Он снискал известность как автор романов, полных сюжетных хитросплетений, а именно (в частности, романный цикл о молодом журналисте и одновременно сыщике-любителе Жозефе Рультабийле), («Человек ночи», 1897), («Человек, вернувшийся издалека», 1917), х произведений (например, выдержанная в традициях Жюля Верна дилогия «Капитан Икс», 1917, и «Невидимая битва», 1918) и пр. Он отдал дань и распространенной во французской литературе традиции «городских тайн», разработав ее на материале как парижского «городского текста» («Король Тайна», 1908), так и петербургского (третий том из цикла о Рультабийле — «Рультабийль у царя», 1912). «Он выпустил несколько клубов дыма и продолжал: – Никакого лаза не найдут, и тайна Желтой комнаты сделается еще таинственнее» (Гастон Леру. Тайна Желтой комнаты. Пер. И. Русецкого). Иллюстратор: Josep Simont i Guillén. Источник: Illustration, 1907 / архив автора Таинственные послания или особый юмор Леру Существенной особенностью романного творчества Гастона Леру становится обилие выделенных курсивом отдельных фраз и их фрагментов. Многие из этих пассажей выдержаны в духе черного, иногда очень черного юмора — например, знаменитый «убийственный» афоризм несчастного Бенедикта Массона, главного персонажа романа «Кровавая кукла» (1923): [myquotes][/myquotes] Логика железная. И действительно, застигнутый в момент сжигания им трупа Бенедикт вовсе не убивал несчастную жертву! Только выяснится это уже после его казни… Налет черного юмора присутствует и в афоризме из романа (1911), возможно, самого смешного из произведений писателя: «» Имеется в виду невероятная ловкость главного персонажа книги, «человекообезьяны» Балао, который мог передвигаться по потолку. И не только передвигаться, но и неожиданно душить неугодных ему граждан. Многие помнят «гамлетовский» вопрос Эрика из романа (1910), самой нашумевшей из книг Леру: [myquotes]Повернуть скорпиона? Повернуть кузнечика?[/myquotes] — странным образом русские переводчики регулярно заменяют «кузнечика» на «ящерицу». Фактически возлюбленная Призрака оказывается перед необходимостью выбирать между жизнью (скорпионом) и смертью (кузнечик).
Источник: