Требования к техническому обслуживанию пожарной сигнализации
Требования к техническому обслуживанию пожарной сигнализации
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 28 июля 2020 г. N 1128 “Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений” (документ не вступил в силу)
В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.
Председатель Правительства Российской Федерации |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 июля 2020 г. N 1128
Положение
о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений
1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
2. Лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее — лицензируемая деятельность) осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — лицензирующий орган).
3. Лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предусмотренному приложением к настоящему Положению.
4. Лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются:
а) наличие у соискателя лицензии или лицензиата зданий (сооружений, помещений) по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, для размещения работников, оборудования, инструментов и технических средств;
б) наличие у соискателя лицензии или лицензиата оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, согласно перечню, предусмотренному частью четвертой статьи 24 Федерального закона «О пожарной безопасности», прошедших поверку в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений», и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;
в) наличие в штате у соискателя лицензии или лицензиата работников (при выполнении 1 или 2 видов работ (услуг) — не менее 2 человек, при выполнении 3 или 4 видов работ (услуг) — не менее 3 человек, при выполнении 5 и более видов работ (услуг) — не менее 5 человек), заключивших с соискателем лицензии или лицензиатом трудовые договоры, имеющих:
высшее или среднее профессиональное образование в области лицензируемой деятельности, либо прошедших профессиональное обучение в области лицензируемой деятельности;
минимальный стаж работы (не менее чем у 50 процентов работников) в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года;
г) прохождение лицами, указанными в подпункте «в» настоящего пункта, не реже 1 раза в 5 лет обучения в области лицензируемой деятельности применительно к выполняемым работам (оказываемым услугам) по дополнительным профессиональным программам программам повышения квалификации либо по основным программам профессионального обучения — программам повышения квалификации рабочих и служащих;
д) выполнение лицензиатом требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
5. К грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами «б» и (или) «д» пункта 4 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
6. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет или направляет в порядке, установленном статьей 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», заявление с приложением копий документов:
а) подтверждающих наличие у работников, указанных в подпункте «в» пункта 4 настоящего Положения, необходимого образования и соответствующей квалификации;
б) подтверждающих стаж работы работников, указанных в подпункте «в» пункта 4 настоящего Положения, или заверенных в установленном порядке выписок из указанных документов;
в) подтверждающих наличие у соискателя лицензии зданий (сооружений, помещений), указанных в подпункте «а» пункта 4 настоящего Положения;
г) подтверждающих наличие у соискателя лицензии оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерений, указанных в подпункте «б» пункта 4 настоящего Положения;
д) подтверждающих наличие сведений о результатах поверки средств измерений в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений или результатов поверки средств измерений, выполненных до 24 сентября 2020 г., которые должны быть удостоверены знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средств измерений, заверенной подписью поверителя и знаком поверки;
е) подтверждающих прохождение работниками обучения, указанного в подпункте «г» пункта 4 настоящего Положения.
7. Прием лицензирующим органом заявления и документов, указанных в пункте 6 настоящего Положения, принятие решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии и об аннулировании лицензии, а также формирование государственного информационного ресурса, формирование и ведение реестра лицензий, предоставление информации по вопросам лицензирования осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».
8. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы и оказывать новые услуги, составляющие лицензируемую деятельность и не указанные в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются новый адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) работы и услуги, которые лицензиат намерен выполнять и оказывать, а также сведения в соответствии с подпунктами «а» — «г» пункта 4 настоящего Положения.
9. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии или лицензиатом документах, лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций в порядке, установленном Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
10. Информация, предусмотренная частью 1 статьи 21 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», размещается лицензирующим органом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 10 дней со дня официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемой деятельности, а также внесения лицензирующим органом соответствующих записей в реестр лицензий.
11. Лицензионный контроль осуществляется лицензирующим органом в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».
12. За предоставление лицензирующим органом лицензии, переоформление лицензии уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению о лицензировании
деятельности по монтажу, техническому
обслуживанию и ремонту средств
обеспечения пожарной безопасности
зданий и сооружений
Перечень
работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.
7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах.
9. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
10. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
Обзор документа
С 2021 г. вводится новый порядок лицензирования деятельности по монтажу, техобслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Уточнены лицензионные требования, особенности выполнения отдельных процедур. При подготовке новых правил учтен риск-ориентированный подход. Как и ранее, лицензированием занимается МЧС.
Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.
Требования к техническому обслуживанию пожарной сигнализации
ГОСТ Р 54101-2010
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СРЕДСТВА АВТОМАТИЗАЦИИ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт
Means of automation and control systems. Means and systems of safety. Service and regular maintenance
ОКС 13.100; 13.110;
Дата введения 2011-09-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Университетом комплексных систем безопасности и инженерного обеспечения при участии Международной ассоциации «Системсервис», Всемирной Академии Наук Комплексной Безопасности, ОАО «Центральное проектно-конструкторское бюро «Спецавтоматика», ЗАО «Аргус-спектр», ЗАО «Атэкс», ЗАО «Центр средств защиты»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 439 «Средства автоматизации и системы управления»
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
В современных зданиях и сооружениях во все большем объеме используются средства автоматизации и системы управления оборудованием инженерных систем, к которым среди прочих относятся средства и системы обеспечения безопасности зданий и сооружений. Применение средств и систем обеспечения безопасности приводит к снижению риска причинения вреда зданиям и сооружениям и (или) тяжести последствий при реализации опасных событий. Своевременное, качественное и контролируемое техническое обслуживание и текущий ремонт данных средств и систем обеспечивает их устойчивую работу в период эксплуатации зданий и сооружений и способствует поддержанию на приемлемом уровне безопасности этих объектов, установленной Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений (Федеральный закон от 29 декабря 2009 г. N 384-ФЗ).
Выполнение требований настоящего стандарта, наряду с выполнением требований других стандартов и сводов правил, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обеспечивает выполнение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к организации и порядку проведения работ по техническому обслуживанию (далее — ТО) и текущему ремонту (далее — ТР) при использовании по назначению смонтированных в зданиях и сооружениях средств автоматизации и систем управления, установок, комплексов, систем, технических средств: автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации, автоматизации противодымной вентиляции, охранной сигнализации, в том числе протяженных и локальных объектов, охранных технических средств, противокриминальной защиты, средств обнаружения, средств управления ими; контроля и управления доступом, охранного телевидения, иных стационарных технических средств наблюдения, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и иных чрезвычайных или критических ситуациях; мониторинга состояния конструкций, оборудования и среды (далее — систем).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 18322 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения
ГОСТ Р 27.002 Надежность в технике. Термины и определения
ГОСТ Р 50776 (МЭК 60839-1-4:1989) Системы тревожной сигнализации. Часть 1. Общие требования. Раздел 4. Руководство по проектированию, монтажу и техническому обслуживанию
ГОСТ Р 53195.1 Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем. Часть 1. Основные положения
ГОСТ Р 53195.2-2008 Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем. Часть 2. Общие требования
ГОСТ Р 53195.3 Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем. Часть 3. Требования к системам
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 27.002, ГОСТ 18322, ГОСТ Р 53195.1, ГОСТ Р 53195.2 и ГОСТ Р 53195.3, а также следующие термины с соответствующими определениями:
метод ремонта специализированной организацией: Метод выполнения ремонта организацией, специализированной на операциях ремонта.
3.2 метод ремонта специализированным персоналом: Метод выполнения ремонта персоналом, специализированным на выполнении операций ремонта.
метод технического обслуживания специализированной организацией: Метод выполнения технического обслуживания организацией, специализированной на операциях технического обслуживания.
метод технического обслуживания специализированным персоналом: Метод выполнения технического обслуживания персоналом, специализированным на выполнении операций технического обслуживания.
3.5 периодическое техническое обслуживание системы, периодическое ТО системы: Техническое обслуживание системы, выполняемое через установленные в эксплуатационной документации интервалы времени.
Примечание — В зависимости от интервалов времени различают месячное, сезонное, годовое техническое обслуживание системы.
регламентированное техническое обслуживание, регламентированное ТО: Техническое обслуживание, предусмотренное в нормативно-технической эксплуатационной документации на систему и выполняемое с периодичностью и в объеме, установленными в ней, независимо от технического состояния системы в момент начала технического обслуживания.
3.7 сезонное техническое обслуживание системы, сезонное ТО системы: Техническое обслуживание системы, выполняемое для подготовки использования системы либо ее составных частей в летних или зимних условиях.
3.8 система тревожной сигнализации (alarm system): Установленная на объекте система, предназначенная для обнаружения опасности и сигнализации об опасности.
3.9 текущий ремонт системы, ТР системы: Ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности системы и состоящий в замене и (или) восстановлении ее отдельных частей.
Примечание — Для замены составных частей системы в ходе выполнения ТР системы используются изделия собственника или предприятия (учреждения), обладающего правом хозяйственного ведения или оперативного управления системой.
4 Основные положения
4.1 ТО и ТР систем в соответствии с настоящим стандартом организует собственник или предприятие (учреждение), имеющее право хозяйственного ведения или оперативного управления (далее Организация) с момента приемки системы в эксплуатацию.
4.2 ТО и ТР систем проводятся с целью обеспечения выполнения функций, предусмотренных проектом, целостности систем, работоспособности и функциональной безопасности в течение всего срока эксплуатации, предусмотренного проектной и технической документацией, что достигается следующими действиями:
— осуществление постоянного контроля технического состояния и правильности функционирования систем в целом;
— периодическая проверка (путем измерений, испытаний) соответствия параметров требованиям технической (эксплуатационной) документации;
— проведение комплекса работ по поддержанию работоспособности систем в течение всего срока эксплуатации;
— своевременная замена отдельных составляющих и частей систем, регламентированных технической документацией на них;
— ведение постоянного учета отказов, сбоев и ложных срабатываний систем, выявление и устранение причин их возникновения;
— проведение обобщения и анализа получаемой информации о техническом и функциональном состоянии обслуживаемых систем, разработка и реализация мер по совершенствованию методов ТО систем;
— заблаговременное определение достижения отдельными составными частями систем предельного ресурса с целью своевременной замены;
— своевременное устранение выявленных в ходе эксплуатации или ТО систем неисправностей отдельных составных частей или систем в целом в рамках ТР систем;
— создание и плановое поддержание комплектности запасных изделий, материалов и средств, необходимых для качественного выполнения ТО и ТР систем;
— метрологическое обеспечение проводимых работ, как в ходе эксплуатации, так и ТО систем, в том числе обеспечение средствами измерений, осуществление их своевременной проверки, соблюдение метрологических стандартов, норм и правил;
— допуск к производству работ по ТО и ТР систем персонала, имеющего достаточную профессиональную подготовку и предусмотренные в установленном порядке разрешительные документы на осуществление данного вида работ, и проведение постоянной работы по повышению его квалификации.
4.3 ТО систем должно осуществляться как регламентированное техническое обслуживание.
4.4 Общее содержание работ по регламентированному техническому обслуживанию системы устанавливается регламентом на проведение ТО системы.
1 Содержание работ на проведение ТО конкретной системы может варьироваться в зависимости от состава, сложности и иных особенностей системы, связанных с техническими условиями на составные элементы системы, а также с условиями их эксплуатации.
2 Примеры регламентов на проведение ТО отдельных систем приведены в приложении А.
3 Содержание работ по проведению ТО и ТР систем тревожной сигнализации приведено в ГОСТ Р 50776.
4.5 Метод технического обслуживания систем определяется Организацией в соответствии с настоящим стандартом. ТО может проводиться:
— методом технического обслуживания специализированным персоналом и (или)
— методом технического обслуживания специализированной организацией в установленном порядке.
4.5.1 При проведении ТО и ТР систем методом технического обслуживания специализированным персоналом Организация осуществляет подготовку специализированного персонала, обеспечивающую выполнение требований 4.2 настоящего стандарта.
Примечание — Результаты подготовки персонала должны быть подтверждены разрешительным документом на проведение соответствующих работ, выданным уполномоченной организацией в установленном порядке.
4.5.2 При проведении ТО и ТР систем методом технического обслуживания специализированной организацией выполнение требований настоящего стандарта осуществляется Организацией на основании договора подряда со специализированной организацией, обладающей правом на проведение соответствующих работ по законодательству Российской Федерации.
5 Требования
5.1 Требования к выполнению работ
5.1.1 Специализированный персонал или специализированная организация (далее — Исполнитель) должны организовывать и проводить работы, связанные с ТО и ТР систем, в строгом соответствии с действующими законами Российской Федерации, техническими регламентами, настоящим стандартом и в соответствии с требованиями, предъявляемыми национальными стандартами, сводами правил и технической (эксплуатационной) документацией на системы и их составные части, а также с регламентами на проведение ТО и ТР систем.
Обслуживание пожарной сигнализации: регламентирующие документы
Техническое обслуживание или ТО пожарной сигнализации на любом из объектов необходимо проводить регулярно. Это закреплено в регламентирующих документах, главный из которых – Постановление Правительства Российской Федерации под номером 390 и под названием «О противопожарном режиме». То есть собственник объекта должен содержать сигнализацию в исправном состоянии. А проверку на работоспособность надо проводить хотя бы один раз в квартал. При этом обслуживание пожарной сигнализации (регламентирующие документы это подтверждают в статье под номером 63) проводят строго по составленному графику, в основу которого закладывают техническую документацию от производителя.
Законодательная ответственность
Кто игнорирует эти требования – будет призван к судебной ответственности. Особенно сегодня, когда пожарная ситуация в стране резко поднялась. Это подтверждают большие пожары, происходящие с завидной частотой, в которых гибнут люди.
Есть еще один регламентирующий документ, в котором определены меры ответственности за нарушения противопожарной безопасности. Это Федеральный закон под номером 69 «О пожарной безопасности». В нем четко оговорено, кто несет ответственность за несоблюдение сроков проведения обслуживания системы пожарной безопасности. Это:
- собственники недвижимости;
- арендаторы;
- ответственные, назначенные за пожарную безопасность объекта;
- должностные лица, если их компетенция касается противопожарной безопасности.
Какие меры наказания по регламентирующим документам могут быть применены:
- дисциплинарные: выговор, замечание, снятие с должности, увольнение;
- административные: штрафы, приостановление деятельности и прочее;
- уголовные.
Ситуации, когда руководители или собственники объектов игнорируют проведение технического обслуживания пожарной сигнализации по нормативным документам, встречаются достаточно часто. Особенно на объектах, которые введены в эксплуатацию недавно. Просто все думают, что гарантийный срок и грамотно проведенная установка – это гарантия. Но такое отношение противоречит законодательству. Поэтому документация по техническому обслуживанию систем пожарной сигнализации – это документ, который должен выполняться по пунктам строго в независимости от того, когда объект недвижимости был введен в эксплуатацию.
Суд над ответственным за противопожарную безопасность объекта
График проведения регламентных работ
Регламент технического обслуживания пожарной сигнализации – это документ, который определяет периодичность проведения обслуживания (ТО). Он составляется, как неотъемлемая часть договора между компанией, которая эксплуатирует систему сигнализации, и фирмой, обслуживающей противопожарную сигнализационную сеть.
В состав графика входит два документа:
- Перечень работ (регламентных профилактических) на каждый месяц в течение года.
- Технологические карты на каждый вид регламентных работ.
За основу создания графика берутся Методические рекомендации от 1999 года. Название методички: «Автоматические системы пожаротушения и пожарной сигнализации. Правила приемки и контроля». По понятным причинам в этом документе отсутствуют технологические карты, потому что невозможно описать все виды оборудования, которые сегодня присутствуют на рынке. Поэтому карты разрабатываются на основе паспортов и инструкций к обслуживанию, которые являются неотъемлемой частью комплектации приборов и оборудования.
График проведения регламентных работ
Виды технического обслуживания
Если говорить о регламенте ТО пожарной сигнализации, то здесь два вида:
- Ежемесячное техническое обслуживание, оно же ТО-1. Сюда входит небольшой перечень работ: внешний осмотр, проверка на срабатывание, проведение инструктажа, проверка специальных журналов, осмотр источников питания.
- Ежеквартальный, он же ТО-2. Здесь больший перечень работ: ТО-1, проверка того, как работают извещатели, замеряют источники питания на предмет их полной зарядки, прозванивают контуры на предмет соответствия сопротивлению, тестирование датчиков и прочее.
Есть совершенно другой регламент обслуживания пожарной сигнализации. Он связан с проверкой систем, которые определяются по мере их важности. В этом случае ТО-1 остается без изменений. А вот ТО-2 делится на два регламента:
- Это комплексная проверка, которая определяет работоспособность системы в целом.
- Это объединение ТО-1 и ТО-2, но к ним добавляются еще несколько видов регламентирующих работ. А именно: продувка извещателей, проверяют, насколько надежны крепежные элементы, осматривают, не провисли ли кабеля, и прочее.
Необходимо отметить, что последний регламент из двух вышеописанных более удобен. Потому что проверку можно провести на высочайшем уровне. Это займет большее время, но гарантирует точное определение технического состояния охранной и пожарной сигнализации. При этом разделение по важности дает возможность сократить сроки проведения обслуживания. К примеру, вся система делится на участки по важности. То есть какие-то являются важными, другие очень важными. Первые можно обслуживать один раз в квартал, вторые ежемесячно. И это не противоречит законодательным документам, связанным с периодичностью обслуживания пожарной сигнализации.
Проверка работоспособности системы противопожарной сигнализации
Внеплановое техническое обслуживание
В руководящих документах (РД) по пожарной сигнализации нет перечня работ, связанных с внеплановыми проверками. Они не регламентированы, потому что проводятся только в экстренных случаях:
- автоматика системы сработала ложно;
- после устранения причин ложного срабатывания;
- если на пульт управления пришел сигнал, что один из извещателей запылился.
Но виды работ, проводящихся при данном виде проверки, одинаковы и соответствуют часто и ТО-1, и ТО-2. Поэтому на многих объектах внеплановые проверки заносят в график технического обслуживания.
Как проводится проверка работоспособности системы
Регламент работ по техническому обслуживанию пожарной сигнализации должен обеспечивать достаточно большой объем проводимых операций. В него должны входить:
- проверка всех источников питания: основных и резервных;
- проверяется автоматика и в режиме диагностики, и в режиме дежурного состояния;
- проверяются пожарные извещатели на предмет их качественной работы.
В конце проведенной работы обязательно составляется акт. Типовой формы этого документа нет. Здесь важно занести все результаты проверки и подписать его членами комиссии.
Необходимо отметить, что порядок обслуживания сигнализации может отличаться в зависимости от типа эксплуатируемой системы. Она может быть адресной и безадресной. Но типовой регламент технического обслуживания пожарной сигнализации один и тот же.
И еще один важный момент, который касается документирования. На объекте храниться журнал, в который заносят все проведенные виды обслуживания с точным указанием сроков. Последние должны соответствовать графику. Это основной документ для проверяющих. В нем ставят подписи представители обслуживающей организации, а также представитель объекта. Сегодня с внедрением в систему связи интернета, журналы хранятся в электронных папках и файлах, что очень удобно. Особенно для проверяющих, которым к этим данным открывают свободный доступ.
А вы давно проверяли пожарную сигнализацию?
О периодичности обслуживания пожарной сигнализации ходят легенды. Недобросовестные монтажные и охранные предприятия сводят этот важный этап к «сломается — звоните». Но отладка на то и отладка, чтобы ее выполнять регулярно. Мало того, на эту тему законодатель предусмотрел специальные регламенты, где прописаны все необходимые нормы.
Так почему противопожарные системы часто не работают, когда это жизненно необходимо? Кто несет за это ответственность? И как разобраться в требованиях к техническому обслуживанию пожарной сигнализации? Расскажем в статье.
Что говорит закон о нормах обслуживания пожарной сигнализации?
Правила правилами, но уже на стадии монтажа происходит подмена понятий, которая приводит в итоге к жертвам при возгорании.
Дело в том, что собственник здания честно считает, что кто монтирует датчики и получает деньги ежемесячно за охрану, тот и несет ответственность за работоспособность оборудования. Меж тем это далеко не так. Существует закон № 69, который вносит ясность в порядок технического обслуживания пожарной сигнализации и устанавливает лиц, ответственных за несоблюдение сроков при проведении ТО противопожарных систем:
- владельцы недвижимости;
- арендаторы зданий, помещений и складских объектов;
- ответственные лица, назначенные специальным приказом руководства компании;
- должностные лица, в случаях, когда пожарная безопасность входит в их компетенцию.
С наказаниями тоже все предельно четко и ясно. В зависимости от типа, характера правонарушения и наличия или отсутствия последствий могут быть применены следующие меры:
- объявление выговора, дисциплинарное взыскание, увольнение по статье;
- административная приостановка деятельности компании, штрафы и предписания;
- уголовное наказание, принудительные работы.
Фактически вместо ежеквартального технического обслуживания, которое требует законодатель, проверка сигнализации проводится часто спустя рукава. Или вовсе техник выезжает на объект лишь проставить дату в журнале ТО.
Особенно это распространено на объектах с новым оборудованием. Не составляется даже техзадание на обслуживание пожарной сигнализации. Вводит в заблуждение и гарантийный срок на комплектующие противопожарной системы. А производители четко прописывают условия эксплуатации, которые далеки от реальных.
И только специалист понимает важность настройки того или иного датчика. Сотрудники ПожСистемСтрой производят монтаж пожарных систем много лет и знают все тонкости обслуживания и наладки. Современное оборудование очень чувствительно не только к перепадам напряжения, как любая электроника, но и реагирует даже на повышенную влажность в помещении.
Но часто предприниматели рассматривают обеспечение ПБ, как ненужную статью расходов и вместо регулярного технического обслуживания пожарной сигнализации вызывают специалистов по мере надобности. Фактически нарушая закон и подвергая опасности не только персонал, но и клиентов.
И происходит не экономия, а переплата в 400 раз. Запомните, штраф дешевле не допустить, чем оплачивать.
График проведения технического обслуживания пожарной сигнализации — формальность?
Регламент ТО противопожарной системы — это комплект из двух документов, которые жестко определяют порядок регулярного обслуживания сигнализации. График невозможно просто распечатать из интернета. Он является неотъемлемой частью договора между предпринимателем и компанией, которая будет следить за исправностью пожарного комплекса. При этом, будьте внимательны, если вы выступаете в качестве нанимателя. В этом случае расходы по монтажу ложатся на владельца объекта, а обслуживание на арендатора.
График — это неотъемлемая часть договора. Он должен быть подписан в двух экземплярах.
В регламент работ по техническому обслуживанию пожарной сигнализации входит два документа:
- Перечень профилактических ежемесячных действий на 12 месяцев.
- Технологические карты по каждому виду запланированных работ.
Разработкой карточек занимается обслуживающая организация. Вы можете проконтролировать, чтобы бумаги были заполнены в соответствии с методическими рекомендациями и типовым регламентом обслуживания пожарной сигнализации.
Методичка от 1999 года продолжает действовать несмотря на узкий перечень оборудования, указанный в ней. В любом случае за основу берутся паспорта и инструкции, которыми комплектуется каждый элемент АСП.
Правила технического обслуживания пожарной сигнализации
Для начала разберем, что типовое ТО вам даст. Основные задачи технического обслуживания:
- контроль пожарной автоматики;
- проверка на соответствие электротехническим требованиям;
- тонкая регулировка под производственные и климатические условия;
- предотвращение ложных срабатываний;
- отслеживание сроков эксплуатации оборудования и комплекса в целом;
- анализ работоспособности сигнализации;
- разработка контрольных мероприятий по проверке и усовершенствованию;
- помощь клиенту в грамотной эксплуатации.
Чтобы не путаться и углубляться в термины, формально техническое обслуживание можно разделить на два типа. Они различаются количеством необходимых работ и частотой:
- ТО-1 включает краткий перечень действий и проводится ежемесячно.
- ТО-2 предусматривает ежеквартальное тестирование всего оборудования к дополнению ТО-1.
Техническое обслуживание пожарной сигнализации, пожаротушения и других систем безопасности
Техническое обслуживание систем противопожарной защиты не прихоть и пустая трата денег, а реальная необходимость, обусловленная требованиями нормативных документов по пожарной безорпасности и инструкциями заводов-изготовителей. Без проведения тех.обслуживания и планово-предупредительного ремонта системы постепенно выходят из строя и впоследствии, как не крути, придется тратится на их восстановление, не говоря уже о вероятности отказа систем в самый не подходящий момент.
Техническое обслуживание систем должно осуществляться на основании п.61 Правил противопожарного режима в РФ. Текст требования:
Каким образом должно обеспечиваться техническое обслуживание:
Из текста вышеуказанного требования ясно, что руководитель должен обеспечить исправность систем на своих объектах, однако не указано каким именно способом, оставляя это на его усмотрение.
При определении способа осуществления технического обслуживания, необходимо учесть следующее:
- Техническое обслуживание систем пожарной безопасности — лицензионный вид деятельности;
- Для обслуживания привлекают квалифицированных инженерно-технических работников и электромонтеров ОПС, имеющих квалификацию не ниже 3 разряда электромонтеров ОПС;
- Проверка технического состояния оборудования проводится с использованием специальных приборов, проходящих периодические поверки
Таким образом, техническое обслуживание обеспечивается двумя способами:
- Заключение договора с лицензированной организацией, имеющей опыт работы, квалифицированных специалистов и оборудование;
- Получение лицензии МЧС и организация обслуживание собственными силами
Периодичность технического обслуживания:
Исходя из текста п.61 Правил противопожарного режима в РФ (приведен выше), многие делают вывод о том, что достаточно заключить договор на техническое обслуживание с периодичностью не реже одного раза в квартал, однако это не так.
Согласно п.63 Правил противопожарного режима в РФ:
То есть, периодичность работ по техническому обслуживанию зависит от оборудования, смонтированного на объекте.
Например, согласно руководства по эксплуатации на распространенный прибор фирмы ЗАО НВП «Болид» — Пульт контроля и управления охранно-пожарный С-2000М, т ехническое обслуживание пульта проводится по планово-предупредительной системе, которая предусматривает ежемесячное обслуживание.
Стоимость работ по техническому обслуживанию
Компания «Огнеборец» оказывает услуги по техническому обслуживанию различных систем, таких как:
- системы автоматической пожарной сигнализации;
- системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- автоматические установки пожаротушения;
- системы дымоудаления;
- системы видеонаблюдения
Кроме того, при заключении договора на техническое обслуживание любой из систем, Вы получаете без дополнительной оплаты следующие услуги:
- Аудит пожарной безопасности объекта, консультации;
- Проведение периодических испытаний систем противопожарного водоснабжения, перекатка рукавов (два раза в год);
- Помощь в составлении и ведении пожарной документации;
- Помощь в прохождении пожарных проверок.
Стоимость работ определяется исходя из количества обслуживаемого оборудования, индивидуально для каждого объекта по согласованию с заказчиком.
Ориентировочная стоимость технического обслуживания пожарной сигнализации:
Площадь помещений, м 2 | Периодичность ТО | |
1 раз в месяц | 1 раз в квартал | |
0 — 100 | 1500 руб. | 3000 руб. |
100 — 200 | 2000 | 5000 руб. |
200 — 300 | 2500 | 6000 руб. |
300 — 500 | 3000 руб. | 7000 руб. |
500 — 1000 | 5000 руб. | 10000 руб. |
При площади свыше 1000 кв.м, стоимость определяется индивидуально.
Наша компания зарекомендовала себя надежным подрядчиком, в результате чего заключены договора на техническое обслуживание систем с такими организациями, как:
Обслуживание пожарной сигнализации
После того как пожарная сигнализация вводится в эксплуатацию, главным становится вопрос о ее правильной работе. Для этого необходим постоянный контроль специалистов с проведением технического обслуживания.
Их действия направлены на устранение неисправностей элементов сложной системы и обеспечение уместного срабатывания сигнала при возникновении аварийных ситуаций.
Техническое обслуживание пожарной сигнализации – важная процедура, требующая ведения соответствующей документации.
Ответственность за профилактические и ремонтные мероприятия несет начальник объектов защиты или руководитель обслуживаемой организации.
Право на техобслуживание
Техническое обслуживание систем пожарной сигнализации и автоматических установок проводит определенная организация, у которой есть разрешение от МЧС.
Заказчик имеет право выбрать компанию, которая проводила монтаж оборудования и пусконаладочные работы либо обратиться в любую стороннюю фирму с теми же обязанностями.
Как правило, это саморегулируемые организации СРО в области пожарной безопасности. Главное, чтобы компетентность сотрудников не подлежала сомнению.
Стороны заключают договор, в котором обязательно указывают требования:
- возможный доступ к элементам системы противопожарной безопасности;
- срок действия предоставляемых услуг;
- цикличность профилактических работ, включая ремонт.
Обслуживание пожарной сигнализации – договор о предоставлении услуг находится под контролем Государственного пожарного надзора. Результатом деятельности компании или СРО являются нормативные документы – протоколы, ведомости, журналы, акты обследования, содержащие отчет о проведении мероприятий.
Основные действия
Деятельность компетентной организации условно разделяется по группам:
- Производственный процесс на предприятии требует ответственного подхода. Поэтому после установки противопожарной защиты специалисты компании инструктируют персонал, который будет нести ответственность за безопасность рабочих мест.
- Оказание технической помощи по эксплуатации оборудования.
- Ремонт устройств осуществляется в соответствии с договором гарантийного обслуживания.
- Плановый осмотр установок пожарной сигнализации.
- Проверка документов, где указаны правила технического обслуживания.
- Составление рекомендаций, где может значиться списание, ремонт вышедшего из строя оборудования или увеличение срока его эксплуатации. Записи заносятся в «Дефектную ведомость».
Необходимая документация
На объектах, где проводится обслуживание пожарных систем, должны находиться необходимые документы.
Вот что входит в этот перечень:
- проектно-сметная документация на строительное производство комплекса пожарной охраны;
- договор с фирмами или СРО, имеющими лицензию;
- план-график ремонтных мероприятий;
- журнал ведения технического обслуживания, ремонтов;
- ведомость смонтированных средств охранно-пожарной сигнализации;
- акты сдачи установки в эксплуатацию и приема выполненных работ;
- инструкция по эксплуатации автоматики и систем управления;
- график смен рабочего персонала;
- журнал учета неисправностей противопожарного оборудования;
- эксплуатационные паспорта оборудования;
- должностные инструкции кадровых и внешних сотрудников предприятия.
Нормативные расчеты
Регламент работ, направленных на обслуживание пожарной сигнализации, предполагает определенную периодичность и требования к выполнению действий.
Это связано с тем, что датчики имеют замысловатые чувствительные схемы. Проникновение пыли, пара, сигаретного дыма или мелких частиц чревато выходом из строя важных элементов системы. Потеря исправности извещателей приводит к общему сбою приборов и резко снижает степень безопасности в помещении.
Порядок проведения мероприятий отражен в документе об отраслевых нормах. Сроки исполнения могут меняться по договоренности сторон. Для этого требуется обоснование, связанное с особенными условиями эксплуатации составляющих компонентов пожарной сигнализации.
Если отдельные технические устройства не нашли отражение в документе, заказчик и исполнитель могут индивидуально определить регламент их технического обслуживания. При этом учитываются необходимые требования, прописанные в технической документации в соответствии с нормами ГОСТ.
Для высотных строений есть отдельный регламент и нормативы, указанные в Инструкции, определяющей ремонт и правила технического обслуживания пожарной сигнализации. Объекты с массовым скоплением людей подлежат ежемесячной проверке. Малым промышленным помещениям полагается обслуживание противопожарного комплекса один раз в квартал.
Сроки исполнения
Технический регламент предусматривает определенный интервал времени на техническое обслуживание ОПС.
Каждый день нужно выполнять действия:
- визуальный осмотр путей эвакуации, защитных средств и важных элементов сигнализации: извещателей, детекторов, шлейфов связи, контроллеров на наличие грязи и механических повреждений;
- проверка эксплуатационных качеств извещателей, целостности заводских пломб приемно-контрольных приборов, положение рычагов переключения, согласно нормам ГОСТ.
Каждую неделю сотрудники компании или саморегулируемой организации (СРО) проверяют состояние подключения к электросети слаботочных систем, тестируют резервный заряд аккумуляторов. После осмотра два раза в год проводятся испытания сигнализации с целью выявить слабые места.
Тестирование реализуется двумя способами:
- Полная проверка комплекса безопасности с имитацией пожара. Здесь важна незамедлительная реакция оповещателей на угрозу.
- Выборочная проверка позволяет контролировать работу датчиков, входящих в систему сигнализации, на отдельных участках объекта. Методика предполагает искусственное увеличение температуры, имитацию задымления или очагов огня. Действие выбирается в зависимости от типа датчика. Испытания являются аналогом реальных ситуаций, поэтому с высокой точностью определяют неисправность элементов. При необходимости специалисты рекомендуют провести замену оборудования.
О плановой проверке на предприятии сообщается заранее. В случае угрозы чрезвычайных ситуаций необходим внеплановый контроль.
Ежегодно работники фирмы, осуществляющей обслуживание охранно-пожарной сигнализации, обязаны замерять заземление.
Один раз в три года они контролируют состояние изоляционного материала. Чем чаще проверяется оборудование, тем эффективнее оно работает. Обнаружение неисправностей является необходимой процедурой, которая может спасти жизни людей во время пожара.
Результаты экспертизы
Обслуживающая компания или организация СРО по итогам проверки работоспособности пожарной сигнализации оформляет соответствующий акт.
В нем указываются сведения:
- адрес расположения объекта;
- дата проведенной экспертизы;
- лица, вошедшие в комиссию;
- тип устройства;
- используемые методы и требования;
- состояние системы противоогневой защиты;
- заключение о готовности срабатывания сигнала в экстренных ситуациях;
- дополнения к документу;
- индивидуальная информация об участниках испытательных мероприятий с указанием их должности.
Составленный в двух экземплярах акт заверяется контролирующей службой. Его подписывает руководитель предприятия. Во время очередной проверки акт необходимо предъявлять вместе с журналом по техническому обслуживанию противопожарной системы защиты.
Как вести журнал регламентных мероприятий
Техническое обслуживание систем охранно-пожарной сигнализации на каждом этапе проверки должно быть запротоколировано.
Данные с учетом норм ГОСТ заносят в «Журнал регистрации работ по ТО и ППР автоматических установок пожаротушения». Стороны договора ведут одинаковые документы.
Периодически независимые контролирующие органы сверяют записи, чтобы они совпадали. О целостности записей свидетельствуют нумерованные страницы, прошивка и печати обеих сторон.
Документ учета регламентных работ содержит информацию:
- инструктаж по технике безопасности в процессе эксплуатации оборудования;
- дата выключения и включения оборудования, когда проводится ремонт;
- полная нейтрализация комплекса на время профилактических мероприятий с уведомлением Государственных органов пожарного надзора;
- запись, когда завершено техобслуживание. Она заканчивается фразой: «Система сдана Заказчику в исправном состоянии для последующей работы в авторежиме».
Стоимость заказа
Организация, имеющая право обслуживать пожарную сигнализацию, самостоятельно определяет ценовую политику сервисных услуг. Расчет стоимости связан с использованием сетки тарифов и целым перечнем коэффициентных показателей.
Итоговая цена зависит от основных факторов:
- Общая площадь комнат, где используется пожарная сигнализация. Чем меньше размер, тем больше расчет за 1м 2 .
- Количество работников, находящихся в производственных помещениях.
- Тип и структура общей системы.
- Вид сервиса.
Многие экспертные организации предлагают комплексные услуги обслуживания установок, включая видеонаблюдение и управление контролем доступа. Они могут стоить дешевле. Есть вариант включить в штат предприятия инженера по пожарной безопасности.
Расчет стоимости услуг указывается в коммерческом предложении после оформления технических заданий. Аудит пожарной безопасности организуется на предприятии добровольно.
Видео: Инфографика о порядке работ при обслуживании пожарной сигнализации
Источник: