Должностная инструкция водителя
Для водителя, как и для любого другого сотрудника предприятия, предусмотрена должностная инструкция. Этот документ регламентирует перечень обязанностей, прав и ответственность водителей. И хотя он не относится к обязательным нормативным актам предприятия, юристы рекомендуют как можно точнее и тщательнее прописывать положения и пункты в данном документе, чтобы в дальнейшем не возникало возможности их двойного толкования.
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Образец должностной инструкции водителя
УТВЕРЖДАЮ:
Генеральный директор
ООО «Поставки оптом»
/Широков И.А./
«12» августа 2014 г.
Должностная инструкция водителя автомобиля
І. Общие положения
1.1. Данный документ регулирует перечень должностных функций, задач, обязанностей, которые должен выполнять водитель организации, а также его права, ответственность, условия работы и прочие параметры.
1.2. Водитель организации должен иметь образование не ниже среднего, стаж вождения автомобилем не менее трех лет, а также права категорий «В».
1.3. Прием на работу и увольнение происходит в порядке, прописанном внутренними правилами организации и при обязательном наличии соотвествующего приказа со стороны руководства.
1.4. Непосредственный руководитель водителя – директор предприятия.
1.5. В случае отсутствия водителя на рабочем месте его обязанности переходят лицу, назначенному отдельным распоряжением руководителя компании и обладающему требуемым уровнем образования и опытом работы.
1.6. Водитель должен быть знаком с :
- законами РФ в области гражданского и трудового права;
- правилами внутреннего распорядка оргаизации, нормами по охране труда, обеспечению пожарной безопасности и т.д.
- Уставом организации;
- приказами и распоряжениями руководства, нормативными актами компании;
- правилами дорожного движения, штрафными санкциями за те или иные нарушения ПДД;
- дорожными картами региона.
1.7. Водитель обязан владеть:
- полными сведениями о внутреннем устройстве автомобиля, принципах его работы;
- информацией об оснащенности автомобиля, его технических характеристиках, приборах, механизмах и агрегатах, а также о их назначении и обслуживании;
- способами и методами выявления неисправностей, а также их устранения подручными средствами;
- знаниями о последствиях тех или иных поломок и неисправностей в работе двигателя и прочих системах автомобиля;
- нормами по обслуживанию автотранспортных средств, в том числе мойке, чистке кузова и салона, содержанию в гараже и т.п.
ІІ. Должностные обязанности водителя автомобиля
2.1. В перечень рабочих функций водителя входит выполнение следующих задач:
- управление автомобилем,
- своевременное прибытие на рабочее место и подача автомобиля к подъезду организации, а также постановка автомобиля в гараж после рабочей смены;
- своевременная заправка топливом, доливка масла, и добавление прочих жидкостей, нужных для работы автомобиля;
- следование правилам дорожного движения, соблюдение всех дорожных знаков, своевременное ознакомление со всеми изменениями, законодательно вносимыми в ПДД;
- обеспечение безопасности пассажиров во время нахождения за рулем и движения автомобиля;
- обеспечение сохранности имущества, находящегося в багажнике автомобиля;
- контроль за сохранностью и целостностью самого автомобиля, в том числе оставление его на парковках и стоянках только с включенной сигнализацией, блокировка всех дверей и окон как во время движения, так и во время остановок;
- ежедневный осмотр технического состояния автомобиля, своевременное устранение выявленных неисправностей собственными силами или при помощи специализированных автосервисов;
- содержание автомобиля в чистоте и порядке, в том числе ежедневное утреннее мытье автомобиля на автомойке и еженедельная химчистка салона;
- заблаговременная подготовка к дальним поездкам, ознакомление с картой местности и дорожными картами, выбор наиболее коротких маршрутов;
- исключение употребления любых лекарств, препаратов, продуктов и жидкостей, способных повлиять на работоспособность водителя, концентрацию внимания, координацию движений и реакцию;
- работа с маршрутными и путевыми листами, в том числе внесение сведений в документы по километражу, расходованию бензина и масла, пунктах назначения поездок и т.д., своевременное предоставление документации для отчетности;
- выполнение распоряжений и поручений непосредственного руководителя.
- бережное отношение к вверенному автомобилю.
ІІІ. Права
3.1. Водитель обладает следующими полномочиями и правами:
- делать руководству аргументированные и обоснованные предложения по улучшению и оптимизации работы как себя лично, так и организации в целом;
- самостоятельно принимать решения для обеспечения безопасности как себя лично, так и пассажиров при движении автомобиля;
- требовать от руководства обеспечения безопасности труда;
- получать всю необходимую информацию от работников автосервисных предприятий о ремонте автомобиля;
- вносить предложения по оптимизации маршрутного движения, в т.ч. для сокращения финансовых затрат на поездки;
- участвовать в любых корпоративных мероприятиях (совещаниях, обсуждениях, собраниях), непосредственно касающихся его деятельности;
- вносить конструктивные предложения для устранения выявленных в процессе работы нарушений, ошибок, недочетов;
- вступать в коммуникации с представителями любых структурных подразделений компании для решения вопросов, входящих в его компетенцию;
- отказаться от выполнения рабочих функций при наступлении угрозы жизни или здоровью.
ІV. Ответственность
Ответственность водителя наступает в случае следующих нарушений:
4.1. Причинение, умышленное или неумышленное, повреждений вверенному ему автотранспорту (двигателю, системам и агрегатам, механизмам и узлам, салону и кузову), а также несвоевременное сервисное и техническое обслуживание,
4.2. Причинение ущерба здоровью пассажиров и других участников дорожного движения;.
4.3. Употребление любых запрещенных и разрешенных веществ, негативно влияющих на координацию, мышление, реакцию и т.д.
4.4..Пренебрежение к исполнению трудовых обязанностей, в том числе полное уклонение от них.
4.5. Регулярное нарушение установленных на предприятии правил внутреннего распорядка, режима труда и отдыха, дисциплины, а также нарушение любых видов безопасности.
4.6. Несоблюдение изданных руководством организации или непосредственным руководителем распоряжений и приказов.
4.7. Разглашение конфиденциальных сведений об организации.
4.8. Предоставление начальству недостоверных сведений в отчетных документах;.
4.9. Данные пункты должностной инструкции строго соответствуют рамкам действующего законодательства РФ.
СОГЛАСОВАНО
Руководитель транспортного отдела
ООО «Поставки оптом»
/Мышкин Т.В./
«12» августа 2014 г.
С ИНСТРУКЦИЕЙ ОЗНАКОМЛЕН
Иванов Р.С.
Водитель ООО «Поставки оптом»
Паспорт 8735 № 253664
Выдан ОВД Ленинского р-на г. Пермь
14.09.2012 код подразделения 123-425
Подпись
«17» августа 2014 г.
Для чего нужна должностная инструкция водителя
Должностная инструкция важна не только для рядовых сотрудников предприятия, но и для руководства. Она дает возможность координировать взаимоотношения между работодателем и подчиненными, четко определяя рабочий функционал и ответственность водителей. При конфликтных ситуациях, когда для разрешения спора требуется вмешательство судебной инстанции, должностная инструкция служит доказательством наличия или отсутствия вины со стороны сотрудника или работодателя.
Основные правила составления должностной инструкции водителя
Стандартной, принятой для всех формы должностной инструкции водителя не существует, так что компании могут разрабатывать и утверждать ее самостоятельно. Поскольку единого образца нет, в разных организациях сотрудники, находящиеся на одной и той же должности, могут исполнять разный функционал, но при этом основные обязанности у них должны быть схожи. Должностная инструкция водителя обычно включает в себя следующие части:
- «Общие положения»,
- «Должностные обязанности»,
- «Права»,
- «Ответственность».
При необходимости или по волеизъявлению руководства в нее могут быть добавлены и другие пункты.
Составлением должностной инструкции занимается обычно юрист предприятия или же специалист кадрового отдела. Оформляется она в одном экземпляре, но если водителей на предприятии несколько, то затем распечатываются ее копии в необходимом количестве.
Каждый водитель должен быть ознакомлен с документом, также он обязан поставить под ним свою подпись, которая будут свидетельствовать о том, что работник согласен с его содержанием.
Должностную инструкцию должен заверить и непосредственный руководитель водителя или лицо, несущее ответственность за исполнением прописанных в ней норм и правил. Руководитель предприятия также должен подписать документ.
Составление должностной инструкции водителя
В самом верху должностной инструкции, справа, следует оставить место для резолюции руководителя организации. Форма для нее стандартна: здесь необходимо вписать его должность (генеральный директор, директор), наименование предприятия, фамилию, имя, отчество, а также оставить строку для подписи с обязательной расшифровкой и поставить дату утверждения. Затем посередине строки нужно написать название документа.
Основные разделы
В первом разделе под названием «Общие положения» для начала следует отметить, к какой категории работников относится водитель (рабочий, технический персонал, специалист и т.д.), затем указывается, кому он подчиняется и кто его замещает в случае такой надобности (здесь достаточно указывать должности уполномоченных сотрудников, без фамилий). Далее в документ вносятся квалификационные требования к водителю (специализация, образование, дополнительная проф.подготовка), а также требуемый опыт работы и стаж. Тут же стоит указать, на основании каких документов происходит назначение водителя и снятие его с должности.
Затем в этом же разделе ниже необходимо перечислить все правила, законы, распоряжения, нормативные акты, с которыми водитель обязан быть знаком, а также требования к знанию автомобиля.
Вторая часть «Должностные обязанности водителя» касается непосредственно инструкций, которые на него возлагаются. Прописывать их нужно максимально подробно и четко, учитывая особенности предприятия, на котором трудится водитель.
Раздел «Права» включает в себя полномочия, которыми наделяется водитель с целью эффективного исполнения своей работы. Здесь можно отдельно указать его право на различные инициативы, включая взаимодействие с руководством и другими подразделениями организации при возникновении такой потребности, а также право на участие во внутренних мероприятиях компании и дополнительное обучение.
В разделе «Ответственность» четко устанавливаются нарушения, за которые работодатель вправе привлечь водителя к взысканию. Тут необходимо отметить, что водитель несет персональную ответственность за сохранность автомобиля и его частей, а также соблюдение правил трудового распорядка и норм безопасности.
После оформления документ должен быть согласован с вышестоящим (над водителем) сотрудником организации (либо непосредственным руководителем, либо лицом, уполномоченным вести контроль за соблюдением правил и норм, прописанных в должностной инструкции). Здесь следует внести его должность, название организации, фамилию, имя, отчество, а также поставить подпись с расшифровкой.
Ниже необходимо указать данные о водителе: его фамилию, имя, отчество (полностью), снова название организации, паспортные данные, подпись и дату ознакомления с документом. Печатью заверять должностную инструкцию не надо, поскольку она относится к внутренним документам предприятия.
Вы ещё помните? Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Труд водителей в 2021 году: что нужно знать о новых правилах приёма на работу
С 1 января 2021 года изменились особенности режима труда и отдыха водителей автомобилей. 253 нормативных акта в сфере транспорта утратили силу. Взамен им утвердили новые документы, регулирующие режим труда и отдыха водителей 2021. Утвердили новые реквизиты путевых листов, новые правила по охране труда и новые требования к квалификации.
Работодателям стоит иметь в виду, что для трудовой инспекции водители — это одна из излюбленных категорий проверяемых работников. На этих сотрудников приходится и максимальное количество штрафов. Чтобы избежать неприятностей, нужно изучить все особенности режима труда и отдыха водителей автомобилей. Вот некоторые из них.
Кого работодатели имеют право принимать на работу в качестве водителя
Водители транспортных средств нанимаются на работу в соответствии с положениями документа «Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Принимаемый на работу водитель должен документально подтвердить:
- наличие российского водительского удостоверение соответствующей категории (для определенный категорий лиц есть исключения, они указаны в пункте 13 Статьи 25 закона «О безопасности дорожного движения»);
- уровень образования (уровень профессиональной подготовки для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов, транспортных средств, оборудованных устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов, осуществляющих перевозку пассажиров или грузов в международном сообщении, а также иные требования к уровню образования, внесённые работодателем в должностную инструкцию водителя);
- опыт работы.
Категории водительского удостоверения должны соответствовать ряду требований (таблица 1).
Таблица 1. Категории водительских удостоверений
Транспортное средство
Категория водительского удостоверения
Легковые автомобили (легковые такси)
«С», «СЕ» и подкатегории «С1», «С1E»
«D», «DE» и подкатегории «D1», «D1E»
Требования к опыту работы предъявляются для некоторых категорий водителей (таблица 2).
Таблица 2. Требования к опыту работы и стажу водителей в зависимости от категории
Вид транспорта
Опыт работы (стаж) водителя
Не менее трёх лет
Автобусы, осуществляющие организованную перевозку групп детей
Стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года из последних двух лет
Транспортные средства, перевозящие пассажиров в международном сообщении
Непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее одного года
Транспортные средства, осуществляющие перевозку опасных грузов
Непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее одного года
Тяжеловесные или крупногабаритные транспортные средства
Общий стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее пяти лет, из которых не менее одного последнего года — в качестве водителя грузового автомобиля
Транспортные средства, сопровождающие тяжеловесные или крупногабаритные транспортные средства
Стаж работы в качестве водителя тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства не менее одного года
Для прочих категорий водителей требования не установлены. Однако внести в должностную инструкцию необходимые требования может сам работодатель.
Нанимаемый на работу водитель должен пройти медосмотр. А после приёма на работу водителя необходимо проинструктировать.
Профотбор водителей: три изменения 2021 года
Изменения коснулись профессионального отбора водителей. Он, как и прежде, состоит из двух этапов:
- подтверждение соответствия предоставленных водителем документов Профессиональным и квалификационным требованиям (осталось без изменений);
- испытание.
- «Испытание» пришло на смену термину «стажировка». Срок испытания фактически устанавливает работодатель. Но при выборе срока нужно руководствоваться требованиями статьи 70 ТК РФ, устанавливающей максимальную длительность срока испытания в размере 3 месяцев для большинства случаев.
- Появился лист испытаний. Он содержит следующие сведения:
- номер листа испытаний;
- ФИО водителя;
- дата и время прохождения, испытательный период;
- сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
- ФИО водителя-наставника;
- заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.
- Больше не требуется оформлять лист собеседования. Также в новом порядке отсутствует требование о проведении собеседования.
Если ваша организация нанимает на работу водителей, стоит ознакомиться с полным текстом Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Обо всех новых требованиях расскажем на семинаре «Труд водителей в 2021 году».
Рекомендуем
На семинаре слушатели получат практические рекомендации по режиму труда водителей, особенностям оформления трудовых договоров и мероприятий по охране труда, смогут разобраться требованиях к квалификации водителей.
Допуск на пожарный автомобиль
Чтобы получить право управлять пожарным автомобилем, недостаточно иметь водительское удостоверение и знать принцип работы с транспортным средством категории «С». К работе со спецтехникой допускаются лица, получившие допуск на вождение пожарного автомобиля. Эти требования прописаны в Постановлении Минтруда РФ от 10.11.1992 № 31 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих».
Допуск к управлению пожарным автомобилем получают лица, прошедшие специальную подготовку. Она может быть как первичной, так и переподготовкой или повышением квалификации. Для каждого вида составляется план обучения, который является частью Программы подготовки личного состава пожарной части или гарнизона пожарной охраны. Допуск на право управления пожарным автомобилем выдают по процедуре Положения о порядке присвоения квалификации водителям ПА.
Порядок допуска к управлению пожарным автомобилем
Процедура присвоения квалификации прописана в Приказе МВД РФ от 20.08.1996 № 457. Выдаче допуска предшествует прохождение обучения. Если группа набрана из людей, которые впервые хотят получить профессию водителя ПА, занятия проходят в аудиториях, оборудованных техническими средствами для отработки практических навыков. Курсы повышения квалификации проходят раз в три года. Длятся они пять дней. Раз в два года устраиваются соревнования по скоростному маневрированию.
Сдача на допуск по управлению пожарным автомобилем проходит два этапа. Сначала необходимо пройти экзамены по теоретической части, а затем сдать практику. Знания проверяет квалификационная комиссия, утвержденная приказом руководителя органа управления ГПС. Экзаменуемые сдают теоретическую часть, подтверждая знания по темам:
- ПДД и медицинская подготовка;
- устройство ПА;
- ТО и ремонт машины;
- использование средств связи;
- теоретические основы управления транспортным средством.
Вторая часть экзамена – практика. Ее проводят на машинах, имеющихся в подразделении, где в дальнейшем будет проходить службу претендент на получения квалификации «Водитель пожарного автомобиля». Решение о сдаче или не сдаче экзаменов протоколируется и подписывается комиссией. Далее приказом начальника Главного управления МСЧ РФ по субъекту Федерации присваивается квалификация водителя ПА с выдачей свидетельства установленного образца. Срок его действия – три года, после чего необходимо пройти повышение квалификации.
Присвоение разряда происходит на основании постановления Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС от 17 августа 1976 г. № 235/18. В этом случае руководитель подразделения подает представление в соответствующие органы управления ГПС. Аналогичное представление подается и при невыполнении работником квалификационных обязанностей, предписанных для первого и второго класса, или нарушении ПДД и норм технической эксплуатации подвижного состава. При понижении классности или при лишении прав на управление ТС на срок более 1 года квалификация присваивается на общих основаниях после прохождения обучения и сдачи экзаменов.
Разрешение на самостоятельное вождение оформляется приказом руководителя подразделения ГПС после прохождения практики в течение пяти боевых дежурств.
При получении допуска на работу с ПА необходимо иметь удостоверение на право управления автомобилем категории «В», «С» и «D». При наличии открытой категории «Е» водитель допускается к вождению ПА с прицепами максимальной массой более 750 кг.
Второй класс присваивается при непрерывном стаже в течение 3 лет в должности водителя ПА 3-го класса без учета стажа работы в конкретном предприятии. Чтобы комиссия имела право присвоить квалификацию 1-го класса, человек должен проработать водителем 2-го класса в течение двух лет.
Если в работе был перерыв более года, то водитель обязан пройти повторную процедуру сдачи экзаменов, как при первичном обучении. Если при повышении квалификации экзамены будут провалены, то пересдача назначается не ранее чем через 10 дней, но даже в этом случае человек может быть допущен к работе приказом руководителя подразделения ГПС. Если будут «провалены» и повторные экзамены, то следует отстранение от работы с предложением перевода на другую должность. В случае получения отказа предусмотрено увольнение из части.
Свидетельство о допуске водителя к управлению пожарным автомобилем нужно всегда носить с собой, как и водительское удостоверение. При аварии по вине водителя в документе проставляется соответствующая отметка с указанием даты происшествия. После этого в течение двух месяцев необходимо пройти внеочередную аттестацию и получить новый допуск на работу.
Свидетельство подлежит обязательной сдаче в квалификационную комиссию при увольнении водителя из части.
Все о водителях пожарных автомобилей
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
- Кто это такой?
- Обязанности
- Основные требования
- Обучение
- Зарплата
Должность водителя пожарной машины является одной из самых ответственных в структуре МЧС. От оперативности прибытия боевого расчета на место тушения возгорания, скорости и правильности выполнения задач зависит успех борьбы с огнем. Чтобы работать водителем спецтехники, необходимо пройти курсы обучения и получить требуемую водительскую категорию.
Кто это такой?
Водителем пожарного авто принято называть лицо, которое осуществляет управление спецтехникой в случае возникновения пожара или ЧС. Водитель дежурного караула находится в подчинении у командира отделения или замещающего его командира отделения.
Должность водителя требует огромной ответственности, быстроты реакции и наличия навыков управления спецтехникой. Шофер обязан быстро сориентироваться и прибыть к месту тушения, знать о месторасположении близлежащих источников водоснабжения и уметь мгновенно принимать меры в критических условиях.
Обязанности
Водитель несет ответственность за исправность закрепленного за ним имущества и транспортных средств, а также отвечает за готовность техники к использованию. С обязанностями специалиста по управлению пожарной машиной может справиться квалифицированный и хорошо подготовленный человек. От оперативности реагирования и скорости исполнения возложенных на водителя задач непосредственно зависит время ликвидации возгораний, число спасенных жизней и сохраненного имущества.
Помимо соблюдения инструкций этот человек должен быть смелым и готовым прийти на помощь. Чтобы потушить пожар в кратчайшие сроки и с минимальными потерями, необходимо, чтобы водитель оперативно прибыл на место возгорания, привел в действие аппаратуру и технику, а также предпринял иные действия в соответствии со сложившейся обстановкой.
На скорость прибытия боевого состава к месту ликвидации возгорания и начало пожаротушения воздействует несколько факторов:
- ситуация на дороге, а именно – наличие или отсутствие пробок, благоприятность погодных условий;
- быстрота нахождения подъезда к системе водоснабжения;
- организованность и скоординированность действий состава бригады;
- опытность и компетентность шофера, управляющего пожарной машиной.
У водителя такой спецмашины могут быть общие каждодневные обязанности и те, что он выполняет при пожаре.
Общие
Водитель пожарного автомобиля обязан обладать следующими навыками и уметь выполнять перечень задач:
- знать порядок эксплуатации спецтехники и ее технические возможности;
- управлять выделенной техникой в неблагоприятных погодных условиях и в любое время суток;
- содержать оборудование и технику в сохранности, чтобы они всегда были готовы к незамедлительному использованию и выезду;
- проводить мероприятия, направленные на продление срока эксплуатации находящегося в его зоне ответственности пожарного оборудования;
- знать и соблюдать в неукоснительном порядке требования законодательных актов, нормативно-правовых документов РФ и распорядительной документации МЧС, в которых закрепляется порядок передвижения пожарной техники, регламентируются специальные команды и сигналы;
- знать расписание и объем ремонтных работ, связанных с техобслуживанием и межремонтным пробегом, а также срок службы вверенного ему имущества и единиц техники;
- проводить подготовку спецтехники к прохождению государственного ТО;
- знать нормы горючего, смазочных составов и тушащих жидкостей, применяемых для заправки пожарной техники, и не допускать излишнее расходование материалов;
- знать причины неисправности пожарной техники, уметь своевременно обнаруживать неполадки и устранять их в оперативном порядке, а также не допускать ее поломку, в случае обнаружения недостатков, связанных с эксплуатацией техники, немедленно докладывать об этом вышестоящему начальству;
- проводить проверку техсостояния машины перед ее непосредственным отправлением из места дислокации и осуществлять мониторинг исправности основного и вспомогательного оборудования, которые обеспечивают безопасность в процессе перемещения или выполняемой работы;
- соблюдать нормы загрузки пожарной техники, порядок посадки и перевозки личного состава, а также выполнять требования крепления грузов;
- уметь применять на практике схему маршрута и быстро перемещаться в любой местности с различной обстановкой;
- своевременно оформлять и передавать в структурное подразделение необходимую путевую и техническую документацию;
- при проведении неотложных спасательных операций не отлучаться от техники и не менять ее месторасположение, не получив разрешение начальника, а также следить за подаваемыми сигналами и командами;
- соблюдать меры пожарной безопасности во время ремонта, эксплуатации и эвакуации техники и вверенного имущества, запрещается нарушать правила обращения с гаражным оборудованием.
Заступая на смену, данный специалист обязан выехать в составе бригады к дислокации тушения, знать месторасположение пожароопасных объектов, подъездных путей и системы водоснабжения в районе выезда, уметь обращаться с противопожарными агрегатами и оборудованием. Кроме того, шофер обязан разрабатывать план передвижения по территории для оперативного прибытия на место возникновения пожара. Во время ликвидации очага возгорания водитель спецтехники должен правильно припарковать машину, чтобы была возможность безопасно вывезти ее из опасной зоны в экстремальной ситуации.
На основании нормативно-распорядительных документов шоферу воспрещается доверять управление пожарной машиной третьим лицам, включая тех, у кого он в подчинении. При прохождении дежурства у водителя должно иметься водительское удостоверение, дающее право на управление пожарной спецтехникой. В противном случае работник не будет допущен к выполнению непосредственных обязанностей. Также строго запрещается возможность применения спецтехники и вспомогательного оборудования без допуска.
При пересменке шофер должен проверить работоспособность вверенной ему пожарной техники. В случае нахождения неисправности доложить начальству, которое внесет полученную информацию в паспорт состояния транспортного средства. Если в машине имеются серьезные неполадки, она подлежит списанию.
Касательно вопросов технического характера, водитель должен находить решения совместными усилиями со старшим по званию. Техника может быть использована исключительно по указаниям инструкции и другой руководящей документации.
При пожаре
Водитель должен осуществлять управление пожарным или аварийно-спасательным транспортным средством и нести личную ответственность за надлежащее выполнение порученных ему задач. Данное должностное лицо находится в непосредственном подчинении у начальника караула.
При тушении пожара водитель обязан выполнять следующие действия:
- руководствоваться требованиями, закрепленными в табеле боевого расчета касательно определенного типа пожарного автомобиля;
- установить машину в том месте, которое указал руководитель, учитывая правила охраны труда и предписания действующего устава, а также санитарно-гигиенические требования в процессе работы;
- обеспечить перемещение пожарного авто в более безопасную локацию при возникновении осложнения обстановки при тушении;
- обеспечить бесперебойное функционирование шлангов и узлов пожарного автомобиля, а также постоянно отслеживать изменения обстановки;
- вести учет и контроль наличия горюче-смазочных веществ, а также докладывать начальнику о надобности их восполнения;
- не допускать появления резких сгибов на пожарных рукавах и отслеживать, чтобы всасывающая сетка постоянно была в воде;
- обеспечить промывание с помощью воды после подачи пенного вещества насосных полостей и каналов пеносмесителя;
- действовать по приказу командира отделения посредством использования штатной радиостанции, а также принимать участие в осуществлении боевых действий во время ликвидации огня.
Основные требования
К управлению пожарным ТС могут быть допущены специалисты, получившие водительское удостоверение требуемой категории на право вождения конкретного вида техники, а также прошедшие подготовку или переподготовку и овладевшие необходимыми навыками. Водитель должен получить допуск, дающий право работать с пожарной техникой.
Для присвоения соответствующей категории и выдачи допуска для управления пожарной машиной принято созывать квалификационную комиссию. К управлению спецтехникой могут получить допуск лица совершеннолетнего возраста, являющиеся полностью дееспособными.
Обучение
Чтобы получить право на управление спецтехникой, требуется пройти обучение по разработанному направлению подготовки. Главное требование заключается в присвоении квалификационного звания по вождению первого и второго класса. Для желающих быть профессионалами нужно отучиться на водительских курсах по управлению грузовыми машинами. Обучение, направленное на приобретение навыков управления спецтехникой и пользования пожарным оборудованием, проводится в специальном учебном учреждении МЧС.
В процессе учебы будущий специалист ознакомится с порядком действий пожарных расчетов и изучит должностные инструкции водителя. Каждый год водители обязаны подтверждать присвоенную им квалификацию и сдавать экзамены по проверке приобретенных знаний, закрепленных в инструкции по обеспечению пожарной безопасности.
Испытание проводится по билетам в форме зачета.
Зарплата
Месячный оклад водителей пожарной службы зависит от подразделения и региона. Так, в Москве и Санкт-Петербурге размер выплат старшему водителю составляет более 15500 рублей, в крупных городах, в которых проживает свыше ста тысяч человек и являющихся центрами субъектов РФ величина оклада специалиста достигает отметки в 13500 рублей, а в сельской местности и маленьких населенных пунктах – порядка 11300 рублей.
Заработная плата водителей пожарных автомобилей складывается из множества определяющих факторов. Величина ежемесячного денежного довольствия шофера рассчитывается, исходя из положений приказа МЧС России №747 при условии, что специалист относится к числу вольнонаемных и работает в учреждении пожарной охраны. Если водитель является сотрудником какого-либо другого подразделения пожарной охраны, то размер заработной платы устанавливает работодатель.
Величина месячных выплат шоферов может значительно отличаться в зависимости от региона проживания и конкретной организации.
Должностная инструкция водителя пожарного автомобиля
После получения сообщения о пожаре важна скорость приезда спасателей в точку возгорания. Период прибытия подразделений МЧС на место катастрофы во многом зависит от человека, сидящего за рулем пожарной машины.
Расскажем, что входит в обязанности этого специалиста, какими качествами должен обладать водитель специальной техники.
- История профессии
- Должностная инструкция
- Обязанности водителя пожарного автомобиля
- Общие
- Во время несения службы в части
- При тушении пожара
- Личные качества претендента на должность
- Требования к соискателю
- Как стать водителем пожарной машины
- Преимущества профессии
История профессии
В XVII веке появились первые подразделения пожарников. Тушением огня занимались добровольные объединения. Поначалу команды выезжали на место возгорания на телеге, в которой стояла бочка с водой. Огонь гасили при помощи ведер.
Позже появились насосы, дальность струи которых не превышала шести метров. Но бочку с водой вез все тот же обыкновенный извозчик.
После появления паромобилей для выезда на пожар стали использовать пароконные повозки, которые были усилены специальными рессорами и имели большие колеса. Для управления такими системами нанимались обученные специалисты, входившие по факту в бригаду пожарных.
К началу XX века транспорт для тушения огня стали окрашивать в красный цвет. Участники подразделений становились официальными сотрудниками служб пожарной безопасности. Официально за такой бригадой закреплялся водитель, управлявший сначала конной, потом электротягой, а впоследствии и современным автомобилем.
Со временем устройство машины усложнялось, добавлялись новые функции. Нынешнее пожарное транспортное средство – это целый комплекс механизмов, набор которых зависит от назначения автомобиля.
Соответственно от специалиста требуется не только отлично управлять машиной, но и знать принципы работы дополнительных установок и систем, иметь навык их запуска и контролировать функциональность. Что должен уметь водитель пожарного автомобиля – определяет четкий регламент.
Должностная инструкция
Этот документ, определяющий полномочия и обязанности сотрудника, составляется на основании Приказов:
- № 156 МЧС, в котором определяется порядок ликвидации огня на объекте;
- № 167 МЧС, утверждающего правила прохождения службы в ГПС.
В соответствии с 787 Постановлением Правительства учитываются требования единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС). Образец документа можно скачать в интернете.
Должностная инструкция водителя пожарного автомобиля состоит из нескольких разделов.
Непосредственная и прямая подчиненность.
Документы, регламентирующие деятельность работника.
Необходимый багаж знаний.
Доставка бригады в место пожара, участие в его тушении.
Знание района выезда.
Выполнение правил охраны труда и распорядка.
Ознакамливаться с должностными обязанностями водителя пожарного автомобиля.
При нахождении в части.
Рассмотрим подробнее, какие работы должен уметь выполнять сотрудник.
Обязанности водителя пожарного автомобиля
С ростом квалификации служащего повышаются требования и перечень выполняемых действий. Для наиболее полного перечня задач перечислим обязанности старшего инструктора по вождению пожарной машины.
Общие
К ним относятся:
- прохождение медицинского освидетельствования перед каждым выходом на службу;
- подчинение приказам непосредственного и прямых руководителей;
- знание района выезда в поселении, путей объезда заторов;
- изучение устройства, тактико-технических характеристик ТС.
Во время несения службы в части
- принимать автомобиль, средства связи, сигнализации в присутствии сменщика;
- начинать прохождение службы с проверки помещений гаражей, сопутствующего оборудования;
- делать соответствующие записи в журнале;
- производить контроль СИЗ (костюм Л 1, сумка ПХС, противогаз, другая спецодежда);
- знать сорта ГСМ, смазочных материалов;
- помнить позывные части, правила радиообмена;
- во время вахты производить текущий ремонт техники, направлять автомобиль на экстренный и плановый ремонты;
- поддерживать физическую форму, заниматься самостоятельным повышением квалификации.
При тушении пожара
Функциональные обязанности водителя заключаются в:
- своевременной доставке подразделения на место возгорания;
- тактически грамотной парковке транспорта;
- отслеживании безаварийной и безостановочной работы всех агрегатов, размещенных на машине;
- обеспечении радиообмена;
- сохранении точки дислокации автомобиля при отсутствии приказа о перемещении техники в другое место.
Личные качества претендента на должность
Перечислим списком самые важные характеристики кандидата на вакансию водителя пожарной машины:
- дисциплинированность;
- физическая подготовка, выносливость;
- хорошая переносимость высоких температур;
- развитая наглядная память, аналитическое мышление;
- отличная координация;
- эмоциональная и психическая устойчивость;
- смелость, целеустремленность, высокое чувство долга.
Требования к соискателю
Установлены постановлением Минтруда № 31. Претендент на должность водителя ФПС или СПСЧ должен иметь:
- среднее общее образование;
- диплом о получении профессиональных знаний по пожарной безопасности, технике и оборудованию, служебного распорядка;
- подтверждение специальных навыков;
- права на управление автотранспортным средством;
- водительскую категорию не ниже второй;
- стаж работы 5 лет и выше;
- достаточное физическое развитие, которое человек может подтвердить, сдавая нормативы;
- хорошее здоровье, подтвержденное медицинскими документами.
Водитель пожарного автомобиля
Как стать водителем пожарной машины
Наличие прав и навыков вождения автомобиля недостаточно для того, чтобы устроиться на должность.
Приоритет отдается специалистам, имеющим квалификацию водителя грузовых автомобилей. Но даже если имеется категория С, необходимо пройти дополнительное обучение по управлению машиной.
В большинстве случаев со временем требуется получение навыков по вождению транспортных средств с прицепом, автобусов, автопоездов.
Для приобретения квалификации лучше всего воспользоваться возможностями учебных заведений МЧС. Там дается весь необходимый комплекс знаний и навыков по специальности. Обязательны практические занятия на полигонах, в реальных условиях. В случае чрезвычайных ситуаций организуются выезды в районы по запросу администраций муниципальных сельских поселений.
Курс подготовки охватывает отдельные профессиональные направления, такие как газодымозащита, тушение огня, поведение при техногенных катастрофах, работа в условиях севера, правила взаимодействия с другими бригадами в случае мобилизации гарнизона.
Получив диплом, водитель пожарного транспорта направляется на службу в часть, где есть потребность в таком специалисте. Распределить могут как в район города проживания, на крупное северное предприятие, так и по запросу отдаленного сельсовета.
Преимущества профессии
Пожарная служба считается не только одной из самых героических в мирное время, но и самой опасной, тяжелой. Учитывая то, что условия труда водителей пожарных автомобилей не отличаются от положения остальных сотрудников МЧС, на них распространяются все преференции:
- надбавки к должностному окладу;
- дополнительный отпуск;
- льготное медицинское обслуживание, пенсия;
- специальная программа по обеспечению жильем;
- другие выплаты и компенсации.
Водитель пожарного транспорта – один из самых важных сотрудников звена МЧС. От его умений зависит скорость доставки подразделения на возгорание, функциональная готовность оборудования. Режим работы водителей пожарных автомобилей должен соблюдаться безукоризненно. Часто водители исполняют на пожаре работу газодымозащитника, в любых случаях участвуют в тушении возгораний. Широкий круг обязанностей требует четкой профессиональной подготовки и вознаграждается предоставляемыми льготами и доплатами.
Министерство транспорта Российской Федерации РОСТРАНСНАДЗОР
Телефон доверия +7 (499) 231-53-50
Карта территориальных органов Ространснадзора
Северо-Кавказский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Южный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Центральный федеральный округ
Центральный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Южный федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Южный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Центральный федеральный округ
Центральный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Южный федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Южный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Центральный федеральный округ
Центральный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Южный федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
ВАЖНО. Новые нормативные правовые акты в части квалификационных требований к работникам автомобильного транспорта
28 декабря 2020
С 1 января 2021 года в рамках реализации «регуляторной гильотины» вступает в силу ряд нормативных правовых актов в части квалификационных требований к работникам автомобильного транспорта.
1. Приказ Минтранса России от 29.07.2020 года №264 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Вводится взамен приказа Минтранса России от 11.03.2016 №59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
В сравнении с Приказом Минтранса России №59 основным отличием является профессиональный отбор, который теперь включает в себя:
- подтверждение соответствия представленных работником документов Профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утверждаемым в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
- введение понятия «испытание» взамен «стажировки».
Испытание осуществляется без выезда и с выездом на дороги общего пользования.
Для водителей маршрутных транспортных средств испытание с выездом на дороги общего пользования включает движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.
2. Приказ Минтранса России от 31.07.20 №282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требования, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Вводится взамен приказа Минтранса России от 28.09.2015 №287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
- переименована должность: контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта (далее – Контролер);
- изменены требования к уровню образования Контролера: образование
не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом (до 2021 года – дипломом) об образовании и о квалификации по профессии (до 2021 года – не было) или специальности; - изменены требования к уровню образования специалиста, ответственного
за обеспечение БДД и к консультанту по вопросам безопасности перевозки опасных грузов: образование не ниже уровня среднего профессионального
(до 2021 года – только высшее), подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки. К работникам, имеющим среднее профессиональное образование, предъявляются требования к стажу работы в области обеспечения безопасности дорожного движения не менее трех лет. К работникам, имеющим высшее образование, требования к стажу не предъявляются. Аналогичное требование предъявляется к консультантам по вопросам безопасности перевозки опасных грузов; - отсутствуют требования к квалификации диспетчера (до 2021 года были указаны).
3. Приказ Минтранса России от 31.07.2020 № 283 «Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью».
Вводится взамен приказа Минтранса России от 20.03.2017 №106
«Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью».
Теперь общее число членов аттестационной комиссии должно составлять
не более шести. Аттестация проводится при наличии не менее половины общего числа членов аттестационной комиссии.
Кроме того, расширено содержание Решения аттестационной комиссии, которое оформляется протоколом заседания аттестационной комиссии.
Вместе с этим, данным нормативным правовым актом не урегулирован вопрос, касающийся организации внутренней деятельности аттестационной комиссии. В настоящее время ведется работа по разработке соответствующих методических рекомендаций.
4. Приказ Минтранса России от 30.07.2020 №265 «Об утверждении Порядка выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и утверждения курсов такой подготовки».
Вводится взамен приказа Минтранса России от 09.07.2012 №202 «Об утверждении Порядка выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и утверждения курсов такой подготовки».
Внесены следующие изменения:
- вводится перечень оснований для прекращения действия удостоверения
об утверждении курсов подготовки водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы; - изменены Правила проведения экзамена для проверки необходимого объема знаний водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы;
- введена новая глава «I Правила оформления, выдачи и получения свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы»;
- свидетельство о подготовке водителя выдается в срок, не превышающий
3 (ранее — 5) рабочих дней со дня подтверждения факта уплаты государственной пошлины.
5. Приказ Минтранса России от 28.07.2020 №257 «Об утверждении Порядка проведения экзамена и выдачи свидетельств о профессиональной подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом».
Вводится взамен приказа Минтранса России от 09.07.2012 №203 «Об утверждении Порядка проведения экзамена и выдачи свидетельств о профессиональной подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом».
Вышеуказанный приказ издан без изменений.
Вместе с тем, не меняются утвержденные приказом Минтранса России от 23.06.2016 №175 Типовые дополнительные профессиональные программы повышения квалификации консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в области международных автомобильных перевозок и Типовые дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в области международных автомобильных перевозок.
Дата последнего изменения 29 декабря 2020 12:05
Источник: