Естественно, начнем с самых старых. Например, со шведской карты 1700 года. На первый взгляд мы не видим на ней ничего удивительного. Многоконечной звездой на ней изображен Ниеншанц, у слияния Охты и Невы. Напротив — укрепленное село на месте Смольного. К селу подходил Новгородский тракт. Он начинался в Новгороде и шел к Яму (теперешнему Кингисеппу), где, соединившись с дорогой из Нарвы в створе Таллинского шоссе, проходил севернее Дудергофского озера, потом к переправе, где-то недалеко от современного Охтинского моста. Дальше дорога шла на Выборг (на месте сегодняшнего Выборгского шоссе). Сразу оговорюсь: я живу в начале Лиговского проспекта, а работаю в его конце. Поэтому на старой карте я попытался отыскать свою дорогу на работу. Оказывается, 25 лет я езжу по Новгородскому тракту, который шел в створе Лиговского, а затем Греческого проспектов и делал резкий поворот в сторону Смольного. Эта его часть скрыта современной застройкой. На первый взгляд тракт был необитаем, но если присмотреться, в створе Расстанной улицы, на четной стороне, виден темный прямоугольник. В пояснениях к карте сказано, что это – кабак. Судя по дополнительным строениям, здесь же находился постоялый двор. На месте Расстанной улицы была дорога к деревням Сютала, Каураласиа и Большой Голтинс, располагавшихся на берегах реки Волковки (на месте современного Волкова кладбища). По иронии судьбы, кладбище сегодня находится на месте, наиболее заселенном в допетровском Петербурге. Если читатели не возражают, угол Лиговского и Расстанной я буду считать самым старым перекрестком в городе, пока вы не сообщите мне о найденном вами более древнем. Продолжаю следить за сложной судьбой моей дороги на работу на следующих картах. План Санкт-Петербурга в 1725 году. Источник: aroundspb.ru 1725 год На месте Новгородского тракта появилась голубая полоска. Она начинается за пределами карты — на Дудергофских высотах и идет вдоль тракта до пересечения с существующей уже тогда просекой (Невский проспект). После этого она немного отклоняется и выходит к сегодняшнему Мальцевскому рынку. Это Лиговский канал, названный в честь речки Лиги, от которой он отведен (сейчас этот вопрос вызывает бурные дискуссии).
Источник: