Профилактика нарушений требований пожарной безопасности
Пожарная профилактика и ее задачи
Профилактика пожаров – это совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.
Основные задачи
- организация и осуществление наблюдения за противопожарным состоянием объекта;
- разработка и реализация мер пожарной безопасности;
- осуществление контроля за выполнением требований пожарной безопасности;
- разработка предложений по предупреждению пожаров;
- обучение мерам пожарной безопасности и действиям при пожаре;
- проведение противопожарной пропаганды;
- контроль за состоянием и работоспособностью систем и средств противопожарной защиты.
Задачи лиц ответственных за пожарную безопасность
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Задачи, стоящие перед лицами, ответственными за пожарную безопасность, вытекают из возложенных на них обязанностей и предоставленных прав.
- создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;
- вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;
- проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;
- устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
- получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.
- соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
- разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
- проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
- включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
- содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
- оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
- предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
- обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
- предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
- незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
- содействовать деятельности добровольных пожарных;
- обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Проверка инспектором ГПН МЧС России лечебно-профилактического учреждения
- Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума (ПТМ) определяются руководителем организации.
- Руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте.
- Руководитель организации обеспечивает выполнение на объекте требований, предусмотренных статьей 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака».
- Руководитель организации обеспечивает устранение нарушений огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, воздуховодов, металлических опор оборудования и эстакад, а также осуществляет проверку качества огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки). Проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 2 раз в год.
- Руководитель организации организует проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями.
- Руководитель организации обеспечивает содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, организует не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего акта испытаний.
- При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
- Руководителем организации, на объекте которой возник пожар, обеспечивается доступ пожарным подразделениям в закрытые помещения для целей локализации и тушения пожара.
- Руководитель организации обеспечивает исправность сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
- Руководитель организации при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, а также при уменьшении давления в водопроводной сети ниже требуемого извещает об этом подразделение пожарной охраны.
- Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года.
- Руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год).
- Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
- Руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).
- Руководитель организации обеспечивает объект огнетушителями по нормам.
- Руководитель организации обеспечивает исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам.
- При проведении ремонтных работ дорог или проездов, связанных с их закрытием, руководитель организации, осуществляющей ремонт (строительство), предоставляет в подразделение пожарной охраны соответствующую информацию о сроках проведения этих работ и обеспечивает установку знаков, обозначающих направление объезда, или устраивает переезды через ремонтируемые участки дорог и проездов.
- Руководитель организации обеспечивает своевременную очистку объектов от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев и сухой травы.
Профилактика нарушений требований пожарной безопасности
Обеспечение пожарной безопасности нужно для тех типов объектов, на которых потенциально может случиться возгорание. Обязанность по организации противопожарного режима на предприятии возлагается на его руководителя. Он должен обеспечить разработку, осуществление мер пожарной безопасности, которые соответствуют характеру деятельности объекта, и контроль их выполнения с учетом действующего законодательства.
Нормативная база
Основными нормативными актами, которые регулируют деятельность компаний в вопросах пожарной безопасности, становятся:
- федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ, посвященный общим вопросам ПБ;
- федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ – это национальный техрегламент о требованиях ПБ в России;
- постановление Правительства от 25.04.2012 N 390, определяющее правила организации противопожарного режима на объектах разного типа;
- другие правовые акты.
Кроме этого, Министерство чрезвычайных ситуаций, а также другие ответственные органы разрабатывают отдельные нормативные акты для отраслей, характеризующихся повышенными рисками в области пожбезопасности.
Задачи профилактики ПБ
Возгорание или тем более серьезный пожар на предприятии – это экстренная ситуация, которая ставит под серьезную угрозу его нормальную работу. Поэтому задачей руководства организации становится предотвращение такого события: ведь профилактировать его возникновение будет гораздо легче и дешевле, чем устранить последствии, а потом снова вернуться к нормальному режиму.
Поэтому направление по профилактике пожарной безопасности должно включать комплекс всех необходимых мер, нацеленных на действенный результат по предотвращению таких опасных ситуаций. Оно включает следующие виды деятельности:
- организация текущего мониторинга состояния пожбезопасности на предприятии;
- разработка и внедрение мер, которыми обеспечивается профилактика пожарной безопасности на предприятии, в соответствии с особенностями его производственной или иной деятельности;
- контроль качества выполнения мер, ориентированных на профилактику возгораний и пожаров;
- обучение персонала компании действиям, направленным на профилактику ПБ, и правилам поведения в случае обнаружения реального возгорания либо признаков пожара;
- внедрение и контроль работы автоматизированных средств противодействия возгорания и тушения пожаров.
Организация работ по ПБ в компании
Итак, в роли основного лица, которое ответственно за организацию мер по противопожарной безопасности в организации, выступает руководитель компании. Это правило распространяется на все предприятия вне зависимости от области их деятельности, масштаба, количества сотрудников, организационно-правовой формы и иных факторов. Поэтому профилактика пожарной безопасности в детском саду или на крупном заводе организуется по схожей схеме.
Обычно она состоит в том, что руководитель предприятия назначает сотрудника, который будет отвечать за организацию и контроль соблюдения установленных противопожарных правил. Такие полномочия передаются ему отдельным приказом руководителя, с которым сотрудник должен быть ознакомлен под роспись. В крупных организациях для этих целей часто выделяют особую штатную единицу. В небольших компаниях такие полномочия могут возлагаться на работника, выполняющего смежные обязанности – например, специалиста по охране труда.
Затем уполномоченный специалист разрабатывает проект приказа или распоряжения, утверждающего правила обеспечения ПБ на предприятии, и представляет его на согласование руководителю. Если проект принят, он утверждается приказом директора и представляется для ознакомления под роспись всем работникам предприятия. С этого момента он становится обязательным для исполнения.
Мероприятия по профилактике пожарной безопасности
Конкретные меры профилактики пожарной безопасности уже сильно зависят от того, чем занимается организация. Это обусловлено тем, что разные технологические процессы имеют разную степень риска возникновения возгораний. Так, профилактика пожарной безопасности в школе сводится к предотвращению случайных ситуаций, которые способны вызвать возникновения пожара. А на опасных производственных предприятиях нужно принимать особые меры по предотвращению возгораний, так как случайные искры, высокие температуры и иные факторы способны вызывать частые пожары, если этому не противодействовать.
Основными мерами, которые будут практически одинаково полезны для всех компаний, можно назвать:
- применение при строительстве и отделке помещений безопасных материалов, устойчивых к воздействию высоких температур и открытого огня;
- оценка факторов риска технологического процесса с точки зрения угроз пожарной безопасности на предприятии;
- разработка проекта и установка автоматических систем оповещения, дымоудаления, пожаротушения и эвакуации граждан, а также регулярный контроль их работоспособности в ходе всего периода эксплуатации;
- изоляция пожароопасной техники и участков производственных процессов от основных рабочих зон предприятия;
- разработка противопожарной навигации и схем эвакуации при пожаре, размещение такой информации на видных местах для всеобщего ознакомления;
- поддержание в свободном состояние путей эвакуации;
- организация выделенных мест для курения, оборудованных особыми системами противопожарной защиты;
- соблюдение правил эксплуатации бытовой, офисной и производственной электрической аппаратуры, немедленное прекращение эксплуатации при выявлении признаков неисправности;
- обучение работников предприятия основам пожбезопасности и регулярный контроль их знаний.
Дополнительная профилактика в области пожарной безопасности включает использование профессиональных решений в сфере ПБ, которые разрабатываются специально для предприятий, относящихся к группе риска.
Ключевые ошибки
Невзирая на то, что общие правила ПБ общеизвестны, руководители компаний часто допускают ошибки при организации работы в этой области. Основная из них – это то, что они забывают: цель профилактики пожарной безопасности – предотвращение возгораний и пожаров, а не формальное выполнение требований контролирующих органов. В результате обязательные меры выполняются поверхностно, что обязательно сказывается при реальном пожаре на предприятии.
Поэтому подходить к организации этой работы нужно со всей ответственностью. Полезным способом избежать наиболее очевидных проблем становится изучение опыта предприятий, работающих в той же или смежной отрасли. Анализ таких данных показывает, что при организации противопожарного режима часто возникают следующие ошибки:
- отсутствие средств индивидуальной защиты при пожаре, а также первичных технических средств тушения возгораний, либо нарушение правил их хранения, которое приводит к негодности таких объектов. Обычно это выясняется в трудный момент – то есть тогда, когда в них возникает острая необходимость;
- отсутствие противопожарной и эвакуационной информации в местах совместного пользования. Здесь нужно заранее подготовить и разместить такие сведения, чтобы сотрудники в ходе своей повседневной работы могли познакомиться с ними и запомнить эту информацию;
- непроведение подготовки по пожбезопасности. Это ведет к тому, что в экстренной ситуации работники не знают, как себя вести, и теряют время, в течение которого маленькое возгорание становится масштабным пожаром с опасными последствиями;
- невыполнение действующих правил противопожарного режима, установленных в организации. Здесь обычно виноваты как работники, которые изучают эти правила, но не считают нужным их выполнять, так и руководство организации, которое не придает этому значения и не требует их обязательного выполнения;
- невыполнение правил обращения с производственным оборудованием, сырьем, материалами и иными объектами технологического процесса, которые обусловливают повышенный риск с точки зрения пожбезопасности.
Задача руководителя компании – обеспечить профилактику возникновения таких проблем, гарантировав безопасность своих работников.
Глава V. Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности
Статья 34. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности
Граждане имеют право на:
защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством; участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;
получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны; участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.
соблюдать требования пожарной безопасности; иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления; при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану; до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров; выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам пожарной охраны проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Статья 35. Обязанности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны:
организовывать разработку и обеспечивать реализацию мер пожарной безопасности на подведомственных предприятиях и соответствующих территориях; создавать и содержать в соответствии с установленными нормами финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов органы управления и подразделения пожарной охраны; оказывать необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач; создавать условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; организовывать проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; осуществлять финансирование научно — технических разработок в области пожарной безопасности.
В целях координации и совершенствования работ по обеспечению пожарной безопасности в Российской Федерации создается в установленном порядке правительственная комиссия Российской Федерации по пожарной безопасности. Соответствующие комиссии создаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 36. Обязанности органов местного самоуправления в области пожарной безопасности
Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции и на соответствующих территориях обязаны:
организовывать разработку и обеспечивать реализацию мер пожарной безопасности;
принимать в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания, использовать указанное имущество по его прямому назначению; создавать и содержать в соответствии с установленными нормами финансируемые за счет средств местных бюджетов органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой; организовывать обучение населения мерам пожарной безопасности; содействовать деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.
Статья 37. Права и обязанности предприятий в области пожарной безопасности
Предприятия имеют право:
создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой; вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности; проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях; устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности; получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.
соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; создавать и содержать в соответствии с установленными нормами органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства, горюче — смазочные материалы, а также продукты питания и места отдыха для личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожаров, и привлеченных к тушению пожаров сил; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц Государственной противопожарной службы сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных.
Статья 38. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Средства, полученные от применения штрафных санкций в области пожарной безопасности, направляются:
50 процентов — в федеральный бюджет; 50 процентов — в соответствующие фонды пожарной безопасности.
Статья 39. Административная ответственность предприятий
Часть первая утратила силу. — Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ.
Основания и порядок привлечения предприятий к административной ответственности за правонарушения в области пожарной безопасности устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Изготовители (исполнители, продавцы) за уклонения от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний должностных лиц Государственной противопожарной службы по обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг) несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.
Пожарная безопасность: 11 нарушений, которые точно найдёт инспектор
Предприниматель отвечает за пожарную безопасность в своём помещении и рискует штрафом или запретом работы. Мы уже рассказывали об этом в наших статьях.
В этом материале мы решили показать нарушения из реальных судебных дел, за которые чаще всего попадает от МЧС. Очень надеемся помочь, если ваш бизнес попал в план проверок или после инцидента с огнём светит внеплановый визит инспекторов. А ещё, пожарная безопасность — это забота о клиентах и персонале.
📃 1. Нет инструкции о мерах пожарной безопасности
Требование: руководитель утверждает инструкцию о мерах пожарной безопасности. Это про то, как не допустить пожар и как спасаться, если в помещении всё же произошло возгорание. Весь персонал проходит противопожарное обучение и знакомится с инструкцией под подпись.
Где про это читать: пункт 2 Правил противопожарного режима из Постановления Правительства от 16.09.2020 № 1479 и Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 № 645.
Что находят инспекторы МЧС: в организации нет инструкции о мерах пожарной безопасности или работники не прошли инструктаж. Вроде бы формальность, но на деле отсутствие бумаг добавит веса нарушению.
🚸 2. Нет плана эвакуации
Требование: если в помещении могут находиться одновременно более 50 человек, на стену вешают план эвакуации. Плюс по ходу движения — стрелки, а на двери табличку «Выход». Так нужно для объекта с массовым пребыванием людей.
Требования к планам зависят от площади и планировки помещения. Нарисовать план самостоятельно вряд ли получится — шрифты и условные знаки должны соответствовать ГОСТу. После перепланировки план надо менять.
Где про это читать: пункт 7 Правил противопожарного режима и ГОСТ Р 12.2.143-2009.
Что находят инспекторы МЧС: эвакуационных планов нет, схемы не соответствуют реальной планировке или планы сделаны не по ГОСТу.
🧯3. Нет огнетушителей
Требование: в помещении с массовым пребыванием людей должен быть огнетушитель, а в некоторых случаях — пожарные щиты. Количество и тип зависит от взрывопожарной опасности помещения. На огнетушитель сохраняют паспорт завода-изготовителя. Огнетушитель должен быть под рукой.
Где про это читать: пункты 70, 465, 468, 475 Правил противопожарного режима.
Что находят инспекторы МЧС: огнетушителя нет совсем или он лежит в месте, куда при пожаре трудно добежать.
🔀 4. Ненадёжный эвакуационный выход
Требование: из помещения должен быть эвакуационный выход, который открывается без ключа в направлении от себя. Ширина выхода зависит от вместимости. На пути не должно быть порогов. Путь эвакуации полностью свободен от мебели, хлама и любых других преград.
Где про это читать: пункты 33, 35, 36 Правил противопожарного режима. Если вы собственник всего здания, где ведёте бизнес, спрос будет за всю планировку по СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы.
Что находят инспекторы МЧС: путь эвакуации людей проверяют тщательно. За нарушения примут:
— засовы и замки на дверях,
— мебель, торговые стойки, товары в коробках и воздуховоды на пути,
— перепады высот без пандуса и пороги,
— двери, которые открываются вовнутрь,
— вращающиеся двери и турникеты.
5. Повреждённые провода
Требование: нельзя пользоваться электроприборами с поврёжденными проводами и сломанными розетками.
Где про это читать: пункт 42 Правил противопожарного режима.
Что находят инспекторы МЧС: в актах проверки нереально часто мелькает фраза «эксплуатируется электропровод с видимыми нарушениями изоляции».
6. Светильники без колпаков
Требование: с ламп нельзя снимать заводские колпаки (рассеиватели). Ещё нельзя оборачивать светильник бумагой, тканью или чем-то подобным. В общем, кустарный декор запрещён.
Где про это читать: пункт 42 Правил противопожарного режима.
Что находят инспекторы МЧС: в помещении висят светильники со снятыми колпаками. Это заметят даже на старой лампе в подсобке или подвале.
7. Хранение горючих материалов
Требование: горючие товары и товары в горючей упаковке нельзя хранить в помещениях без окон или шахт дымоудаления.
Где про это читать: пункт 117 Правил противопожарного режима.
Что находят инспекторы МЧС: в глухих складах и подвалах лежат коробки с аэрозолями, маслами и бутылками вина.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
8. Неогнестойкая отделка
Требование: ремонт в помещении делают из максимально безопасных материалов.
Где про это читать: на какие показатели ориентироваться при покраске стен и отделке потолка прописано в статье 134 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Там же есть ссылки на таблицы оценки опасности стройматериалов.
Что находят инспекторы МЧС: особое внимание уделяют материалу пола и стен на пути эвакуации. Очень не любят деревянные рейки.
9. Нет пожарной сигнализации и автоматической установки пожаротушения
Требование: в определённых случаях в помещении ставят пожарную сигнализацию с датчиками дыма или даже автоматическую систему пожаротушения. Это зависит от площади помещения, наличия горючих товаров, вместимости и вида деятельности. Системы АУПС и АУПТ периодически проверяют с составлением акта.
Где про это читать: когда нужны датчики, а когда система пожаротушения, прописано в таблицах из Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 315.
Что находят инспекторы МЧС: на объекте нет сигнализации или она неисправна.
10. Хлам (и не хлам) под лестницей
Требование: пространство под лестницей и на лестничных площадках должно быть свободным.
Где про это читать: пункт 23 Правил противопожарного режима.
Что находят инспекторы МЧС: под лестницей хранят уборочный инвентарь, коробки с товарами. Бывает даже в кафе под лестницей обустраивают посадочное место, а в магазине — витрину. Это запрещено.
11. Нет противопожарных перегородок
Требование: кухни, пекарни и склады отделяются от зала для посетителей противопожарными перегородками. Грубо говоря, клиентов защищают от помещения, где пожар очень вероятен.
Где про это читать: пункт 5.5.2 СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объёмно-планировочным и конструктивным решениям.
Что находят инспекторы МЧС: перегородки проверят в ресторане, пекарне, кондитерской, магазине косметики и баре с алкоголем в подсобке.
Статья актуальна на 03.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Обзор новых правил проведения пожарных проверок с 1 июля 2021 года
1 июля 2021 года вступили два важных документа, касающиеся пожарных проверок:
В итоге, все изменения касательно пожарных проверок закреплены в Постановлении Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 “О федеральном государственном пожарном надзоре”. Рассмотрим что же изменилось с 1 июля 2021 года.
1. Расширены виды плановых и внеплановых проверок
К плановым проверкам МЧС добавились рейдовый осмотр (быстрая выездная проверка, например, торговых точек) и инспекционный визит (выездная проверка без штрафов для консультации).
К внеплановым также добавились инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка и выборочный контроль (выезд на место с инструментальным обследованием или отбором образцов на объекте, исключительно в отношении требований техрегламентов, установленных для продукции).
Должностными лицами государственного пожарного надзора проводятся следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) выездная проверка.
Должностными лицами государственного пожарного надзора проводятся следующие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) выездная проверка;
г) документарная проверка;
д) выборочный контроль.
2. Периодичность и вид плановых проверок зависят от категории риска объекта
Теперь пожарный надзор базируется на системе управления рисками (ранее “риск-ориентированный подход”). Любое здание, будь это торговый центр или автомастерская, — имеют свою категорию риска. Чтобы определить категорию риска, нужно выполнить расчеты по методике или с помощью калькулятора МЧС России.
Для умеренного риска расчеты не требуется, сюда входят все многоквартирные жилые дома высотой до 28 метров, открытые плоскостные автостоянки, линейные объекты, открытые склады лесоматериалов и твердого топлива, земельные участки, не являющиеся соответствующими земельными участками, на которых размещаются здания и сооружения.
Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в зависимости от присвоенной категории риска со следующей периодичностью:
чрезвычайно высокого риска – выездная проверка один раз в год;
высокого риска – выездная проверка один раз в 2 года;
значительного риска – выездная проверка один раз в 3 года;
среднего риска – инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка не чаще чем один раз в 5 лет;
умеренного риска – инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка не чаще чем один раз в 6 лет.
В отношении объектов, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
3. Проведение фото- и видеосьемки во время проверок подробно регламентировано
Инспектор имеет право использовать любую камеру во время пожарной проверки. В ряде случаев съемка строго обязательна, например, при любом осмотре, или если проверяемое лицо мешает инспекторам проводить проверку, или если отбираются образцы продукции.
Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений требований пожарной безопасности при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий принимается должностными лицами государственного пожарного надзора самостоятельно. В обязательном порядке фото- или видеофиксация доказательств нарушений обязательных требований осуществляется в следующих случаях:
при проведении контрольного (надзорного) мероприятия на объекте надзора, правообладателем которого создавались (создаются) препятствия в проведении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий;
в случае, если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия усматривается состав административного правонарушения, за совершение которого предусмотрено административное приостановление деятельности, или проводится осмотр;
при отборе проб (образцов) продукции (товаров), в том числе в ходе проведения выборочного контроля исключительно при отсутствии возможности оценки соблюдения обязательных требований иными способами, без отбора проб (образцов) продукции (товаров).
Для фиксации доказательств нарушений требований пожарной безопасности могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
Фиксация нарушений требований пожарной безопасности при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно, с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения требований пожарной безопасности.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений требований пожарной безопасности осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны, а также с учетом требований, предъявляемых к эксплуатации взрывопожароопасных помещений.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
За правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе несоблюдение ТПБ, предусмотрено три вида ответственности:
Уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
В Уголовном кодексе РФ предусмотрены наказания за нарушение ТПБ в статье 219. В пункте 1 статьи 219 УК РФ рассматривается нарушение ТПБ ответственным лицом по неосторожности, которое повлекло тяжкий вред здоровью пострадавших. Для виновных предусмотрено:
— Штраф от 80 000 руб., либо заработная плата (иной доход) осужденного за полгода.
— Ограничение свободы до трех лет.
— Лишение свободы до трех лет плюс лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности (или без таковых).
В пункте 2 статьи 219 УК РФ рассматривается то же деяние, но уже если оно повлекло смерть по неосторожности.
Виновные наказываются на срок до пяти лет лишением свободы. Их также могут лишить права заниматься определенными видами деятельности либо занимать определенные должности на срок до трех лет.
В пункте 3 статьи 219 УК РФ предусмотрено наказание за деяние, описанное в пункте 1, но имевшее отягчающее последствие, а именно наступила смерть двух или более человек. В таком случае виновный будет наказан лишением свободы на срок до семи лет. Вдобавок виновному могут также запретить заниматься определенными видами деятельности либо занимать определенные должности на срок до трех лет.
Административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности
В Кодексе РФ об административных правонарушениях (статья 20.4 КоАП РФ) предусмотрены наказания как для физических, так и для юридических лиц. По обыкновению административное наказание реализуется при помощи предупреждений и денежных взысканий. Штрафы за нарушение пожарной безопасности определены по степени отклонения от ТПБ, по уровню сложности ситуации, по степени значимости в обществе виновных лиц.
В части первой (20.4 статьи) обозначены нарушения ТПБ в обычных жизненных условиях (исключаются случаи, описанные в статьях 8.32 и 11.16 КоАП и в частях 6, 6.1 и 7 данной статьи): Для граждан предусмотрено предупреждение или штраф от 2 до 3 тысяч рублей. Для должностных лиц штрафы от 6 до 15 тысяч рублей. Для предпринимателей — от 20 до 30 тысяч рублей. Для юридических лиц — от 150 до 200 тысяч рублей.
Во второй части (ст. 20.4 КоАП) рассматриваются те же действия, но уже в других условиях. А именно, когда властями (федеральными или местными) объявлен особый противопожарный режим (статья 30 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994, № 69-ФЗ): Для граждан предусмотрен штраф от 2 до 4 тысяч рублей. Для должностных лиц штрафы от 15 до 30 тысяч рублей. Для предпринимателей — от 30 до 40 тысяч рублей. Для юридических лиц — от 200 до 400 тысяч рублей.
В шестой части статьи 20.4 рассматриваются нарушения ТПБ, которые повлекли возникновение пожара. Если причинен легкий или средний вред здоровью людей, если повредилось или уничтожилось имущество чужое, то штрафная градация следующая: Для граждан от 4 до 5 тысяч рублей. Для должностных лиц от 40 до 50 тысяч рублей. Для юридических лиц — от 350 до 400 тысяч рублей.
В части 6.1 статьи 20.4 обозначены нарушения ТПБ, повлекшие тяжкий вред здоровью или смерть людей на пожаре. За эти деяния (бездействия) предусмотрены административные штрафы для юридических лиц от 600 тысяч до 1 млн рублей.
В части 7 статьи 20.4 предусмотрена ответственность производителей (поставщиков) продукции, в тех. документации к которой должна содержаться информация о пожарной опасности. Если производитель или поставщик реализует опасные вещества, материалы, изделия, но не информирует потребителей о степени их опасности и мерах предосторожности обращения с ними (в случае наличия обязанности), то его нарушение наказывается штрафом:
Для должностных лиц штрафы от 15 до 20 тысяч рублей. Для юридических лиц — от 90 до 100 тысяч рублей.
Девятая часть статьи 20.4 предусматривает ответственность эксперта, который оценивает пожарный риск и нарушает при этом заведенный порядок. Как оценивать соответствие продукции или объектов противопожарной защиты требованиям пожарной безопасности прописано в разделе VII «Технического регламента о ТПБ» (№ 123-ФЗ от 22 июля 2008 года). Если эксперт, проводя независимую оценку (аудит пожарной безопасности), делает ложное заключение, то его деяние влечет наложение штрафа или дисквалификацию. Для должностных лиц предусмотрены административные штрафы от 15 до 20 тысяч рублей. Дисквалификация налагается на срок от 1 года до 3 лет.
Дисциплинарная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности
Дисциплинарная ответственность реализуется в рамках отдельно взятой организации (предприятия) согласно Трудовому кодексу РФ. Если на предприятии работник обязан выполнять соответствующие требования пожарной безопасности, которые возложены на него работодателем, а он их не соблюдает, то его ждет замечание, выговор или увольнение (в зависимости от степени тяжести нарушений). Материальная ответственность также может возлагаться на виновного в пределах его среднего заработка или в полном размере.
Источник: