В скором времени учебные планы российских школ могут пополниться еще одним предметом — «Современная Россия». Об этой возможности заявил председатель Ассоциации учителей истории и обществознания, академик РАН Александр Чубарьян. Введение новой дисциплины для учеников 11-х классов было анонсировано в ходе Всероссийской конференции «Стратегии преподавания истории в общеобразовательной школе», прошедшей 27 марта в Москве. Предполагается, что предмет «Современная Россия» будет включать в себя изучение событий, происходивших в стране с конца XX в., и позволит рассмотреть трансформацию российского общества через призму истории, обществознания и географии. Эта инициатива во многом связана с внедрением новых историко-культурных стандартов, в соответствии с которыми теперь составляются новые учебники по истории России. Их введение в учебный процесс, к слову, начнется не ранее 2019 г. Ожидается, что к тому времени будет проработана и программа нового предмета. Экспертное мнение «Историки, занимающиеся “новейшей историей”, напоминают мне сотрудников одной французской газеты, которая в 1815 г. так комментировала возвращение Наполеона с острова Эльба (далее даю передовицы газеты последовательно за одну неделю): “Корсиканское чудовище высадилось на берег Франции”, “Узурпатор вошел в Гренобль”, “Войска генерала Бонапарта заняли Лион”, “Завтра его величество император прибывает в верный ему город Париж”. Я против введения любого нового предмета, не способствующего критическому мышлению старшеклассников. Я считаю: предмет будет полезен, если учащиеся станут не изучать историю, а сами писать ее, изучая первоисточники. Историк — это человек, интерпретирующий первоисточники. У изучающих «новейшую историю» есть уникальная возможность самим стать историками. Все первоисточники в свободном доступе — не надо идти в архив, не надо знать старинные языки, и, кроме того, живы свидетели. Мы вынуждены соглашаться с написанной кем-то историей Древнего мира или Средних веков, ведь персонажей той эпохи уже нет, а историю лучше писать без свидетелей. Но зачем соглашаться с написанной кем-то историей XXI в.
Источник: