В последнее время все более явно бросается в глаза отсутствие позитивного конструктивного образа будущего. Даже место научной фантастики, царившей в середине прошлого века, заняло фэнтези с его средневековой стилистикой. В искусстве доминируют сиквелы, приквелы, пародии, перепевы и прочие «старые песни о главном». А общественное сознание по самые брови погружено в историческую память. Причем важно, что это свойственно не только российскому социуму — речь идет об общецивилизационном процессе, который проявляется в «огораживании» национальных государств, возрождении (а чаще — конструировании) традиций, важных не только и не столько для заезжих туристов, сколько для формирования этнической, конфессиональной и прочей идентичности. Что произошло? С каким социальным процессом мы имеем дело? Думается, ответ можно найти, как ни парадоксально это покажется, в том же прошлом. Современное информационное массовое общество потребления является буквальной реализацией великого проекта гуманизма Просвещения с его лозунгами «Все во имя человека! Все на благо человека!», «Человек есть мера всех вещей!» И мы теперь знаем этого человека — это каждый из нас. Благодаря научно-техническому прогрессу, массовому производству, рыночной экономике и маркетингу построено общество, способное удовлетворить и даже стимулировать практически любую потребность. Кластеризация рынка достигла индивида: машину тюнингуют под тебя, архитектуру компьютера, моду — тоже под тебя лично. Более того, если в традиционном обществе ценности и соответствующие им потребности выстроены вертикально-иерархически (от еды и безопасности — до абстрактно-трансцендентных вроде свободы, истины, добра, красоты), то в обществе массового потребления благодаря маркетизации эта вертикаль, начиная снизу, оседает, оседает… И в результате ценности структурируются уже горизонтально — как рубрикаторы рынка массового потребления. Это как в магазине «Буквоед»: как сварить компот — вот тут, как починить дом — на этой полке, как найти мужа — вон на том стеллаже, про добро — вот здесь, про зло — вот тут, про Божественное — вон там, про дьявольское — вот, про любовь — а какая любовь вас интересует?..
Источник: