Что не является нарушением правил пожарной безопасности?
Пожарная безопасность: 11 нарушений, которые точно найдёт инспектор
Предприниматель отвечает за пожарную безопасность в своём помещении и рискует штрафом или запретом работы. Мы уже рассказывали об этом в наших статьях.
В этом материале мы решили показать нарушения из реальных судебных дел, за которые чаще всего попадает от МЧС. Очень надеемся помочь, если ваш бизнес попал в план проверок или после инцидента с огнём светит внеплановый визит инспекторов. А ещё, пожарная безопасность — это забота о клиентах и персонале.
1. Нет инструкции о мерах пожарной безопасности
Требование: руководитель утверждает инструкцию о мерах пожарной безопасности. Это про то, как не допустить пожар и как спасаться, если в помещении всё же произошло возгорание. Весь персонал проходит противопожарное обучение и знакомится с инструкцией под подпись.
Где про это читать: пункт 2 Правил противопожарного режима из Постановления Правительства от 16.09.2020 № 1479 и Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 № 645.
Что находят инспекторы МЧС: в организации нет инструкции о мерах пожарной безопасности или работники не прошли инструктаж. Вроде бы формальность, но на деле отсутствие бумаг добавит веса нарушению.
2. Нет плана эвакуации
Требование: если в помещении могут находиться одновременно более 50 человек, на стену вешают план эвакуации. Плюс по ходу движения — стрелки, а на двери табличку «Выход». Так нужно для объекта с массовым пребыванием людей.
Требования к планам зависят от площади и планировки помещения. Нарисовать план самостоятельно вряд ли получится — шрифты и условные знаки должны соответствовать ГОСТу. После перепланировки план надо менять.
Где про это читать: пункт 7 Правил противопожарного режима и ГОСТ Р 12.2.143-2009.
Что находят инспекторы МЧС: эвакуационных планов нет, схемы не соответствуют реальной планировке или планы сделаны не по ГОСТу.
3. Нет огнетушителей
Требование: в помещении с массовым пребыванием людей должен быть огнетушитель, а в некоторых случаях — пожарные щиты. Количество и тип зависит от взрывопожарной опасности помещения. На огнетушитель сохраняют паспорт завода-изготовителя. Огнетушитель должен быть под рукой.
Где про это читать: пункты 70, 465, 468, 475 Правил противопожарного режима.
Что находят инспекторы МЧС: огнетушителя нет совсем или он лежит в месте, куда при пожаре трудно добежать.
4. Ненадёжный эвакуационный выход
Требование: из помещения должен быть эвакуационный выход, который открывается без ключа в направлении от себя. Ширина выхода зависит от вместимости. На пути не должно быть порогов. Путь эвакуации полностью свободен от мебели, хлама и любых других преград.
Где про это читать: пункты 33, 35, 36 Правил противопожарного режима. Если вы собственник всего здания, где ведёте бизнес, спрос будет за всю планировку по СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы.
Что находят инспекторы МЧС: путь эвакуации людей проверяют тщательно. За нарушения примут:
— засовы и замки на дверях,
— мебель, торговые стойки, товары в коробках и воздуховоды на пути,
— перепады высот без пандуса и пороги,
— двери, которые открываются вовнутрь,
— вращающиеся двери и турникеты.
5. Повреждённые провода
Требование: нельзя пользоваться электроприборами с поврёжденными проводами и сломанными розетками.
Где про это читать: пункт 42 Правил противопожарного режима.
Что находят инспекторы МЧС: в актах проверки нереально часто мелькает фраза «эксплуатируется электропровод с видимыми нарушениями изоляции».
6. Светильники без колпаков
Требование: с ламп нельзя снимать заводские колпаки (рассеиватели). Ещё нельзя оборачивать светильник бумагой, тканью или чем-то подобным. В общем, кустарный декор запрещён.
Где про это читать: пункт 42 Правил противопожарного режима.
Что находят инспекторы МЧС: в помещении висят светильники со снятыми колпаками. Это заметят даже на старой лампе в подсобке или подвале.
7. Хранение горючих материалов
Требование: горючие товары и товары в горючей упаковке нельзя хранить в помещениях без окон или шахт дымоудаления.
Где про это читать: пункт 117 Правил противопожарного режима.
Что находят инспекторы МЧС: в глухих складах и подвалах лежат коробки с аэрозолями, маслами и бутылками вина.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
8. Неогнестойкая отделка
Требование: ремонт в помещении делают из максимально безопасных материалов.
Где про это читать: на какие показатели ориентироваться при покраске стен и отделке потолка прописано в статье 134 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Там же есть ссылки на таблицы оценки опасности стройматериалов.
Что находят инспекторы МЧС: особое внимание уделяют материалу пола и стен на пути эвакуации. Очень не любят деревянные рейки.
9. Нет пожарной сигнализации и автоматической установки пожаротушения
Требование: в определённых случаях в помещении ставят пожарную сигнализацию с датчиками дыма или даже автоматическую систему пожаротушения. Это зависит от площади помещения, наличия горючих товаров, вместимости и вида деятельности. Системы АУПС и АУПТ периодически проверяют с составлением акта.
Где про это читать: когда нужны датчики, а когда система пожаротушения, прописано в таблицах из Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 315.
Что находят инспекторы МЧС: на объекте нет сигнализации или она неисправна.
10. Хлам (и не хлам) под лестницей
Требование: пространство под лестницей и на лестничных площадках должно быть свободным.
Где про это читать: пункт 23 Правил противопожарного режима.
Что находят инспекторы МЧС: под лестницей хранят уборочный инвентарь, коробки с товарами. Бывает даже в кафе под лестницей обустраивают посадочное место, а в магазине — витрину. Это запрещено.
11. Нет противопожарных перегородок
Требование: кухни, пекарни и склады отделяются от зала для посетителей противопожарными перегородками. Грубо говоря, клиентов защищают от помещения, где пожар очень вероятен.
Где про это читать: пункт 5.5.2 СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объёмно-планировочным и конструктивным решениям.
Что находят инспекторы МЧС: перегородки проверят в ресторане, пекарне, кондитерской, магазине косметики и баре с алкоголем в подсобке.
Статья актуальна на 03.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Прокурор разъясняет — Прокуратура Липецкой области
Прокурор разъясняет
- Социальные и трудовые права
- Права несовершеннолетних
- Борьба с преступностью, уголовное законодательство
- Противодействие коррупции
- Противодействие незаконному обороту наркотических средств
- Противодействие экстремизму и терроризму
- Гражданское законодательство
- Права предпринимателей
- Охрана природы
- Миграция
- ЖКХ
- Безопасность дорожного движения
- Иные сферы деятельности
- 29 мая 2012, 15:42
Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Между тем, горрайпрокуррами еще выявляются нарушения действующего закондательства в данной сфере.
Так, прокуратурой Усманского района установлено, что помещение парикмахерской «Дарья» не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации, работниками парикмахерской не пройден инструктаж по пожарно-техническому минимуму в организации, имеющей лицензию на данный вид деятельности, распорядительным документом не определен противопожарный режим в помещении парикмахерской, отсутствует приказ о назначении ответственного лица за пожарную безопасность в помещении парикмахерской, не произведена огнезащитная обработка деревоконструкций чердачного помещения парикмахерской, в помещении парикмахерской отсутствует план эвакуации людей на случай пожара.
Законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (ст. 2 ФЗ № 69 от 21.12.1994).
Действующим законодательством предусмотрены требования пожарной безопасности, т.е. специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности.
Такие требования регламентированы Правилами пожарной безопасности 01-03 и Нормами пожарной безопасности 110-03.
Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара (ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ).
Несоблюдение Правил пожарной безопасности создает потенциальную опасность для жизни, здоровья граждан, посещающих парикмахерскую, также его обслуживающий персонал. Выявленные в результате проверки нарушения ППБ могут явиться причинами возможных пожаров, их быстрого распространения и повлечь необратимые последствия.
Поскольку в данном случае невозможно индивидуализировать (определить) круг лиц, права которых могут быть нарушены, привлечь их в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, то следует указывать о нарушении прав неопределенного круга лиц.
Реализуя свои полномочия прокурор района в порядке ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с требованием обязать владельца парикмахерской принять конкретные меры, направленные на обеспечение пожарной безопасности в помещении парикмахерской «Дарья».
Решением Усманского районного суда требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
В текущем году прокуратурой района проведено 16 проверок соблюдения пожарной безопасности в различных организациях и предприятиях Усманского района. По результатам проверки выявлено 43 нарушения данного законодательства, с целью устранения которых прокуратурой района в суд направлено 16 исковых заявлений с требованиями об устранении нарушений в сфере пожарной безопасности.
Кроме того, к административной ответственности привлечены 10 индивидуальных предпринимателей.
Считаю необходимым разъяснить об административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.
Так, за нарушение ч.1 ст.20.4 КОАП РФ предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Часть 2. данной статьи предусматривает, что те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, -влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Часть 3 данной статьи предусматривает, что за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 данной статьи за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Часть 5 предусматривает, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 6 указанной статьи- нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Часть 7 предусматривает, что неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 8. нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Статья 20.4 КоАП РФ. Нарушение требований пожарной безопасности
1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, —
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
3 — 5. Утратили силу. — Федеральный закон от 28.05.2017 N 100-ФЗ.
6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
6.1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, —
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.
8. Утратил силу. — Федеральный закон от 28.05.2017 N 100-ФЗ.
9. Нарушение экспертом в области оценки пожарного риска порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Комментарии к ст. 20.4 КОАП РФ
1. Комментируемая статья включает следующие составы административных правонарушений: нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32 и 11.16 КоАП РФ (ч. 1); нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима (ч. 2); нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека (ч. 3); несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники (ч. 6). В комментируемую статью также включены два состава (ч. ч. 4 и 5), связанные с сертификацией в области пожарной безопасности (отсутствие сертификата пожарной безопасности, в том числе при продаже продукции и оказании услуг, требующих такой сертификации).
2. Рассматриваемая статья исключает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, предусмотренную другими статьями настоящего Кодекса: ст. 8.32 — нарушение правил пожарной безопасности в лесах и ст. 11.16 — нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте.
3. Обеспечение пожарной безопасности, являясь одной из важнейших задач государства, регламентируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изм. и доп.), Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313 и введенными в действие с 30 июня 2003 г. (РГ. 2003. 4 июля), Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820 «О государственном пожарном надзоре» (в ред. Постановления от 2 октября 2009 г. N 777).
Статья 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» определяет содержание и порядок принятия актов, устанавливающих требования пожарной безопасности, и указывает, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании пожарной безопасности.
В апреле 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В указанном Законе подробно определены основные понятия, связанные с обеспечением пожарной безопасности (п. п. 1 — 49 ст. 2), установлены требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации поселений и городских округов (раздел II), зданий, сооружений и строений (раздел III), требования к производственным объектам (раздел IV) и др.
Пункт 1 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) определяет, что эти Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности и утвержденными в установленном порядке. Для особо сложных и уникальных зданий, кроме соблюдения требований Правил пожарной безопасности в РФ, должны быть разработаны специальные правила пожарной безопасности, отражающие специфику эксплуатации этих объектов и учитывающие пожарную опасность. Указанные специальные правила пожарной безопасности должны быть согласованы с органами государственного пожарного надзора в установленном порядке. На каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т.п.). Учитывая значение превентивных мер в обеспечении пожарной безопасности, законодатель в качестве основной (альтернативной) меры наказания ввел административное приостановление деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица на срок до 90 суток по постановлению районного судьи (см. Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ, а также комментарии к ст. ст. 3.12 и 32.12).
4. Объект административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает как совокупность общественных отношений в сфере пожарной безопасности.
5. Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом требований пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
Исключение составляет ч. 3 комментируемой статьи Кодекса, которая предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности при возникновении пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека.
6. Поскольку диспозиция данной статьи является бланкетной, для привлечения виновных лиц к административной ответственности необходимо установить, какие конкретные требования были нарушены или не выполнены.
Конкретизация объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 данной статьи, обусловливает необходимость обратиться к ст. 30 Федерального закона «О пожарной безопасности» и нормативным правовым актам органов государственной власти, на основе которых в случае повышения пожарной опасности (например, при стихийных бедствиях, крупных техногенных катастрофах, введении чрезвычайного положения) могут устанавливаться особый противопожарный режим, дополнительные требования пожарной безопасности, согласованные с государственной противопожарной службой.
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ч. ч. 3 — 5 настоящей статьи, может быть выявлена на основе упомянутых выше Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп.), а также соответствующих постановлений Правительства РФ и ведомственных нормативных правовых актов, детализирующих порядок выдачи и обязательного получения (наличия) сертификатов пожарной безопасности на ту или иную продукцию, продажу продукции или оказание услуг.
Объективная сторона состава, предусмотренного ч. 6 данной статьи, может выражаться в несанкционированном, не согласованном с государственной противопожарной службой перекрытии проездов к зданиям и сооружениям пожарных машин и техники, связанном со строительными и ремонтными работами, устройством стоянок автомашин, в том числе установкой так называемых «ракушек» для хранения автомобилей, и т.п.
7. Противоправные деяния могут выражаться как в форме активных действий (нарушение), так и в форме бездействия (невыполнение) должностных лиц и граждан.
8. При установлении административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности выделяются три категории субъектов: граждане; должностные лица, непосредственно отвечающие за обеспечение выполнения указанных требований на вверенном им участке работы; юридические лица. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности возлагается на их руководителей. Они же определяют лиц, ответственных за пожарную безопасность отдельных территорий, зданий, сооружений, помещений и т.п.
Ответственность за пожарную безопасность объектов частной собственности (индивидуальных жилых домов, дач, садовых домиков, гаражей, надворных построек и др.) несут их владельцы, а при аренде зданий, сооружений, помещений, установок — арендаторы.
9. Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.
10. Военнослужащие и призванные на военные сборы военнообязанные, а также сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотиков и таможенных органов за нарушение (невыполнение) действующих требований пожарной безопасности вне места службы несут ответственность на общих основаниях (ст. 2.5 Кодекса).
11. Нарушение требований пожарной безопасности может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности, а в отношении наступивших последствий — в форме неосторожности (исключая поджоги).
Неосторожным (совершенным по небрежности) правонарушение признается тогда, когда виновное лицо не предвидело противоправного характера своих действий, хотя должно было и могло предвидеть. Вина в форме неосторожности, самонадеянности или небрежности имеет место в тех случаях, когда субъект административной ответственности совершает действие (бездействие), нарушающее требования пожарной безопасности, с которыми он предварительно не ознакомился, хотя сознавал, что в данной сфере имеются соответствующие нормы и правила, регламентирующие установленный порядок противопожарной защиты.
12. Основанием для отграничения административных правонарушений в сфере обеспечения пожарной безопасности от преступлений, предусмотренных ст. 219 УК РФ, является отсутствие причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека либо отсутствие деяния, повлекшего по неосторожности смерть человека.
13. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор (ст. 23.34), а по ч. 1 данной статьи — районные судьи, если возникнет необходимость применения наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 2 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, осуществляющих государственный пожарный надзор (ч. 1 ст. 28.3); по ч. ч. 1 — 3 данной статьи — также органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (п. 39 ч. 2 ст. 28.3); по ч. 6 — органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Новые правила пожарной безопасности в домах: что запрещает закон
Чек-лист для жильцов многоквартирных домов. Проверьте, не создаете ли вы опасность пожара!
Содержание
Новые правила пожарной безопасности вступили в силу с 1 января 2021 года. По сравнению с предыдущими в них есть ряд нововведений, остальные требования актуализированы. Многие пункты касаются жильцов многоквартирных домов. Нарушители не только подвергают опасности себя и соседей, но и могут получить штраф за несоблюдение правил.
Проверьте, может ли ваш дом считаться образцовым с точки зрения пожарной безопасности!
I. На придомовых территориях:
Устраивать свалки горючих и иных отходов.
Использовать открытый огонь для приготовления пищи, в том числе для жарки шашлыка. Делать это можно только в специально оборудованных местах.
II. В помещениях технического назначения (чердаки, подвалы, цокольные этажи):
Хранить (а тем более применять по назначению) легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке.
Использовать чердаки, подвальные и цокольные этажи, вентиляционные камеры, другие технические помещения для организации мастерских, хранения оборудования, мебели, других вещей. Кроме тех случаев, когда в подвалах сразу предусмотрены места для кладовых. Что же касается старых домов, их подвалы тоже можно переоборудовать, но необходимо заранее согласовать перепланировку со всеми контролирующими службами, и сделать это жильцам придется, скорее всего, за свой счет.
Устраивать в складских помещениях антресоли из горючих материалов.
III. В местах общего пользования в подъезде, жилом блоке:
Размещать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки. Также нельзя хранить там горючие материалы.
Устанавливать решетки на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами. Исключение из правила: решетки устанавливаются в тех случаях, когда нормативные акты РФ и документы по пожарной безопасности это разрешают.
Снимать двери эвакуационных выходов из коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток. Нельзя убирать и те двери, которые по типовому плану дома призваны препятствовать распространению опасных факторов пожара.
Менять планировку и размещение инженерных коммуникаций, если это ограничит доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам пожаротушения.
Размещать крупные предметы (мебель, оборудование, спортивный инвентарь, коляски) у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, местах выходов на наружные эвакуационные лестницы, кровлю, крышу.
Нельзя заваривать люки на балконах и лоджиях!
- Закрывать жалюзи, остеклять балконы, лоджии, галереи, которые ведут к незадымляемым лестничным клеткам.
Устраивать на лестничных клетках кладовые, хранить на лестничных клетках, в тамбурах, под лестничными маршами крупные вещи: мебель, спортивный инвентарь, детские коляски и так далее.
Размещать на лестничных площадках, в коридорах подъезда, на открытых переходах наружных воздушных зон внешние блоки кондиционеров.
Важно, чтобы была правильно установлена входная дверь.
Условия для правильной установки входной двери:
- Дверь должна открываться наружу, а не в квартиру.
- Ширина входной двери – не меньше 80 см.
- При открывании двери остается пространство между дверью и стеной не менее 1 метра.
- Открытая дверь не блокирует двери соседей.
IV. Внутри квартир
Использовать бензин, керосин, другие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости для уборки и чистки одежды.
Пользоваться неисправными газовыми приборами – сломанными, устаревшими, не прошедшими проверку, вышедшими за границы срока эксплуатации, установленного производителем. Нельзя размещать газовые приборы слишком близко к стенам или предметам мебели.
Первая же «газовая проверка» выявит нарушение. Владелец квартиры будет вынужден заплатить штраф и устранить все нарушения. А до этого времени пользоваться газовым прибором будет нельзя.
При использовании вентиляций – оставлять двери вентиляционных камер открытыми, закрывать вентиляционные отверстия, решетки, хранить внутри оборудование, вещи.
Подведем итог
Жители многоквартирных домов не имеют права загромождать любые места общего пользования или использовать их не по прямому назначению. Нарушение может привести к возникновению пожара и затруднениям при эвакуации. Внутри квартир нельзя делать ничего, что повлияет на систему вентиляции или эвакуации, может спровоцировать пожар.
Болезненная тема – размещение колясок, лыж, самокатов вне квартир. Да, соседи договариваются друг с другом, что оставляют эти предметы в тамбурах или на лестничных клетках. Но таким образом они нарушают закон! После проверки виновников оштрафуют. Предметы, которые не хочется держать в квартире, складывайте в специально предназначенных для этого местах или кладовых специализированных сервисов, которые предоставляют пространство в аренду.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Глава V. Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности
Статья 34. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности
Граждане имеют право на:
защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством; участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;
получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны; участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.
соблюдать требования пожарной безопасности; иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления; при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану; до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров; выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам пожарной охраны проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Статья 35. Обязанности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны:
организовывать разработку и обеспечивать реализацию мер пожарной безопасности на подведомственных предприятиях и соответствующих территориях; создавать и содержать в соответствии с установленными нормами финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов органы управления и подразделения пожарной охраны; оказывать необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач; создавать условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; организовывать проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; осуществлять финансирование научно — технических разработок в области пожарной безопасности.
В целях координации и совершенствования работ по обеспечению пожарной безопасности в Российской Федерации создается в установленном порядке правительственная комиссия Российской Федерации по пожарной безопасности. Соответствующие комиссии создаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 36. Обязанности органов местного самоуправления в области пожарной безопасности
Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции и на соответствующих территориях обязаны:
организовывать разработку и обеспечивать реализацию мер пожарной безопасности;
принимать в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания, использовать указанное имущество по его прямому назначению; создавать и содержать в соответствии с установленными нормами финансируемые за счет средств местных бюджетов органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой; организовывать обучение населения мерам пожарной безопасности; содействовать деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.
Статья 37. Права и обязанности предприятий в области пожарной безопасности
Предприятия имеют право:
создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой; вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности; проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях; устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности; получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.
соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; создавать и содержать в соответствии с установленными нормами органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства, горюче — смазочные материалы, а также продукты питания и места отдыха для личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожаров, и привлеченных к тушению пожаров сил; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц Государственной противопожарной службы сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных.
Статья 38. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Средства, полученные от применения штрафных санкций в области пожарной безопасности, направляются:
50 процентов — в федеральный бюджет; 50 процентов — в соответствующие фонды пожарной безопасности.
Статья 39. Административная ответственность предприятий
Часть первая утратила силу. — Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ.
Основания и порядок привлечения предприятий к административной ответственности за правонарушения в области пожарной безопасности устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Изготовители (исполнители, продавцы) за уклонения от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний должностных лиц Государственной противопожарной службы по обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг) несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
За правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе несоблюдение ТПБ, предусмотрено три вида ответственности:
Уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
В Уголовном кодексе РФ предусмотрены наказания за нарушение ТПБ в статье 219. В пункте 1 статьи 219 УК РФ рассматривается нарушение ТПБ ответственным лицом по неосторожности, которое повлекло тяжкий вред здоровью пострадавших. Для виновных предусмотрено:
— Штраф от 80 000 руб., либо заработная плата (иной доход) осужденного за полгода.
— Ограничение свободы до трех лет.
— Лишение свободы до трех лет плюс лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности (или без таковых).
В пункте 2 статьи 219 УК РФ рассматривается то же деяние, но уже если оно повлекло смерть по неосторожности.
Виновные наказываются на срок до пяти лет лишением свободы. Их также могут лишить права заниматься определенными видами деятельности либо занимать определенные должности на срок до трех лет.
В пункте 3 статьи 219 УК РФ предусмотрено наказание за деяние, описанное в пункте 1, но имевшее отягчающее последствие, а именно наступила смерть двух или более человек. В таком случае виновный будет наказан лишением свободы на срок до семи лет. Вдобавок виновному могут также запретить заниматься определенными видами деятельности либо занимать определенные должности на срок до трех лет.
Административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности
В Кодексе РФ об административных правонарушениях (статья 20.4 КоАП РФ) предусмотрены наказания как для физических, так и для юридических лиц. По обыкновению административное наказание реализуется при помощи предупреждений и денежных взысканий. Штрафы за нарушение пожарной безопасности определены по степени отклонения от ТПБ, по уровню сложности ситуации, по степени значимости в обществе виновных лиц.
В части первой (20.4 статьи) обозначены нарушения ТПБ в обычных жизненных условиях (исключаются случаи, описанные в статьях 8.32 и 11.16 КоАП и в частях 6, 6.1 и 7 данной статьи): Для граждан предусмотрено предупреждение или штраф от 2 до 3 тысяч рублей. Для должностных лиц штрафы от 6 до 15 тысяч рублей. Для предпринимателей — от 20 до 30 тысяч рублей. Для юридических лиц — от 150 до 200 тысяч рублей.
Во второй части (ст. 20.4 КоАП) рассматриваются те же действия, но уже в других условиях. А именно, когда властями (федеральными или местными) объявлен особый противопожарный режим (статья 30 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994, № 69-ФЗ): Для граждан предусмотрен штраф от 2 до 4 тысяч рублей. Для должностных лиц штрафы от 15 до 30 тысяч рублей. Для предпринимателей — от 30 до 40 тысяч рублей. Для юридических лиц — от 200 до 400 тысяч рублей.
В шестой части статьи 20.4 рассматриваются нарушения ТПБ, которые повлекли возникновение пожара. Если причинен легкий или средний вред здоровью людей, если повредилось или уничтожилось имущество чужое, то штрафная градация следующая: Для граждан от 4 до 5 тысяч рублей. Для должностных лиц от 40 до 50 тысяч рублей. Для юридических лиц — от 350 до 400 тысяч рублей.
В части 6.1 статьи 20.4 обозначены нарушения ТПБ, повлекшие тяжкий вред здоровью или смерть людей на пожаре. За эти деяния (бездействия) предусмотрены административные штрафы для юридических лиц от 600 тысяч до 1 млн рублей.
В части 7 статьи 20.4 предусмотрена ответственность производителей (поставщиков) продукции, в тех. документации к которой должна содержаться информация о пожарной опасности. Если производитель или поставщик реализует опасные вещества, материалы, изделия, но не информирует потребителей о степени их опасности и мерах предосторожности обращения с ними (в случае наличия обязанности), то его нарушение наказывается штрафом:
Для должностных лиц штрафы от 15 до 20 тысяч рублей. Для юридических лиц — от 90 до 100 тысяч рублей.
Девятая часть статьи 20.4 предусматривает ответственность эксперта, который оценивает пожарный риск и нарушает при этом заведенный порядок. Как оценивать соответствие продукции или объектов противопожарной защиты требованиям пожарной безопасности прописано в разделе VII «Технического регламента о ТПБ» (№ 123-ФЗ от 22 июля 2008 года). Если эксперт, проводя независимую оценку (аудит пожарной безопасности), делает ложное заключение, то его деяние влечет наложение штрафа или дисквалификацию. Для должностных лиц предусмотрены административные штрафы от 15 до 20 тысяч рублей. Дисквалификация налагается на срок от 1 года до 3 лет.
Дисциплинарная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности
Дисциплинарная ответственность реализуется в рамках отдельно взятой организации (предприятия) согласно Трудовому кодексу РФ. Если на предприятии работник обязан выполнять соответствующие требования пожарной безопасности, которые возложены на него работодателем, а он их не соблюдает, то его ждет замечание, выговор или увольнение (в зависимости от степени тяжести нарушений). Материальная ответственность также может возлагаться на виновного в пределах его среднего заработка или в полном размере.
Источник: