружений, территории предприятия, значительно превышающая нормативные требования документов по обеспечению ПБ.
В таких случаях, как правило, единственное решение – это строительство пожарного водоема. Такие сооружения бывают закрытого типа как резервуары, или открытого как озера внутри городской/поселковой застройки, технологические пруды/бассейны на территории промышленных предприятий, производств. Для забора воды из них, также как из природных источников, необходим пирс пожарного водоема, избавляющий от «русской рулетки» в части реальной возможности забора в любой момент, вне зависимости от сезона, капризов переменчивой погоды, времени суток.
Понятно, что если строить такое сооружение по собственному разумению или, не дай бог, внимая напористым, но маловразумительным советам из интернета; то добиться можно сногсшибательных результатов в прямом смысле слова. Для тех же, кто хочет получить вменяемый результат за вложенные средства, существуют нормативные документы на пожарные пирсы, в которых последовательно и детально сформулированы основные моменты, этапы их возведения.
Требования
Исходя из названия, некоторые читатели могут подумать, что такое сооружение, служащее своеобразным мостом между поверхностью суши и водной стихией, может служить причалом для судов/кораблей, в том числе пожарных. На самом деле, это не так:
- Для швартовки пожарных кораблей он совершенно не подходит, т.к. не оборудован причальными устройствами, инженерной сетью для заправки топливом, концентрированным раствором пенообразователя и всем остальным, что необходимо для их полноценного обслуживания в порту.
- Такое сооружение возводится для одной, единственной цели – заезда/выезда пожарной техники, заправки ее водой с поверхности воды при помощи насоса, всасывающих рукавов; при необходимости разворота, на что недвусмысленно указывают нормативные размеры площадки пирса – не меньше 12 х 12 м.
- Использовать его в других целях, например, как пристань – категорически запрещено.
Итак, стоит более подробно рассказать о том, как должен быть грамотно спроектирован, правильно возведен пожарный пирс. Требования к устройству таких сооружений изложены в ст. 98, 99 ФЗ № 123 от 2008 года, регламентирующим требования ПБ, а также в главе 9 СП 8.13130.2020, устанавливающей требования к наружному противопожарному водоснабжению, в частности, к таким источникам, как водоемы.
- Защищаемые объекты должны быть обеспечены внешним противопожарным водоснабжением – водопроводной сетью с установленными на ней гидрантами или природными/искусственными водоемами.
- Запаса/объема воды должно хватать на максимальные значения расчетов суммарного расхода и продолжительности тушения пожаров на территории населенного пункта, обособленного производственного объекта.
- Возведение/устройство водоемов, а также разворотных площадок (пирсов) для забора воды из них, должно вестись с учетом соблюдения противопожарных разрывов до основных, вспомогательных зданий/сооружений, строений в соответствии с действующими нормами/правилами для обеспечения возможности пользоваться ими даже при распространившемся пожаре.
- При устройстве на территории защищаемых объектов пожарных водоемов открытого типа необходимо, чтобы расстояние между кромкой сооружения и отметкой наибольшего уровня воды в нем было не меньше, чем 0,5 м; а также следует учитывать неизбежное испарение влаги и возможность образования ледяной корки на поверхности.
- Каждый пожарный резервуар, водоем, разворотная площадка (пирс) обязаны иметь указатели по ГОСТ Р 12.4.026-2001.
- К водоемам, являющимися источниками противопожарного водоснабжения, должен обеспечиваться свободный проезд, подъезд специальной техники подразделений МЧС России, ведомственных или частных пожарных частей, формирований ДПД; а также сооружаться площадки (пирсы) размерами не меньше, чем 12 х 12 м, с твердым покрытием для разворота, установки автомашин/насосных станций в любое время для заправки водой для пожаротушения.
В жизни нередко бывают ситуации, когда даже правильно расписанные действия по производству каких-либо работ, в данном случае по возведению пожарного пирса/разворотной площадки для установки/заправки водой из природного водоема, не выдерживают жесткой встречи с реальностью. Например, береговая линия – это сплошное болото или зыбучие пески.
Даже не вдаваясь в такие крайности, понятно, что зачастую буквально выполнить требования норм/правил просто нереально/нецелесообразно, сложно организационно и технически, слишком дорого во всех смыслах этого слова.
- Если забор воды непосредственно из водоема (резервуара) с помощью мотопомпы/насоса, установленного на пожарном автомобиле, затруднен или невозможен, то в таких случаях следует сооружать приямки (колодцы) емкостью от 3 до 5 куб. м.
- При этом диаметр питающего трубопровода до приямка, должен определяться расчетом для пропуска необходимого количества воды, но в любом случае быть не меньше 200 мм.
- Для возможности регулярной очистки, иного обслуживания, ремонта приемного колодца, трубопровод оборудуется задвижкой со штурвалом, расположенным под крышкой люка.
- Для защиты от загрязнений трубопровода следует устанавливать решетку.
Учитывая, что климат в большинстве регионов далек от тропического, СП 8.13130.2020 гласит о том, что приемные емкости пожарных водоемов, их оборудование должны быть защищены от возможного промерзания. Для этого допустим подогрев с помощью нагревательных приборов от центральной/местной системы водяного/парового отопления предприятия/населенного пункта или электрическими греющими устройствами, кабелями.
Устройство
Пожарный пирс представляет собой специально подготовленную площадку с твёрдым покрытием (в некоторых случаях имеет деревянный настил), окаймлённую по краям бортиком для предотвращения скатывания пожарного автомобиля за пределы площадки.
Пожарный пирс применяется в тех случаях, когда подъезд и установка пожарных автомобилей на берегу водоёма затруднены или невозможны по различным причинам (болотистые или тонкие берега, водоёмы возле берега слишком мелкие для забора воды с помощью всасывающих рукавов).
Пожарный пирс должен иметь такие размеры, чтобы был обеспечен свободный подъезд на пирс, выезд с пирса и манёвр применяемой пожарной техники. Глубина водоёма возле пожарного пирса должна быть достаточной, чтобы исключить подсос грунта в устройство для забора воды или во всасывающий рукав пожарного автомобиля или мотопомпы.
Устройство пожарного пирса
Такое сооружение не деталь пейзажа отдыха на море или озере, на десятки метров уходящая вдаль водной стихии, с которой так приятно обозревать окрестности. Напротив, пожарный пирс не зря имеет сугубо утилитарную и единственную функцию – обеспечить заправку специальных автомашин водой в любое время, при любой погоде, в том числе температуре воздуха.
Поэтому обычно, если это позволяет рельеф береговой, линии, включая перепады высот на подъезде/обрыве к воде, то пирса в виде крепкого настила на надежных опорах, способных выдержать немалую нагрузку тяжелогруженых автомашин типа КАМАЗ, просто не существует. Вместо него, на берегу водоема бетонированная/асфальтированная ровная или с небольшим уклоном для стока излишней воды (атмосферных осадков, проливов воды в ходе заправки) площадка, на которой без труда размещаются два пожарных автомобиля.
Минимально необходимый размер пожарного пирса или разворотной площадки с твердым покрытием, расположенной непосредственно у кромки воды, четко определен нормами/ правилами – не меньше 12 х 12 м.
- Площадка пирса должна располагаться не выше 5 м от сезонно низкого уровня воды и быть выше не меньше, чем на 0,7 м при максимальном подъеме. Должна быть обеспечена отводным лотком/люком для всасывающих рукавов пожарных автомобилей.
- Слой воды подо льдом в зимний период должен быть не меньше 1 м, иначе необходимо устройство котлована/приямка под местом забора воды из водоема.
- Площадь пирса со стороны водоема необходимо оборудовать ограждением высотой 0,8 м.
- Для удержания скатывания автомобилей в 1,5 м от края сооружения необходимо уложить, надежно закрепить для упора брус квадратного сечения с ребром от 0,25 м и больше.
И также следует учитывать, что согласно нормам/правилам ПБ возведение зданий предприятия, застройка населенного пункта должны вестись только в случае обеспечения их территории внешним противопожарным водоснабжением.
На практике, устройство пожарных пирсов, в том числе временных на период строительства до сдачи в эксплуатацию инженерных сетей, на природных водоемах или искусственных гидротехнических сооружениях – водохранилищах, каналах, технологических прудах/бассейнах; наиболее простое и недорогое решение этого важного вопроса обеспечения безопасности людей, сохранности зданий, оборудования, имущества.
Противопожарные водоемы: нормы, классификация, устройство, эксплуатация
Пожарные водоемы (водоисточники) – природные или искусственные закрытые/открытые углубления, надземные резервуары, частично или полностью углубленные, со специальными площадками, подъездами для пожарных машин (ПМ) и забора всасывающими рукавами.
Тему раскрывают требования пожарной безопасности к источникам противопожарного водоснабжения (ИППВ). Материалы:
рекомендационные акты:
- Методички ГПС, в частности, УНД ГУ МЧС по Московской обл.;
Инструкции по содержанию и экспл. ПВ, Рекомендации по проверке ИППВ вузов, например, Нижневартовского госуниверситета;
Обустройство пожарных водоемов (ПВ) необходимо:
- на отдаленных территориях (за городской чертой) без водопроводов;
где это уместно и удобно, когда прокладка трубопроводов нерентабельна или невозможна, дополнительно к иным источникам (п. 9.2 СП 8.13130, характерно для промышленных объектов);
Согласно требованиям в населенных пунктах по ст. 68 ФЗ 123, п. 4.1 СП 8 наружные ИППВ обязательные и могут быть в виде водоемов для следующего:
- поселений до 5 тыс. чел.;
постройки:
- по ФЗ 123: отдельные с кл. Ф1.1, Ф1.2, Ф2 – Ф4 до 1000 м³ в зонах без п/п кольцевого трубопровода; кл. Ф5 с производствами кат. В, Г, Д при п/п затратах до 10 л/сек.;
склады:
- грубых кормов до 1 тыс. м³;
Разрешено не обустраивать наружные ИППВ для таких локаций:
- до 50 чел. при застройке до 2 эт.;
отдельные постройки до 50 чел., до 1000 м³ с кл. Ф1.2 – Ф1.4, Ф2.3, Ф2.4, Ф3 (кроме Ф3.4) за границами жилых зон;
по СП 8 (п. 4.1):
- зданий вне населенных локаций:
- кл. Ф.3.1 до 150 м²;
кл. Ф3.2 до 1000 м²;
кл. Ф1.2 – Ф4 I – IV ст. огнестойкости до 250 м³;
сезонные заготовительные с/х предприятия до 1000 м²;
- производственные, промышленные территории, складские, оптовые базы;
дачные/ огородные/ садовые товарищества;
объекты в природных, рекреационных, специальных зонах, в сложных условиях за чертой города:
- военные, учебные, геологические, научные, другие базы;
спортивные, туристические лагеря;
Типы пожарных водоисточников
Природные
Искусственные
Под искусственными подразумевают водохранилища, созданные (вырытые) людьми с помощью инструментов, специальной техники: каналы, пруды, в том числе с плотиной, дамбой, запрудами, водоемы-резервуары.
- резервуарного типа – емкостные инженерные сооружения. Это основательные, капитальные, стационарные хранилища. Их возможности сравнимы с небольшими природными ПВ, они более надежные, стабильнее естественных источников, так как изготавливаются из железобетона, камня, кирпича, имеют гидроизоляцию. Варианты:
- под/над землей;
водоемы-копани – дешевые, проще. Это простое углубление в почве с гидроизоляцией (регуляцией) такими способами:
- облицовка:
- асфальтная, бетонная или сочетающая эти материалы;
К искусственным водоемам, хотя это спорно, так как в СП 8 их различают, часто относят резервуары с водоводами, насосами: цистерны, баки, напорные башни из металла, бетона, кирпича.
Правила для резервуаров такие, как для ПВ, но есть и особенности:
- люк 0,6×0,6 см с дробной (второй) крышкой, венттрубой, сечением 250 – 300 см². Дно наклонено к приямку, глубина которого от 0,4 метра;
при гидроиспытаниях уровень ОТВ не должен уменьшаться за 24 ч больше 1 см;
Пожарный пирс
Специальное место на поверхности почвы или на опорах для беспрепятственного подключения техники из-за перепадов высот, болотистости. Пожарный пирс используют только забора воды при пожаротушении, он же – площадка для подъезда и разворота. Запрещено применять для швартовки лодок, любых иных целей.
Требования (Гл. 9, п. 9.4 СП 8.13130; ст. 98, 99 ФЗ 123):
- свободный подъезд шириной от 4 – 6 м;
непосредственно у кромки, над ней;
минимум 12х12 м;
твердое ровное покрытие;
пригодность для забора воды из водоисточника в любое время, при всех климатических условиях;
свободное размещение 2 машин;
небольшой уклон для стока в сторону ПВ;
кромка: до 5 м от наименьшего уровня воды в сезоне и выше 0,7 м максимальной линии;
отводный люк, слив с лотком для рукавов;
котлован или приямок в месте забора, если толща воды подо льдом до 1 м;
ограждение со стороны источника высотой от 0,8 м;
Есть 2 варианта:
- Площадка на берегу (чаще всего) с твердым покрытием (бетон, асфальт, щебенка).
Требования к противопожарному водоему
Требования, предъявляемые к пожарным водоемам и пирсам:
- качество воды соответствует оборудованию и методам;
свободный подъезд к пирсу, приемным колодцам;
берега должны возвышаться как минимум на 0,5 м;
запас для максимума расхода и продолжительности тушения;
соблюдено расстояние до защищаемых зданий (R охвата):
- при наличии:
- мотопомп: 100 – 150 м;
- автонасосов: 200 м;
R увеличивают прокладкой трубной тупиковой магистрали до 200 м;
Требования к водоемам на предприятии аналогичные, объем для расхода под соответствующие классы пожарной опасности есть в СП 8, как и для других объектов.
Расчет объема водоема
Количество ОТВ должно быть достаточным для тушения возгорания на протяжении расчетного времени и расхода в моделируемой ситуации. Правила есть в пунктах, таблицах для типов зданий СП 8 (пп. 9.9, 5.2 – 5.8, 6.3).
- берут во внимание интенсивность испарения. Минимальная глубина с учетом промерзания зимой – 1 м;
количество ПВ – от 2 шт., в каждом – 50% объема и больше на пожарные цели;
При расчете берут из СП 8 нормы расхода для зданий, расчетные величины и подставляют в формулу. Пример:
Требования к пожарному водоему
Пожарный водоем – гидротехническое сооружение природного или искусственного происхождения, используемое для наружного пожаротушения. В городской черте и на промышленных предприятиях проложены водопроводы, в случае же возгораний в отдаленных населенных пунктах, в полях, лесополосе воду берут из озер, рек или резервуаров, оборудованных площадками для подъезда машин.
При обустройстве пожарного водоема учитывают требования нормативных актов о соблюдении пожарной безопасности, предъявляемых к внешним источникам подачи огнетушащих веществ. Основным документом, которым пользуются при строительстве подобных объектов, является СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности». Дополнительными нормативными актами считаются ФЗ от 22.07.2008 № 132-ФЗ и ГОСТ 12.4.026, НПБ 160-97.
- Введения пожарного водоема в эксплуатацию
- Виды пожарных водоемов
- Нормативные требования к пожарным водоемам
Введения пожарного водоема в эксплуатацию
Чтобы ввести в эксплуатацию пожарный водоем, должен соблюдаться ряд требований, регламентирующих необходимость источника:
- количество жителей в населенном пункте;
- отсутствие кольцевого противопожарного водопровода в зоне расположения отдельно стоящих зданий культурно-просветительских организаций, школ, научно-проектных учреждений, больниц, вокзалов объемом менее 1000 м 3 ;
- возгорания в зданиях более 1000 м 3 независимо от наличия централизованной сети;
- возможные пожары на предприятиях категории В, Г, Д с повышенной взрывоопасностью, требующие расход воды более 10 л/с;
- наличие складов с твердыми кормами;
- расположенные вдали от центральных магистралей складские помещения с минеральными удобрениями;
- наличие предприятий, использующих холодильные установки.
По требованиям правил безопасности пожарные водоемы обязательно обустраивают в СНТ, близ складских хозяйств, крупных промышленных территорий со значительными открытыми площадями, в рекреационных и сложных природных зонах вне черты населенного пункта.
Виды пожарных водоемов
Классификация пожарных водоемов предполагает две категории:
- природные и искусственные;
- открытые и закрытые.
Природные – реки, озера, пруды, моря. Разработан ряд требований, по которым природные источники могут быть признаны противопожарным водоемом:
- полноводность в течение всего года;
- устойчивость к сквозному промерзанию;
- возможность оборудования возле пожарного водоема пирса по требованиям СП 8.13130.2009;
- возможность оборудования водозаборных колодцев и утепленных люков.
Искусственные – водохранилища, специально построенные близ жилых или промышленных объектов. Выделяют три вида таких водоемов:
- Резервуары. Хранилища в виде большой емкости из железобетона, кирпича, камня, пластика с обязательным гидроизоляционным слоем. По объему их можно сравнить с озерами. Резервуары могут располагаться под землей или быть спрятаны вглубь наполовину. Для гарантии использования противопожарных резервуаров рекомендуют совмещать каменные и пластиковые емкости с перегородкой между ними.
- Копани. Представляют собой углубления в земле. Основу составляет гидроизоляционный слой из асфальта, бетона, камня, глины или синтетической пленки.
- Каналы.
- Переоборудованные естественные водоемы.
Для искусственных водоисточников в дополнение к основным разработаны собственные требования:
- дно должно быть наклонено к приямку;
- глубина приямка – не менее 0.4 м;
- наличие люка 0.6×6 см со второй крышкой, вентиляционной трубой 250-300 см 2 ;
- наличие как минимум двух резервуаров на одном водопроводном узле.
При проектировании искусственных водоемов учитывают площадь охвата, рельеф поверхности, возможность обустройства безопасных спусков. В сложных условиях, особенно в регионах с сильными климатическими перепадами, предпочитают оборудовать резервуары, имеющие долгий срок эксплуатации.
Требование к размещению резервуарного пожарного водоема для предприятия обусловлено категорией объектов. Для сооружений 1-2 степени огнестойкости расстояние до резервуара составляет не менее 10 метров, для 3-5 степени – не менее 30 метров. Расстояние между водоисточниками зависит от того, каким видом техники планируют пользоваться спасатели при возникновении ЧС. Автонасосы работают на расстоянии 200 метров, мотопомпы – 100-150 м.
Расчет объема резервуара также прописан в СП 8.13130. В основе лежит три показателя:
- скоростью испарения и удержание минимального уровня воды с учетом промерзания источника в пределах 1 метра;
- минимальное количество ПВ – 2 шт. с заполняемостью не менее 50% от необходимого объема;
- одновременная подача из двух действующих ПВ.
Нормативные требования к пожарным водоемам
Нормы расхода воды зависят от типа зданий и плотности населения в зоне ЧС.
В населенных пунктах, где проживает более 10 тыс. человек, при расчетах за основу берут необходимость тушения двух пожаров одновременно. Минимальный расход воды при этом составляет 35 л/с. В течение двух часов потребуется 252 м 3 .
По требованиям техники безопасности пожарные водоемы должны быть оборудованы площадкой для подъезда автомобилей. Это место с твердым основанием размером не менее 12×12 м для свободного разворота техники. Места резервуаров (природных или искусственных) обозначают табличками по ГОСТ Р 12.4.026 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная».
Отдельное внимание при разработке противопожарных водоемов уделяют пирсу. Это площадка, возвышающаяся над поверхностью почвы или воды. Пирс является неотъемлемой частью источников при перепадах рельефных высот и в условиях болотистой местности.
Требования к пирсам на водоисточниках прописаны в СП 8.13130.
- Наличие свободного подъезда шириной не менее 4 м.
- Возможность расположения края пирса у кромки воды.
- Возведение площадки 12×12 м.
- Возможность установки опоры с небольшим уклоном к ПВ.
- Соблюдение расстояния от поверхности пирса до уровня воды: до 5 метров по отношению к наименьшему показателю в сезоне и на 0.7 метров выше линии максимума.
- Монтаж отводного люка и слива с лотком для рукавов.
- Наличие котлована или приямка на водозаборе при толще воды подо льдом до 1 метра.
Для поддержания водоисточников в исправном состоянии специалисты организаций, на балансе которых состоят ПВ, дважды в год регулярно проводят анализ их состояния. Контролируют забор воды только на нужды противопожарной службы. Регулярно осматривают и осуществляют профилактический ремонт подъездов к водоему. При порче информационных табличек меняют их на новые знаки. Если вода опускается ниже допустимого 30-сантиметрового уровня естественной потери, запасы ее пополняют. В летнее время проводят дезинфекцию хлорной известью, чистят дно от ила и грязи. Следят за состоянием гидроизоляционного слоя, проверяют устройства водозабора. В зимний период проводят утепление ПВ или делают в них проруби.
Требования предъявляемые к пожарным водоемам и пирсам
Системы противопожарной защиты
ИСТОЧНИКИ НАРУЖНОГО ПРОТИВОПОЖАРНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ
Требования пожарной безопасности
Systems of fire protection
Location of fire service divisions. Procedure and methods of determination
____________________________________________________________________
Текст Сравнения СП 8.13130.2009 с СП 8.13130.2020 см. по ссылке.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
Дата введения 2009-05-01
Сведения о своде правил
1 РАЗРАБОТАН ФГУ ВНИИПО МЧС России
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 «Пожарная безопасность»
4 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (ФГУ ВНИИПО МЧС России) в сети Интернет
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие с 01.02.2011 Приказом МЧС России от 09.12.2010 N 640
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных
1 Область применения
1.1 Настоящий свод правил разработан в соответствии со статьями 68 и 99 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Технический регламент) , является нормативным документом добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов (далее — поселения) и организаций.
1.2 Требования настоящего документа не распространяются на предприятия, производящие, применяющие или хранящие взрывчатые вещества; объекты нефтегазодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности; объекты промышленного транспорта; предприятия, здания и сооружения по хранению и переработке зерна; автозаправочные станции; предприятия энергетики (здания и сооружения тепловых и гидравлических электростанций, районных котельных (станций) теплоснабжения, стационарных газотурбинных, парогазовых и дизельных электростанций, электросетевых предприятий); объекты специального назначения, требования к которым установлены соответствующими нормативными документами.
1.3. При отсутствии в сводах правил требований пожарной безопасности к объекту защиты или если для достижения необходимого уровня его пожарной безопасности применяются технические решения, отличные от решений, предусмотренных сводами правил, на основе положений Технического регламента должны быть разработаны специальные технические условия, предусматривающие выполнение комплекса мероприятий по обеспечению необходимого уровня пожарной безопасности объекта защиты.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний
ГОСТ 8220-85 Гидранты пожарные подземные. Технические условия
Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов, сводов правил и классификаторов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем своде правил применяются следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 источники наружного противопожарного водоснабжения: Наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами и водные объекты, используемые для целей пожаротушения.
3.2 гидрант: Техническое устройство, предназначенное для забора воды из водопровода передвижной пожарной техникой.
3.3 водозаборное сооружение: Гидротехническое сооружение для забора воды из природного или искусственного источника с целью использования ее для нужд водоснабжения, пожаротушения.
3.4 водоисточник: Место естественного или искусственного скопления воды, используемой для водоснабжения.
3.5 водопровод: Система сооружений и устройств, доставляющая воду по трубам от водоисточника к месту потребления.
3.6 водопроводная сеть: Совокупность водопроводных линий (трубопроводов) для подачи воды к местам потребления.
3.7 водопроводный узел: Система сооружений и устройств, имеющая в своем составе насосные станции и резервуары для воды и предназначенная для поддержания необходимых напоров в водопроводной сети и снятия пиковых расходов воды в часы максимального водопотребления.
3.8 водоснабжение: Подача воды от водоисточников к местам потребления для обеспечения нужд населения и предприятий.
3.9 насосная стация: Сооружение, предназначенное для забора воды из водоисточника и подачи ее в водопроводные сети.
3.10 резервуар: Инженерное сооружение емкостного типа, предназначенное для хранения запаса воды. Резервуары, как правило, могут быть металлические, железобетонные.
3.11 пожарная соединительная головка: Быстросмыкаемая арматура для соединения пожарных рукавов и присоединения их к пожарному оборудованию и пожарным насосам.
3.12 стояк-сухотруб: Незаполненный огнетушащим веществом трубопровод, находящийся под атмосферным давлением окружающей среды.
4 Требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению
4.1 Наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
1 Допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников (резервуары, водоемы):
населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек;
отдельно стоящих зданий любого назначения, расположенных вне населенных пунктов, при отсутствии хозяйственно-питьевого или производственного водопровода, обеспечивающего требуемый нормами расход воды на наружное противопожарное водоснабжение;
зданий различного назначения при требуемом расходе воды на наружное противопожарное водоснабжение не более 10 л/с;
1- и 2-этажных зданий любого назначения при площади застройки не более площади пожарного отсека, допускаемой нормами для таких зданий.
2 Допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение:
населенных пунктов с числом жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей;
расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений класса Ф3.1 по функциональной пожарной опасности площадью не более 150 м , класса Ф3.2 по функциональной пожарной опасности объемом не более 1000 м , классов Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 по функциональной пожарной опасности I, II, III и IV степеней огнестойкости объемом не более 250 м ;
зданий и сооружений класса Ф5 по функциональной пожарной опасности I и II степеней огнестойкости категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности объемом не более 1000 м ;
сезонных универсальных приемно-заготовительных пунктов сельскохозяйственных продуктов при объеме зданий не более 1000 м ;
зданий класса Ф5.2 по функциональной пожарной опасности площадью не более 50 м .
4.2 Качество воды источников противопожарного водоснабжения должно соответствовать условиям эксплуатации пожарного оборудования и применяемым способам пожаротушения.
4.3 Противопожарный водопровод следует создавать, как правило, низкого давления. Противопожарный водопровод высокого давления создается только при соответствующем обосновании. В водопроводе высокого давления стационарные пожарные насосы должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими пуск насосов не позднее чем через 5 мин после подачи сигнала о возникновении пожара.
Примечание — Для поселений с числом жителей до 5 тыс. чел., в которых не создаются подразделения пожарной охраны, следует создавать противопожарный водопровод высокого давления.
4.4. Минимальный свободный напор в сети противопожарного водопровода низкого давления (на уровне поверхности земли) при пожаротушении должен быть не менее 10 м. Минимальный свободный напор в сети противопожарного водопровода высокого давления должен обеспечивать высоту компактной струи не менее 20 м при максимально необходимом расходе воды на пожаротушение и расположении пожарного ствола на уровне наивысшей точки самого высокого здания. Свободный напор в сети объединенного водопровода должен быть не менее 10 м и не более 60 м.
5 Требования пожарной безопасности к расходам воды на наружное пожаротушение
5.1 Расход воды на наружное пожаротушение (на один пожар) и количество одновременных пожаров в городских округах, городских и сельских поселениях для расчета магистральных (расчетных кольцевых) линий водопроводной сети должны приниматься по таблице 1.
Таблица 1 — Расход воды из водопроводной сети на наружное пожаротушение в поселениях
Число жителей в поселении,
тыс. чел.
Расчетное количество одновременных пожаров
Расход воды на наружное пожаротушение в поселении
на 1 пожар, л/с
Застройка зданиями высотой не более 2 этажей независимо от степени их огнестойкости
Застройка зданиями высотой 3 этажа и выше независимо от степени их огнестойкости
Требования к устройству пожарного пирса
Цистерна пожарной машины вмещает 3000-4000 литров воды (зависит от модели автоцистерны). Такого объема хватает на 5-8 минут борьбы с возгоранием. Чтобы пополнить запас, требуется внешний источник воды. Один из предусмотренных вариантов – пожарный водоём. Чтобы ускорить процесс забора воды, на берегу таких водоёмов оборудуют специальные площадки – пожарные пирсы.
Содержание
Требование к пожарным пирсам
Устройство пожарных пирсов
Требования к пожарным пирсам
Пожарный автомобиль заезжает на площадку. Команда достает рукава, закрепляет на них сетки, опускает в водоём, подключает к компрессору. При острой необходимости допустимо боевое развертывание рукавной линии от места возгорания до водоёма.
Пожарные пирсы должны соответствовать разработанным требованиям:
- Указатель «Пожарный водоем». Знак ставят около съезда с дороги и у самого водоисточника, на участке, откуда его будет лучше видно.
- Твердое покрытие площадки, которое способно выдержать тяжелую пожарную технику (бетон, асфальт, щебень).
- Свободный доступ к воде независимо от сезона, времени суток, погодных условий.
- Минимально допустимый размер – 12ˣ12 метров.
- Ширина подъезда – 4-6 метров.
- Минимально допустимая высота ограждения – 0,8 метра.
- Расположение: не выше 5 метров от уровня низких вод и выше поверхности высоких вод не менее чем на 0,7 метра.
- Край площадки должен находиться у кромки воды.
- Наличие опоры с небольшим уклоном к водоему.
Запрещено использовать пожарный пирс в качестве причала для лодок и стоянки автомобилей.
Устройство пожарных пирсов
Пирс для пополнения запаса воды представляет собой устойчивую конструкцию на берегу водоёма. Сооружение позволяет в любое время года беспрепятственно набирать воду. Если водоём заболочен, рядом выкапывают колодец, который должен вмещать от 3 до 5 м³ воды. Под крышку люка монтируется задвижка с маховиком для перекрытия воды, если требуется провести ремонт. Возле колодца также оборудуют площадку для пожарной техники.
Размер пожарного пирса рассчитан таким образом, чтобы на площадке могли разместиться два автомобиля. Чтобы исключить скатывание пожарной техники с пирса, в полутора метрах от края надежно крепят брус квадратного сечения с ребром от 0,25 метра.
Наличие оборудованного пожарного водоема – обязательное требование для территорий, где нет водопровода. Источник воды должен находится и в производственных зонах. Их обустраивают в СНТ, около складских хозяйств и крупных промышленных территорий.
Искусственные водоемы создают исходя из численности жителей населенного пункта. Иногда люди используют такие водоемы как место отдыха, что приводит к загрязнению вод. Чтобы этого не допустить, вокруг пожарного объекта, как правило, возводят ограждение.
Водоисточники бывают природными и искусственными. Главное требование – поддержание необходимого уровня воды. Естественные источники не должны пересыхать летом и замерзать зимой. Уровень воды подо льдом не должен быть меньше одного метра. Зимой пирс должен быть очищен от снега и наледи.
Искусственные водоёмы размещают на расстоянии 100-150 метрах от сооружений при условии их оснащения мотопомпами, 200 метрах – при использовании автонасосов.
Состояние пирсов контролирующие службы проверяют два раза в год. По результатам осмотра назначается профилактический ремонт пожарной площадки. При необходимости, меняются на новые указатели и таблички. Если обнаруживается, что уровень воды в водоеме на 30 см ниже допустимого, пополняют запасы. Летом проводят дезинфекцию воды, очищают водоем от ила и растительности.
Пожарные пирсы – наиболее простой и удобный вариант обеспечения безопасности людей, сохранности строений, оборудования, имущества.
Устройство пожарного водоема обернулось «статьей»
Пермский краевой суд, рассмотрев уголовное дело в апелляционном порядке, оправдал и.о. главы сельского поселения, осужденного первой инстанцией за превышение должностных полномочий в сфере недропользования.
Органы следствия обвиняли и.о. главы сельского поселения в следующем: зная, что полномочия на распоряжение общераспространенными полезными ископаемыми, в том числе глинистым грунтом, находятся в исключительной компетенции Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, из личной заинтересованности, осуществляя от имени администрации сельского поселения действия, явно выходящие за пределы его полномочий, заключил с коммерческой организацией договор о безвозмездном выполнении работ по разработке и вывозу глинистого грунта в объеме не более 6000 куб. м для подготовки пожарного водоема.
В период с 1 августа по 1 сентября 2018 г. коммерческая организация в рамках договорных отношений осуществила добычу, погрузку и вывоз общераспространенного полезного ископаемого – глины в объеме свыше 2,6 куб. м из месторождения на территории данного поселка, в результате чего Российской Федерации в лице краевого Минприроды был причинен ущерб на сумму более 480 тыс. руб. Действия и.о. главы поселения были квалифицированы по ч. 1 ст. 286 УК РФ.
На следствии и в суде мой подзащитный утверждал, что единственной его целью было обустройство пожарного водоема в поселке – такая необходимость назрела давно, так как поселок состоит преимущественно из деревянных построек. О том, что в недрах выбранного участка могут находиться полезные ископаемые, он не знал и не мог знать, поскольку пожарный водоем обустраивался на месте ранее существовавшей несанкционированной свалки.
В суде защита подчеркивала, что следствием не установлены классификация изъятого грунта, его объем и характеристики, в связи с чем не определен реальный размер ущерба. Согласно условиям договора разработке и вывозу подлежал глинистый грунт, а не глина, что не одно и то же. Суду были представлены письменные доказательства (ответы организаций, надзирающих в сфере недропользования) о том, что земельный участок, на котором базируется пожарный водоем, не относится к участкам местного значения, содержащим общераспространенные полезные ископаемые, а месторождений полезных ископаемых там нет.
Свидетель обвинения и представитель потерпевшего в судебном заседании подтвердили, что изъятый грунт не исследовался, а вывод о том, что глина добыта незаконно, сделан на основании визуального осмотра участка.
После того как свидетель обвинения в ответ на мои вопросы пояснил, что расчет плотности глины выполнен им на основании средних значений, суд запросил новый расчет минимальной плотности глины. Поскольку изъятый грунт не исследовался, сумму ущерба сотрудник Минприроды рассчитал по аналогии с близлежащим месторождением кирпичной глины. Отвечая на вопрос защиты, свидетель добавил, что не может утверждать, одинаковые ли характеристики имеют изъятая глина и кирпичная, показатели которой были взяты для нового расчета суммы причиненного обвиняемым ущерба.
Тем не менее суд проигнорировал доводы защиты и признал подсудимого виновным в инкриминированном ему деянии с назначением наказания в виде штрафа в 50 тыс. руб. Он лишь снизил размер ущерба, произведя на основании нового расчета, предоставленного сотрудником Минприроды, собственный расчет, а объем грунта (2000 куб. м) посчитал, исходя из акта выполненных работ.
Изучив приговор, я обратил внимание, что суд не привел в мотивировочной части письменные доказательства, на которые ссылалась сторона защиты, и не пояснил, почему отверг их. Кроме того, суд дополнил обвинение, указав на последствия инкриминированного моему подзащитному деяния в виде существенного нарушения охраняемых законом интересов общества и государства, чем ухудшил положение подсудимого.
В апелляционной жалобе я указал на отсутствие у доверителя умысла на превышение должностных полномочий, так как он, решая вопросы местного значения, не знал или не мог знать о наличии или отсутствии полезных ископаемых на участке, а обязанности получать подобные сведения у него не было. Пермский краевой суд поддержал доводы апелляционных жалоб стороны защиты – они вошли в мотивировочную часть апелляционного приговора практически в полном объеме – в частности, о выходе суда первой инстанции за пределы предъявленного обвинения, отсутствии в обвинении обязательного признака превышения должностных полномочий – существенности, а также о ненадлежащем установлении размера ущерба и отсутствии у осужденного умысла на превышение должностных полномочий.
Ссылаясь на положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» (далее – Постановление Пленума ВС № 19), апелляционная инстанция указала, что в обвинительных документах органов предварительного следствия и суда первой инстанции оценка причиненных деянием должностного лица последствий должна быть мотивирована. Вопрос о том, является ли причиненный вред существенным и могут ли наступившие последствия считаться тяжкими, решается с учетом особенностей каждого конкретного случая. Как отмечено в апелляционном приговоре, обвинение в существенном нарушении охраняемых законом интересов общества и государства обвиняемому не предъявлялось, при изложении преступного деяния не упомянуто, в ходе следствия в качестве последствий преступления не названо.
Однако, как обратил внимание апелляционный суд, первая инстанция в нарушение требований ст. 252 УПК РФ в приговоре признала установленным, что действиями подсудимого были существенно нарушены охраняемые законом интересы общества и государства, при этом какими доказательствами это подтверждается, суд не указал и приговор в этой части не мотивировал.
Кроме того, в приговоре и обвинительном заключении отсутствует вывод о том, что подсудимый, предоставив коммерческой организации право вывезти грунт, предвидел неизбежность наступления общественно опасных последствий его действий в виде существенного нарушения охраняемых законом интересов общества и государства. Краевой суд обратил внимание и на отсутствие в деле гражданского иска.
Мотивируя вывод об отсутствии состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК, апелляционная инстанция учла отсутствие судебной оценки того, что фактически по делу достоверно не установлен размер вреда, причиненного вследствие нарушения законодательства РФ о недрах. В частности, суд первой инстанции оставил без внимания показания представителя потерпевшего о том, что лабораторные исследования грунта не проводились. Вывод суда о конкретном виде полезного ископаемого – глины – признан апелляцией необоснованным, поскольку основан на субъективном мнении свидетеля при отсутствии иных доказательств. В связи с этим не мог быть использован судом и примененный расчет вреда по аналогу ближайшего месторождения кирпичных глин.
Краевой суд обратил внимание также на то, что первая инстанция не оценила представленные стороной защиты доказательства (ответы Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу, ФБУ «Территориальный фонд геологической информации по Приволжскому округу») отсутствия в исследуемых границах участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, а также участков, включенных в перечни участков недр местного значения по Пермскому краю, месторождений полезных ископаемых, того, что строительство объектов капитального строительства на участках, расположенных в границах населенных пунктов, не требует получения заключения об отсутствии полезных ископаемых в недрах на территории предстоящей застройки. Кроме того, первая инстанция не дала с учетом фактических обстоятельств оценки доводам осужденного об отсутствии у него умысла на превышение должностных полномочий в сфере недропользования.
На мой взгляд, поводом для возбуждения данного уголовного дела стало неправильное понимание правоприменителями норм Закона о недрах – в частности, положений ст. 19, из которой следует, что собственники участков, землепользователи, землевладельцы, а также арендаторы земельных участков имеют право использовать для собственных нужд общераспространенные полезные ископаемые, имеющиеся в границах данного участка и не числящиеся на государственном балансе.
Закон содержит понятие «использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых», под которым понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами для личных, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Однако данная формулировка позволяет правоприменителям любую деятельность коммерческой организации трактовать как связанную с предпринимательской. Вместе с тем муниципальным органам для решения задач местного значения нередко приходится привлекать коммерческие организации. В таком случае все действия этих организаций с использованием общераспространенных полезных ископаемых без лицензии трактуются надзорными органами как незаконная добыча полезных ископаемых, что влечет привлечение к административной ответственности по ст. 7.3 КоАП РФ либо – как в рассматриваемом случае – к уголовной. Например, при строительстве объектов происходит выемка грунта, который не всегда целесообразно оставлять на том участке, где он был изъят, и есть возможность использовать в другом месте. С одной стороны, недра используются для нужд муниципалитета – собственника земельного участка, т.е. необходимости в получении лицензии нет. С другой – изъятые недра используются на другом участке и с привлечением коммерческой организации, что понимается как использование, связанное с осуществлением предпринимательской деятельности.
По данному делу специалисты Минприроды утверждали, что изъятые общераспространенные полезные ископаемые должны быть утилизированы на полигоне твердых бытовых отходов либо должна быть получена лицензия на их добычу. Но строительство пожарного водоема не требует получения лицензии на добычу полезных ископаемых, что подтвердили и специалисты Минприроды, а утилизация ранее изъятых при строительстве недр – не только нерациональное, но и затратное использование.
Для урегулирования проблемы возможного использования общераспространенных полезных ископаемых Закон о недрах, на мой взгляд, необходимо дополнить четкими определениями «добычи полезных ископаемых» и «незаконной добычи полезных ископаемых».
Кроме того, на первоначальном этапе следственными и надзорными органами для оценки существенности нарушения законных интересов общества и государства не были приняты во внимание фактические обстоятельства дела. В частности, при изъятии грунта муниципальным образованием решались вопросы местного значения (обустройство пожарного водоема), а в дальнейшем грунт послужил вспомогательной площадкой для укрепления береговой линии.
При более внимательном исследовании правоохранительными органами фактических обстоятельств произошедшего и надлежащей оценке существенности допущенных нарушений подобных описанному случаев, полагаю, можно избежать. При этом существенность должна быть мотивирована не только ссылками на Конституцию РФ и другие законы, но и фактическими обстоятельствами – чьи конкретно законные интересы и в чем нарушены.
В заключение отмечу, что п. 18 Постановления Пленума ВС № 19 содержит разъяснения существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, но при этом не конкретизирует, в чем состоит существенность нарушения охраняемых законом интересов общества и государства, что вызывает на практике сложности в ее оценке. В связи с этим соответствующие разъяснения на уровне Верховного Суда, на мой взгляд, будут способствовать стабильности судебной практики по ст. 286 УК.
Источник: