Почему обгорели провода на трансформаторе ТМО?

Почему обгорели провода на трансформаторе ТМО?

Причины сгорания трансформатора и методы защиты

Основное предназначение трансформаторов — это повышение или понижение приходящего напряжения. Если он перестает выполнять свои функции, то говорят, что “трансформатор сгорел”.

  1. Устройство и принцип действия трансформатора
  2. Как работает трансформатор
  3. Устройство трансформаторов
  4. Причины выхода из строя трансформатора
  5. Виды неисправностей
  6. Обрыв обмотки, замыкание на корпус и другую обмотку
  7. Межвитковое замыкание
  8. Определение числа витков и сечения провода
  9. Первичная обмотка в нерабочем состоянии
  10. Исправная первичная обмотка
  11. Ремонт трансформаторов
  12. Частичная перемотка трансформатора
  13. Защита от выхода из строя

Устройство и принцип действия трансформатора

Все такие аппараты, независимо от мощности и частоты сети, имеют похожее устройство и принцип действия. Они служат для изменения величины переменного напряжения и состоят из одной или нескольких катушек, намотанных на общем сердечнике.

Как работает трансформатор

Работа этого электроприбора основана на законе электромагнитной индукции Фарадея. При изменении величины магнитного потока, проходящего через проводник, в нем наводится электрический ток. Эти изменения происходят при изменении напряжения, поэтому такие устройства работают только от сети переменного тока.

В трансформаторе магнитный поток наводится обмоткой, подключенной к сети и называемой “первичная”. Катушка, в которой наводится ток называется вторичной. Величина изменения напряжения называется “коэффициент трансформации” и зависит от соотношения витков в первичной и вторичной обмотках. Ктр=Uперв/Uвтор=Nперв/Nвтор. При изменении числа витков, например, при переключении выводов, коэффициент трансформации меняется.

Одним из свойств электротрансформаторов является обратимость. При подаче во вторичную обмотку напряжения, равного Uвтор, на выводах первичной обмотки появляется напряжение, равное Uперв.

Информация! Вторичных обмоток может быть любое количество, с несколькими отводами от каждой катушки.

Устройство трансформаторов

Для эффективной работы этих устройств сопротивление магнитному потоку должно быть минимальным. Поэтому намотка катушек производится на замкнутом магнитопроводе. В аппаратах, работающих в сети 50Гц, магнитопровод для уменьшения потерь и нагрева выполнен из пластин электротехнического железа, в высокочастотных устройствах он изготавливается керамический, из магнитодиэлектриков и ферритов.

Магнитопровод изготавливается различной формы:

  • “Ш”-образная. Собирается из пластин “Ш”-образной формы или полуколец из нескольких слоев электротехнической стали. Вставляется в катушку после намотки;
  • Тороидальная. Похож на бублик, намотанный из полосы трансформаторного железа. Катушка наматывается на готовый сердечник.
  • Собранный из “бубликов” соответствующих размеров, причем “бублик” сердечника имеет форму прямоугольного стержня. Собирается при помощи электросварки.

При работе трансформаторы нагреваются. В устройствах мощностью до нескольких киловатт охлаждение естественное, в более мощных аппаратах устанавливаются обдувающие вентиляторы, а в высоковольтных электротрансформаторах катушки находятся в баке с трансформаторным маслом.

По своему назначению трансформаторы можно разделить на три группы:

  • Разделительные. Предназначены для гальванического разделения сетей. Коэффициент трансформации “1” – величина входного и выходного напряжения равна.
  • Понижающие. Понижают напряжение для подключения низковольтных устройств.
  • Повышающие. Напряжение на вторичной катушке выше, чем в первичной. Используются в основном на электростанциях и для подключения в/в установок в сеть 0,4кВ.

Кроме устройств с несколькими обмотками есть автотрансформаторы – аппараты, в которых всего одна катушка с несколькими выводами. Применяются в лабораториях и в стабилизаторах напряжения.

Важно! В сетях, в которых пониженное напряжение используется для безопасности людей, автотрансформаторы применять запрещается.

Причины выхода из строя трансформатора

Основными признаками сгоревшего электротрансформатора являются:

  • характерный запах и потемнение изоляции;
  • сильный нагрев, особенно без нагрузки;
  • пониженное напряжение или его отсутствие во вторичной обмотке.

Горит трансформатор из-за нарушения изоляции между отдельными проводниками:

  • При перегреве устройства. Это происходит вследствие перегрузки или короткого замыкания во вторичной сети.
  • При нарушении изоляции из-за вибрации, возникающей при “гудении” устройства. Такая вибрация появляется если пластины магитопровода, которые должны быть плотно прижаты друг к другу, начинают вибрировать внутри аппарата.

Важно! Если к вторичной обмотке устройства подключен диодный мост, то подобная ситуация возникает также при пробое одного из диодов.

Виды неисправностей

Перед монтажом и при нарушениях работы электротрансформатор следует проверить на наличие неисправностей.

Обрыв обмотки, замыкание на корпус и другую обмотку

Эти неисправности определяются тестером или мегомметром. В исправном состоянии обмотки изолированы друг от друга и от корпуса, и величина изоляции составит 1-10 мОм, а сопротивление самой обмотки будет 0,1-100 Ом.

Внимание! Эти измерения проводятся для всех обмоток по отдельности.

Межвитковое замыкание

Не всегда электротрансформатор выходит из строя сразу. В некоторых случаях изоляция нарушается между двумя рядом расположенными витками из-за чего образуется короткозамкнутый виток. При подаче питания в первичную обмотку в нем наводится ток, виток греется и разрушает изоляцию рядом расположенных проводников.

Определить наличие межвиткового замыкания возможно только при помощи специального прибора. Без него эта неисправность выявляется путем визуального осмотра и поиска потемневшей изоляции, а также проверки тока трансформатора без нагрузки.

Ток холостого хода составляет от 30% в аппаратах мощностью 10ВА до 5% и меньше в устройствах мощностью 1000кВт и более. При этом должны отсутствовать гул и нагрев аппарата.

Сгоревший же трансформатор можно отремонтировать. Ремонт заключается в замене сгоревшей обмотки или полной перемотке всех катушек.

Определение числа витков и сечения провода

Перед началом ремонта необходимо определить сечение провода и число витков каждой обмотки. Измерение диаметра проводника производится микрометром. Если его нет, то допускается намотать на гвоздь 10 витков проводника, замерять штангенциркулем длину получившейся катушки и разделить на 10. Получившееся число будет диаметром проводника. Необходимый диаметр определяется также по специальным таблицам исходя из номинального тока катушки. При недостаточном сечении провода трансформатор будет гореть.

Важно! Для более точного измерения диаметра необходимо снять с провода изоляцию.

Если неизвестно число витков, то есть два варианта определения их количества.

Первичная обмотка в нерабочем состоянии

Расчёт производится по справочникам, при помощи онлайн-калькуляторов или специальными программами. Результат не очень точный, поэтому желательно намотать первичную обмотку, собрать аппарат и измерить ток холостого хода.

Исправная первичная обмотка

На нее наматывается 10-50 витков, в зависимости от мощности устройства. После сборки на ее выводах измеряется напряжение и вычисляется количество витков, необходимое для намотки по формуле N=(Nобм/Uобм)*U, где:

  • N – необходимое число витков;
  • Nобм – число витков в проверочной обмотке;
  • Uобм – напряжение в проверочной обмотке;
  • U – необходимое напряжение.

Ремонт трансформаторов

Ремонт и перемотка электротрансформаторов производится в определенном порядке:

  • Разобрать магнитопровод. Железо сложить отдельно, по пластинам.
  • Размотать сгоревшую катушку, считая число витков. Замерять микрометром диаметр провода.
  • Намотать новые обмотки. Между слоями намотки и катушками проложить изоляционный материал. Его толщина зависит от диаметра провода.
  • Собрать аппарат. Пластины трансформаторного железа необходимо плотно прижать, а при необходимости расклинить деревянными клиньями в катушке.

Для намотки необходимо использовать специальный станок. Намотать катушку руками, особенно с большим количеством витков из тонкого провода практически невозможно.

Совет! Если сгорела только одна из вторичных обмоток, то остальные не перематываются.

Частичная перемотка трансформатора

Для перемотки одной из вторичных катушек необходимо:

  • разобрать устройство – вынуть сердечник и размотать сгоревшую катушку;
  • снова собрать устройство, подключить его к сети и проверить работу в режиме холостого хода;
  • после проверки снова разобрать прибор, намотать недостающие обмотки и произвести окончательную сборку и проверку в работе аппарата.

Защита от выхода из строя

Почему горит понижающий трансформатор? Прежде всего из-за перегрузки или короткого замыкания во вторичных сетях. Для предотвращения аварийной ситуации все катушки необходимо подключать через устройства защиты. При номинальном токе больше 1А используются модульные автоматы, с установкой на DIN-рейку, или автоматические выключатели другой конструкции. При токах менее 1А устройство подключается через предохранители.

Важно! При подключении первичной обмотки через модульный автомат, его необходимо выбирать серии “D”. Автоматы серии “С” срабатывают при подаче напряжения из-за высокого пускового тока трансформатора.

Сгоревший трансформатор — это не приговор. Его можно отремонтировать, но любую аварию проще и дешевле предотвратить, чем устранить. Лучше установить необходимые автоматы или предохранители, чем менять аппарат каждый раз, когда он будет сгорать.

Причины загораний трансформаторов.

Перегрев от коротких замыканий в обмотках в результате межвиткового пробоя изоляции:

— в одной обмотке повышенным напряжением;

— в месте образования микротрещин как заводского дефекта;

— от воздействия влаги или агрессивной среды;

— от воздействия локального внешнего или внутреннего перегрева;

— от механического повреждения.

Перегрев от коротких замыканий на корпус в результате пробоя электроизоляции обмоток:

— от старения электроизоляции;

— пробоя электроизоляции обмоток на корпус от механического повреждения электроизоляции;

— от воздействия влаги или агрессивной среды;

— от внешнего или внутреннего перегрева.

Перегрев от токовой перегрузки в результате:

— длительной непрерывной работы под максимальной нагрузкой;

— нарушения вентиляции (охлаждения);

— завышенной частоты включения под нагрузку и выключения.

При коротком замыкании в результате воздействия электрической дуги на трансформаторное масло и разложения его на горючие газы могут происходить взрывы, которые приводят к разрушению трансформаторов и растеканию горящего масла.

На каждом энергопредприятии имеется запас диэлектрических средств, оборудованы места для заземления пожарной техники. Заземлители выполняют их гибких медных проводов.

Подача любой пены при тушении эл.установок под напряжением строго запрещена.

Порошковые огнетушители применяют для тушения эл. установок под напряжением до 1000 В, углекислотные до 10 000 В. При этом расстояние должно быть не менее 1 метра.

Читайте также  Подготовка овец к случке

Тушение пожаров на электроустановках под напряжением во всех случаях должно осуществляться с соблюдением обязательных условий:

— надежного заземления ручных стволов и насосов пожарных автомобилей;

— применение личным составом диэлектрических средств;

— соблюдение минимальных безопасных расстояний от электроустановок под напряжением до пожарных работающих со стволом или огнетушителем (при тушении порошком, если 1кВ – 1,5 метра, до 10 кВ – 2 метра;

— используют воду в виде компактных струй из стволов РС-50, РСК-50 и распыленных из стволов с насадками НРТ-5, а также негорючие газы, порошковые составы.

При пожаре возможно:

— быстрое распространение огня при поврежде­нии масляной системы генератора, трансформаторов, растекание горючего масла в кабельные туннели, нижерасполо­женные этажи и подвалы, а также по горя­щему утеплителю и конструкционным эле­ментам здания в смежные помещения;

— горение изоляции электрических кабелей, проложенных в коробах, туннелях и шахтах, с выделением токсичных продуктов горения;

— горение жидкометаллического теплоноси­теля (натрий, калий), который взаимодейст­вует со всеми химическими веществами, в том числе и с водой, с интенсивным выделе­нием водорода, тепла, дыма и токсичных га­зов;

— возникновение опасных уровней радиации;

— образование взрывоопасных концентраций при разрушении системы водородного ох­лаждения;

— быстрое и скрытое распространение огня по полимерному утеплителю внутри стеновых и кровельных панелей, с выделение боль­шого количества дыма и токсичных продук­тов горения;

— образование новых очагов пожара внутри здания от стекающего горящего расплава полимерного утеплителя и битума;

— деформация и угроза обрушения несущих ферм, других незащищенных металлических конструкционных элементов, покрытия;

— наличие значительного количества оборудо­вания находящегося под напряжением;

— нарушение устойчивой радиосвязи.

При тушении пожаров необходимо:

— установить связь со старшим по смене энерге­тического объекта, получить от него данные об обстановке на пожаре и письмен­ный допуск на тушение;

— выяснить места заземления пожарной тех­ники и стволов, наличие заземляющих уст­ройств;

— ликвидировать в первую очередь очаги, пред­ставляющие повышенную опасность для несущих конструкций, взрывоопасного и пожароопасного оборудования;

— установить участки и помещения, где воз­можно и невозможно пребывание личного состава, участвующего в тушении;

— выявить оборудование, работа которого бу­дет способствовать развитию пожара и элек­троустановки представляющие опасность в ходе тушения пожара.

— подавать огнетушащие вещества на электро­установки только после снятия напряжения, заземления пожарных автомобилей и ство­лов, соответствующего инструктажа стар­шим, из числа технического персонала;

— не допускать самостоятельных действий лич­ного состава ГПС по отключению элек­троэнергии и подачи огнетушащих веществ;

— организовать совместно с персоналом при уг­розе распространения пожара остановку турбогенераторов и вытеснение водорода инертным газом из системы охлаждения, слить масло из маслосистемы и маслобаков в аварийную емкость;

— осуществлять подачу порошка, пены низкой кратности или распыленной воды внутрь трансформаторов и другого маслонаполнен­ного оборудования через отверстия;

— не допускать скопления в помещениях с элек­троустановками личного состава ГПС.

Горящие трансформаторы отключают со всех сторон и заземляют. На развившихся пожарах организуют защиту от высокой температуры соседних трансформаторов, реакторов, оборудования и установок. Пожары трансформаторов, реакторов и масляных выключателей тушат пеной средней мощности с интенсивностью подачи раствора пенообразователя 0,2 л/(м 2 с), а с тонкораспыленной водой с интенсивностью 0,1 л/(м 2 с). В процессе разведки выделяют характер повреждения трансформаторов, реакторов и трубопроводов, содержащих трансформаторное масло, направления растекания горящей жидкости в сторону соседних трансформаторов и другого оборудования, опасность взрыва расширительных бачков, наличие стационарных пенных или водяных установок пожаротушения и, при необходимости, возможность приведения их в работу.

Если масло горит над крышкой трансформатора и ниже ее масляный бак не поврежден, то на тушение вводят один-два ручных водяных ствола с насадками Г-5, которые обеспечивают оптимальный расход воды при интенсивности подачи 0,2-0,24 л/(м 2 с). Если расширительный бачок на трансформаторе оказывается в огне, часть масла, равную его объему (примерно 10% объема масла же трансформатора), сливают в аварийную емкость. Больше сливать масла из трансформатора (реактора) запрещается, т.к. это может привести к повреждению внутренних обмоток и усложнению пожара.

Если в условиях пожара крышка трансформатора сорвана, то масло может гореть в баке и вокруг трансформатора. В этом случае вначале ликвидируют горение масла вокруг трансформатора распыленной водой, воздушно-кинетической пеной средней кратности или в комбинации распыленной струёй и огнетушащими порошками одновременно. Если тушение масла производят опыленными струями, стволы целесообразно располагать по периметру пожара равномерно (рис. 9.2), а при тушении пеной или комбинированным способом огнетушащие вещества подают в сопутствующем потоке воздуха. Это наиболее эффективный прием, обеспечивающий поступление порошка и распыленной воды в зону горения одновременно. Тушение масла в баке при сорванной крыше осуществляют пеной средней кратности, которую подают с помощью пеноподъемников или выдвижных лестниц.

Рис. 9.2. Схема подачи в зону горения распыленной воды и огнетушащего порошка

При разрушении масляных баков, трубопроводов или выбросе масла происходит растекание его по территории. Для предотвращения растекания горящего масла в ходе тушения создают заградительные валы из земли или песка, ли отводные каналы с учетом рельефа местности. Одновременно готовят необходимое количество сил и средств для тушения горящего трансформатора, а для охлаждения баков соседних трансформаторов по мере готовности вводят струи воды с интенсивностью 0,5-1 л/с на 1 м периметра бака трансформатора. В процессе тушения РТП не должен допускать распространения огня по вентиляционным каналам, в помещениях трансформаторных и распределительных устройств принимать меры по защите щитов управления. При подаче стволов избегать попадания воды на нагретые фарфоровые части аппаратов, изоляторы и разрядники.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Отгорание нуля, что происходит и как защититься?

Привет, друзья. Сталкивались когда-нибудь с явлением «отгорание нуля»? Если нет, то вы счастливый человек. Но знать об этом, особенно электрикам, будет полезно. Поговорим о том, почему этот таинственный ноль имеет тенденцию отгорать, что происходит при этом и какая бывает защита от отгорания нуля ? Для того чтобы понять это, немного вспомним физику.

Нашел в интернете хорошее видео по теме, коротко и ясно, если не любите читать, смотрите ниже. Итак, начнем.

Ноль, для однофазной цепи, это название проводника, который не находиться под высоким потенциалом относительно земли. Фаза, это второй проводник , она имеет высокий потенциал переменного напряжения относительно земли. В России, чаще всего, это 220-230 Вольт. Ноль при этом не проявляет тенденции к отгоранию.

Основная загвоздка — все линии электропередачи, являются трехфазными. Рассмотрим традиционную схему « звезда »:

Здесь и появляется понятие « нулевой проводник ».

В трех одинаковых нагрузках, переменный ток каждой фазы сдвинут по фазе на 1/3. В идеале, эти токи компенсируют друг друга. При такой нагрузке, в средней точке, векторная сумма токов равна нулю.

Получается, что через нулевой провод, подключенный к средней точке, ток не течет (он практически не нужен).

Незначительный ток на нулевом проводнике все же возникает. Это происходит, когда нагрузки на фазах не полностью компенсируют друг друга, тоесть разные. Прямое доказательство этому можно увидеть на практике, посмотрите на четырехжильные кабели для трехфазных цепей, нулевая жила вдвое меньшего сечения, чем фазные. Зачем тратить дефицитную медь, если тока в жиле практически нет? Имеется смысл…

При сосредоточенной нагрузке, в трехфазной цепи, ноль тоже не расположен к отгоранию.

Интересное начинается тогда, когда к трехфазной цепи начинают подключать однофазные нагрузки (многоквартирных домах, например). Каждая нагрузка представляет случайно выбранное устройство.

При использовании одной фазы из трехфазной цепи, их стараются распределить по мощности так, чтобы на каждую приходилась примерно одинаковая нагрузка.

Все понимают, что полного равенства при этом не достигнуть. Жители дома будут случайным образом включать, выключать электроприборы, поэтому нагрузка будет постоянно меняться. Полной компенсации токов в средней точке происходить не будет, но ток нулевого проводника обычно не достигает максимального значения, большего току в одной из фаз. Ситуация предсказуемая, отгорание нуля при этом бывает крайне редко.

Почему происходит отгорание нуля?

Сегодня мы регулярно пользуемся большим количеством электрических приборов, большинство из них это импульсные источники питания. Это телевизоры, радиоприемники, компьютеры итд. Характер потребления тока этими приборами сильно отличается от прежних.

В цепи, возникают дополнительные импульсные токи, которые не компенсируются в средней точке. Прибавляем к ним некомпенсированные, вызванные разностью однофазных нагрузок и получаем ток, близкий к самому большому току одной из фаз, или даже превышающий его.

Вот мы и пришли к благоприятным условиям для отгорания нуля. Чаще всего отгорание происходит в слабых местах, где: поврежден провод, занижено сечение кабеля, плохой контакт.

С каждым днем в обиходе появляется все больше электроприборов, соответственно ситуация ухудшается. Поэтому при монтаже электропроводки, необходимо учитывать высокую вероятность отгорания нулевого проводника. Пренебрегать этим не стоит .

Читайте также  Секреты винилового сайдинга. ЧАСТЬ2

Что происходит при отгорании нуля?

В лучшем случае погаснет свет, перестанут работать розетки. О плохом писать не хочется, думаю, понимаете, что перегрузка приводит к нагреву провода, плавке, пробою изоляции итп.

Кроме того, при отгорании нуля, в цепи могут происходить серьезные скачки напряжения. На фазе, где было повышенное потребление, напряжение падает практически до нуля. В то же время, на фазе где потребление было меньше всего, оно вырастает до 380 Вольт. Чувствуете чем пахнет?

Подобное явление может вывести из строя вашу технику !

Что делать, спросите вы? Существует защита.

Защита от отгорания нуля.

Для защиты от вышеуказанных инцестов умные люди придумали реле контроля напряжения . Если напряжение выходит за допустимые пределы, реле отключает его, защищая тем самым все подключенные приборы и оборудование.

Напоследок небольшое видео, где наглядно можно увидеть, что происходит при отгорании нуля.

Такие вот дела. Если есть, что дополнить, оставьте комментарий.

Также советую подписаться на обновления блога , чтобы , получать новые статьи прямо к себе на e-mail.

Статьи по теме:

Теперь вы знаете, что такое отгорание нуля, что происходит при отгорании нуля и какая бывает защита от отгорания нуля.

P.S. Если данная информация оказалась полезной для вас, поделитесь ссылкой с друзьями социальных сетях. Спасибо за внимание.

Комментарии к теме: Отгорание нуля, что происходит и как защититься?

Из личного опыта: техника горит всегда в квартирах где было включено много что в розетки, бывали случаи когда у людей лампы накаливания взрывались над головой, мой совет если свет начинает моргать по всей квартире бить в колокола, а если потребуется и флажковой азбукой электриков звать и искать причину. Если присылают не спеца, а полупьяного «электрика» просите в ЖЭКе другого и ищите причину поверте обойдется дешевле чем ремонт всей техники. И не всегда Управляющая Компания готова это признать и уж тем более оплатить этот ремонт.

Спасибо, Сергей! Как всегда, полезный и интересный комментарий

Трансформаторы. Характерные неисправности трансформаторов и способы их устранения.

1. «Старение» межлистовой изоляции магнитопровода, отдельные местные повреждения ее, замыкание отдельных листов. Признаки повреждения — увеличение тока и потерь холостого хода, быстрое ухудшение состояния масла, понижение его температуры вспышки, повышение кислотности масла и понижение пробивного напряжения.

2. «Пожар» стали, повреждение изоляции стяжных болтов, замыкание листов магнитопровода, касание в двух местах магнитопровода каких-нибудь металлических частей, в результате чего образуются замкнутые контуры для вихревых потоков. Признаки повреждения — повышение температуры трансформатора, появление газа черного или бурого цвета в газовом реле, воспламеняющегося при поджоге, Масло меняет цвет, становится темным и имеет резкий специфический запах вследствие разложения (крекинг-процесс).

3. Ослабление прессовки магнитопровода, свободное колебание крепящих деталей, колебание крайних листов магнитопровода. Признаки повреждения — ненормальное гудение, дребезжание, жужжание. Эти же признаки могут быть и следствием повышения против нормального первичного напряжения.

4. «Старение» и износ изоляции. Износ изоляции может произойти из-за длительной эксплуатации трансформатора, однако наблюдается и преждевременный износ, который является результатом частых перегрузок или недостаточно интенсивного охлаждения при номинальной нагрузке. Ухудшение условий охлаждения может произойти из-за осадков шлама на обмотки, загрязнения междуобмоточных промежутков и при “старении” масла.

В практике принято следующее разделение изоляции по классам годности:

1-й класс — изоляция эластичная, мягкая, не дает трещин и деформаций; такая изоляция считается хорошей;
2-й класс — изоляция твердая, прочная, без трещин, не дает трещин и деформаций при нажатии рукой и с трудом отделяется с помощью ножа; такое состояние изоляции считается удовлетворительным;
3-й класс — изоляция хрупкая, при нажатии или постукивании расслаивается или появляются мелкие трещины и деформации;
4-й класс — изоляция имеет трещины, при нажатии рукой осыпается, замечаются оголенные участки; изоляция считается плохой, и требуется смена обмоток.

для определения прочности изоляционных прокладок в ремонтной практике проверка состояния электрокартона производится на образцах, вырезанных из изоляции различных частей трансформаторов. Вырезанную полоску электрокартона сгибают пальцами под прямым углом или складывают вдвое без сдавливания листа сгиба. Если при полном сгибе вдвое электрокартон не ломается, изоляция считается хорошей, если при полном сгибе ломается, то удовлетворительной, т. е. ограниченно годной, а если картон ломается еще при сгибе до прямого угла, то негодной.

5. Витковое замыкание в обмотках. Такое замыкание возникает при разрушении изоляции обмотки вследствие ее износа, деформация обмоток при КЗ, толчка нагрузки, различного рода перенапряжениях в аварийных режимах, снижениях уровня масла до обнажения обмоток и в других случаях. Признаки повреждения — работа газовой защиты на отключение трансформатора с выделением горючего газа бело-серого или синеватого цвета; не- нормальный нагрев трансформатора с характерным бульканьем, неодинаковое сопротивление обмоток фаз при измерении их постоянным током. При значительных витковых замыканиях приводится в действие максимальная защита.

б. Обрыв обмотки, возникающий при сгорании выходных концов вследствие термического действия и электромеханических усилий токов короткого замыкания, плохой пайки проводников, выгорании части витков при витковых замыканиях. Признаки повреждения — работа газовой защиты вследствие образования дуги в месте обрыва.

7. Пробой и перекрытие внутренней и внешней изоляции трансформатора. Причинами перекрытия могут являться значительный износ изоляции, появление в ней трещин, в которые попадает грязь и сырость, а также атмосферные и коммутационные перенапряжения.
Рассмотрим более подробно возможные неисправности силовых трансформаторов.

Трансформаторы отечественного производства просты по конструкции, надежны и удобны в эксплуатации. Случаи повреждения трансформаторов вызваны: нарушением действующих правил эксплуатации, аварийными и ненормированными режимами работы, старением изоляции обмоток, некачественной сборкой на заводе или при монтаже и ремонте. Опыт монтажа и ремонта трансформаторов показывает, что две трети повреждений возникает в результате неудовлетворительного ремонта, монтажа и эксплуатации и одна треть — вследствие заводских дефектов. Основные повреждения приходятся на обмотки, отводы, выводы и переключатели (около 84 %).

Наиболее серьезная неисправность трансформаторов возникает при повреждении магнитопроводов (“пожар стали”), вследствие нарушения изоляции между отдельными листами стали и стягивающими их болтами. В стыковых магнитопроводах причиной аварий бывает нарушение изоляции в стыках между ярмом и стержнями. Местные нагревы стали магнитопровода возникают в результате разрушения или износа изоляции стяжных болтов, повреждения междулистовой изоляции и плохого контакта электрических соединений.
Междувитковые замыкания в обмотках и секционные пробои и замыкания возникают при толчкообразных нагрузках или коротких замыканиях и в результате деформации секций от механических усилий при токах короткого замыкания и при повреждении изоляции трансформации от атмосферных перенапряжений. Обрывы заземления магнитопрода также приводят к повреждению трансформатора, поэтому все металлические части магнитопровода, кроме стяжных шпилек, соединяют с баком трансформатора, который надежно заземлен полоской луженой жести или латуни толщиной 0,5 мм и шириной 25—30 мм. Способы заземления магнитопровода зависят от его конструкции. Это соединение может быть выполнено перемычкой между вертикальным прессующим болтом и болтом, крепящим крышку к баку трансформатора. При ремонте транс форматора следят за исправностью описанного заземления.

Обмотки — наиболее уязвимая часть транс форматоров, часто выходящая из строя. Наиболее распространенные повреждения обмотки — замыкания межу нитками и на корпус, междусекционные пробои, электродинамические разрушения, обрыв цепи. Перечисленные повреждения происходят в результате естественного износа изоляции, нарушения ее механической прочности при сроке работы выше 15 лет. Изоляция разрушается также при длительных перегрузках трансформатора, сопровождаемых перегревом обмоток (около 105 °С).
При сквозных токах КЗ вследствие динамических усилий наблюдается деформация обмоток, сдвиг их в осевом направлении и, как правило, механическое разрушение изоляции. Отгорание выводных концов, электродинамические усилия, небрежное соединение концов вызывают обрыв цепи обмоток, замыкание их на корпус или пробои с выходом трансформатора из строя.

При эксплуатации могут наблюдаться потрескивания внутри трансформатора, свидетельствующие о том, что между обмотками или их ответвлениями и корпусом происходят разряды (обмотки и металлические части магнитопроводов в трансформаторах представляют собой обкладки конденсатора). Это явление возникает в результате замыканий обмоток или ответвлений на корпус трансформатора при перенапрежениях или обрыве сети заземления. В этом случае трансформатор должен быть немедленно отключен, после чего газ необходимо проверить на горю- честь и отобрать пробу газа для проведения химического анализа.
Основные неисправности выводов транс форматоров: трещины, сколы и разрушения изоляторов в результате атмосферных перенапряжений, наброса металлических предметов или попадания животных на трансформатор, что приводит к междуфазному короткому замыканию на выводах, загрязнения изоляторов, некачественная армировка и уплотнение, срыв резьбы стержня при неправильном навинчивании и затягивании гайки. Наиболее характерные повреждения выводов — течь масла между фланцем вывода и крышкой, в армировке или в месте выхода стержня. Фланец представляет собой чугунную обойму и предназначен для крепления фарфорового вывода (изолятора) на крышке трансформатора, фарфоровый изолятор армирован во фланце армировочной замазкой, фланец закрепляется на крышке трансформатора болтами. Между фланцем и крышкой плотно уложена резиновая прокладка, на которую следует обратить внимание при ремонте.

Наиболее частые повреждения переключателей — оплавление или полное выгорание контактных поверхностей, вызываемое термическим действием токов короткого замыкания при недостаточном давлении (нажатии) подвижных контактов на неподвижные или при неполном их соприкосновении между собой.

Читайте также  Сибирь слезам не верит

Нарушение прочности сварных швов и недостаточная плотность прокладки между баком и крышкой вызывает течь масла из бака. Устраняют течь масла сваркой, а небольшие волосяные трещины ликвидируют чеканкой. Материалом для покрышечного уплотнения служит маслоупорная резина (марок С-90 и М-14) и пробковая прокладка; в отдельных случаях применяют картон неэлектрический, хлопчатобумажную или пеньковую веревку, асбестовый шнур. Прокладка из листового материала (клингерита, резины и пробкового листа) состоит из отдельных частей, которые соединены клеем или лаком.

Неисправности трансформаторов и способы их устранения

Сгорел трансформатор, что делать?

Трансформатор – это статическое устройство, являющееся главной частью энергосистемы. Он имеет две или более обмотки, которые связаны индуктивно на магнитопроводе, и предназначен для преобразования электроэнергии с помощью электромагнитной индукции.

Где он используется?

Трансформатор используется в следующих устройствах:

  • В источниках питания приборов.
  • В устройствах обработки сигналов.
  • В агрегатах передачи электроэнергии.
  • В блоках питания.
  • В электроустройствах.

Может ли сгореть трансформатор?

Если устройство перестало передавать, понижать или повышать приходящее напряжение, то сгорел силовой трансформатор. Чтобы определить сгорел трансформатор напряжения или нет, нужно обратить внимание на наличие следующих признаков:

  • Присутствие характерного запаха.
  • Сильный нагрев в спокойном состоянии.
  • Появились потемнения в изоляции.
  • Понижение напряжения.
  • Полное отсутствие напряжения во вторичной обмотке.

Чтобы определить сгоревший трансформатор, нужно обратить внимание на каждый из вышеперечисленных пунктов. Если хотя бы один пункт имеется, то можно говорить о поломке.

Почему сгорает трансформатор?

Причина сгорания кроется в нарушении изоляции между отдельными проводниками. Существует 2 причины, почему это могло произойти.

  1. Во-первых, из-за вибраций могут нарушиться изоляции. Вибрации возникают во время работы устройства, если пластины магнитопровода больше не прижаты плотно друг к другу.
  2. Во-вторых, устройство могло выйти из строя из-за перегрева. Перегрев мог произойти в результате короткого замыкания во вторичной сети или из-за перегрузки в работе устройства.

Виды неисправностей

Если работа трансформатора нарушена, то нужно определить вид неисправности. Первоначально стоит проверить обрыв обмотки или её замыкание на корпус или другую обмотку, определить которое можно с помощью мегомметра или тестера. Проверять необходимо каждую обмотку по отдельности, чтобы определить причину поломки.

Если с обмоткой все в порядке, то причина может быть в межвитковом замыкании, которое разрушает изоляцию между соседними витками. Это происходит из-за короткозамкнутого витка, который появился в ходе его перегрева. Визуально нарушение можно определить по потемневшей изоляции, также стоит проверить ток трансформатора без нагрузки.

Мы предлагаем выгодную покупку силовых трансформаторов ТМ, ТМГ и других с вывозом по Московской области!

Узнайте точную стоимость покупки трансформаторов

Продать сгоревший трансформатор бу – цена

Точные цены уточните по телефону +7 (910) 470-17-17

Расценки за 1 кг.
Трансформатор тока от 300 руб. / руб.
Продать трансформатор с медной шиной до 365 руб. / руб.
Продать трансформатор с алюминиевой шиной от 92 руб. / руб.
Куплю масло от трансформатора от 15 руб. / руб.
Купим металлолом трансформатора от 16 руб. / руб.
Силовой трансформатор ТМ от 300 руб. / руб.
Силовой трансформатор ТМГ от 300 руб. / руб.
Трансформаторы ТАН от 300 руб. / руб.
Трансформаторы ОСМ от 300 руб. / руб.
Трансформаторы ТПП от 300 руб. / руб.
Трансформаторы КТП от 300 руб. / руб.
Трансформаторы ТМЗ от 300 руб. / руб.
Трансформаторы ТБС от 300 руб. / руб.

Что делать, если сгорел трансформатор?

Существует 2 пути решения: сдать в лом или купить новое устройство. Нам можно сдать трансформатор дорого. Не важно, что случилось, сгорела обмотка трансформатора или другая причина.

Также, нам можно сдать старый аккумулятор за деньги в Москве .

Если повреждения незначительные, то компании могут купить трансформатор дорого, что позволит покрыть часть суммы на покупку нового устройства. Цена покупки в Москве будет зависеть от габаритов и мощности устройства.

Трансформатор необходим для преобразования одной переменной в другую. Однако трансформаторы тока сгорают, и когда это происходит, встает вопрос о дальнейших действиях. Существуют 2 пути решения: заменить сгоревший трансформатор на более новую версию или починить старый. Первый вариант подойдет, если устройство неисправно, но в остальных случаях рекомендуется ремонт.

Применение трансформатора ТМО-80 для прогрева бетона

ТМО-80 для прогрева бетона является неотъемлемой частью технологии по укладке цементного раствора при отрицательных температурах воздуха. Аббревиатура ТМО расшифровывается как трансформатор масляный для обогрева. Применение этого оборудования в зимний период обеспечивает получение качественных бетонных конструкций.

Способы электрического прогрева бетона

Одним из распространенных способов прогрева является электрический метод, где широко используются трансформаторы ТМО-80. Без помощи такого оборудования просто невозможно провести эту процедуру. Особенно популярны следующие методы:

  • электродный;
  • с использованием провода ПНСВ;
  • греющая опалубка.

В этих случаях применение трансформаторного оборудования просто необходимо. Благодаря тому, что эти агрегаты преобразовывают напряжение с 380 до 42 В, использование такого метода становится более безопасным.

Электродный метод

Обычно такой способ применяется при заливке вертикальных бетонных конструкций. Для этого в свежезалитый раствор по всей площади конструкции заглубляются электроды, к которым затем подключают провода, выходящие от трансформатора. Применяются следующие виды электродов:

  • струнные;
  • стержневые;
  • полосовые;
  • пластинчатые.

Струнные электроды используются для прогрева длинных и высоких конструкций, например, колонн, свай и т. д. Стержневые применяются в более сложных монолитных объектах. В этом случае чаще всего используются обрезки арматуры или катаной проволоки диаметром от 8 до 10 мм.

Электродами в виде полос проводятся обогревы разных сторон конструкций. Пластинчатые элементы закладываются между опалубкой и раствором с противоположных сторон, что позволяет прогревать весь объем бетона.

Применяется такой способ при заливке небольших изделий. Процесс прогрева происходит за счет создания между электродами, подключенных к разным фазам, электромагнитного поля.

Преимуществом такого метода является простота и быстрый монтаж необходимого оборудования. Основным недостатком являются большие энергетические затраты и невозможность использования электродов повторно.

Использование ПНСВ и греющей опалубки

Аббревиатура ПНСВ обозначает, что это провод нагревательный стальной в изоляции из винила. Перед укладкой бетона кабель закладывают в опалубку и подключают к выходу трансформатора. При подключении электрооборудования происходит нагрев этого провода, и тепло передается в жидкий раствор.

Таким образом можно прогреть до 90 м³ бетона, что является основным преимуществом этого метода. К недостаткам можно отнести довольно сложный монтаж, при котором укладка кабеля займет длительное рабочее время и потребует больших физических усилий.

При использовании греющей опалубки задействуются непосредственно ее арматурные контуры, не соприкасающиеся друг с другом. Кроме этого, по внутренней части щитов укладываются нагревательные элементы, которые вместе с арматурой подключается к разным фазам трансформатора.

Такой способ эффективен в любые зимние морозы и не требует больших затрат. Применяется в основном при заливке стандартных конструкций.

Устройство и параметры трансформатора

Этот электрический преобразователь является неотъемлемой частью прогревочной станции КТПТО-80−11-У1. Кроме него, в состав оборудования входят шкаф управления, салазки. В свою очередь, трансформатор состоит из трехниточной трехфазной обмотки и системы масляного охлаждения, в котором используется специальное масло низкой вязкости. Технические характеристики ТМО-80:

  • мощность — 80 кВА;
  • значение напряжения в ВН — 380 В;
  • напряжения на холостом ходу в СН — 55, 65, 75, 85, 95 В;
  • значение в низкой ступени трансформатора — 42 В;
  • ток при U=55—65 В равен 520 А;
  • ток при U=75—95 В равен 471 А.
  • Общий вес такого устройства составляет 665 кг, а подключение осуществляется от стационарных трехфазных распределителей или от передвижной механической электростанции.

    Техническое обслуживание и ремонт

    Для обеспечения более длительной эксплуатации этого оборудования необходимо проводить его техническое обслуживание. Проводит такие работы, как и ремонт ТМО для прогрева бетона, только подготовленный персонал. К ним относятся специалисты, обладающие допуском к обслуживанию электроустановок не менее 1 тыс. В. При осмотре агрегата уделяется внимание:

    • контактным соединениям и состоянию их затяжек;
    • качеству изоляционного материала;
    • исправности заземления;
    • уровню масла в охлаждающей системе.

    Транспортировка трансформатора на объект или обратно осуществляется только в закрепленном состоянии, чтобы избежать опрокидывание агрегата. Частой неисправностью во время эксплуатации ТМО-80 является подгорание контактов переключателей токов. Происходит это в результате переключения во время работы трансформатора, что категорически недопустимо. Замену контактов проводят по следующему алгоритму:

  • аккуратно снимают изоляторы;
  • откручивают верхнюю крышку и снимают ее;
  • сливают трансформаторное масло;
  • если контакты повреждены, то их необходимо заменить;
  • если пришла в негодность катушечная группа, то ее необходимо заменить, обратившись в специализированный сервис.
  • Иногда во время работы оборудования может появиться сильный и неравномерный шум. Его возникновение возможно из-за обрыва заземления или в результате нарушения изоляции отводов. При ремонте необходимо восстановить целостность кабеля заземления и изоляции.

    Во время работы трансформатора возможен его чрезмерный нагрев, что происходит из-за межвиткового замыкания. В этом случае необходимо устранить замыкание, произведя замену обмотки поврежденной фазы.

    При соблюдении всех условий эксплуатации трансформатор ТМО-80 безотказно может прослужить в течение нескольких десятков лет. Иногда на объектах встречаются аппараты, выпущенные еще в середине прошлого века и работающие с успехом в настоящие дни.

    Источник: gk-rosenergo.ru

    Оцените статью
    klub-winx
    Добавить комментарий