Противопожарный проезд вокруг жилого дома
Статья 67. Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям
Статья 67. Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям
1. При проектировании проездов необходимо обеспечивать возможность подъезда пожарных автомобилей:
с двух продольных сторон — к зданиям многоквартирных жилых домов высотой 28 метров и более (9 этажей и более), к иным зданиям, предназначенным для постоянного проживания и временного пребывания людей, зданиям зрелищных и культурно-просветительных учреждений, предприятий по обслуживанию населения, образовательных учреждений, лечебных учреждений со стационаром, научных и проектных организаций, учреждений управления высотой 13 метров и более (6 этажей и более);
со всех сторон — к односекционным зданиям многоквартирных жилых домов, учебных заведений, детских дошкольных учреждений, лечебных учреждений со стационаром, научных и проектных организаций, учреждений управления.
К зданиям и сооружениям производственных объектов по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей:
с одной стороны — при ширине здания или сооружения до 18 метров;
с двух сторон — при ширине более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.
Допускается предусматривать подъезд пожарных автомобилей только с одной стороны к зданиям в случаях:
меньшей этажности, чем указано в абзаце первом части первой настоящей статьи;
двусторонней ориентации квартир или помещений;
устройства наружных лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой, или лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий.
К зданиям с площадью застройки более 10 гектаров или шириной более 100 метров подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.
Допускается увеличивать расстояние от края проезжей части автодороги до крайней стены производственных зданий и сооружений до 60 метров при условии устройства тупиковых дорог к зданиям и сооружениям с площадками для разворота пожарной техники и устройством на этих площадках пожарных гидрантов. При этом расстояние от зданий и сооружений до площадок для разворота пожарной техники должно быть не менее 5 и не более 15 метров, а расстояние между тупиковыми дорогами не должно превышать 100 метров.
Ширина проездов для пожарной техники должна составлять не менее 6 метров.
В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.
Расстояние от внутреннего края подъезда до стены здания должно быть:
5 — 8 метров — для зданий высотой до 28 метров;
8 — 16 метров — для зданий высотой более 28 метров.
В этой зоне не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередачи и осуществлять рядовую посадку деревьев.
Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна проектироваться исходя из расчетной нагрузки от пожарных машин не менее 10 тонн на ось.
2. В замкнутых и полузамкнутых дворах необходимо предусматривать проезды для пожарных автомобилей.
Сквозные проезды (арки) в зданиях следует принимать шириной не менее 3,5 метра, высотой не менее 4,5 метра и располагать не более чем через каждые 300 метров, а в реконструируемых районах при застройке по периметру — не более чем через 180 метров.
В исторической застройке населенных пунктов допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).
3. Тупиковые проезды должны заканчиваться разворотными площадками для пожарной техники размерами не менее 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.
4. Сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях следует располагать на расстоянии не более 100 метров один от другого. При примыкании зданий под углом друг к другу в расчет принимается расстояние по периметру фасадов со стороны наружного водопровода с пожарными гидрантами.
5. При использовании кровли стилобата для подъезда пожарной техники конструкции стилобата должны быть рассчитаны на нагрузку не менее 16 тонн на ось.
6. К рекам и водоемам должны быть предусмотрены подъезды для забора воды пожарной техникой.
7. Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (зданиями высотой до 3 этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров.
8. Планировочное решение территории садоводческого (дачного) объединения должно обеспечивать подъезд пожарной техники ко всем садовым участкам, объединенным в группы, и объектам общего пользования.
На территории садоводческого (дачного) объединения ширина проезжей части улиц принимается не менее 7 метров, проездов — не менее 3,5 метра.
> Противопожарное водоснабжение поселений и городских округов |
Содержание Проект федерального закона N 487983-4 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в части установления. |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Нормы современного пожарного проезда
Создание удобных пожарных проездов — это неотъемлемая составляющая современного благоустройства любой территории. Такие автопроезды должны обеспечивать свободный маневр пожарной технике и быть безопасными. Зачастую пожарные бригады встречаются с полным отсутствием аварийных проездов, разъездных площадок, а также мест для парковки.
Случается, что уже оснащенные платформы не выдерживают регламентированную правилами нагрузку. Более того, одним из препятствий являются современные газонные решетки, по причине которых противопожарные пути не имеют необходимой несущей способности.
Разрушенная колея и оставленные без присмотра транспортные средства также создают помехи своевременному приезду на место трагедии пожарных команд, что, несомненно, препятствует спасению людей, эффективной и оперативной ликвидации очага возгорания.
Регламент строительства
С начала любого строительства на первом плане должны стоять вопросы обеспечения рациональной противопожарной надежности. Разумно заранее предусмотреть, что любой пожар будет намного легче предупредить или ликвидировать «в зародыше», чем устранять после того, как он уже успеет охватить всю площадь и расположенные поблизости здания. При составлении плана строительства следует учитывать оборудование пожарных проездов и подъездов.
Пожарный проезд — возможность сквозного проникновения специализированной противопожарной техники через установленную территорию. Под подъездом имеется в виду возможность продвижения транспорта непосредственно к самому объекту возгорания.
Оба момента предназначены для обеспечения свободного доступа к строениям в случае образования возгорания. Так, создаются необходимые условия для немедленного вмешательства и устранения огня.
Пожарный проезд надлежит оборудовать согласно СП 42.13330.2011 и закону № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. Что же касается нагрузки на противопожарные пути, то здесь необходимо руководствоваться СП 4.13130.2013: п. 8.9.
Вышеперечисленные нормы противопожарной безопасности гарантируют свободный доступ пожарных автомашин к зданию.
Расчёт ширины
Именно ширина проезда в первую очередь влияет на удобство применения пожарной техники. На сегодняшний день, с учетом этажности здания, к ширине проезда предусмотрены следующие противопожарные требования:
до 5 | 3,5 м |
6 — 16 | 4,2 м |
17 и более | 6 м |
Возникает вопрос: почему же для строений разной этажности должен быть установлена разная ширина проезда? Ликвидировать пожары высотных зданий намного сложнее, к тому же в таких ситуациях необходимо присутствие большого количества мощной специализированной техники, что, несомненно, обязывает к повышению ширины противопожарных путей.
В размах проезда обычно также включены примыкающие тротуары, что не противоречит требованиям безопасности, при условии, когда пешеходные дорожки могут вынести вес специализированной техники, а это более 16 т на одну ось. Также для обеспечения свободного прохождение пожарного автотранспорта необходимо, чтобы высота проезда составляла не менее 4,25 м.
Сам пожарный подъезд должен беспрепятственно вести к самому зданию. Учитывая метраж от его ближайшего края до стены, которое аналогично пожарному проезду, зависит от количества этажей: до 10 — не меньше 5 и не больше 8 м; 10 и более — от 8 до 10 м.
Предписанная территория подъезда не должна быть заграждена посадками деревьев и воздушными электролиниями.
Разновидности оформления
Возвращаясь к пожарному проезду, можно сказать, что его разновидность — арка, ведущая в полузакрытые и закрытые дворы, должна быть более 3,5 м. Арочные противопожарные проезды должны быть обустроены через каждые 300 м, а их высота не может быть менее 4,25 м.
В случае существования на противопожарных путях установок автоматического тушения, гидрантов и другого оборудования, вышеперечисленные нормы могут быть скорректированы.
Если в конце проезда имеется тупик, то в нем должна быть обустроена площадка 15 x 15 м для совершения разворота крупногабаритного автотранспорта. Максимальная длина тупикового проезда — не более 150 метров.
Противопожарные пути, а также платформы для транспорта оперативных служб реагирования должны быть определены разметкой, бордюрные подъездные пути покрыты отражающей свет красной краской. Также необходима установка противовандальных сигнальных спецсредств и дорожных указателей.
Уклон дороги на проездах должен быть под углом не более 6 градусов. Радиусы поворотов, предназначенных для движения специализированного автотранспорта, должны быть 12 м или больше.
Разворотную платформу требуется обработать антисептиком по всему контуру, а также оснастить водоприемниками для устранения лишней воды в сточные отверстия. В тех проездах и разворотных площадках, где имеются закругления, необходимо устанавливать бортовые камни криволинейного типа.
Толщина надземного покрытия, на всей протяженности противопожарных путей, устанавливается путем расчета обстоятельств эксплуатации и нагрузки, с учетом гидрогеологических показателей, а также материалов конструктивного слоя.
В ряде ситуаций (образовательное учреждение, девятиэтажный жилой дом, больница и т. д.), ко всем строениям должен быть оборудован беспрепятственный пожарный проезд с обеих сторон.
Конечно, это усложняет проектировку строительства, особенно в городских условиях.
Исключения
В местах исторической застройки правилами предусмотрена возможность сохранения параметров уже существующих проездов, без коррекции. Кроме вышеуказанного случая, ширина проезда может не отвечать нормам в случаях, когда:
- огнестойкость стен соседних зданий адекватна 1-й и 2-й степеням противопожарной безопасности, также они не могут иметь окон — позволяется сократить расстояние на 20 %;
- строения находятся в зоне высокой сейсмоактивности, достигающей показателей в девять баллов — надлежит увеличить ширину проезда на 20 %;
- одно из строений имеет огнеупорность от 3-й до 5-й степени — необходимо расширение на 25 %;
- соседние здания имеют возгораемые фасады и являются двухэтажными — расстояние увеличивают на 20 %.
Регламентом не обозначены расстояния между хозпостройками, им присваивается степень огнеустойчивости по ГОСТ 30247.
От выполнения всех вышеуказанных правил, среди которых основным является соблюдение метража между зданиями, зависит жизнь людей и сохранность имущества.
Требования к пожарному проходу, проезду и подъезду в 2021
- ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
- Правила противопожарного режима действующие с 01.01.2021 по пост. №1479
- Правила противопожарного режима действующие до 01.01.2021 по пост. № 390
- СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям
Приведем требования данных нормативных документов, которые относятся непосредственно к проходам, проездам и подъездам пожарных машин к зданиям и сооружениям:
Согласно ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»:
Статья 63. Первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
Статья 90. Обеспечение деятельности пожарных подразделений
1. Для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство:
1)пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами;
Правила противопожарного режима действующие с 01.01.2021 по пост. №1479
71. Правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Запрещается использовать для стоянки автомобилей на территории населенных пунктов, предприятий и организаций площадки для пожарной техники, включая разворотные, предназначенные для ее установки, в том числе для забора воды, подачи средств тушения, доступа пожарных на объект защиты.
Не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, посадкой крупногабаритных деревьев, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности.
Система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки.
У въезда на территорию строительных площадок, открытых плоскостных автостоянок и гаражей, а также на территорию садоводства или огородничества вывешиваются схемы с обозначением въездов, подъездов, пожарных проездов и источников противопожарного водоснабжения.
Физическим лицам запрещается препятствовать работе подразделений пожарной охраны, в том числе в пути следования подразделений пожарной охраны к месту пожара.
72. При проведении ремонтных (строительных) работ, связанных с закрытием дорог или проездов, руководитель организации, осуществляющей ремонт (строительство), незамедлительно представляет в подразделение пожарной охраны соответствующую информацию о сроках проведения этих работ и обеспечивает установку знаков, обозначающих направление объезда, или устраивает переезды через ремонтируемые участки дорог или проездов.
74. На объектах защиты, граничащих с лесничествами, а также расположенных в районах с торфяными почвами, предусматривается создание защитных противопожарных минерализованных полос шириной не менее 1,5 метра, противопожарных расстояний, удаление (сбор) в летний период сухой растительности, поросли, кустарников и осуществление других мероприятий, предупреждающих распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения.
Запрещается использовать противопожарные минерализованные полосы и противопожарные расстояния для строительства различных сооружений и подсобных строений, ведения сельскохозяйственных работ, для складирования горючих материалов, мусора, бытовых отходов, а также отходов древесных, строительных и других горючих материалов.
393. В инструкции о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:
д) расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта, проведения огневых или иных пожароопасных работ;
Правила противопожарного режима действующие до 01.01.2021 по постановлению № 390
75. Руководитель организации обеспечивает исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам.
Запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники.
76. При проведении ремонтных работ дорог или проездов, связанных с их закрытием, руководитель организации, осуществляющей ремонт (строительство), предоставляет в подразделение пожарной охраны соответствующую информацию о сроках проведения этих работ и обеспечивает установку знаков, обозначающих направление объезда, или устраивает переезды через ремонтируемые участки дорог и проездов.
Согласно СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям:
8 Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям
8.1 Подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен:
— с двух продольных сторон — к зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 и более метров, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 и более метров;
— со всех сторон — к зданиям и сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1.
8.2 К зданиям и сооружениям производственных объектов по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей:
— с одной стороны — при ширине здания или сооружения не более 18 метров;
— с двух сторон — при ширине здания или сооружения более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.
8.3 Допускается предусматривать подъезд пожарных автомобилей только с одной стороны к зданиям и сооружениям в случаях:
— меньшей высоты, чем указано в пункте 8.1;
— двусторонней ориентации квартир или помещений;
— устройства наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой, или лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий.
8.4 К зданиям с площадью застройки более 10000 квадратных метров или шириной более 100 метров подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.
8.5 Допускается увеличивать расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до ближней стены производственных зданий и сооружений до 60 метров при условии устройства тупиковых дорог к этим зданиям и сооружениям с площадками для разворота пожарной техники и устройством на этих площадках пожарных гидрантов. При этом расстояние от производственных зданий и сооружений до площадок для разворота пожарной техники должно быть не менее 5, но не более 15 метров, а расстояние между тупиковыми дорогами должно быть не более 100 метров.
8.6 Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:
— 3,5 метров — при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно;
— 4,2 метра — при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно;
— 6,0 метров — при высоте здания более 46 метров.
8.7 В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.
8.8 Расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения должно быть:
для зданий высотой до 28 метров включительно — 5-8 метров;
для зданий высотой более 28 метров — 8-10 метров.
8.9 Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.
8.10 В замкнутых и полузамкнутых дворах необходимо предусматривать проезды для пожарных автомобилей.
8.11 Сквозные проезды (арки) в зданиях и сооружениях должны быть шириной не менее 3,5 метра, высотой не менее 4,5 метра и располагаться не более чем через каждые 300 метров, а в реконструируемых районах при застройке по периметру — не более чем через 180 метров.
8.12 В исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).
8.13 Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15×15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.
8.14 Сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях и сооружениях располагаются на расстоянии не более 100 метров один от другого. При примыкании зданий и сооружений под углом друг к другу в расчет принимается расстояние по периметру со стороны наружного водопровода с пожарными гидрантами.
8.15 При использовании кровли стилобата для подъезда пожарной техники конструкции стилобата должны быть рассчитаны на нагрузку от пожарных автомобилей не менее 16 тонн на ось.
8.16 К рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды пожарной техникой в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
8.17 Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров.
8.18 На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должен обеспечиваться подъезд пожарной техники ко всем садовым участкам, объединенным в группы, и объектам общего пользования. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан ширина проезжей части улиц должна быть не менее 7 метров, проездов — не менее 3,5 метра.
Противопожарный проезд вокруг жилого дома
Письмом руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 6 июля 2018 года
№ 43-5040-19 Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) требует взять под личный контроль организацию работы органов местного самоуправления, экспертизы проектов и строительного надзора в части обеспечения доступа пожарно-спасательных подразделении, проезда и подъезда пожарной техники к зданиям и сооружениям, содержанию разворотных и специальных площадок, предназначенных для работы пожарных и спасателей.
Предлагаем обзор требований пожарной безопасности обеспечивающих выполнение поставленных задач.
В соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – технический регламент) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности целью создания которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности включает с себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. В соответствии со статьей 63, 90 технического регламента в качестве первичных мер обеспечения системы противопожарной защиты предусматривается обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара, устройство к зданиям и сооружениям пожарных проездов, подъездных путей для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
Требования к устройству проездов и подъездов к зданиям и сооружениям регламентируются разделом 8 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».
8.1. Подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен:
— с двух продольных сторон — к зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 и более метров, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 и более метров;
— со всех сторон — к зданиям и сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1.
Класс функциональной пожарной опасности определяется в соответствии со статьей 32 технического регламента.
8.2. К зданиям и сооружениям производственных объектов по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей:
— с одной стороны — при ширине здания или сооружения не более 18 метров;
— с двух сторон — при ширине здания или сооружения более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.
8.3. Допускается предусматривать подъезд пожарных автомобилей только с одной стороны к зданиям и сооружениям в случаях:
— меньшей высоты, чем указано в пункте 8.1;
— двусторонней ориентации квартир или помещений;
— устройства наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой, или лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий.
8.4. К зданиям с площадью застройки более 10 000 квадратных метров или шириной более 100 метров подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.
8.5. Допускается увеличивать расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до ближней стены производственных зданий и сооружений до 60 метров при условии устройства тупиковых дорог к этим зданиям и сооружениям с площадками для разворота пожарной техники и устройством на этих площадках пожарных гидрантов. При этом расстояние от производственных зданий и сооружений до площадок для разворота пожарной техники должно быть не менее 5, но не более 15 метров, а расстояние между тупиковыми дорогами должно быть не более 100 метров.
8.6. Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:
— 3,5 метров — при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно;
— 4,2 метра — при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно;
— 6,0 метров — при высоте здания более 46 метров.
8.7. В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.
8.8. Расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения должно быть:
для зданий высотой до 28 метров включительно — 5 — 8 метров;
для зданий высотой более 28 метров — 8 — 10 метров.
8.9. Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.
8.10. В замкнутых и полузамкнутых дворах необходимо предусматривать проезды для пожарных автомобилей.
8.11. Сквозные проезды (арки) в зданиях и сооружениях должны быть шириной не менее 3,5 метра, высотой не менее 4,5 метра и располагаться не более чем через каждые 300 метров, а в реконструируемых районах при застройке по периметру — не более чем через 180 метров.
8.12. В исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).
8.13. Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.
8.14. Сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях и сооружениях располагаются на расстоянии не более 100 метров один от другого. При примыкании зданий и сооружений под углом друг к другу в расчет принимается расстояние по периметру со стороны наружного водопровода с пожарными гидрантами.
8.15. При использовании кровли стилобата для подъезда пожарной техники конструкции стилобата должны быть рассчитаны на нагрузку от пожарных автомобилей не менее 16 тонн на ось.
8.16. К рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды пожарной техникой в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
8.17. Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров.
8.18. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должен обеспечиваться подъезд пожарной техники ко всем садовым участкам, объединенным в группы, и объектам общего пользования. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан ширина проезжей части улиц должна быть не менее 7 метров, проездов — не менее 3,5 метра.
Обращаем внимание, что Правилами противопожарного режима в Российской федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, ответственность за исправное состояние дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам возложена на руководителя организации.
При проведении ремонтных работ дорог или проездов, связанных с их закрытием, руководитель организации, осуществляющей ремонт (строительство), предоставляет в подразделение пожарной охраны соответствующую информацию о сроках проведения этих работ и обеспечивает установку знаков, обозначающих направление объезда, или устраивает переезды через ремонтируемые участки дорог и проездов.
Запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники.
У въездов на территорию строительных площадок, гаражных кооперативов, а также садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан вывешиваются схемы с нанесенными на них въездами, подъездами, пожарными проездами и местонахождением источников противопожарного водоснабжения.
Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов и резервуаров, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, а также доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года.
Запрещается стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов.
Новые правила пожарной безопасности в домах: что запрещает закон
Чек-лист для жильцов многоквартирных домов. Проверьте, не создаете ли вы опасность пожара!
Содержание
Новые правила пожарной безопасности вступили в силу с 1 января 2021 года. По сравнению с предыдущими в них есть ряд нововведений, остальные требования актуализированы. Многие пункты касаются жильцов многоквартирных домов. Нарушители не только подвергают опасности себя и соседей, но и могут получить штраф за несоблюдение правил.
Проверьте, может ли ваш дом считаться образцовым с точки зрения пожарной безопасности!
I. На придомовых территориях:
Устраивать свалки горючих и иных отходов.
Использовать открытый огонь для приготовления пищи, в том числе для жарки шашлыка. Делать это можно только в специально оборудованных местах.
II. В помещениях технического назначения (чердаки, подвалы, цокольные этажи):
Хранить (а тем более применять по назначению) легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке.
Использовать чердаки, подвальные и цокольные этажи, вентиляционные камеры, другие технические помещения для организации мастерских, хранения оборудования, мебели, других вещей. Кроме тех случаев, когда в подвалах сразу предусмотрены места для кладовых. Что же касается старых домов, их подвалы тоже можно переоборудовать, но необходимо заранее согласовать перепланировку со всеми контролирующими службами, и сделать это жильцам придется, скорее всего, за свой счет.
Устраивать в складских помещениях антресоли из горючих материалов.
III. В местах общего пользования в подъезде, жилом блоке:
Размещать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки. Также нельзя хранить там горючие материалы.
Устанавливать решетки на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами. Исключение из правила: решетки устанавливаются в тех случаях, когда нормативные акты РФ и документы по пожарной безопасности это разрешают.
Снимать двери эвакуационных выходов из коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток. Нельзя убирать и те двери, которые по типовому плану дома призваны препятствовать распространению опасных факторов пожара.
Менять планировку и размещение инженерных коммуникаций, если это ограничит доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам пожаротушения.
Размещать крупные предметы (мебель, оборудование, спортивный инвентарь, коляски) у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, местах выходов на наружные эвакуационные лестницы, кровлю, крышу.
Нельзя заваривать люки на балконах и лоджиях!
- Закрывать жалюзи, остеклять балконы, лоджии, галереи, которые ведут к незадымляемым лестничным клеткам.
Устраивать на лестничных клетках кладовые, хранить на лестничных клетках, в тамбурах, под лестничными маршами крупные вещи: мебель, спортивный инвентарь, детские коляски и так далее.
Размещать на лестничных площадках, в коридорах подъезда, на открытых переходах наружных воздушных зон внешние блоки кондиционеров.
Важно, чтобы была правильно установлена входная дверь.
Условия для правильной установки входной двери:
- Дверь должна открываться наружу, а не в квартиру.
- Ширина входной двери – не меньше 80 см.
- При открывании двери остается пространство между дверью и стеной не менее 1 метра.
- Открытая дверь не блокирует двери соседей.
IV. Внутри квартир
Использовать бензин, керосин, другие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости для уборки и чистки одежды.
Пользоваться неисправными газовыми приборами – сломанными, устаревшими, не прошедшими проверку, вышедшими за границы срока эксплуатации, установленного производителем. Нельзя размещать газовые приборы слишком близко к стенам или предметам мебели.
Первая же «газовая проверка» выявит нарушение. Владелец квартиры будет вынужден заплатить штраф и устранить все нарушения. А до этого времени пользоваться газовым прибором будет нельзя.
При использовании вентиляций – оставлять двери вентиляционных камер открытыми, закрывать вентиляционные отверстия, решетки, хранить внутри оборудование, вещи.
Подведем итог
Жители многоквартирных домов не имеют права загромождать любые места общего пользования или использовать их не по прямому назначению. Нарушение может привести к возникновению пожара и затруднениям при эвакуации. Внутри квартир нельзя делать ничего, что повлияет на систему вентиляции или эвакуации, может спровоцировать пожар.
Болезненная тема – размещение колясок, лыж, самокатов вне квартир. Да, соседи договариваются друг с другом, что оставляют эти предметы в тамбурах или на лестничных клетках. Но таким образом они нарушают закон! После проверки виновников оштрафуют. Предметы, которые не хочется держать в квартире, складывайте в специально предназначенных для этого местах или кладовых специализированных сервисов, которые предоставляют пространство в аренду.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Каким противопожарным правилам должен соответствовать шлагбаум МКД
1 января 2021 года вступили в силу новые правила противопожарного режима в России. В них есть отдельный пункт, в котором прописаны требования к работе шлагбаумов и ворот, установленных в том числе во дворах многоквартирных домов и преграждающих проезд техники. Читайте, когда шлагбаум на въезде на территорию МКД не противоречит новым правилам.
Новые правила противопожарного режима вступили в силу 1 января 2021 года и распространяются на МКД
Собственники помещений в многоквартирных домах вправе на общем собрании решить установить на своей придомовой территории шлагбаум. Для этого земельный участок под домом нужно поставить на кадастровый учёт и включить в состав общего имущества МКД (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, пп. «е» п. 2 ПП РФ № 491).
Жителям МКД и управляющим организациям следует учитывать, что одного решения ОСС для монтажа шлагбаума мало: поставить его можно только после согласования с уполномоченными госорганами и муниципалитетом. При этом в разных регионах и даже муниципальных образованиях правила такого согласования различаются, поэтому с ними нужно будет ознакомиться до подачи документов.
Для всей России существуют единые требования к установке шлагбаума во дворах домов: они прописаны в правилах противопожарного режима. Ранее они содержались в постановлении Правительства РФ от 25.04.2012 № 390. 1 января 2021 года вступила в силу новая редакция этих правил, утверждённая постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.
Особое внимание в документе уделено противопожарному режиму в многоквартирных домах. В частности Правила № 1479 запрещают:
- размещать мебель и другие предметы на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов, на балконах и лоджиях;
- устраивать на лестничных клетках подсобные помещения;
- использовать подвальные и цокольные этажи для организации детского досуга, если это не предусмотрено проектной документацией;
- устанавливать глухие решётки на окнах, являющихся аварийными выходами.
Отдельно в Правилах противопожарного режима прописаны требования к установке шлагбаумы: документ содержит семь абзацев против двух, которые по этому вопросу были в ПП РФ № 390. Разберём их далее.
Шлагбаумы во дворе МКД автоматически открываются в случае пожара
Требования к тому, как УО и собственники должны содержать проезды к МКД, изложены в п. 71 Правил № 1479:
- Владельцы земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание дорог, проездов и подъездов к зданиям, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам. В том числе следят за этим зимой и своевременно очищают придомовую территорию от снега и льда.
- Жители дома и их гости не должны парковать автомобили на пути следования пожарной техники и препятствовать работе подразделений пожарной охраны.
Собственники не должны мешать пожарным машинам попасть во двор, установив на дорогах шлагбаумы и ограды. Согласно п. 71 Правил № 1479, не допускается перекрывать дороги предметами, деревьями, ограничивающими проезд. Также нельзя ничем заужать размеры дорог, установленные требованиями пожарной безопасности.
В абз. 4 п. 71 Правил № 1479 указано: шлагбаумы, ворота и ограждения нужно настроить так, чтобы в случае пожара они автоматически разблокировались и открылись. Это нужно, чтобы пожарные машины смогли беспрепятственно попасть на проезды и подъезды к МКД.
Круглосуточный дежурный вручную или дистанционно открывает шлагбаум
Помимо автоматического открытия ограды, Правила № 1479 допускают вариант, когда шлагбаум открывается не автоматически, а вручную. В таком случае на месте установки шлагбаума или же дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи должен круглосуточно находится дежурный.
Нововведения п. 71 Правил № 1479 могут доставить собственникам помещений в МКД, где уже установлены шлагбаумы, проблемы. Как правило, для открытия оборудования во дворе МКД жители используют персональные дубликаты ключей, никто при ограждении не дежурит и пост удалённого управления не организует. С 1 января 2021 года такая система доступа по двор противоречит Правилам противопожарной безопасности.
Региональные управления МЧС уже дали рекомендации жителям многоквартирных домов, где шлагбаумы открываются по персональным ключам. Например, в Кировской области представитель ведомства указала, что шлагбаум может находиться во дворе жилого дома только в трёх случаях:
- если устройство автоматически открывается при поступлении сигнала от противопожарной системы;
- если открытием и закрытием шлагбаума занимается специальный человек;
- если шлагбаум дистанционно управляется человеком при наличии аудио- и видеозаписи.
Шлагбаум открывается через мобильное приложение или по команде противопожарной системы
Собственники помещений в МКД и управляющие домами вправе выбрать любое решение для приведения своего шлагбаума в соответствие с Правилами № 1479. Можно установить противопожарную систему, включив в неё шлагбаум: он будет открываться автоматически при её срабатывании. Некоторые УО и ТСЖ нашли иное решение – выдали пожарным дубликат ключей. Ещё один вариант – использовать для разблокировки системы мобильное приложение.
На каком бы решении жители дома и управляющая организация ни остановились для приведения шлагбаума в соответствии с Правилами № 1479, сделать это нужно уже сейчас. Требования вступили в силу 1 января 2021 года, и Госпожнадзор вправе проверять их выполнение, в том числе в многоквартирных домах.
За нарушение Правил противопожарного режима, в том числе в части работы шлагбаума, который ограничивает въезд техники на придомовую территорию, УО и ТСЖ могут привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. По этой статье предусмотрены штрафы:
- для граждан – от 2 000 до 3 000 рублей;
- для должностных лиц – от 6 000 до 15 000 рублей;
- для юридических лиц – от 150 000 до 200 000 рублей.
Ряд требований, описанных в ПП РФ № 1479, касаются соблюдения правил пожарной безопасности непосредственно в организациях ЖКХ. О том, что конкретно изменилось и какие противопожарные требования необходимо выполнять компаниям и их руководителям, мы говорили на бесплатном онлайн-семинаре 25 февраля. Материалы с мероприятия вы найдёте на нашем портале.
Источник: