20 января в российском прокате стартовал стильный неонуарный триллер «Аллея кошмаров». Несмотря на название, фильм точно нельзя отнести к жанру «Ужасы». Так что те, кто не любит «ужастики», могут не пугаться и смело смотреть премьеру. Срежиссировал «Аллею кошмаров» известный мексиканец Гильермо дель Торо, которого рядовой зритель, конечно же, помнит по оскароносной «Форме воды». Главные роли в его новой работе сыграли Брэдли Купер, похорошевшая после родов Руни Мара, головокружительная фем фаталь Кейт Бланшет, Тони Коллет и Уиллем Дефо. Уже только за одно такое редкое созвездие голливудских знаменитостей на одной съемочной площадке, «Аллея кошмаров» заслуживает внимания. Любопытно, что первоначально на главную роль претендовал Леонардо Ди Каприо.
Фильм недели является экранизацией одноимённого романа американского писателя Уильяма Линзи Грэшема. Впервые он был издан в 1946 году, а в 1947 году – экранизирован. Сценаристы первой экранизации сделали финал более мягким и оптимистичным, чем в книге. Позже эту киноверсию «Аллеи кошмаров» назовут киноклассикой. Гильермо дель Торо, напротив, добавил в сценарий больше жестоких моментов, из-за чего лента получила рейтинг R. Вообще, новая экранизации «Аллеи кошмаров» до того адаптирована Гильермо дель Торо, что ремейком картины 1947 года ее можно назвать едва ли.
Сюжет берет начало в 1939 году где-то в американской глубинке. Зритель видит, как герой Брэдли Купера – Стэнтон Карлайл – тянет по полу некий труп и сжигает дом вместе с ним. Затем мужчина садится в автобус и переезжает в другой город. Здесь он примыкает к бродячему цирку и начинает работать здесь подсобным рабочим. Раззнакомившись с участниками трупы, Стэн сближается в гадалкой-шарлатанкой Зиной и потихоньку выведывает секреты надувательства толпы у ее мужа-алкоголика Пита. Пит вдохновенно учит всему Стэна, однако главные его секреты хранятся в дневнике, к которому у Стэна доступа нет. Тогда герой Брэдли Купера решается подменить бутылку спиртного, от которого так зависим Пит, на смертельный напиток с метанолом. Так Пит умирает, а его дневник наконец-то достается Стэну. Освоив с его помощью ментализм в совершенстве, Стэн решает начать сольную карьеру. Он бросает бродячий цирк и переезжает в Нью-Йорк, прихватив с собой красотку Молли (Руни Мара), которая покорила зрителей своими фокусами с электрическим током.
В Нью-Йорке пара выступает с эффектными экстрасенсорными номерами. Используя так называемое холодное чтение и систему вербальных знаков, Стэн и Молли создают перед зрителем иллюзию мистики. Теперь герои хорошо зарабатывают, красиво одеваются и живут в шикарных отелях.
Но, когда однажды на их шоу приходит героиня Кейт Бланшет – фатальная женщина-психотерапевт Риттер – Стэн осознает, что, работая вместе с ней рука об руку, он в состоянии достичь небывалых высот в своем ремесле. Стоит ли говорить о том, что финал ленты будет неожиданным и сокрушительным.
Как мы уже упомянули в начале статьи, фильм не относится к жанру «Ужасы». Ни мистики, ни монстров, ни проклятий – ничего сверхъестественного вы здесь не найдете. Но кошмаров тут все же достаточно. И прежде все кошмаром являются поступки и осознанный жизненный выбор некоторых героев. Чтобы понять причину этих поступков, причину такого выбора, зрителю придется подбирать ключи к двери, за которой ответы, самостоятельно. Стилистика «Аллеи кошмаров» очень многогранна. Он и мрачный, и яркий одновременно. 150 минут хронометража, и никаких штампов, никакой предсказуемости. В какой-то момент кажется, что сюжет замер и никуда не движется. Как вдруг резкий поворот, удивление, сменяющееся шоком, смена декораций, новые герои.
«Аллея кошмаров» с одной стороны, – это фильм о блестящем напористом взлете от бездомного голодранца до маэстро, которого окружает стильное барокко. С другой стороны, новая работа Гильермо дель Торо – о тонкой грани между творчеством, жизнью художника, артиста, его заигрыванием с публикой и нравственной ответственностью перед ней. Ведь заигравшись в любимчика толпы так легко уверовать в свои сверхспособности и, потеряв бдительность, поставить на кон не только свою жизнь, но и жизнь своих близких. Эту черту главный герой преступает легко, без страха и последующих сожалений. Кажется, дай ему судьба второй шанс, он поступил бы точно так же.
«Аллею кошмаров» уже называют самой пессимистичной работой Гильермо дель Торо. Здесь, как всегда, он неизменен своему кредо – сделать монстров людьми, а людей – монстрами. А декорации и костюмы в «Аллее кошмаров» словно созданы лишь для того, чтобы зрителю было интереснее докопаться до этого важного подтекста.
И, конечно же, говоря об «Аллее кошмаров» нельзя не отметить потрясающую работу оператора Дана Лаустсена, на счету которого уже такие успешные фильмы как «Форма воды» и третий эпизод «Джона Уика», а также команды, которая ставила свет. Это благодаря им мы получаем эстетику неонуара. Сцена в полутемном кабинете, когда свет падает на лица героев, а сквозь огромные окна видно падающий снег – это очень и очень талантливо.
Любопытно, что существует черно-белая версия «Аллеи кошмаров» от Гильермо дель Торо. Надеемся, однажды режиссер представит ее на суд зрителям, а пока наслаждаемся фильмом хоть и в мрачно приглушенном, но все же цвете.
Источник