Для искусственного вывода маток необходимо лишить семью матки и тем самым заставить её воспитать (выкормить) несколько маток из имеющихся в ячейках сотов молодых личинок.
Практика показывает, что таким путем обычно получается очень мало маток, и они не всегда бывают хорошего качества. Это объясняется тем, что пчелы в своем стремлении возможно скорее возместить потерю матки, закладывают маточники не только на пчелиных ячейках, содержащих наиболее пригодных, самых молодых, 1—2-дневных личинок, но и на более старых — 3—4-дневных, уже переведенных на грубую пищу. От этого качество маток снижается. Поэтому в настоящее время пчеловоды при выводе маток используют две семьи: одну (племенную) для выращивания молодых (однодневных) пчелиных личинок, пригодных для маточного воспитания, другую — для закладывания на этих личинках маточников и последующего выращивания (выкармливания) маток. Семьи, выкармливающие маток, принято называть семьями-воспитательницами.
Семьи-воспитательницы составляются из рядовых семей на пасеке. Они не просто лишаются матки, а приводятся в состояние полного сиротства.
Во втором случае из семьи удаляются не только матка, но и весь открытый расплод.
Семья-сирота приходит в полное расстройство: у нее нет никакой возможности продолжать свое существование, а пчелам-кормилицам, железы которых переполнены молочком, некуда девать большое количество маточного корма. Вот почему с подстановкой в осиротевшую семью молодых личинок пчелы закладывают большое количество маточников и обильно снабжают их питательным маточным кормом.
Для создания семьи-воспитательницы необходимо выполнить несколько обязательных условий:
• она должна быть сильной;
• семья должна иметь большое количество пчел-кормилиц;
• семья не должна иметь открытого расплода;
• семья должна быть обеспечена несколькими рамками с печатным расплодом, взятыми от других семей;
• она должна иметь обильные запасы меда и перги;
• улей должен быть хорошо утеплен;
• семью-воспитательницу необходимо продержать в состоянии сиротства около суток (не более).
Образовать семью-воспитательницу возможно несколькими способами.
Первый способ. На пасеке выбирается одна сильная семья, имеющая не менее 3 кг пчёл. За сутки до намеченного по плану момента подстановки личинок на маточное воспитание от нее отбираются матка и все рамки, содержащие открытый расплод.
Отобранную матку можно использовать для смены старой или негодной матки в любой семье на пасеке, если в этом имеется необходимость, или же для образования новой семьи-отводка. Изъятые рамки с открытым расплодом можно подставить в другие семьи на пасеке.
В семье-воспитательнице, таким образом, остаются: все пчелы, в том числе достаточное количество молодых пчел-кормилиц и 2—3 рамки с печатным расплодом. В ней же должно быть не меньше двух рамок с пергой и 3—4 кг мёда. Если кормовых запасов меньше, семью следует подкормить или дать ей запасные рамки с медом и пергой.
Гнездо семьи-воспитательницы необходимо оградить двумя вставными досками (диафрагмами) и хорошо утеплить с обеих сторон и сверху. Не мешает на ночь дать ей жидкой сахарной подкормки в боковой рамке-кормушке, поставленной с одной стороны гнезда сразу же после диафрагмы.
Составленная таким образом семья-воспитательница через некоторое время почувствует свое сиротство и начнет проявлять признаки беспокойства. По истечении 16—18 часов она будет готова к принятию личинок на маточное вскармливание.
При подборе рамок с печатным расплодом для будущей семьи-воспитательницы пчеловоды столкнутся со следующей проблемой. Весной и летом, когда обычно производится вывод маток, в пчелиных семьях почти никогда не бывает рамок, занятых только печатным расплодом: все рамки с расплодом могут иметь наряду с печатной деткой и открытый расплод. Оставлять же в семье-воспитательнице рамки, имеющие хотя бы несколько ячеек с личинками, — значит испортить все дело: семья в таком случае не будет сиротой, и пчелы заложат на оставленных в улье личинках маточники. Когда после этого (на следующий день) в нее будут поставлены личинки для маточного воспитания, пчелы отстроят очень небольшое число маточников.
Если же изъять все рамки с расплодом из будущей семьи-воспитательницы и не дать ей рамок с печатным расплодом, в ней не будет поддерживаться нужная температура, что также приведет к небольшому приему личинок на маточное воспитание.
Отсюда вывод: надо заранее позаботиться о том, чтобы к моменту формирования семей-воспитательниц на пасеке было по 2—3 рамки печатного расплода на каждую такую семью.
Как известно, ячейки с пчелиным расплодом запечатываются на девятый день после откладки маткой яйца. Поэтому примерно за 9—10 дней до формирования семьи-воспитательницы будущую семью-воспитательницу необходимо осмотреть и гнездо её разделить на две части вставной доской с разделительной решеткой. По одну сторону решетки следует поставить 2—3 рамки по возможности с яйцами и самыми молодыми личинками, по другую — все остальные рамки с расплодом; в этой последней части необходимо оставить матку. Через 9—10 дней в той части гнезда, куда матка не имела доступа, все ячейки с расплодом будут запечатаны и могут быть без всякого риска оставлены в семье-воспитательнице.
Второй способ. В день составления семьи-воспитательницы улей снимают с подставки (или колышков) и на его место ставят другой, разделенный глухой перегородкой на две неравные части с самостоятельными летками, обращенными в разные стороны. В меньшую часть улья с летком, обращенным в ту же сторону, в которую был обращен леток прежнего улья, переносятся рамка с открытым расплодом и матка. В другую (большую) часть улья, предназначенную для образования семьи-воспитательницы, ставят рамки исключительно с печатным расплодом. Кормовые запасы следует поделить так, чтобы обе семейки были вполне обеспечены как медом, так и пергой. Учитывая, что все старые пчелы из семьи-воспитательницы слетят в отделение, имеющее матку, и семья-воспитательница окажется маломощной, в нее следует стряхнуть пчёл с рамок, устанавливаемых в отделение с маткой. Для её усиления желательно в это же отделение дополнительно стряхнуть пчёл с 2—3 рамок, взятых от других сильных и здоровых семей (по одной рамке). При этом следует внимательно проследить, чтобы в семью-воспитательницу вместе с пчелами не стряхнуть и матку.
После полного использования семьи-воспитательницы глухую перегородку можно вынуть и из двух семей вновь образовать одну (один из летков при этом нужно ликвидировать).
Третий способ. В пустой улей ставятся 2—3 рамки с печатным расплодом и 3—4 рамки с кормами (медом и пергой). В него же стряхиваются пчелы с 8—10 хорошо обсиженных рамок, взятых из нескольких сильных здоровых семей на пасеке. Лётные пчелы отлетят на старые места, и семья-воспитательница будет сформирована из одних молодых нелётных пчёл. Образованную таким образом семью-воспитательницу в течение 5—6 дней необходимо поить, (давать воду или жидкий сахарный сироп в рамке-кормушке).