Заземление пожарных машин требования

Заземление пожарных машин требования

13 Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, взрывобезопасности, молниезащиты и защиты от статического электричества

13.1 При эксплуатации АЗС необходимо соблюдать требования Технического регламента о требованиях пожарной безопасности [16], СП 156.13130.2014 и Правила противопожарного режима [17].

13.2 На каждой АЗС разрабатывается и доводится до работников АЗС инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными Правилами противопожарного режима [17].

13.3 На АЗС запрещается курение и пользование открытого огня и должны быть размещены указатели с соответствующей информацией.

13.4 В помещениях АЗС постоянного нахождения людей должны размещаться таблички с номером телефонов для вызова пожарной охраны.

13.5 АЗС оснащаются первичными средствами пожаротушения в соответствии с проектной документацией и установленными нормами [17]. Места размещения первичных средств пожаротушения обозначаются соответствующими знаками безопасности согласно Нормам пожарной безопасности [14]. Использование противопожарного инвентаря и оборудования не по назначению не допускается.

13.6 АЗС должны быть оборудованы пожарной сигнализацией и/или другими средствами противопожарной защиты в соответствии с требованиями Технического регламента о требованиях пожарной безопасности [16].

При срабатывании системы пожарной сигнализации необходимо:

— остановить эксплуатацию АЗС;

— подготовить первичные средства пожаротушения и системы противопожарной защиты к немедленному задействованию;

— выяснить и устранить причину срабатывания сигнализации.

13.7 При возгорании на АЗС ее работникам необходимо:

— обеспечить речевое оповещение персонала и клиентов АЗС о происшествии посредством громкоговорящей связи или иной системы звуковой коммуникации;

— немедленно произвести аварийное отключение электропитания оборудования АЗС (кроме электропитания систем противоаварийной и противопожарной защиты);

— известить о происшествии подразделение пожарной охраны, назвать свою должность, фамилию, имя, отчество, сообщить им подробности происходящего и действовать в соответствии с полученными указаниями;

— задействовать системы противопожарной защиты объекта защиты в соответствии с инструкцией по их эксплуатации;

— прекратить работу АЗС, освободить территорию от людей и транспортных средств;

— при возгорании транспортного средства эвакуировать из него людей;

— принять меры по тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения и сохранности материальных ценностей;

— не допускать на АЗС посторонних лиц, кроме аварийных служб, пожарных и спасателей;

— удалить по возможности из зоны пожара предметы, вещества и материалы, на которые вероятно распространение огня;

— подготовить место для прибывающей пожарной техники и других служб, по их прибытии проинформировать о текущей ситуации и действовать в соответствии с полученными от них указаниями.

13.8 Во взрывоопасных зонах АЗС должно применяться электрооборудование во взрывозащищенном исполнении. Классификация взрывоопасных зон на АЗС при использовании электрооборудования производится в соответствии с ГОСТ 30852.9. Оборудование и материалы, не имеющие знаков взрывозащиты по ГОСТ 30852.0, к эксплуатации во взрывоопасных зонах не допускаются.

13.9 Все металлические части электрических устройств и оборудования зануляются (для сетей с глухозаземленной нейтралью) или заземляются (для сетей с изолированной нейтралью). Применение в сетях с глухозаземленной нейтралью заземления корпусов электроприемников без их зануления не допускается.

13.10 Присоединение заземляющих и нулевых проводников к заземлителям, заземляющему контуру и к заземляющим конструкциям выполняется сваркой, а к корпусам электрооборудования — сваркой или надежным болтовым соединением.

13.11 Каждая часть электроустановки, подлежащая заземлению или занулению, должна быть присоединена к сети заземления или зануления с помощью отдельного проводника.

Последовательное включение в заземляющий или нулевой защитный проводник заземляемых или зануляемых частей электроустановки запрещается.

13.12 Не допускается использовать в качестве заземлителей и заземляющей проводки технологические трубопроводы.

13.13 Сопротивление заземляющего устройства в любое время года в электроустановках с глухозаземленной нейтралью должно быть не более 8 Ом при линейном напряжении трехфазного тока 220 В (380 В напряжение между фазами) и 4 Ом при 220 В однофазного тока. Сопротивление заземляющего устройства, используемого для заземления в электроустановках с изолированной нейтралью, должно быть не более 4 Ом.

13.14 Здания и сооружения АЗС должны быть защищены от прямых ударов молнии, электростатической, электромагнитной индукции, заноса высоких потенциалов в соответствии с установленными требованиями.

13.15 Металлические корпуса наземных резервуаров, контейнеров и блоков размещения товарных запасов нефтепродуктов оборудуются молниеотводами, установленными на защищаемом объекте, или отдельно стоящими в соответствии с расчетами.

13.16 Пространство над газоотводными патрубками должно быть защищено от прямых ударов молнии. Защите подлежат также дыхательные клапаны и пространство над ними.

13.17 В качестве заземлителей молниезащиты допускается использование заземлителей всех электроустановок.

13.18 Соединение молниеприемников с токоотводами и токоотводов с заземлителями должно выполняться, как правило, сваркой, а при их повреждении и недопустимости немедленного проведения огневых (ремонтных) работ по восстановлению поврежденного сварного соединения на период подготовки АЗС к проведению таких работ разрешается выполнение болтовых соединений с переходным сопротивлением не более 0,05 Ом. Контроль указанных соединений должен проводиться ежегодно перед началом грозового сезона. Для проверки величины сопротивления заземлителей следует предусматривать на токоотводах возможность болтового подсоединения измерительных приборов. Наземная часть токоотводов, кроме контактных поверхностей, должна быть окрашена в черный цвет.

13.19 Проверка состояния устройств молниезащиты, включая измерения сопротивлений, проводится один раз в год перед началом грозового сезона при сухой погоде. Проверяется состояние наземных элементов молниезащиты (молниеприемников, токоотводов), при этом особое внимание обращается на состояние токоведущих элементов: при уменьшении их сечения вследствие коррозии, надломов или оплавлений больше, чем на 30%, необходимо произвести их замену или ремонт дефектных мест.

13.20 Сопротивление заземляющего устройства, предназначенного для защиты от статического электричества, должно быть не выше 100 Ом.

13.21 Все металлические и электропроводные неметаллические части технологического оборудования заземляются независимо от применения других мер защиты от статического электричества.

13.22 Металлическое и электропроводное неметаллическое оборудование, трубопроводы должны представлять собой на всем протяжении непрерывную электрическую цепь, которая в пределах АЗС должна быть присоединена к контуру заземления не менее чем в двух точках.

13.23 АЗС оборудуется общим контуром заземления для электрооборудования, защиты от статического электричества, прямых ударов и вторичных проявлений молний. Сопротивление растеканию тока заземлителей не должно быть более 10 Ом.

13.24 Состояние контуров заземления, устройств молниезащиты и защиты от статического электричества подвергается проверке с периодичностью не реже одного раза в год, срабатывание защиты в цепях с глухозаземленной нейтралью от токов «КЗ» — не реже одного раза в три года.

Проверку и испытание оборудования молниезащиты и защиты от статического электричества должны осуществлять специализированные организации.

Заземление пожарных машин

Для предупреждения поражения током во время тушения огня проводится заземление пожарных машин и стволов. ОТВ, попав на электроустановку, становятся дополнительным проводником электричества. Кроме того, часто возникает наведенное напряжение на самой машине. Для защиты спасателей от таких случаев используют устройства переносного заземления.

  1. Назначение оборудования
  2. Конструктивные особенности и технические характеристики
  3. Основные требования к заземлению пожарных машин
  4. Размещение заземления

Назначение оборудования

Этот класс защитных устройств предупреждает поражение током сотрудников спасательной службы во время тушения огня, которое возможно в двух случая:

  1. При возникновении наведенного напряжения на автомобиле. Оно появляется при внешних источниках электромагнитных колебаний на отдельных частях конструкции машины. Ток расходится по деталям и при отсутствии заземления может стать причиной серьезного поражения людей электричеством. Риск становится в разы больше, если рядом с машиной находится электроустановка.
  2. При попадании ОТВ из ствола на электропроводящее место установки, в частности на электромотор насоса.

При работе пожарной техники на объекте используется защитное заземление. Оно бывает двух типов:

  • переносное заземление для пожарных машин (ЗППМ);
  • заземляющее устройство для стволов (ЗПС).

При заборе воды из водонапорной системы заземляют только стволы. В этом случае отдельно заземлять насос не требуется.

Конструктивные особенности и технические характеристики

По своему устройству самое простое заземляющее оборудование представляет собой часть медного провода в полиуретановой оболочке, которая не ограничивает гибкость, выдерживает большой перепад температур от -50 до +60°С и защищает медь от окисления. Концы провода должны быть обязательно опрессованы, и уже к ним при помощи болтов крепятся металлические струбцины. Одну из них подсоединяют к автомобилю, а вторую – к заземлителю. Струбцины обязательно покрывают антикоррозийным составом с высокой проводимостью.

Место заземления пожарных машин на промышленных объектах обязательно отмечено специальным знаком. На практике заземлителем может быть любая металлическая деталь, уходящая в землю: пожарный гидрант, трубы колодцев, скважин, шурфов, опоры ЛЭП.

Если проводится заземление стволов, то на одном конце провода чаще всего вместо струбцины крепится кольцо. Если его нет, то провод можно крепить непосредственно к пожарному оборудованию.

Читайте также  Что такое ОПС в пожарной безопасности?

Если необходимо заземлять стволы и насосы, используемые в ручном режиме, то всегда применяют отдельные устройства.

Основные требования к заземлению пожарных машин

Защиту от поражения электрическим током дает не только правильная эксплуатация заземляющих устройств, но и их соответствие утвержденным требованиям.

  1. Переносные устройства должны обладать термической и динамической устойчивостью к току короткого замыкания. Это возможно при соблюдении определенных параметров: для 1000 В сечение медного провода должно быть 16 мм 2 , более 1000 В – 25, 35, 50, 70, 95 или 120 мм 2 .
  2. Прочный контакт, являющийся гарантией исправности струбцин или зажимов при коротком замыкании.
  3. Монтаж струбцин должен быть без свободного хода, чтобы во время динамических нагрузок их не сорвало с провода.
  4. Все соединения переносных заземлений должны быть с продолжительной термической устойчивостью, чтобы избежать перегрева во время работы и обеспечить автоматическое отключение оборудования.

Стандартно в заземляющих устройствах для пожарных стволов и автомобилей используют медный провод сечением 16 и 25 мм 2 . Длина его при этом не имеет никакого значения, главное, чтобы после подключения не ограничивалась свобода маневрирования самим стволом. Обычно используют провод длиной от 10 до 40 метров.

Кроме этих требований при монтаже оборудования учитываются и требования по структурным параметрам самих устройства. Например, для стволового заземляющего оборудования пользуются таблицей.

Размещение заземления

Правила размещения заземляющих устройств определены ПУЭ, ГОСТом Р 51853-2001 и профильной документацией к конкретному оборудованию. В них выделяют два важных пункта:

  1. В местах заземления пожарных машин на подстанциях устанавливаются специальные знаки.
  2. Все места, предусмотренные для размещения ПА и ствольщиков, обязательно должны иметь заземлители. Их располагают возле входных дверей электрических распределительных установок, возле кабельных сооружений, возле гидрантов и непосредственно у входа в здание.

Если возгорание произошло на электростанции, то боевой расчет обязан встречать человек, знающий места расположения заземляющих проводов.

В обязательную комплектацию пожарного автомобиля переносное заземление не входит. Необходимое количество проводников определяется на каждом объекте с указанием места их хранения. Для отработки навыков использования оборудования устраивают площадки-тренажеры.

Требования и размещение заземления для пожарных машин и стволов

При ликвидации пожара на любом объекте строительства могут возникнуть сложности, затрудняющие действия пожарных подразделений. Частый случай поражения током при пожаротушении — когда струя воды, пены или аналогичного огнетушащего средства, попадая на часть электроустановки, которая находится под напряжением, становится проводником. Усугубляется положение при возникновении наведенного напряжения на пожарной машине.

Для защиты сотрудников противопожарной службы от последствий подобных ситуаций делается заземление для пожарных стволов и машин.

Назначение переносного заземления

Такой класс защитных устройств направлен на предотвращение поражения током сотрудников противопожарной службы во время ликвидации пожара вследствие:

  1. Возникновения наведенного напряжения на автомобиле. Под воздействием внешних источников электромагнитных колебаний на проводящих частях конструкции машины иногда возникает наведенное напряжение. Распространение такого тока по деталям пожарной техники может привести к серьезным травмам сотрудников противопожарной службы. Риск поражения током значительно возрастает, если рядом с противопожарной техникой находится мощная электрическая установка.
  2. Попадания огнетушащего средства из ствола на токопроводящее место электроустановки. Противопожарная техника оборудована специальным насосом с электрическим мотором. Для обеспечения безопасности во время эксплуатации такого элемента необходимо устройство его заземления.

Основная функция системы — защитное заземление. Для ее реализации применяют два типа заземлений:

  • ЗПС (переносное заземляющее устройство пожарных стволов);
  • ЗППМ (переносное заземление для пожарных машин).

Если подача воды происходит из водопроводной системы, то целесообразнее заземлить только стволы. В таком случае можно обойтись без устройства подобной защиты для пожарных насосов.

Важно! Заземление пожарных машин посредством переносных заземляющих конструкций позволяет защитить сотрудников пожарной части как от наведенного, так и от статического напряжения.

Переносные заземляющие устройства конструктивно несложны.

Переносное заземление: технические характеристики

Обобщив данные подобных защитных конструкций, можно выделить стандартные аспекты производства их комплектующих:

  1. Применение медного провода высокого класса гибкости, в полиуретановой оболочке.
  2. Опрессовка концов провода.
  3. Крепление струбцин из металла (на концы провода).
  4. Наличие заземлителя. В роли такого элемента может быть металлическая конструкция различной конфигурации. Основное требование — заземлитель должен соприкасаться с землей. Такими конструкциями, исходя из практики пожаротушения, могут быть: опоры линий электропередач, пожарные гидранты, трубы шурфов или скважин. Возле промышленных объектов можно монтировать специальный штырь-заземлитель.
  5. Соединение струбцин. Один элемент прикрепляется к машине, а второй — к заземлителю.

Обратите внимание! Присоединяя заземляющую конструкцию к стволам, практичнее прикреплять на один конец провода вместо струбцины кольцо. При отсутствии такого приспособления осуществить соединение со стволом можно без такого дополнения.

Несмотря на структурную простоту, технические характеристики всех элементов такой конструкции должны соответствовать параметрам, утвержденным профильной документацией.

ЗППМ-25 (переносное заземляющее устройство для пожарных машин)

Важно! Для заземления пожарных стволов и насосов, которые применяются в ручном режиме, необходимо всегда использовать отдельные устройства.

При водопроводной подаче жидкости, обеспечивающей огнетушение, предусмотрен вариант заземления только стволов (без насосов).

Заземление для пожарных стволов

Конструкция защитного устройства заземления такого типа — стандартная: заземляющий проводник, опрессованный на концах, крепится с одной стороны к струбцине, а с другой — к стволу.

ЗПC-25 (переносное заземляющее устройство для пожарных стволов)

При монтаже и обустройстве конструкции обязательно учитываются требования профильной документации по структурным параметрам заземляющих устройств.

В зависимости от комплектации оборудования и наличия дополнительных приспособлений профильные правила могут быть дополнены специальными рекомендациями.

Основные требования

Правильно устроенное заземление снимает напряжение с различных объектов и оборудования, защищая человека от поражения током. Добиться безопасной работы техники и высоких эксплуатационных характеристик заземляющей конструкции можно лишь с учетом профильных нормативных требований, а именно:

  1. Термическая и динамическая устойчивость переносных заземлений к токам короткого замыкания. Это возможно при наличии у проводников следующих параметров: а) сечение провода переносного заземления для 1000 В: 16 мм²; б) сечение провода в переносном заземлении для более 1000 В: 25 мм², 35 мм², 50 мм², 70 мм², 95 мм² или 120 мм².
  2. Реализация надежного контакта. Если контакт плохой, то струбцины или зажимы при коротком замыкании могут нагреться и обгореть.
  3. Качественный монтаж струбцин. Эти элементы должны выдерживать значительные динамические нагрузки. Их необходимо монтировать прочно во избежание рассоединения (срыва).
  4. Продолжительная термическая устойчивость соединений переносных заземлений. Важна на протяжении всего времени эксплуатации заземлителя и необходима для автоматического отключения напряжения при перегреве контактов.

Внимание! Когда ток протекает по заземляющему спуску, нагреваются проводники. Это довольно опасно, ведь даже медь плавится при 1083 °C.

Необходимо знать также специальные правила расположения переносных заземляющих устройств.

Размещение заземляющих конструкций

Исходя из регламентирующих материалов ПУЭ (шестое и седьмое издание); ГОСТ Р 51853-2001 (Заземления переносные для электроустановок), а также аналогичной профильной документации, можно выделить несколько правил размещения таких заземляющих устройств. Основные требования:

  1. На местах монтажа заземления для подстанций, а также мест расположения заземления пожарных машин, необходимо наличие соответствующих знаков.
  2. Все места, на которых размещены пожарные автомобили и располагаются ствольщики (пожарные, которые держат стволы), должны быть оборудованы заземлителями. Чаще всего заземлители располагаются: возле входных дверей электрических распредустановок; вблизи кабельных сооружений; возле гидрантов или у входа в само здание.

Важно! В соответствии с инструкцией по пожаротушению, при пожаре на электростанции встречать пожарный отряд должен человек, осведомленный о местах нахождения заземляющих проводов.

В комплектации пожарных машин переносное заземление не предусмотрено как обязательный структурный элемент безопасности. Упоминание о заземляющем устройстве переносного типа оговорено в перечне профильных требований по эксплуатации пожарной машины. Этими правилами утверждено, что обустройство места для крепления такого типа заземляющего устройства — обязательно. Место электрически должно быть связано со всеми основными металлическими составляющими машины (надстройка, шасси и т.п.).

Заземление пожарных машин требования

ГОСТ Р 53328-2009

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСНОВНЫЕ ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ

Общие технические требования. Методы испытаний

Fire fighting technics. Fire extingushing trucks. General technical requirements. Test methods

Дата введения 2009-05-01
с правом досрочного применения

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».

Читайте также  Составление рационов для кормлениянутрий

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны» (ФГУ ВНИИПО) МЧС России

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 «Пожарная безопасность»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 февраля 2009 г. N 104-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемые и модернизируемые основные пожарные автомобили, создаваемые на различных колесных шасси, предназначенные для доставки личного состава пожарных подразделений, огнетушащих веществ и оборудования к месту вызова и для подачи огнетушащих веществ (воды, пены, порошков, инертных газов, других веществ и составов) в зону горения.

В стандарте устанавливаются основные параметры, общие технические требования и методы испытаний ПА, создаваемых на базовых автомобильных шасси грузоподъемностью до 12 т включительно.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.601-95* Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 2.601-2006, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 2.602-95 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы

ГОСТ 4.332-85 Система показателей качества продукции. Автомобили пожарные тушения. Номенклатура показателей

ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования

ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения

ГОСТ 9.104-79 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации

ГОСТ 9.303-84 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования к выбору

ГОСТ 9.402-80* Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей перед окрашиванием

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 9.402-2004, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.012-90* Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 12.1.012-2004, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 12.1.019-79 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты

ГОСТ 12.1.033-81 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Термины и определения

ГОСТ 12.2.033-78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работы стоя. Общие эргономические требования

ГОСТ 12.3.002-75 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.009-83 Система стандартов безопасности труда. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание

ГОСТ Р 12.4.026-2001 Цвета сигнальные и знаки безопасности

ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 112-78 Е Термометры метеорологические стеклянные. Технические условия

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 2349-75 Устройства тягово-сцепные системы «крюк-петля» автомобильных и тракторных поездов. Основные параметры и размеры. Технические требования

ГОСТ 2405-88 Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапоромеры. Общие технические условия

ГОСТ 3940-84 Электрооборудование автотракторное. Общие технические требования

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52230-2004, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 6134-87* Насосы динамические. Методы испытаний

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 6134-2007, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 6465-76 Эмали ПФ-115. Технические условия

ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 7877-75 Рукава пожарные напорные прорезиненные из синтетических нитей. Общие технические условия

ГОСТ 8769-75 Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости

ГОСТ 9544-93* Арматура трубопроводная запорная. Нормы герметичности затворов

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 9544-2005, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 13837-79 Динамометры общего назначения. Технические условия

ГОСТ 14167-83 Счетчики холодной воды турбинные. Технические условия.

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 17398-72 Насосы. Термины и определения

ГОСТ 18099-78 Эмали МЛ-152. Технические условия

ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ 18374-79 Эмали ХВ-110 и ХВ-113. Технические условия

ГОСТ 20306-90 Автотранспортные средства. Топливная экономичность. Методы испытаний

ГОСТ 21130-75 Изделия электротехнические. Зажимы заземляющие и знаки заземления. Конструкция и размеры

ГОСТ 21624-81 Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий

ГОСТ 21752-76 Система «человек-машина». Маховики управления и штурвалы. Общие эргономические требования

ГОСТ 21753-76 Система «человек-машина». Рычаги управления. Общие эргономические требования

ГОСТ 21758-81 Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Методы определения показателей эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности при испытаниях

ГОСТ 22061-76* Машины и техническое оборудование. Система классов точности балансировки. Основные положения

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ ИСО 1940-1-2007, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 22576-90 Автотранспортные средства. Скоростные свойства. Методы испытаний

ГОСТ 22748-77 Автотранспортные средства. Номенклатура наружных размеров. Методы измерений

ГОСТ 23170-78 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования

ГОСТ 24297-87 Входной контроль продукции. Основные положения

ГОСТ 26336-84 Тракторы и сельскохозяйственные машины, механизированное газонное и садовое оборудование. Система символов для обозначения органов управления и средств отображения информации. Символы

ГОСТ 27258-87 Машины землеройные. Зоны комфорта и досягаемости органов управления

ГОСТ 28352-89* Головки соединительные для пожарного оборудования. Типы, основные параметры и размеры

Устройство и размещение заземления для пожарных машин

При тушении пожара на энергетическом объекте струя воды может попасть на проводящий контур, который находится под напряжением, и сама стать проводников. На пожарной машине может появиться наведенное напряжение, что усугубляет опасность поражения током. Чтобы защитить бойцов службы спасения, используют заземление для пожарных стволов и машин.

Назначение

Проблема станет полностью понятной, если представлять себе, что такое наведенное напряжение. Такое напряжение возникает на проводящих частях машины под влиянием внешних источников электромагнитных волн. Иными словами, по деталям пожарного автомобиля может начать распространятся электрический ток. И этот ток может привести к травмам и даже гибели сотрудников пожарной части. Особенно велик риск поражения, если противопожарная техника находится рядом с мощной электрической установкой.

На пожарной машине установлен насос с электрическим мотором, поэтому во время работы важно позаботиться и о его заземлении.

Таким образом, переносное заземление защищает от удара током:

  • при возникновении наведенного напряжения на машине;
  • при попадании струи воды из ствола на проводящую часть электроустановки, которую тушат.

Самое обычное переносное заземление представляет собой отрезок медного провода в прозрачной полиуретановой оболочке. Концы провода опрессованы, и к ним болтами прикреплены металлические струбцины. Одна струбцина подсоединяется к машине, а вторая к заземлителю. Заземлителем может быть любая металлическая конструкция, уходящая в землю. На практике такими конструкциями становятся пожарные гидранты, опоры линия электропередач, трубы шурфов, скважин, колодцев. Возле предприятий могут и специально устанавливать заземляющий штырь.

Чтобы подсоединять заземление к пожарным стволам, с одного конца вместо струбцины прикреплено кольцо. Кольцо может отсутствовать, и тогда провод прикрепляется непосредственно стволу без дополнительных приспособлений.

Заземление помогает не только от наведенного, но и от статического электричества.

Его применяют на газозаправочных станциях, чтобы избежать возникновения случайной искры. Если вода подается из системы водопровода, то заземлять можно только стволы, без заземления пожарных насосов.

Технические характеристики

Устройство заземления снимает напряжение с предметов, и тем самым исключает протекание тока.

Сечение провода меняется от 16 до 70 мм кв. Длина не имеет ограничения и выбирается из таких расчетов, чтобы свободно можно было маневрировать стволом. Обычно длина составляет 10-40 м. Переносное заземление отводит напряжение до 1 кВ.

Читайте также  Черёмуха. Выращивание черёмухи наприусадебном участке

Применяют провод высокого класса гибкости, чтобы исключить переломы. Медь считается хорошим проводником, поэтому используют именно ее. Наиболее распространены сечения 16 и 25 мм кв. Как частный случай встречаются экземпляры с сечением до 90 мм кв. Прозрачный полиуретан обладает гибкость и выдерживает температуру от -50 до +60°. Он защищает медь от окисления и позволяет следить за целостностью проводника.

Контактная поверхность струбцины (зажим, который закрепляется на машине) должна иметь антикоррозионное покрытие, обладающее высокой проводимостью.

Размещение заземляющих устройств

У пожарных частей, закрепленных за электрическими станциями, существует своя особая инструкция по тушению пожаров. В ней говорится, что на местах установки пожарных машин и местах, где стоят бойцы, держащие стволы (ствольщики), должны находиться заземлители. Обычно заземлители размещают возле входных дверей распределительных электрических установок, возле сооружений для кабелей, поблизости от гидрантов или входных дверей в здание.

На электростанциях определяют необходимое количество проводников переносного заземления для пожарных машин и выбирают место их хранения. Для отработки навыков тушения пожара на электростанциях, поблизости оборудуют специальные площадки-тренажеры. Там размещается техника, и проходят учения. Пожарный отряд может не знать местоположения заземляющих устройств, поэтому по инструкции его должен встречать дежурный или другое уполномоченное лицо, которое знает пути перемещения по территории предприятия, и осведомлено в нахождении проводов заземления.

Пожарная безопасность на энергетических объектах

На каждом энергетическом объекте должна быть инструкция, оформленная в соответствии с правилами пожарной безопасности. В ней учитываются особенности предприятия, расписываются обязанности работников, перечислены требования к содержанию территории, помещений и другие важные моменты.

Каждый сотрудник энергетического предприятия должен пройти противопожарный инструктаж. Причем не имеет значение его должность, стаж и предыдущее место работы. Подтверждением прохождения инструктажа является роспись в журнале.

Предусмотрены специальные знаки, указывающие место заземления для пожарной техники. На предприятии должны быть катушки с медным проводом и прикрепленными струбцинами. Места заземления подготавливают заранее возле точек забора воды или входов в здания. Именно там будет стоять пожарная машина, а значит, там и должен находиться штырь для заземления. Кто же определяет эти места?

Где будет расположено заземление, определяет уполномоченные сотрудники объекта вместе с представителем пожарной службы. Места установки записывают в плане действий при ликвидации пожара.

Электрическая безопасность пожарных машин

Надо заметить, что переносное заземление не входит в обязательную комплектацию пожарных машин. Однако для предотвращения поражения током предназначены специальные средства защиты. Это резиновая обувь и рукавицы, которые не пропускают электрический ток.

В перечне требований к пожарной машине сказано, что электрические соединения и установки должны обеспечивать безопасную работу персонала.

Электропроводка должна быть защищена от попадания воды, нагрева, перетирания и надежно закреплена. Все вводы, разъемы и проводящие элементы должны быть промаркированы.

Металлические части машины, не предназначенные для проведения тока, должны быть соединены с шасси или корпусом источника питания. В этом случае при нарушении изоляции исчезает опасность поражения током.

В правилах также сказано, что на пожарной машине должна быть возможность закрепления переносного заземления. Место закрепления должно быть связано электрически со всеми металлическими частями машины (шасси, водо-пенная установка, надстройка). Для связи между частями устанавливают специальные перемычки.

По правилам пожарной безопасности пожарные машины укомплектовываются средствами защиты от электричества. Если объект пожаротушения находится под высоким напряжением, то расстояние 4 м от него считается оптимальным, при условии, что соблюдены все остальные меры безопасности.

В процессе тушения пожара на электроустановках распыленными струями необходимо заземлить насос и пожарный ствол. Работать надо только с применением электрозащитных средств. Если присутствует задымление, то дополнительно применяют средства защиты органов дыхания.

Электробезопасность

Понедельник — Пятницас 10.00 до 19.00

Заземления для пожарных машин и пожарных стволов

ПРИКАЗ от 25 мая 1996 г. N 285 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МВД РОССИИ

При ликвидации горения подвижного состава на электрифицированном участке оперативные должностные лица обязаны принять меры, запрещающие приближение личного состава подразделений ГПС к проводам и другим частям контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 2 м, а к оборванным проводам контактной сети и воздушных линий — на расстояние менее 10 м до места их заземления.

При этом подача воды и пены допускается только после снятия напряжения с контактной сети и воздушных линий и их заземления установленным порядком.

Согласно данного приказа к электрозащитным средствам, применяемым в подразделениях Государственной противопожарной службы МВД России, относятся:

  • перчатки резиновые диэлектрические;
  • галоши (боты) резиновые диэлектрические;
  • коврики резиновые диэлектрические, размерами не менее 50 x 50 см с рифленой поверхностью;
  • ножницы для резки электропроводов с изолированными ручками (требования к указанным электрозащитным средствам определены ГОСТ, Приложение 1, док. 38 — 40);
  • переносные заземлители из гибких медных жил произвольной длины, сечением не менее 12 кв. мм, для пожарных автомобилей, у которых основная система защиты — защитное заземление.

Для работы, как правило, используются два вида заземлений:

Переносные заземления для пожарных стволов (ЗПС) предназначены для защиты работающих на пожарных машинах при попадании струи из ствола на токоведущие части электроустановок, находящихся под напряжением или при появлении на машинах наведенного напряжения.

Переносные заземления для пожарных машин (ЗППМ) используют для того, что бы защитить работающих на пожарных машинах при появлении на машинах наведенного напряжения.

Заземление представляет собой заземляющий проводник, выполненный из гибкого медного провода в прозрачной оболочке, опрессованный на концах медными наконечниками. Наконечники с помощью болтовых соединений крепятся к заземляющей струбцине с одной стороны и к пожарному стволу (непосредственно или через специальное кольцо) с другой стороны.

Заземления поставляются с длиной заземляющего провода, указанной заказчиком, но не менее 10 метров

Испытания электрозащитных средств проводятся специальными лабораториями, имеющими на это разрешение органов Госэнергонадзора. Результаты испытаний оформляются актом, который хранится в подразделении ГПС до проведения следующего испытания. На перчатках, ботах, ковриках и т.д. ставится штамп с указанием срока следующего испытания.

Сроки проведения испытаний:

  • перчатки резиновые диэлектрические — один раз в 6 месяцев;
  • галоши (боты) резиновые диэлектрические — один раз в год;
  • ножницы для резки электропроводов с изолированными ручками — один раз в год;
  • коврики резиновые диэлектрические — один раз в год.

Перед каждым использованием защитных средств они должны быть визуально осмотрены, а так же быть повереными. Внешний осмотр проводится ежедневно при заступлении на боевое дежурство личным составом подразделений ГПС, за которым они закреплены.

Внешними признаками, определяющими непригодность средств электрической защиты, являются:

  • для ножниц — повреждение изоляции на рукоятках и отсутствие упорных колец и резиновых втулок на концах рукояток;
  • для резиновых перчаток, галош (бот), ковриков — проколы, разрывы, наличие отверстий;
  • для переносного заземления — разрушение контактных соединений, нарушение механической прочности медных жил (обрыв более 10% медных жил).

Все средства электрической защиты, не прошедшие в установленные сроки испытания, считаются непригодными к использованию.

Электрозащитные средства хранятся на пожарном автомобиле отдельно от ПТВ и шанцевого инструмента в зачехленном виде.

Заземления переносные должны эксплуатироваться в соответствии с “Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок”, стандартом организации ПАО «РОССЕТИ» СТО 34.01-30.1-001-2016 “Порядок применения электрозащитных средств в электросетевом комплексе ПАО «РОССЕТИ». Требования к эксплуатации и испытаниям“, ведомственными инструкциями.

Комплект средств защиты до 1000 В со стендом (СС-1)

Обновление комплекта средства защиты до 1000В (КСЗ-1)

Ждем вас на выставке «Энергетика и электротехника»

Электробезопасность — система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих вредное и опасное воздействие на работающих от электрического тока и электрической дуги. Электробезопасность включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Правила электробезопасности регламентируются правовыми и техническими документами, нормативно-технической базой. Знание основ электробезопасности обязательно для персонала, обслуживающего электроустановки и электрооборудование.

Энергобезопасность — официальный партнер краснодарского предприятия «Электроприбор»

звоните нам в любой рабочий день с 10:00 до 19:00
или закажите обратный звонок и мы с удовольствием вам перезвоним

Спасибо! Ваша заявка успешно отправлена.

В ближайшее время наши менеджеры свяжутся с вами.

Источник: gk-rosenergo.ru

Оцените статью
klub-winx
Добавить комментарий