Правила поведения при пожаре в самолете

Правила поведения при пожаре в самолете

Действия при пожаре в самолете

Авиасообщение считается самым безопасным видом перевозок, однако если на борту самолета возникает пожар, в условиях ограниченного пространства борьба с огнем оказывается в разы сложнее, чем в типичных ситуациях на земле. От персонала и пассажиров судна требуется строгое соблюдение порядка действий при возгорании в салоне самолета.

  1. Особенности пожаров на воздушных судах
  2. Алгоритм действий при пожаре в самолете
  3. Пожар из-за повреждения топливной системы
  4. Пожар в салоне
  5. Возгорание силовых установок
  6. Возгорание шасси

Особенности пожаров на воздушных судах

Пожары в самолетах возникают:

  • в результате преднамеренных действий, к которым относят поджог или теракт;
  • в результате случайных воздействий (неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации воздушного судна);
  • вследствие неисправности узлов;
  • после столкновения машины с препятствием;
  • из-за нарушения процедуры заправки топливом;
  • из-за ошибки пилотирования.

Благоприятными факторами для быстрого распространения огня считаются:

  • большое количество горючих веществ на борту;
  • использование горючих материалов при отделке салона самолета;
  • низкая степень огнестойкости материалов фюзеляжа;
  • большое количество людей на ограниченной площади в условиях невозможности быстро покинуть опасную зону;
  • узкие эвакуационные пути.

  • скоротечность развития ситуации;
  • образование большого количества токсичных продуктов горения, обладающих отравляющим воздействием на человека;
  • усиленное испарение летучих жидкостей;
  • невозможность быстрой эвакуации людей, если пожар возник в воздухе или на взлетной полосе.
  • высвобождение токсичных продуктов горения и газов;
  • высокая температура в условиях ограниченного пространства;
  • сильное задымление, затрудняющее эвакуацию.

Опасные зоны самолета, наиболее подверженные пожару:

  • аккумуляторы;
  • кислородные баллоны;
  • масляные резервуары двигателя;
  • установки антиобледенения;
  • топливные баки;
  • система кондиционирования.

Алгоритм действий при пожаре в самолете

Тактика тушения пожара в самолете и порядок действий персонала и пассажиров зависит от того, в какой зоне возникло возгорание:

  • в топливной системе;
  • в салоне;
  • в силовых установках;
  • в шасси.

Пожар из-за повреждения топливной системы

В результате авиакатастрофы, при столкновении самолета с препятствием в зоне ВВП, при выкате за пределы полосы часто происходит разгерметизация топливной системы с последующей утечкой горючего. Для таких ситуаций характерно:

  • быстрое распространение пламени на значительные расстояния;
  • быстрое нагнетание критической температуры до 10000°С;
  • большая плотность тепловой завесы.
  • прогорание фюзеляжа с последующим развитием пожара на борту самолета;
  • высокий риск взрыва нетронутых огнем топливных баков;
  • воспламенение системы приземления;
  • взрыв стоек шасси под давлением.

Действия по купированию ситуации и предупреждению распространения пожара в салон самолета:

  1. Разведка с целью установления путей распространения огня и уровня опасности для пассажиров с учетом благоприятных факторов горения.
  2. Расположение основных сил на решающем направлении.
  3. Создание эвакуационных путей вне зоны разлитого топлива.
  4. Охлаждение фюзеляжа при помощи пены.
  5. Непосредственное тушение топлива.

Пожар в салоне

Опасными факторами при пожарах в салоне считаются:

  • большая концентрация продуктов горения из-за того, что основная нагрузка приходится на материалы отделки, подверженные тлению;
  • большая степень задымления;
  • резкое повышение температуры.

Основные действия при тушении пожара в салоне самолета:

  • снижение температуры и уровня задымленности, что позволяет организовать эвакуацию людей;
  • подача тонкораспыленных струй ОТВ для непосредственного тушения огня.

Краткая инструкция по действиям бортпроводников и пассажиров при пожаре в самолете:

  • не паниковать и следовать инструкциям персонала;
  • не трогать выпавшие кислородные маски, чтобы не спровоцировать подачу кислорода и не усилить пламя;
  • при возгорании использовать первичные средства пожаротушения;
  • в случае задымления на ощупь, просчитывая ряды кресел, продвигаться к ближайшему эвакуационному выходу;
  • избавиться от всей одежды из синтетики, чтобы предупредить возможные ожоги;
  • защитить дыхательные пути при помощи носового платка, шарфа или любой ткани (одежды). При возможности смочить их водой;
  • продвигаться к аварийным выходам, пригнувшись к полу, чтобы избежать термической и дымовой нагрузки;
  • если проход заблокирован, продвигаться к аварийной двери поверх опущенных спинок кресел;
  • выйдя из самолета, находиться на безопасном расстоянии от него, наклонившись к земле и прижав голову руками.

Возгорание силовых установок

Происходит после воспламенения топливных и масляных баков, а также баков с гидрожидкостью. Неблагоприятный сценарий – возгорание при работающем двигателе, что провоцирует горение топлива под давлением. При выключенном двигателе силовые установки горят медленно, и ситуация характеризуется как локальная.

Порядок действий при пожаре силовых установок в самолете:

  1. Проведение разведки и размещение машин с учетом локализации возгорания и направления ветра.
  2. Полная остановка двигателей.
  3. Подача ОТВ на место возгорания и охлаждение двигателей.
  4. Использование лестниц при тушении моторов, находящихся в хвостовой части самолета.

Для тушения силовых установок применяют пену, порошок и газы объемного тушения.

Возгорание шасси

При жесткой посадке и при выкате за взлетно-посадочную полосу возрастает риск возгорания шасси. Причина – наличие в системе гидрожидкостей и сплава магния в сочетании с большим количеством резины. Тактика тушения при этом следующая:

  • предупреждение распространения огня за зону шасси;
  • моментальное тушение резины и гидрожидкостей при помощи подачи по ручным стволам тонкораспыленной струи ОТВ;
  • концентрация на тушении магниевых сплавов. Эффективно при этом использование порошка.

Пожар в самолете и возгорание в основных узлах воздушного судна всегда сопровождается повышенными рисками. Чтобы снизить их, моделируют ситуации развития катастрофы, которые отрабатываются на тренажерах. Это позволяет сформировать определенный алгоритм действий и предупредить развитие масштабной трагедии.

Правила безопасности при экстренных ситуациях на борту самолета

Для обеспечения безопасности при авиаперелете в экстренных ситуация, еще при посадке на борт самолета в обязательном порядке члены экипажа проводят краткий инструктаж пассажиров, где рассказывают о нормах и принципах поведения в нештатных ситуациях.

Нарушение этих правил чревато трагичными последствиями для всех пассажиров рейса, в том числе для нарушителя. Все путешественники, находящиеся в салоне самолета, обязаны соблюдать технику безопасности на борту в любой ситуации, что особенно важно в экстренных случаях. За нарушение правил безопасности в самолете предусмотрен большой денежный штраф и тюремное наказание.

Чрезвычайные ситуации на борту

Самолет – безопасный вид транспорта, что признано официальной статистикой. Аварийные ситуации на борту происходят крайне редко. Численность пострадавших пассажиров в чрезвычайной ситуации при авиаперелете значительно меньше, чем в тех же автомобильных ДТП.

Но даже на самом современном и исправном лайнере могут случиться внештатные ситуации, влекущие риски полного разрушения самолета или смертельной опасности для всех пассажиров рейса.

По статистическим данным авиационных служб, 80% авиакатастроф происходят по причине человеческого фактора и только 15% – технические неисправности самолета.

Все чрезвычайные ситуации в самолете подразделяются на несколько видов:

  • Катастрофа – авиационное происшествие на воздушном судне, повлекшее гибель людей.
  • Авария – внештатная ситуация на борту, повлекшая серьезные повреждения самолета, но без человеческих жертв.
  • Поломки – непредвиденная ситуация, связанная с техническими неисправностями авиационного судна, влияющая не снижение безопасности полета.
  • Террористический захват.

Что нужно делать при экстренных ситуациях

Существуют основные правила безопасного поведения в самолете в экстренных ситуациях, соблюдение которых подлежит обязательному исполнению со стороны всех участников авиационного путешествия.

Невнимательное отношение к указаниям членов экипажа и при недостатке информации о нормах поведения на борту в нештатных ситуациях увеличиваются риски опасности для жизни и здоровья всех граждан, находящихся в самолете.

Если все будут действовать грамотно и уверенно, ответственно соблюдая порядок действий в чрезвычайной ситуации на борту, появляются шансы на благополучный исход авиационного путешествия.

При пожаре в самолете

Возгорание в авиационном судне может возникнуть по причине технической неисправности лайнера, повлекшей замыкание электрооборудования, а также при несоблюдении правил поведения самими пассажирами, игнорирующими запреты на курение в салоне.

Правила безопасности при пожаре в самолете:

  • После посадки на рейс внимательно осмотрите салон и запомните, где находятся аварийные выходы. Просчитайте количество рядов до этого места, чтобы в задымленном пространстве у вас была возможность быстро сориентироваться и выбраться к аварийному выходу.
  • Эвакуироваться с горящего самолета можно в первые 2-3 минуты, поэтому очень важно не растеряться в такой ситуации, действовать быстро и осознанно.
  • Если возгорание произошло еще на взлетной полосе, нельзя задерживаться у воздушного трапа, необходимо как можно скорей спрыгнуть и удалиться на безопасное расстояние.
  • Чтобы не получить сильные ожоги, рекомендуется снять легковоспламеняющуюся синтетическую одежду, а открытые участки кожи по возможности закрыть тканью из натуральных материалов.
  • В случае сильного задымления салона совершайте продвижение к аварийному выходу, пригнувшись к полу. Лицо, в частности органы дыхания, лучше закрыть платком или любой другой тряпкой, смоченной в воде.
  • В самолете есть люки, которые нельзя открывать при пожаре. Это может усилить пламя и привести к более трагичным последствиям.

На борту самолетов имеются огнетушители, с помощью которых экипаж предпримет попытки самостоятельный борьбы с огнем.

При аварии в самолете

Во время авиаперелета может случиться аварийная ситуация, исход которой часто зависит от соблюдения техники безопасности всеми пассажирами рейса.

Правила поведения при аварии в самолете:

  • Правильно пристегнуть ремни безопасности. Они должны охватывать область бедер, а не живота.
  • Внимательно слушать указания бортпроводников и четко выполнять полученный инструктаж.
  • Не вставать с пассажирских кресел и не отстегивать ремни до полной аварийной остановки лайнера.
  • После получения команды эвакуации с воздушного корабля действовать быстро, четко выполняя распоряжения персонала.
  • После выхода из самолета удалиться на безопасное расстояние.

Где лучше всего сидеть в самолете:

При падении самолета

При крушении авиалайнера шансы на выживание есть не у всех, но если действовать четко по инструкции, можно обрести надежду на спасение. По статистике, в результате авиационных катастроф удавалось выжить некоторым пассажирам, внимательно изучившим правила поведения в экстренной ситуации на борту и действовавших по этим правилам в момент падения самолета.

Читайте также  Что входит в систему противопожарной защиты?

Правила поведения при падении самолета:

  • Если лайнер упал на сушу, выжившим пассажирам не следует далеко отходить от обломков, куда в первую очередь отправятся спасательные службы для поиска людей.
  • По возможности необходимо разжечь костер, который станет ориентиром для спасателей, а заодно позволит пострадавшим путешественникам согреться.
  • На поиски людей может уйти несколько дней. Выжившим пассажирам, оказавшимся в экстремальных условиях окружающей среды, нужно найти источник с питьевой водой, чтобы утолить жажду, и подыскать какое-нибудь питание, чтобы не погибнуть от голода. По утверждению специалистов, на одной плитке шоколада человек может прожить до 4-х недель. Любую найденную пищу, будь-то свежие ягоды с кустарников или пойманная рыба в водоеме, нужно правильно распределить для небольших перекусов, благодаря которым пассажиру удастся выжить до встречи с сотрудниками службы спасения.
  • Если самолет упал в воду, выжившим пассажирам необходимо двигаться в воде, чтобы исключить переохлаждение организма. Постараться отыскать вблизи на водной глади подходящее плавсредство, на котором можно продержаться до прибытия спасательной команды.
  • В самолетах есть спасательные жилеты, хорошо удерживающие людей на воде. Главное не надувать и не надевать их еще во время падения лайнера. В одной авиакатастрофе людям удалось выжить после падения в воду, но из-за надутых жилетов они не смогли выбраться из-под тонущих обломков лайнера, что привело к гибели.
  • Если пассажиру удалось самостоятельно добраться до суши, нужно снять одежду, хорошо выжать и снова одеть. Как правило, в таких ситуациях найти сухую одежду нереально.

При захвате самолета террористами

Захват самолета террористами представляет серьезную опасность для пассажиров и членов экипажа. Очень важно вести себя правильно в такой ситуации, не компрометируя террористов на смертельно опасные для жизни людей действия.

Правила поведения при захвате самолета:

  • Выполнять все требования захватчиков.
  • Постараться успокоиться и не впадать в панику. Такое состояние только обострит и без того опасную ситуацию, что может стоить человеческих жизней.
  • Внимательно осмотрите салон самолета, не делая резких движений. Подумайте, куда вам будет удобно спрятаться в случае, если начнется перестрелка на борту.
  • Старайтесь не выделяться из толпы. Не привлекайте внимания террористов к своей персоне.
  • Если захватчик требует снять ювелирные украшения или отдать деньги, дорогостоящие гаджеты, выполняйте это требование беспрекословно. Не старайтесь спасти свое имущество ценой собственной жизни.
  • Не предпринимайте попыток самостоятельного спасения, никакой самодеятельности – главное правило поведения на борту самолета, захваченного террористами.

Спасением пассажиров и членов экипажа занимаются опытные бойцы спецподразделений. Как правило, захваты авиалайнеров происходят крайне редко и осуществляются с целью получения определенных благ. Захватчики обязательно выскажут свое требование и будут ждать ответных действий со стороны уполномоченных служб на земле.

Бойцы спецотрядов также будут разрабатывать план для спасения пассажиров на захваченном самолете. Если услышите четкую команду «Всем на пол», действуйте незамедлительно! После таких слов может начаться перестрелка.

Если поступила команда «Срочно покинуть самолет», оперативно выполняйте это требование, соблюдая технику безопасности при эвакуации к выходу.

В любой чрезвычайной ситуации на борту самолета сохраняйте спокойствие и действуйте строго по правилам безопасности. Выполнение этих требований значительно увеличит шансы на спасение. Всегда верьте в лучшее и не думайте о плохом, планируя перелет на авиалайнере.

В МЧС рассказали, как должны вести себя пассажиры при пожаре в самолете

МЧС советует не паниковать при аварийных ситуациях на борту воздушного судна и при эвакуации в случае пожара избавляться от ручной клади. Правила поведения при авариях на авиатранспорте размещены на сайте министерства.

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам, отмечается на сайте. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.

В случае пожара на борту наибольшую опасность представляет дым, а не огонь, предупреждает МЧС.

«Дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, по возможности, смоченные водой, — говорится в тексте. — Пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше. Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д.

После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность».

Главное — не допускать паники и действовать решительно.

После выхода из самолета необходимо отойти от него как можно дальше и лечь на землю, прижав голову руками — это поможет защититься от возможного взрыва.

Спасатели советуют перед каждым полетом подогнать и пристегнуть ремень безопасности — это особенно важно при жесткой посадке. Также следует проверить, нет ли над головой тяжелых чемоданов.

«Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д. Освободите карманы от острых предметов, согнитесь и плотно сцепите руки под коленями (или схватитесь за лодыжки). Голову уложите на колени или наклоните ее как можно ниже. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло. В момент удара максимально напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику», — советуют в МЧС.

Вечером 5 мая самолет Sukhoi SuperJet 100, выполнявший рейс Москва — Мурманск, совершил аварийную посадку в «Шереметьево» спустя 28 минут после взлета. По предварительным данным, в самолет ударила молния, которая привела к сбою бортовых приборов. В результате лайнер на высокой вертикальной скорости врезался во взлетно-посадочную полосу. Произошло возгорание, которое перекинулось на всю хвостовую часть SSJ-100. В результате трагедии погиб 41 человек. 37 пассажиров спаслись — часть из них госпитализированы.

После катастрофы поток критики со стороны экспертов и обывателей обрушился на спасшихся пассажиров самолета, которые попали на кадры видеосъемки бегущими от самолета с ручной кладью.

Их обвинили в том, что, спасая свои вещи, они стали причиной гибели тех пассажиров, которые остались в салоне далее 12 ряда.

Чем быстрее человек выберется из салона горящего самолета, тем выше его шансы на спасение.

«Самолет горит, плавится обшивка иллюминаторов! Не надо быть фаталистом, надо спасаться. И надо покидать самолет, иначе он взорвется — Самолеты горят [не больше] 90 секунд. Потом взрываются. За это время пассажиры должны покинуть горящий самолет, — рассказал «Газете.Ru» президент Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников, приведя в пример случай с возгоранием Boeing 767-300 на взлетной полосе в Чикаго в 2016 году. -– Пассажиры там орали на тех, кто брал ручную кладь.

В итоге 169 человек спаслись за 60 секунд, после чего самолет взорвался».

По словам эксперта, сейчас прорабатываются предложения о нововведениях в плане безопасности полетов. Так, пассажирам при входе в самолет предлагается давать надеваемый на шею герметичный пластиковый конверт, в который бы можно было поместить самое необходимое – телефон, документы, кредитные карты. А бортпроводникам перед рейсом предлагается убеждаться не только в том, что ремень застегнут, но и в том, что на груди у пассажира есть этот конверт с важными личными вещами.

Возможно, предложат и строго наказывать за попытки пассажиров брать ручную кладь в случае нештатной ситуации. Сегодня ни одна российская авиакомпания не предупреждает об этом при инструктаже пассажиров, говорит он.

В поведении пассажиров в штатной и нештатной ситуации играет роль и различия в «культуре» западных и российских авиапутешественников.

«Почему те спаслись, а наши не спаслись? Да потому что там чаще летают, и они очень внимательно смотрят на стюардессу и затем они читают листочки с инструкцией – где находится запасной выход, и прочее, — пояснил Шелковников. – А наши люди делают что угодно, слушают музыку, когда стюардесса объясняет, где находятся аварийные выходы, выкидывают буклеты с инструкциями».

Действия при аварии на воздушном транспорте

е — событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, происшедшее в период нахождения на его борту пассажиров или членов экипажа, повлекшее за собой повреждение или разрушение воздушного судна и вызвавшее травмы людей или не причинившее телесных повреждений.

Под понимают событие, связанное с выполнением экипажем полетного задания и повлекшее за собой последствия различной степени тяжести для находившихся на борту воздушного судна людей (травмирование или гибель) или самого воздушного судна (повреждение или разрушение).

считается авиационное происшествие, имевшее место до или после полета.

летные и наземные авиационные происшествия подразделяют на поломки, аварии и катастрофы.

— авиационное происшествие, за которым не последовала гибель членов экипажа и пассажиров, приведшее к повреждению воздушного судна, ремонт которого возможен и экономически целесообразен.

Читайте также  На что нужно обратить внимание при выборе настольной лампы?

авиационное происшествие, не повлекшее за собой гибель членов экипажа и пассажиров, однако приведшее к полному разрушению или тяжелому повреждению воздушного судна, в результате которого восстановление его технически и экономически невозможно нецелесообразно,

авиационное происшествие, которое повлекло за собой гибель членов экипажа или пассажиров при разрушении или повреждении воздушного судна, а также смерть людей от полученных ранений, наступившую в течение 30 сут с момента происшествия.

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам и приводят к тяжелым последствиям. Аварии при взлете и посадке относятся к таким, где есть надежда на спасение, так как они обычно происходят, когда самолет еще на земле или невысоко над ней, а его скорость относительно небольшая. Более того, они, как правило, случаются в районе аэропорта, где имеются спасательные команды и необходимое оборудование.

  • Спинку кресла приведите в вертикальное положение;
  • Снимите очки, обувь на высоких каблуках, ослабьте галстук, расстегните воротник, выньте из карманов острые предметы;
  • Положите на колени мягкие вещи, подгоните ремень безопасности и застегните его;
  • Наклониться вперед, голову опустить вниз, руками упереться в спинку впереди стоящего кресла (при его отсутствии, руками обхватить колени и положить на них голову).

Покидая самолет через выход с выпущенным и надутым трапом, нужно, не останавливаясь, прыгать на него, а не садиться на край и затем съезжать вниз. Только прыжком достигается увеличение скорости эвакуации. Перед прыжком снять очки, обувь на высоких каблуках.

При декомпрессии, т.е. разряжении воздуха в салоне самолета в результате разгерметизации, последний наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость, из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боль в кишечнике.

Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это ваш ребенок: если вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, то оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

  • Слушайте и выполняйте команды членов экипажа;
  • Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы т.д.;
  • Пригнитесь и ползите к выходу на четвереньках;
  • Если проход блокирован, передвигайтесь поверх опущенных спинок самолетных кресел;
  • Оказавшись вне самолета, отойдите от него как можно дальше.

При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность.

Для экстренного покидания самолета пассажирами и экипажем используются все основные и запасные двери, а также аварийные выходы, расположенные, как правило, с левой и правой сторон фюзеляжи. Выходы для пассажиров, подходы к ним и средства открывания имеют заметную маркировку, облегчающую их обнаружение. Все надписи подсвечиваются изнутри независимо от основной системы освещения. Устройство аварийных люков и их замков с рукоятками сделано простым, заметным и не требующим больших усилий для вскрытия. Инструкция по их открыванию нанесена на дверях (люках).

Перед тем как затонуть, самолет может находиться на плаву от 10 до 40 мин. Однако, если фюзеляж поврежден, это время значительно меньше. Самолеты, у которых двигатели расположены на крыльях, будут находиться на плаву в горизонтальном положении, а те, у которых два и более двигателей находятся на хвосте, будут плавать хвостовой частью вниз.

В одном случае самолет может коснуться водной поверхности очень плавно, в другом развалиться на части и быстро затонуть. Поэтому при приводнении необходимо четко действовать по команде командира экипажа или бортпроводницы.

  • Наденьте спасательный жилет и слегка надуйте его;
  • Возьмите с собой или наденьте теплую одежду;
  • Займите место на спасательном плоту.

После вынужденной посадки на воду спускаются спасательные плоты. Время приведения плота в рабочее состояние составляет примерно 1 мин. летом и 3 мин. зимой.

Используя весла и подручные предметы, нужно отойти от места погружения самолета. После этого расправить и бросить за борт плавучий якорь, который уменьшит скорость дрейфа плота по ветру и будет удерживать спасающихся в районе аварии.

Правила безопасного поведения в самолете. Часть № 2

Ежегодно самолетом пользуется огромное количество пассажиров, отправляясь в отпуск или по рабочим делам. К сожалению, во время полета могут возникнуть различные опасные ситуации, угрожающие жизни и здоровью пассажиров. Для того чтобы сохранить жизнь и здоровье в случае возникновения опасной ситуации на борту самолета, необходимо знать и соблюдать правила безопасного поведениям во время полета.

Общие рекомендации по действиям при возникновении аварийной ситуации:

  • займите свое место, застегните и отрегулируйте ремни безопасности и выполняйте указания стюардессы;
  • после посадки самолета при объявлении эвакуации отстегните ремни и, не создавая паники, направляйтесь к ближайшему аварийному выходу;
  • при эвакуации с помощью надувного трапа перед спуском снимите обувь, чтобы не повредить его поверхность;
  • не задерживайтесь перед трапом. По очереди прыгайте прямо на полотнище трапа, не садясь перед ним на пол;
  • спускаясь, не держитесь за борта трапа. Помогите подняться с земли пассажирам, которые спускаются за вами.

Правила безопасного поведения при пожаре:

  • защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду;
  • по возможности дышите через хлопчатобумажную или шерстяную ткань, смоченную водой;
  • избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность;
  • пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись;
  • если в проходах толпятся люди, пробирайтесь через кресла;
  • после выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, закрыв голову руками.

Действия при разгерметизации самолета:

  • при разгерметизации автоматически открывается отсек с кислородными масками; наденьте маску немедленно, не дожидаясь команды членов экипажа самолета;
  • если с вами летит младший брат или сестра, наденьте маску сначала на себя, а потом – на него или на нее;
  • включите подачу кислорода – дерните за шнурок, тянущийся от маски к предохранителю;
  • не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску: если вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, вы оба окажетесь без кислорода;
  • сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

Действия при жесткой посадке:

  • не поднимайте панику;
  • проверьте, нет ли у вас над головой тяжелого багажа, закройте створки багажных отсеков;
  • поднимите и закрепите столики и приведите спинки сидений в вертикальное положение;
  • освободите карманы от колющих и режущих предметов;
  • согнитесь, плотно сцепите руки под коленями или схватитесь за лодыжки, голову положите на колени или наклоните ее как можно ниже; ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло;
  • в момент удара максимально напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке;
  • не покидайте своего места до полной остановки самолета до команды стюардессы.

Действия при посадке на воду:

  • при посадке самолета на воду наденьте спасательные жилеты (они под сиденьями) и сохраняйте спокойствие;
  • преждевременно надутый спасательный жилет может помешать вам выбраться из салона, если придется нырять в воду, поэтому внимательно слушайте указания бортпроводницы;
  • идите к выходу, указанному бортпроводницей, для посадки в спасательный плот.

Соблюдая рекомендованные правила поведения и прислушиваясь к рекомендациям членов экипажа, вы сохраните жизнь и здоровье в случае возникновения опасной ситуации на борту судна.

Материал подготовлен на основании рекомендаций МЧС Российской Федерации методистами по ОБЖ Антоновым Н.В., Бычковым В.А., Герасимовой С.И., Труховым П.В.

Правила поведения при пожаре в самолете

Государственный комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия)

ПАМЯТКА ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ

Соблюдение мер пожарной безопасности — это залог благополучия населения, сохранности жизни и здоровья граждан. Населению Республики Саха (Якутия) рекомендуется:

По соблюдению мер пожарной безопасности в населенных пунктах.

По статистике, третья часть всех пожаров происходит по причине нарушения правил пожарной безопасности при эксплуатации электрооборудования и электроприборов.

В целях обеспечения пожарной безопасности жилого дома (квартиры) Вам рекомендуется выполнить следующие мероприятия:

1. Не оставлять без присмотра включенные в сеть электроприборы (обогреватели, плитки, кипятильники, утюги, телевизоры и т.п.);

2. Не допускать использования горючих абажуров на электролампах;

3. Не допускать устройства временных самодельных электросетей в помещениях;

4. Не допускать эксплуатации электронагревательных приборов без несгораемых подставок;

5. Заменить оголённые и ветхие электрические провода;

6. Не допускать эксплуатации самодельных (кустарных) электронагревательных приборов;

7. Соединение электрических проводов произвести путём припайки или прессовки;

8. Не допускать включение электронагревательных приборов без соединительной вилки.

1. Отремонтировать дымоход печи;

2. Очищать дымоход печи не менее 1 раза в 2 месяца;

3. Обелить все дымоходные трубы и стены печи;

4. Напротив дверки печи прибить предтопочный металлический лист размером не менее 50 х 70 см;

5. Довести до 25 см разрыв от стен печи до деревянных конструкций;

6. Не оставлять без присмотра топящиеся печи, а также не поручать надзор за ними малолетним детям.

1. Расстояние от газового баллона до газовой плиты выполнить не менее 0,5 м, до радиаторов отопления и печей — 1 м, топочных дверок печей — 2 м;

Читайте также  Породы коров (Б)

2. Убрать газовые баллоны из цокольного/подвального этажа дома;

3. Не допускать устройство вводов газопровода в жилой дом через подвальное помещение;

4. Двери из помещения, где установлены газовые приборы, выполнить открывающимися по ходу выхода из помещения;

5. Разместить у входа в жилой дом предупреждающий знак: «Огнеопасно, Баллоны с газом!»;

6. Запрещается проверка герметичности соединений газового оборудования с помощью источников открытого пламени (спички, зажигалки, свечи).

7. При запахе газа в помещении не включать/выключать электро-розетки/выключатели и другие приборы, подающие искру.

1. Ликвидировать строения, находящиеся в противопожарных разрывах между домами и другими строениями;

2. В летний период иметь около дома ёмкость с водой не менее 200 л, ведро и приставную лестницу;

3. Решетки на окнах выполнить распашными или легкосъемными;

4. Не оставляйте малолетних детей одних без присмотра.

Большинство пожаров происходит в жилом секторе и, как правило, по причине

неосторожного обращения с огнем самих же жильцов. Самая распространенная и самая банальная причина пожаров – это небрежность при курении. Поэтому, если

Вам дорога собственная жизнь и жизнь Ваших близких, только соблюдение необходимых мер предосторожности может послужить какой-либо гарантией от возникновения пожара. Правила предосторожности :

— тщательно тушите окурки, пользуйтесь пепельницей;

— ни в коем случае не курите в постели или на диване;

— не бросайте непотушенные окурки с балконов и лоджий.

Кроме того,

— не устраивайте кладовые помещения на лестничных площадках;

— не загромождайте пути эвакуации из жилых помещений;

— по возможности следите за постоянным закрытием чердаков и подвалов, во избежание проникновения в них посторонних лиц;

— уходя из квартиры, обязательно проведите визуальный осмотр всех помещений квартиры и убедитесь, что электроосвещение и электроприборы выключены, отсутствуют тлеющие окурки, закрыты все окна и форточки, в том числе на балконе или лоджии.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

1. Соблюдать требования пожарной безопасности;

2. Иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утверждёнными соответствующими органами местного самоуправления;

3. При обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;

4. До прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;

5. Оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

6. Выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;

7. Предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Самое страшное при пожаре — растерянность и паника. Уходят драгоценные минуты, когда огонь и дым оставляют всё меньше шансов выбраться в безопасное место. Вот почему каждый должен знать, что необходимо делать при возникновении пожара.

Телефонные номера вызова пожарной охраны:

О возникновении пожара немедленно сообщите в пожарную охрану по телефону — 01, сотовому телефону — 112

Вызывая помощь необходимо:

— кратко и чётко обрисовать событие — что горит (квартира, чердак, подвал, склад и иное);

— назвать адрес (населённый пункт, название улицы, номер дома, квартиры);

— назвать свою фамилию, номер телефона;

— если у Вас нет доступа к телефону и нет возможности покинуть помещение, откройте окно и криками привлеките внимание прохожих.

1. Сообщить о пожаре по телефону — 01, по сотовому телефону — 112.

2. Эвакуировать людей (сообщить о пожаре соседям).

3. По возможности принять меры к тушению пожара (обесточить помещение, использовать первичные средства пожаротушения).

При пожаре люди гибнут в основном не от воздействия открытого огня, а от дыма, поэтому всеми способами защищайтесь от него:

— пригнитесь к полу — там остается прослойка воздуха 15-20 см;

— дышите через мокрую ткань или полотенце;

— в дыму лучше всего двигаться ползком вдоль стены по направлению выхода из здания.

При возникновении пожара категорически запрещается:

— оставлять детей без присмотра с момента обнаружения пожара и до его ликвидации.

— бороться с пламенем самостоятельно, не вызвав предварительно пожарных, если Вы не справились с загоранием на ранней стадии его развития.

— спускаться по водосточным трубам и стоякам.

О мерах пожарной безопасности в лесах и

правилах поведения в пожароопасный период

— бросать горящие спички и окурки;

— применять на охоте патроны с пыжами из войлочного материала;

— оставлять в лесу материалы, пропитанные горюче-смазочными материалами;

— оставлять стеклянные предметы и осколки на поверхности грунта;

— посещение лесов гражданами, заезд автомобилей и проведение в них работ лесопользователями при объявлении высокого класса пожарной опасности.

1. Вместе с соседями устраните все условия для возникновения и распространения пожара в вашем населенном пункте. Создайте защитную зону у ваших домов и поддерживайте ее в должном состоянии. Для этого убирайте сухую траву, мусор во дворах и на улицах в течение всего года.

2. Не нарушая местных законов, создайте противопожарную зону на подступах к вашему участку. Для этого на расстоянии до 30 метров от вашего дома уберите сухой валежник, мусор, высокие заросли травы и кустарника не допуская их выжигания.

3. Очистите крышу здания от опавшей хвои и листвы — они могут стать источниками возгорания.

4. С разрешения представителя участкового лесничества проредите растущие близко друг к другу деревья и кустарники в вашей защитной зоне. Уберите из под больших деревьев подрост, кусты, древесный хлам, мусор, то есть все, что может перенести низовой пожар на кроны деревьев.

5. В сухую, жаркую и ветреную погоду не разводите кухонные очаги и не производите огнеопасные работы.

6. Держите во дворе вашего дома в готовности пожарный инвентарь, определенный главой городского, сельского поселения или старостой населенного пункта.

7. Примите активное участие в деятельности добровольной пожарной дружины населенного пункта.

8. Проводите работу по предупреждению возникновения пожаров среди членов семьи, особенно с детьми.

Помните — потратив немного времени, вы спасете свой дом, населенный пункт и лес от пожара!

Если лесной пожар угрожает вашему дому, по возможности эвакуируйте всех членов семьи, которые не смогут вам оказать помощь по защите дома от пожара. Также следует эвакуировать домашних животных. Заранее договоритесь с соседями о совместных мерах по борьбе с огнем. Окажите помощь в эвакуации одиноких престарелых граждан и инвалидов из соседних домов.

1. Слушайте передачи местных средств массовой информации о пожаре, держите связь с комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского, сельского поселения, старостами населенных пунктов.

2. Уберите все горючие предметы со двора. Ценное имущество укройте в заглубленных помещениях или цельнокаменных зданиях. Приготовьте необходимые вещи для эвакуации.

3. Закройте все вентиляционные отверстия снаружи дома.

4. Закройте все наружные окна и двери.

5. В доме: наполните водой ванны и другие емкости. Снаружи: наполните бочки и ведра водой.

6. Приготовьте мокрые тряпки — ими можно будет затушить угли или небольшое пламя.

7. При приближении огня обливайте крышу и стены дома водой, но расходуйте воду экономно. Начинайте обливать крышу, когда начтут падать искры и угли.

8. Постоянно осматривайте территорию дома и двора с целью обнаружения углей или огня.

9. Окажите помощь подразделениям пожарной охраны по защите вашего населенного пункта от лесного пожара.

10. При поступлении сигнала об экстренной эвакуации из населенного пункта (электрические сирены, сирены пожарных машин, спецмашин милиции, удары колокола или рельса) следуйте строго по маршруту в место определенное главой городского, сельского поселения или старостой населенного пункта.

Помните — дополнительные мероприятия отнимут у вас некоторое время, но они защитят ваш дом от лесного пожара!

Кроме вышеизложенного, расширенную, наиболее интересную информации по теме «Как уберечься от всевозможных чрезвычайных ситуаций?» Вы можете найти на официальном сайте Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)». Войти в сайт можно по ссылке http://gps-sakha.ru/poleznoe/informaciya-dlya-naseleniya/ . На сайте службы, размещен немалый объем полезной информации для населения, на случай возникновения ЧС связанных с пожарами для их предупреждения и профилактики. Во вкладке «ПОЛЕЗНОЕ» размещена «Информация для населения». На данной странице имеется «», содержащая информацию разъяснительного характера по вопросам: «Пожарная безопасность в лесах. Безопасность на воде. О новейших средствах пожаротушения. Природные и климатические явления. Инструкция Минстроя РФ по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд. Памятка по действиям населения в случае угрозы совершения террористических актов с использованием опасных химических и отравляющих веществ. Памятка ГБУ РС(Я) ГПС РС(Я)- номера вызова экстренных оперативных служб. Срочная психологическая помощь пострадавшему в чрезвычайной ситуации» и др. Информация на сайте периодически обновляется.

Единая дежурно-диспетчерская служба муниципального района

«Олекминский район» Республики Саха (Якутия)

ул. Молодежная, д. 10, г. Олекминск, 678100, тел. (41138) 4-41-93

Источник: gk-rosenergo.ru

Оцените статью
klub-winx
Добавить комментарий